20 августа 2007
3380

Виктор Субботин: Самое главное - быстро взлететь

Авиационная индустрия

С началом летных испытаний Sukhoi Superjet 100 количество твердых заказов на этот самолет увеличится в полтора раза

Авиакомпании всего мира в ближайшие двадцать лет закупят не менее 5,5 тыс. региональных реактивных самолетов, потратив на них в общей сложности почти 100 млрд долларов. Этот сегмент рынка пока еще полностью контролируют бразильская Embraer и канадская Bombardier. Тем не менее ежегодный двадцатипроцентный рост спроса на региональные самолеты позволит пробиться в эту нишу и третьему крупному игроку. Сейчас на эту роль претендуют "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), китайская госкорпорация AVIC I и японская Mitsubishi Heavy Industries. Но, в отличие от азиатских авиастроителей, у нас есть серьезное конкурентное преимущество. Новый российский самолет поднимется в воздух уже в нынешнем году, тогда как китайский лайнер совершит свой первый полет не раньше 2008 года, а японский - лишь в 2012 году. ГСС планирует произвести и продать на мировом рынке не менее 700 новых самолетов, выручив за них как минимум 20 млрд долларов. О том, как создается Sukhoi Superjet 100 и как он будет продаваться, в интервью "Эксперту" рассказал президент ГСС Виктор Субботин.

- В какой стадии сейчас находится реализация проекта Sukhoi Superjet 100?

- Сейчас полным ходом идет окончательная сборка первого летного самолета. На заводе в Комсомольске-на-Амуре изготавливаются детали и осуществляется сборка отсеков фюзеляжей еще трех самолетов, предназначенных для летных испытаний. Выкатка лайнера состоится в конце сентября, а к концу года мы планируем совершить первый полет. Так что мы работаем в строгом соответствии с графиком.

- Во сколько обойдется создание лайнера?

- Общая сумма средств на реализацию всей программы составит 1,4 миллиарда долларов. Это наиболее полная оценка, включающая затраты на проектирование и разработку, техническую модернизацию заводов, изготовление самолетов, ввод в эксплуатацию и организацию серийного производства, создание системы послепродажной поддержки, а также оборотные средства.

- Какие новые технологии применяются при разработке и производстве Superjet 100?

- Главное в этом проекте - принципиально новая для России философия организации авиационного бизнеса. Собственно, технические и технологические решения - это уже инструмент реализации этой философии, направленной на своевременный вывод на рынок конкурентоспособного продукта. Благодаря цифровым технологиям - а мы использовали признанное в мировой практике программное обеспечение Catia V5 - все поставщики, заводы и конструкторский центр замкнуты в единое информационное пространство, позволяющее в режиме реального времени отслеживать в электронном трехмерном макете малейшие нестыковки и максимально быстро их корректировать. Соответственно, электронный макет доступен и на серийных заводах, где на его основе готовятся программы для станков, на которых эти детали производятся. Современные обрабатывающие центры дают высокую точность изготовления деталей, что делает возможным их стыковку без дополнительной подгонки. Все это радикально уменьшает сроки и стоимость разработки самолета. К настоящему времени мы закупили и ввели в эксплуатацию в общей сложности порядка пятидесяти станков. Это оборудование позволит нам изготавливать 20-40 самолетов в год, что составляет практически половину проектной мощности завода в Комсомольске-на-Амуре. На завершающем этапе модернизации нам необходимо иметь около 80 станков и обрабатывающих центров, которые позволят выйти на серийную мощность и производить 70 самолетов в год.

- А сколько средств уже вложено в модернизацию заводов? Как строится производственная кооперация между ними?

- Общий объем инвестиций в подготовку производства самолета составит около 150 миллионов долларов. Изготовление деталей и агрегатная сборка происходит на предприятиях в Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре и Воронеже, в то время как окончательная сборка выведена в отдельную структуру - филиал ГСС в Комсомольске. На ее базе будет создан первый центр поставки самолетов.

- Как проходят испытания Sukhoi Superjet 100 в ЦАГИ? - Начаты статические испытания: испытаны пилон двигателя (элемент крыла, на котором он держится. - "Эксперт") и шасси. Все испытания прошли успешно, прочностные характеристики подтверждены. Сейчас идет подготовка к следующей стадии испытаний, в ходе которой специалисты ЦАГИ будут проверять на прочность крылья и хвостовое оперение самолета, а также испытывать фюзеляж наддувом (избыточным внутренним давлением).

- Какую долю мирового рынка способен занять ГСС?

- Мы считаем, что в перспективе вполне можем рассчитывать на 15 процентов мирового рынка в своем классе. Это обеспечит ГСС устойчивую позицию для дальнейшего развития. По самым консервативным подсчетам, мы сможем поставить не менее 800 самолетов. Из них 300 планируем продать в России и странах СНГ, а еще 500 - в других регионах мира.

- Два года назад о своем желании инвестировать в создание нового российского самолета 110 миллионов долларов заявляла индийская корпорация HAL. Но генеральное соглашение о стратегическом партнерстве ГСС подписала с итальянской компанией Alenia Aeronautica. Почему выбор пал именно на итальянцев?

- При принятии таких решений любая компания в первую очередь оценивает вклад потенциального партнера, причем не только финансовый, но и вклад в развитие компании на уровне компетенций, расширения рынка сбыта и влияния на финансирование программы (удешевление кредитов, гарантий и так далее). В нашем случае Alenia Aeronautica не только участвует в финансировании проекта, но и вносит свои компетенции в области продаж на развитых рынках, послепродажной поддержки и в будущем, возможно, производства деталей из композиционных материалов.

- И каковы же компетенции Alenia?

- Уже зарегистрировано совместное предприятие с Alenia, которое будет заниматься продажами лайнеров на западноевропейском и североамериканском рынках, а также послепродажным обслуживанием и технической поддержкой по всему миру. Для нас эти два момента имеют принципиальное значение. Вступление итальянцев в программу показывает западным авиакомпаниям, что та самая система "послепродажки", которая всегда считалась слабым местом российского авиапрома, будет организована на должном уровне. А это означает, что риски авиакомпаний, связанные с сервисом, существенно снизились.

- Но договор с итальянцами предусматривает, что Alenia Aeronautica не только примет участие в программе Sukhoi Superjet 100, но и приобретет 25 процентов плюс одну акцию ГСС. Какова сумма этой сделки?

- Сделка находится на этапе оформления, поэтому пока преждевременно говорить о ее сумме.

- Когда вы предполагаете закрыть сделку?

- Генеральное соглашение уже подписано. Теперь необходимо пройти все разрешительные процедуры в государственных органах, процедуру регистрации и размещения допэмиссии. Мы рассчитываем завершить сделку к концу года.

- Как вы предполагаете развивать семейство Sukhoi Superjet 100? Какие модели появятся вслед за базовой версией?

- Прорабатывается создание бизнес-версии самолета семейства Sukhoi Superjet 100. Его характеристики во многом будут зависеть от требований рынка. В перспективе мы также сможем предложить рынку специализированные версии, например вариант грузового самолета на платформе Sukhoi Superjet 100. Наконец, мы изучаем возможность создания самолета увеличенной пассажировместимости на платформе существующего семейства. Исследования, которые вместе с нами проводила Alenia Aeronautica, а также результаты работы с авиакомпаниями показывают, что версия увеличенной пассажировместимости будет востребована рынком. При этом унификацию семейства мы намерены сохранить. Сейчас идут работы в этом направлении, и я надеюсь, что в ближайшее время вы услышите о конкретных результатах.

- Какие новые технологии будет использовать ГСС в дальнейших модификациях Sukhoi Superjet 100?

- При развитии семейства мы собираемся использовать композитные материалы, которые сейчас широко применяются на Boeing 787. В частности, у нас есть мысль сделать из композитов крыло, что улучшит аэродинамические свойства самолета и даст выигрыш по весу. Но это вопрос не сегодняшнего дня. Использование этих технологий в новом продукте несет технологические и временные риски при сертификации, поэтому для нового игрока выходить на рынок с подобными решениями неосмотрительно: есть риск на этапе сертификации сорвать программу по срокам. Поэтому мы нашли технические решения, которые при использовании традиционных материалов позволяют добиться экономической эффективности самолета для авиакомпаний.

- Как изменится расклад сил на рынке с появлением китайских и японских производителей региональных реактивных самолетов?

- Все будет зависеть от конкурентоспособности их продукта. При разработке Sukhoi Superjet 100 мы создавали самолет привлекательный как для пассажиров, так и для авиакомпаний. Привлекательным для пассажиров его делает комфорт в салоне и большое жизненное пространство, а для авиакомпаний - низкая стоимость владения. Последняя включает в себя преимущества как по экономической эффективности самого самолета, так и по стоимости послепродажного обслуживания. Сравнивая японцев и китайцев, получается, что из них ближе всего к реализации проекта подошли китайцы. Японцы планируют вывести самолет на рынок в 2012 году. И как будет выглядеть японский самолет, мы на этом этапе можем только догадываться. Мы же выходим на рынок раньше, что дает нам существенное преимущество по времени. Авиакомпании уже будут эксплуатировать наш самолет и менять одну модель на другую почти наверняка не станут, так как это потребует дополнительных затрат на обучение персонала, новую систему послепродажного обслуживания и прочее.

- На этапе разработки руководство ГСС утверждало, что эксплуатация нового самолета обойдется авиакомпаниям на 10-15 процентов дешевле, чем самолетов Embraer и Bombardier. Это преимущество сохранится в будущем?

- Конечно, мы придерживаемся заявленных целевых показателей и планируем сохранять конкурентоспособность продукта на протяжении всего цикла продаж самолета.

- Каков план продаж Superjet 100?

- Сейчас у нас 71 твердый заказ. В плане на этот год довести объем общего количества твердых заказов до 100 самолетов. Я думаю, что первый полет подстегнет количество заказов на Sukhoi Superjet 100. Для нас самое главное - завоевать кредит доверия авиаперевозчиков. А для этого на данном этапе самолет должен взлететь и должны начаться летные испытания.


http://www.sukhoi.org/news/smi/?id=1187

20.08.2007

Алексей Хазбиев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован