05 марта 2007
4031

Виктор Субботин: Команда `Суперджет`

"Компания"

В начале февраля Внешэкономбанк заявил о намерении приобрести 10% акций компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), чуть раньше о планах купить блокпакет авиакорпорации заявила итальянская Alenia Aeronautica. В ГСС полагают, что привлечь значительный объем инвестиций удалось в том числе и благодаря повышению прозрачности бизнеса, которое стало возможным в результате реформирования корпоративного управления и совершенствования организационной структуры компании.

Когда-то Советский Союз контролировал около 25% мирового рынка авиационной техники, из этой доли почти половина приходилась на самолеты гражданского назначения. Но за прошедшие 15 лет отрасль гражданской авиации пришла в полный упадок. В то время как практически ежедневно тот же Airbus или Boeing производят по одному самолету, российские предприятия выпускают по два-три самолета в год, отмечает аналитик ИГ "КапиталЪ" Михаил Пак. Доля России на мировом рынке

гражданской авиации составляет менее 1%. Хотя, по оценкам генерального директора Экспертного института при РСПП Олега Кузнецова, наша страна потенциально могла бы контролировать более 10% мирового рынка. И дело здесь не столько в отсутствии финансирования и заказов со стороны отечественных авиакомпаний, сколько в неумении перестроить старую советскую схему управления и планирования. "Времена, когда один кроит, другой сшивает, третий починяет, а четвертый носит, просто потому что больше нечего носить, прошли безвозвратно", - отмечают в ГСС.

Большинство самолетостроителей так и не смогли осознать, что создание самолета в современном мире - это интегрированный бизнес, где производитель продукта полностью отвечает за его качество и предоставление полноценного пакета услуг по послепродажной поддержке.

Первым делом - маркетинг

Крупные российские авиакомпании, выброшенные на открытый рынок авиаперевозок, в силу жесткой конкуренции перестроились куда быстрее, чем производители самолетов. И сегодня, имея богатый опыт эксплуатации западной авиатехники, они требуют от отечественных самолетостроителей современные, экономичные лайнеры, гарантированно обеспеченные послепродажной поддержкой на мировом уровне. Именно поэтому основное внимание в ГСС уделяют маркетинговым исследованиям, позволяющим оценить как общую потребность рынка в самолетах производимого класса и качества, так и спрогнозировать свою нишу через год-два и через десять лет. "На сегодня мы рассчитываем продать в общей сложности 800 самолетов до 2024 года, причем 250 из них на российском рынке, а остальные на международном", - делится планами президент компании Виктор Субботин. "Суперджет 100" - наиболее жизнеспособный гражданский проект российских авиационных корпораций", - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын. Именно поэтому он не считает планы ГСС излишне амбициозными: в ближайшие годы при выходе на проектную мощность компания вполне может наладить выпуск до 60 - 70 самолетов ежегодно.

Руководство ГСС выбрало весьма удачное время для выхода на рынок с проектом "Суперджет 100". По словам технического директора компании Alenia Aeronautica Алессандро Францони, рынок региональных авиаперевозок, на который и ориентируется ГСС, является наиболее интенсивно растущим в мире. В настоящее время региональные самолеты составляют примерно 40% всего мирового авиапарка, на них совершается 45% рейсов. Если ежегодный средний рост поставок воздушных судов составлял 4% в течение последних 15 лет, то по региональным самолетам этот показатель сейчас составляет порядка 8%. Согласно прогнозам, в течение ближайших 20 лет объем региональных перевозок увеличится более чем в три раза, за этот период заказчикам будет продано 7500 региональных бортов. При этом проект "Суперджет 100" является конкурентоспособным не только на внутреннем рынке, где ему противостоят в основном "подержанные иномарки", но и на международном, считает Францони.

Из оборонки на гражданку

На момент начала проекта "Супер-джет 100" корпорация "Сухой" обладала стабильным, выстроенным на протяжении многих лет бизнесом в сфере военного авиастроения. А значит, компания уже располагала достаточными ресурсами, как финансовыми, так и инженерными, чтобы сбалансированно распределить их между военными программами и новым гражданским проектом, отмечает Виктор Субботин.

Изначально было очевидно, что конкурентоспособность на мировом рынке подразумевает широкомасштабную международную кооперацию поставщиков систем и комплектующих, привлечение стратегических партнеров. Это объясняет, почему программа "Суперджет 100", ранее известная как RRJ, выделена в отдельный бизнес. Так, в 2000 году была создана компания "Гражданские самолеты Сухого". Работа над проектом шла параллельно со становлением компании, структурированием бизнес-процессов, появлением новых направлений. С самого начала компания взяла курс на финансовую прозрачность, открытость, ставила перед собой задачу привлечения стратегических партнеров и инвесторов. Наличие в компании эффективного корпоративного управления является одним из ключевых критериев при принятии инвестиционных решений. На сегодняшний день у ГСС уже есть стратегический партнер - итальянская компания Alenia Aeronautica, которая еще в прошлом году заявила о планах приобрести блокирующий (25%+1) пакет акций. "В течение 2007 года мы рассчитываем финализировать сделку", - отмечают в ГСС. Вслед за итальянцами о своем желании поучаствовать в проекте заявил Внешэкономбанк, он намерен купить 10% акций компании. Стоит отметить, что кредитная организация

уже является партнером ГСС: 6 февраля текущего года банк заключил с лондонским представительством Deutsche Bank договор о предоставлении компании кредита в размере 16,9 фунтов стерлингов. Участвовали иностранцы и в производственном процессе: разработка лайнера "Суперджет 100" велась при непосредственном участии специалистов из компании Boeing. Двигатели для самолета разрабатываются НПО "Сатурн" совместно с французской SNECMA. "Сегодня наш основной проект - "Суперджет 100". По масштабу международной кооперации эта программа не имеет аналогов в отечественном авиапроме, но весьма типична для мирового самолетостроения", - отмечают в ГСС. "Именно сотрудничество с иностранными компаниями, на наш взгляд, и позволило проекту появиться на свет в условиях жуткого состояния гражданской авиации в России", - говорит Михаил Пак из ИГ "КапиталЪ".

Курс на инвестиции

"Привлечение партнеров и инвестиций - процесс долгосрочный, требующий в том числе существенного, заблаговременного реформирования системы корпоративного управления", - отмечают в ГСС. Именно поэтому в 2005 году был избран новый совет директоров, председателем которого стал Рубен Варданян - председатель совета директоров группы "Тройка-Диалог". Общий состав совета был увеличен до семи человек, среди которых появились два независимых члена. В результате был сформирован профессиональный совет директоров, состоящий как из экспертов в авиастроении, так и из представителей российской бизнес-элиты. В рамках стратегии нового совета директоров были созданы комитеты по аудиту, кадрам и вознаграждениям, приняты новые версии внутрикорпоративных документов - устава компании, положения об органах управления. С 25% до 10% от балансовой стоимости активов был снижен порог сделок, подлежащих одобрению совета директоров.

Существенным изменением в системе корпоративного управления стал переход на стандарты МСФО. Аудитором "Гражданских самолетов Сухого" по МСФО является известная во всем мире компания KPMG. "Внедрение стандартов МСФО является необходимым условием для выхода на рынки капитала и рассматривается как одна из приоритетных задач", - поясняет Максим Гришанин, старший вице-президент по экономике и финансам ГСС. Сегодня ведется работа над положением по информационной политике компании - документом, который будет регламентировать раскрытие ГСС информации, необходимой потенциальным инвесторам для понимания текущей ситуации в деятельности компании и перспектив ее развития в дальнейшем,

- и кодексом корпоративного управления. Основной задачей на этот год является создание системы информирования рынка и потенциальных инвесторов по стандартам, принятым для публичных компаний.

Коллегиальное решение

Кроме оптимизации структуры корпоративного управления была проведена реформа организационной структуры ГСС. "Появление стратегического партнера в лице итальянской компании Alenia Aeronautica, который впоследствии примет участие в управлении, смещение приоритетов в управлении от разработки продукта к продажам и серийному производству требуют адаптации всей оргструктуры к принятым в международной практике стандартам", - поясняют в "Гражданских самолетах Сухого".

Все это требует разработки принципиально новой управленческой структуры, аналогов которой в России просто нет. Основная задача организационной реформы, по словам президента компании, - повысить управляемость компании за счет сокращения числа руководителей, находящихся в непосредственном подчинении первому лицу компании. Привести элементы организационной структуры в соответствие с принятой в практике мирового самолетостроения номенклатурой, минимизировать управленческие риски принятия "невзвешенных" решений. В ходе реформы уже сформирован коллегиальный орган - правление, создание его позволило

расширить круг вопросов, решения по которым принимаются совместно.

Мировые стандарты

ГСС стала первой в России авиационной компанией, которая внедрила принятые в мировом самолетостроении принципы работы не только внутри корпорации, но и в процессе взаимодействия с заказчиками - авиакомпаниями, являющимися конечными потребителями услуг и продукции. У "Гражданских самолетов Сухого" уже есть пакет твердых заказов на "Суперджет 100", в частности "Аэрофлот" - 30 самолетов, "КрасЭйр" - 15. Причем компании удалось найти заказчиков и заключить твердые контракты на продажу самолетов еще на стадии разработки. ГСС сумела привлечь

стороннее финансирование, получить кредиты под уже имеющиеся заказы и успешно реализовывать проект. Подобная практика только появляется в России, отмечает Михаил Пак из ИГ "КапиталЪ", но ее осуществление поднимет отечественное самолетостроение на новый уровень и позволит в полном объеме финансировать перспективные разработки.


http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=1031

05.03.2007

Максим Логвинов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован