25 ноября 1997
1541

Виктор Зоркальцев: Народно-патриотический союз России - конструктивная оппозиция власти

Коллеги!

Уважаемые Владимир Петрович, Тута Наибович!

Народно-патриотический союз России - самый молодой политический блок оппозиции в нашей стране. Нам всего чуть больше года. Но и по прошествии этого короткого срока я со всей ответственностью заявляю, что НПСР - самое многочисленное, уважаемое и перспективное оппозиционное объединение.

За этот год мы сумели объединить здоровые, честные, если хотите - пассионарные силы страны. В наших рядах, без преувеличения самые светлые, трудоспособные и самоотверженные люди. Мы объединили интеллигенцию, мы создали молодежное движение.

Мы сумели провести целый ряд очень полезных для страны и народа законов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и далее будем делать все от нас зависящее, чтобы улучшить положение людей.

Власть делает все, чтобы дискредитировать работу оппозиции. Предпринимались неоднократные попытки грубого давления на оппозицию, с целью спровоцировать ее на резкие и непродуманные действия, которые не только не отвечают интересам страны, но просто опасны по своим последствиям. Однако у нас крепкие нервы и, что бы ни говорили наши недруги, дело делается и немалое.

Срок нашей деятельности небольшой, но в него вместилось очень много событий, которые если и не изменили кардинально политический облик страны, то проявили новые политические тенденции.

Вот некоторые из них:

Во-первых. Президентские выборы не создали предпосылок для выхода из кризиса; стагнация и дальнейшая деградация во всех сферах жизни страны стала очевидной. Они также не приблизили нас к демократии, а отдалили от нее, поскольку дальнейшее разрастание кризиса угрожает установлением неконституционного авторитарного режима.

Во-вторых. Выборы в региональные органы исполнительной и законодательной власти закрепили за регионами право быть самостоятельными субъектами политического процесса в стране и это может стать крайне опасным в случае усиления регионального сепаратизма, что приведет к ослаблению центра, а вместе с тем и государственных устоев России.

В-третьих. Народно-патриотический союз России, пройдя испытание временем и выборами, преодолевая многие внутренние противоречия, все более уверенно заявляет о себе как о самостоятельной политической силе. Наши оппоненты никак не могут смириться с этим и находятся в неустанном поиске возможностей раскола НПСР и создания альтернативной политической силы, подконтрольной властям. Здесь и попытки воссоздать единое "демократическое" движение, и ускоренное создание партии Лебедя, и объединение НДР с союзниками (Черномырдин + Петров + Филатов).

В-четвертых. Все более очевидной становится зависимость России от внешнего влияния, грозящая перерасти в утрату ее суверенитета и способности к защите своей национальной безопасности. "Рыночная" экономика в России все более явственно строится по колониальному образцу.

В-пятых. Борьба финасово-криминальных групп за очередной передел собственности, за подчинение властных структур достигла высшей точки и охватила политическую и экономическую сферы, силовые и финансовые структуры. Правящий слой вновь оказался расколот после относительной консолидации 1996 года, когда угроза со стороны оппозиции заставила его на время отложить распри. В этой ситуации Президиум НПСР и принял решение о проведении зональных семинаров региональных организаций НПСР с целью конкретизации и координации совместных действий.

Мы несколько подзатянули их проведение. Подобные семинары уже прошли в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже, Кирове, Владимире, Краснодаре, Хабаровске, Иркутске, сегодня нас принимают в Нижнем-Новгороде гостеприимные хозяева, куда съехались представители Калмыкской, Татарстанской, Астраханской, Волгоградской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской региональных организаций, и мы благодарны нижегородцам и уважаемому Владимиру Петровичу и Туте Наибовичу за это. Сегодня же проходят семинар Челябинске, куда выехал А.И.Подберезкин.

Мы рассчитываем на вдумчивый, заинтересованный и товарищеский разговор, на активный обмен мнениями. У нас достаточно оснований говорить об успехах и достижениях, главным из которых является единство народно-патриотических сил. Но будет большой ошибкой и заблуждением, если мы не сосредоточим внимание на ключевых вопросах и проблемах нашего Движения, особенно на его региональных аспектах. При этом очень важно помнить о том, что наше идеологическое многообразие не может и не должно заслонять то главное, во имя чего объединилась ответственная, конструктивная оппозиция, готовая взять на себя ответственность за судьбы страны -сохранение и укрепление российской государственности.

Мне не хотелось бы сегодня вести речь в форме некой инструкции и я сформулирую задачи и проблемы НПСР, в т.ч. и на региональном уровне в проблемном плане и, прежде всего, в какой-то мере отчитаюсь о деятельности Президиума и Исполкома Координационного Совета Движения.

Президиум Координационного Совета работает динамично и планово, старается оперативно реагировать на острые и значимые политические события в стране, проводит линию на организационное укрепление Движения, расширение его влияния на политическую жизнь страны.

Вся практическая деятельность Координационного Совета, Президиума и Исполкома НПСР была направлена на собирание и объединение народно-патриотических сил, выработку приемлемой для всех идеологии и тактики действий. Только в 1997 году на центральном уровне в НПСР вступили еще 10 политических и общественных организаций. В частности, творческий союз работников культуры России, международный фонд социальной защиты детей и другие.

В интересах дальнейшей консолидации молодых патриотов в марте 1997 года проведен съезд народно-патриотического союза молодежи.

30 мая 1997 года состоялся Конгресс интеллигенции России. В его работе приняли участие около 2500 представителей интеллектуальной и художественной элиты страны из 56 регионов России. На конгрессе состоялся серьезный и взыскательный разговор о состоянии культуры. Избран Комитет спасения национальной культуры во главе с известным драматургом Виктором Сергеевичем Розовым.

17 октября 1997 года в его продолжение, проведен Конгресс научных и инженерно-технических работников России. Для участия в нем прибыло 2200 ученых, работников научных центров и исследовательских учреждений, инженеров из 71 региона России. О представительности форума свидетельствуют характеристики участников: академиков Российской Академии наук - 17, 120 академиков отраслевых академий, 400 докторов наук, 760 представителей наукоградов, градообразующих предприятий, предприятий ВПК и других наукоемких производств.

На Конгрессе принято заявление в поддержку отечественной науки, техники и производства, сформирован соответствующий общественный национальный совет во главе с академиком РАН, директором института вычислительной математики РАН Гурием Ивановичем Марчуком.

Президиум и Исполком НПСР строят свою работу в тесном единстве с общественностью, представителями регионов. За это время прошло 20 заседаний Президиума, на которых рассмотрено более 200 вопросов. Наряду с обсуждением общеполитических проблем, значительное внимание уделялось расширению влияния НПСР на самые широкие слои населения. В частности обсуждены вопросы работы с молодежью и казачеством, женскими и ветеранскими организациями. Большое место занимали вопросы проведения региональных избирательных кампаний.

На 12 заседаниях Исполкома НПСР рассматривались проблемы дальнейшего укрепления движения, создания его инфраструктуры, расширения информационно-пропагандистской базы. Здесь шла речь о работе газеты "Патриот", радио "Резонанс" - программы "Народная волна", Центра политического анализа, Агентства патриотической информации и т.д.

До конца года мы хотим успеть сделать следующее:

Организовать ежемесячное проведение Консультативного Совещания лидеров оппозиционных партий и движений, первое такое совещание состоялось 29 сентября этого года, затем 28 октября и 20 ноября. Это новое явление в деятельности НПСР. Коллективные встречи, консультации сближают позиции, оказывают воздействие на весь спектр оппозиционных политических движений.

В декабре планируется проведение заседания Координационного Совета, на котором предполагается рассмотреть "Экономическую программу НПСР" и принять решение о проведении Съезда Движения.

Принято решение Президиума о проведении во второй декаде декабря т.г. Конгресса отечественных товаропроизводителей.

Мы рассчитываем серьезно укрепить наши связи с рабочим движением за счет проведения в течение ноября-декабря месяца зональных совещаний лидеров профсоюзного, рабочего и забастовочного движений. Эти мероприятия мы рассматриваем в качестве важнейших мер по подготовке к Всероссийскому съезду рабочих.

Кроме того, большая работа предстоит в связи с продолжающимися выборами в региональные органы представительной (законодательной) власти. И уже сегодня, как я уже говорил, необходимо начинать подготовку к съезду НПСР, а это, как Вы понимаете, значительная по объему и важная по содержанию работа.

Как видите, даже фрагментарное освещение перечисленных вопросов говорит о растущей активности НПСР и ряда ее региональных организаций. Но создания единого целого организма мы еще не добились. Перед Движением стоит ряд проблем, многие организации находятся в стадии становления. Нет-нет да и раздаются голоса неприязни к этой ассоциации и в наших рядах, и со стороны властных структур, наших политических оппонентов.

Уверен, что в эти дни мы коллективно проанализируем нашу работу, но, я бы хотел специально обратить Ваше внимание на некоторые вопросы.

Все острее становятся проблемы повышения эффективности реализации возможностей нашего Движения. Они носят и организационный, и политический, и социально-экономический характер.

В организационном плане - необходимо дальнейшее укрепление структурных элементов Движения, особенно низовых ячеек. Каковы территориальные границы их расширения? Думается, с одной стороны, - следует полностью охватить субъекты Федерации, органы местного самоуправления по всей территории России, с другой - закрепить и продолжить активность тех общественных формирований, что мы с Вами создали накануне выборов. Их деятельность носит объединительный характер, они проверены в работе и могут вполне стать центрами кристаллизации в деятельности наших организаций. Можно было бы сделать постоянно действующими и подобные зональные совещания. Новая форма организационного укрепления НПСР, хорошо себя зарекомендовала, а города - типа Н-Новгорода, могли бы стать их центрами. Превратить географический центр Средней Волги в политический - интересная и перспективная задача.

Нам необходимо крепить каждую составляющую НПСР, к какой бы партии, какому бы Движению она не принадлежала. КПРФ - стержень НПСР, опираясь на его нам следует собирать интересных людей, патриотически настроенных, не боясь вовлекать в Движение всех, независимо от партийной принадлежности. Мероприятия, проводимые в Москве, показали перспективность такого шага на данном этапе.

И эту работу необходимо вести повседневно, особенно на первичном уровне. Такой подход позволит привлечь в наше Движение еще неопределившиеся массы и слева, и справа, и центра. Здесь наш резерв, это наша главная, стержневая задача - оттянуть из всех движений людей, влиятельных и авторитетных, стоящих на государственных, патриотических позициях.

Мы из Москвы с этой задачей не сможем справиться - не наша это задача. А для региональных организаций - это важнейшая проблема. Везде ведь есть уважаемые личности, хорошо известные и пользующиеся колоссальным авторитетом, а их потенциал, к сожалению, не используется сполна.

Хотелось бы затронуть очень тонкую, пока еще только начинающуюся, но уже многогранную работу НПСР по корректировке, а затем и смене социально-экономического курса страны.

Этому подчинено все: - и постановка вопроса о недоверии Правительству, и принятие целого ряда Законов, существенным образом корректирующих деятельность властных структур, и сбор подписей под всенародным Гражданским протестом, и акции публичного, уличного протеста, и выборы в органы власти субъектов федерации, и издательская деятельность наших партий и движений, и поддержка молодых публичных политиков. Особенно важно, поддержать и направить в правильное русло протест самых ущемленных слоев общества: врачей, учителей, научных работников, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Только в совокупности эти меры могут повысить эффективность работы того или иного регионального отделения и Движения в целом.

Возьмем вопрос о недоверии, выражаемом представительной властью Правительству или губернатору. Что это? Цель или средство?

Если вести речь применительно к Правительству Российской Федерации - это, конечно, средство достижения цели. Постоянное давление оппозиции на Правительство подчас дает определенный результат.

Правительство заинтересовано в том, чтобы мы были вечно в оппозиции. А народ, избиратели требуют, чтобы мы, даже находясь в оппозиции, воздействовали на власть, брали на себя исполнение правительственных функций. Мы и стремимся войти во власть, чтобы путем участия в ней добиться коренного изменения антинародного политического курса или оказать такое давление на Правительство, чтобы добиться конечной аналогичной цели.

Вдумайтесь: бюджет развития - разве это не корректировка курса? Выход оппозиции на центральное и региональное телевидение -корректировка? Парламентская газета, Наблюдательный Совет на 1 и 2 каналах ТВ (раньше об этом только мечтали) - конечно, но корректировка.

Или же возьмем законодательную деятельность НПСР. Закон о религиозных организациях, позволяющий принимать меры по ограничению деятельности сект - это ответ на запросы общества! Значит - корректировка. Восстановление дореформенных сбережений -это переворот в экономическом и нравственном плане. Восстанавливается (пусть и не сразу) то, что отнял Гайдар. Это уже и политическая корректировка курса. И таких законов можно привести уже немало.

А заключение Союза с Белоруссией? Это уже корректировка в определенной мере и Конституции Российской Федерации. Теперь и в Армении проводится работа в этом же направлении.

Вот такое многообразное воздействие дает больший эффект, чем одиночные прорывы на отдельном участке.

Главное закреплять эти прорывы, находить в процессах, явлениях то, что активно работает на наше Движение.

Хочется отметить, что несмотря на информационную блокаду и идеологический террор, люди чувствуют искренность наших устремлений и серьезность поставленных задач. Мы, говоря словами лидера Союза Геннадия Андреевича Зюганова, выдавливаем нечисть из пор России без войны, без драки и без нового разрушения и хаоса, которые погубят Россию окончательно. Если кто-то думает, что в нынешних условиях удержаться от резких действий легко, тот глубоко ошибается.

Рассмотрим результаты выборов в субъектах федерации. При поддержке НПСР избраны два Президента (Республика Марий Эл, Республика Хакассия), 28 губернаторов ( Алтайский, Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края, Амурская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Псковская, Рязанская, Тульская и Челябинская области, Агинский Бурятский, Корякский, Ханты-Мансийский и Эвенкийский автономные округа), в четырех субъектах федерации наши представители являются председателями Законодательных Собраний.

Сколько надежд было связано с этим. Какой подъем мы ощущали, ведя эту борьбу. Но оправдались ли надежды целиком и полностью? Пока нет. И здесь ряд причин:

а). Отсутствие комплексного решения проблемы. Влияние патриотов в области можно считать решающим лишь в том случае, если и губернатор и законодательное собрание стоят на патриотических позициях и плюс имеется сильное патриотическое движение;

б). Но этого не достаточно. Необходим выход на властную вертикаль. И если он имеется в Государственной Думе, становится осязаемым в Совете Федерации, то в Правительстве пока отсутствует. А даже кратковременное пребывание в нем Тулеева показало эффективность этого шага - с его именем связано подписание договора с Белоруссией, с новым курсом на интеграцию в СНГ;

в). Использовать новые возможности надо широко, комплексно и не боясь крупных прорывов. Вот два примера. Они говорят о том, как изменилась ситуация в Совете Федерации в результате выборов в субъектах федерации.

Государственная Дума дважды обратилась (в основном депутаты от НПСР) в Совет Федерации с просьбой высказать мнение по ряду важных проблем. В первом случае Совет Федерации собрал 92 подписи (большинство) в поддержку Государственной Думы, против ее разгона, и во второй раз Совет Федерации положительно ответил на вопросы, поднятые в письме 233 депутатов Государственной Думы. Впоследствии эти вопросы получили развитие и при встрече "четверки", в которой впервые принял участие Президент. И это, хочется вновь подчеркнуть, серьезная корректировка отношений между ветвями власти, а значит и курса.

При этом следует отметить, что существует три типа отношений оппозиции и власти.

Первый - когда власть уверена в своих силах и способна учесть требования оппозиции. Оппозиция реализует интересы своих избирателей, граждане убеждаются, что они через своих представителей могут решать вопросы, они защищены, Правительство также чувствует себя уверенно. В обществе имеется баланс сил.

Решения принимаются в интересах большинства при учете интересов меньшинства (Англия, Франция, Германия, США, Япония).

Второй - когда Правительство в результате его отгороженности от нужд народа слабо. И оппозиция не может решать вопросы. Тогда под давлением избирателей оно стремится инкорпорироваться во властные структуры и стать частью власти, или сменить власть.

И третий - когда оппозиция не стремится войти во власть. Типичный пример - Италия 50-60 годов, когда Правительство менялось два-три раза в год, а оппозиция оставалась постоянной.

В нашей ситуации мы где-то посередине между вторым и третьим типом. Правда, в связи с последующими событиями, связанными с выражением недоверия Правительству, ситуация стала меняться. Оппозиции удалось вырвать у власти ряд уступок, о которых постоянно настаивало общество. Причем снятие вопроса о недоверии показало, что она готова пойти к конструктивному взаимодействию с властями по первому из выше перечисленных типов.

Здесь, на нашем зональном семинаре, присутствуют люди, которых не нужно убеждать в том, что цель всякой серьезной политики - переход власти от одной части общества к другой.

Сейчас у власти те, кто представляет ничтожное меньшинство народа, обогащающееся на его страданиях и унижении. НПСР, как общенародное Движение, готов, действуя в рамках законности, обеспечить приход к власти людей, отражающих интересы огромного большинства граждан: рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимателей, государственных служащих, военных. Все они заявляют о своем неприятии существующего режима, который не дал народу ни больше демократии, ни больше социализма, ни просто спокойной, свободной, обеспеченной жизни.

Если бы судьбу режима могли определить сами народные массы, он уже давно был бы сметен. Но на стороне правителя России международный капитал, реакционные западные монополии, спецслужбы десятков отнюдь недружественных по отношению к России стран. Поэтому мы должны бороться за власть, используя и промежуточные формы, в том числе и пока еще малопопулярные у народа половинчатые, компромиссные меры.

НПСР был задуман как широкий фронт недовольных существующим режимом и осуществляющих критику его с демократических, народно-патриотических позиций. КПРФ в этой ситуации не навязывает НПСР свою программу переустройства страны. Путь к достижению этой цели возможен только через ряд более или менее длительных промежуточных этапов.

Мы должны свыкнуться с той горькой мыслью, что социалистическое общество в нашей стране разрушено. Сохранились только остатки, отдельные его элементы, но единой системы уже нет. Поэтому предстоит упорная, долгая борьба за перестройку страны на принципах свободы и социальной справедливости. Поэтому не надо спешить с различными завлекательными, но далекими от реальной действительности "революционными" призывами.

Реальной задачей является переход от прокапиталлистического правительства удушения и колонизации России к коалиционному правительству народного доверия, которое могло бы поддержать все честные люди России: от рабочих до предпринимателей.

Ядром такого правительства, его политической основой и призвана стать НПСР и его организации.

А для этого надо группировать вокруг НПСР всех честных, влиятельных людей, способных независимо от партийной принадлежности или идеологической ориентации взять на себя управление различными сферами общественной жизни и осуществлять это управление профессионально, эффективно и в интересах огромного большинства граждан. К созданию таких переходных форм власти нужно готовиться уже сейчас.

Вот к чему приведут серьезные подвижки, вырванные оппозицией у власти. И здесь большое значение имеет комплексное решение задач, о чем я говорил выше. Повторюсь: это и сбор 10 млн. подписей, четкая позиция о недоверии Правительству, акция протеста, расширяющееся забастовочное движение, синхронная работа Федерального собрания (Совет Федерации плюс Государственная Дума).

Вывод: нужно и дальше оказывать нарастающее активное давление на власть, принудить ее принять решения в интересах трудящихся и если она не способна это делать ставить вопрос вплоть до отставки, используя все имеющиеся у НПСР рычаги. Но в этом случае чувствовать грани. Наша задача скорректировать курс, не допустив гражданского разлома. Помните в книге А.Коржакова сказано - какими методами хотели перенести второй тур выборов: запрет компартии, разгон оппозиции, а значит снова насилие и кровь, интернирование. Моральный гражданский долг нашего Движения уберечь общество от подобных действий политиканствующих интриганов.

Хочу еще раз остановиться на проблеме недоверия Правительству и политическом решении в связи с этим. Делаю это сознательно потому, что это аудитория НПСР, где мы практически обсуждаем решение, принятое на его Президиуме. Мы, действительно, стояли и стоим перед нелегким решением. С одной стороны, нужно выполнять волю 10 млн. граждан, подписавших требование об отставке Президента, решения десятков партий, движений, сотен партийных организаций. С другой стороны, нужно сохранить и закрепить сдвиг исполнительной власти в сторону учета требований оппозиции, обеспечить сохранение Государственной Думы, превращающейся в главный штаб сопротивления антинародному режиму.

Конечно, правильно, что единственно верной является принципиальная политика. Но принципиальность - это не упрямство, не прямолинейность, не отказ от необходимых в серьезной политике гибкости и реализма, иногда даже прагматизма.

Можно понять почему у многих наших товарищей налицо то, что следовало бы назвать революционным нетерпением. Действительно: промышленное производство упало в разы, зарплата не выплачивается, безработица растет, социальные льготы государство явочным порядком отменило. Ситуация для многих людей просто катастрофическая и, казалось бы, акции протеста легко могут перерасти в нечто большее. Оппозиция, считают приверженцы таких взглядов, должна возглавить массы и режим падет. Однако, если посмотреть поглубже, то легко увидеть, что, несмотря на существенное объективное ухудшение условий жизни миллионов людей они дезориентированы, зачастую политически индифферентны, готовы удовольствоваться минимальными финансовыми подачками.

Необходимо учитывать огромную роль прорежимных средств массовой информации (особенно телевидения) в создании и тиражировании политических мифов, дискредитации самого принципа общественной активности личности (дескать политика - дело грязное, лучше направить усилия на достижение индивидуального процветания, которое возможно при любом строе). Все это еще недооценивается многими нашими товарищами.

Общественное сознание инерционно, привычка доверять печатному и телевизионному слову очень устойчива. Как иначе можно, например, объяснить, что в Ивановской области, где стоят почти все предприятия, большинство на выборах 1996 года получил Ельцин?

Именно поэтому мы направляем значительные усилия на организацию и развитие средств и способов политического просвещения масс, их сплочение. Наши идеи станут материальной силой, когда проникнут в сознание большинства людей, станут для них руководством к действию. А этого еще, к сожалению, нет.

Когда мы вносили свое предложение о недоверии Правительству, вряд ли кто-нибудь из нас мог предположить, что оно так быстро отреагирует и предложит к рассмотрению достаточно серьезные уступки по вопросам, для решения которых и вносился вотум недоверия. Ведь цель нашей акции - как я уже говорил - изменение политического курса Правительства, а не просто его персонального состава. И вот теперь смотрите: наши требования по земельному вопросу, по реформе коммунальной системы, по сохранению дореформенных вкладов, о "круглом столе" стали предметом серьезного обсуждения, Закон о правительстве Президент намерен подписать, Дума вскоре получит доступ на телевидение и радио, приступили к решению вопроса о прямом эфире для нее на радио "Маяк" и радио "Россия", о выпуске думской газеты, о включении представителей Думы в наблюдательные советы телеканалов и т.д.

Это, конечно, далеко еще не победа оппозиции. И впадать в эйфорию не следует. Требуется настойчивая работа, чтобы реализовать договоренности. Не исключаю, если они не будут выполнены, возврат к вопросу о недоверии. Но сдвиг Правительства в сторону существенной корректировки своего курса, на наш взгляд, вполне возможен в современных условиях. Его, этот сдвиг, нужно увеличить и закрепить. Не исключается и вопрос о персональных изменениях в правительстве, о создании коалиционного правительства.

Мы понимаем, что власти будут нарушать достигнутые договоренности, пытаться отказаться от взятых на себя обязательств, как это уже не раз было. Поэтому речь не идет о доверии этому правительству или сотрудничестве с ним (во всяком случае, до того момента, пока оно не откажется от антинародного курса). Мы остаемся в оппозиции к нему, но в оппозиции ответственной и конструктивной. То есть мы и дальше будем добиваться от Правительства уступок, заставляя его отказываться от реакционных планов и освобождаться от наиболее одиозных членов кабинета. Лозунг "Чем хуже, тем лучше", который нам приписывают наши оппоненты, ничего общего с политикой защиты интересов Родины, народа, проводимой НПСР не имеет.

Уместно напомнить, что в тот период, когда Временное правительство вынуждено было считаться с Советами (т.е. до июля 1917 г.), Ленин решительно осуждал левацкое требование "Долой Временное правительство!". Вдумайтесь в это. Больше того, именно большевики спасли это правительство в августе - сентябре 1917 г. от разгрома корниловцами (развить). Ленин в своей знаменитой статье "О компромиссах" предлагал в тот период Керенскому компромисс на условии признания его правительством власти Советов, даже без большевиков. А ведь тогда уже было ясно, что серьезной поддержкой в народных массах оно не пользуется. Но компромисс был нужен, чтобы уберечь страну от гражданской войны и обеспечить мирное развитие революции, переход власти.

Сейчас мы предложили компромисс Правительству Черномырдина. Цель этого компромисса - спасение страны от окончательного развала, от полной колонизации и криминализации. В ответ правительство заявляет о готовности к такому компромиссу (в отличие от правительства Керенского, отвергнувшего предложение большевиков). Конечно, повторяю, Правительство может нас обмануть. Поэтому нужно не расслабляться, наращивать свою работу в массах, использовать все средства для организации и просвещения народа, повышения его политической активности. Центром сплочения народа и должна стать Дума, а также поддерживающие оппозицию местные органы исполнительной и представительной власти, при активном воздействии НПСР на политические процессы.

Мы должны превращать представительные, а также исполнительные органы, избранные благодаря нашей поддержке, в зародыш охватывающей всю страну системы народовластия, создание которой вполне укладывается в рамки действующей Конституции (ведь сохранились же у нас в ряде регионов Советы и создаются новые -Камчатка!). Так что Дума, Законодательные Собрания регионов - это хороший плацдарм для подготовки нового наступления на антинародный режим и их нужно укреплять, если мы действительно хотим победить.

Конечно, в случае роспуска Думы вполне вероятно, что новая Дума станет еще более решительно отстаивать интересы народа. Но где гарантия, что новые выборы состоятся и сохранится ли нынешний избирательный закон? Ведь в случае роспуска Думы у властей будут развязаны руки для изменения избирательного закона, ведь указное право остается в полном его распоряжении (вспомним, что после роспуска царем II Государственной Думы избирательный закон был коренным образом изменен царским указом, а затем III Дума придала этому указу законодательный характер).

Наконец, главное - мы не должны отказываться от применения парламентских процедур (в том числе и вотума недоверия) для борьбы за изменение правительственного курса. Верно, что Правительство не захочет находиться в "подвешенном" состоянии. Но парламентский контроль за ним нужно усиливать и вотумы недоверия, видимо, еще придется использовать не раз (как и постановку вопроса об импичменте).

Следует выразить горячую признательность партийным и общественным организациям за сбор подписей под требованием об отставке Президента. Эта акция сработала, она сделала правительство более уступчивым. Нужно использовать эти акции и в дальнейшем. Для нашего Движения 10 млн. поддержавших наши требования -огромная помощь, моральная поддержка. Думаю, что настало время создать на базе структур обеспечивавших сбор подписей, общенародное движение, в защиту демократии. Создаваемые на местах комитеты защиты демократии могли бы в перспективе развернуться и в органы народовластия, что безусловно расширит влияние и значение НПСР.

Короче говоря, нужно использовать в интересах нашей победы все те возможности (пусть даже небольшие, мизерные), которые дает Конституция, и готовить общественное мнение к внесению в нее назревших поправок.

Завершая эту тему скажу, что Президиум НПСР в эти дни собирается постоянно и все вопросы политического и государственного плана, все повороты в этом сложном для нас вопросе обсуждались на Президиуме НПСР, в серьезной полемике и только после этого принимались решения.

Хочу особо остановиться на проблеме о единстве действий НПСР.

Это краеугольный камень организационного строения нашего Движения и в настоящем, и в будущем. Судите сами. Там где мы на выборах шли единым фронтом, там или победа, или довольно высокий рейтинг кандидата от НПСР. И всякий раз проигрывали, когда действовали разобщено. Единство действий важно не только при проведении выборной кампании - это аксиома, но и при последующей поддержке и контроле за деятельностью наших избранников. НПСР несет ответственность за каждого избранного депутата и губернатора, мэра и представителя органа местного самоуправления.

Потребность в усилении такой ответственности уже возникает. Некоторые губернаторы при нашей поддержке шли под одними лозунгами, а после выборов их существенно поменяли или даже отбросили. В этом деле, конечно, существует определенная зависимость от реальных обстоятельств, и ее надо учитывать, но то, что произошло в Курске, требует и осмысления и определенных действий. Необходимо предпринять шаги, чтобы подобного не подтвердилось в будущем.

НПСР надо крепить. Ведь в случае развала Движения мы теряем не просто многое, теряем все. Именно учитывая важность в обществе этого фактора наши оппоненты и стремятся разложить Движение. И тратят на это немалые деньги и время.

Ответом на это давление должно быть эффективное использование вместо потенциала патриотического пояса, тех регионов, где мы одержали победу на выборах. И, естественно, поддержка НПСР.

Не могу не остановиться на той компоненте нашей деятельности, которая связана с религиозной деятельностью в нашем обществе. Это важная составляющая часть нашей работы. Россия - светское государство, церковь отделена от государства, но не отделена от общества и даже значительной ее частью востребована.

Региональным организациям Движения следует установить добрые контакты и с религиозными деятелями, и с представителями религиозной общественности. Нельзя проходить мимо, проезжать мимо Дацана в Бурятии и не встречаться с Хамбо Ламой. Равно как и с представителями православной церкви, мусульманским муфтиятом, иудейской общиной и с представителями других конфессий.

Есть ведь много общих дел, они сближают, делают наше Движение действительно массовым, разнообразным, имеющим разнообразный рельеф. Тем более, что усилиями депутатов от НПСР в тесном контакте с религиями и конфессиями принят Закон, поддерживающий традиционные конфессии и ставящий преграду и сектам, и религиозной экспансии Запада.

Наше Движение должно быть всеохватным. Возьмем пример избрания Тулеева. В 94,3% входит не только электорат,

но и товаропроизводители, имущие слои населения, предприниматели. Словом весь спектр общества. Без опоры на широкие слои населения мы многого не добьемся. Мы должны быть выразителями интересов большинства. А это не во всех регионах происходит.

Не могу в этой связи не сказать несколько слов по поводу показа на частном телеканале НТВ 9 ноября фильма "Последнее искушение Христа". Это очень важный вопрос и о нем нельзя умалчивать. Посмотрите что произошло. Народно-патриотический союз России, Русская Православная Церковь в лице высших иерархов во главе с Патриархом всея Руси Алексием 11, общественность страны, видные деятели искусства, науки и литературы обратились к руководству канала, Президенту, Правительству с настоятельным не показывать этот фильм, который сам по себе не несет никакой художественной ценности, как, впрочем, и масса другой продукции американской киноиндустрии.

Но руководство и хозяева НТВ продемонстрировали полное и циничное безразличие к требованию оппозиции, Православной Церкви, Верховного муфтия России, мирян. По меткому выражению одного из патриотических публицистов, Патриарху дали пощечину, всей Русской Православной Церкви было указано ее место. Была еще раз продемонстрирована циничная и равнодушная к чаяниям народа власть правителей, а заодно и определена цена всем ритуальным стояниям со свечкой Президента и его свиты. Ведь неужели внешне так пекущиеся о нравственном здоровье нации правители не могли остановить показ этого фильма? А Президент Белоруссии А.Лукашенко смог.

Могли, но не хотели, а может быть и не могли. Ведь на самом деле суть здесь не в демонстрации. Дело в том, что с народом проделывают жуткую операцию по лишению его духовности и культуры. Здесь я приведу известные слова Геббельса: " Мы можем разбомбить их города и заводы, уничтожить культурные центры, но как показала их тысячелетняя история, этот народ неизбежно возродится. Если мы не сумеем в каждой деревне посадить своего священника, насадить свою религию и разорвать этот народ по культуре и вере, этот народ непобедим. Поэтому ставим главную задачу - убить их духовность и культуру". Именно это сейчас делают, и не без успеха, телевизионные Геббельсы, поистине не менее опасные для народов России. Если посмотреть внимательнее на облик телевидения и некоторых крупных центральных газет, станет ясно, что нынешние информационные и идеологические акулы пожалуй и переплюнули Геббельса. Это страшно. Нашу духовность, нашу культуру, наши вековые устои разрушают беспощадно и неумолимо. Нам упорно, каждый день, каждый час внушают чуждые ценности, чуждое представление о жизни, долге, отношении к Родине. Взрослое поколение, хлебнувшее немало тягот в жизни, переделать и изменить уже невозможно. Все что происходит на экранах воздействует прежде всего на молодежь. Вот почему нельзя молчать или относиться несерьезно к таким фактам, как показ гнусных фильмов на частных телеканалах или пропаганда насилия и животных инстинктов. Пародокс: страна живет одной жизнью, а ТВ вещает о другой.

А не так давно президент США заявил, что Америка перестанет помогать России, если она примет закон о свободе совести в нынешней редакции. Это якобы нарушает права сект. Вдумайтесь! Америка диктует России какие законы ей принимать, какие не принимать. В нашей стране процветают сотни чуждых и завезенных к нам с Запада сект, не имеющих не только никакого отношения к нашим устоям и мировоззрению, но часто просто преступных, пропагандирующих насилие, разврат, самоубийства, выступающих против семьи и брака.

За нами правда, за нами тысячи лет нашей славной истории и если мы сейчас отступим, проявим малодушие, нерешительность в важнейшем вопросе идеологии, не будем противостоять злу и здесь, нам этого не простят ни сегодня, ни завтра.

Следует отметить, что в рамках Движения не сложились, не установлены на должном уровне связи центр-регионы. Это обстоятельство существенно снижает уровень информированности, ее оперативности, как бы разобщают региональные организации. И дело здесь в недоработке не только центра, но и во многом региональных структур. Нам сообща необходимо решать и решить эти вопросы.

Подобная искусственная разобщенность отрицательно сказывается на нашем взаимодействии. Я уже говорил о выборах. Сколько досадных ошибок мы бы избежали, если бы своевременно согласовали кандидатуры, уяснили позиции наших союзников, тем самым предотвратив провал. Мы же часто просто запаздывали, а подчас, в спешке допускали ошибки.

Это касается и распространения литературы, наших изданий, аудио-, видеокассет, то есть отрицательно сказывается и на нашей пропагандистской работе. Оперативность связи - это и своевременная, и полноценная информация, это и соответствующие времени координация действий, это тот рычаг, который повысит эффективность работы нашего Движения. Подобные семинары снимают многие вопросы, но не решают их до конца.

У народно-патриотического союза более 300 изданий в регионах и Москве. Само по себе это немалое число. В Москве, в центре создано пока еще молодое информационное агентство. Действует радио "Народная волна". Кстати, одним из условий, поставленных правительству, было открытие на канале ОРТ и ВГТРК "Парламентского часа". Иными словами, с большим трудом, не всегда гладко, но дело, столь важное для выживания и функционирования нашего движения, делается.

Я знаком с трудностями, стоящими перед региональной прессой. Я знаю, что большой бедой для региональных изданий патриотической ориентации является информационный голод. Постепенно, через наши информационные каналы, через информационное агентство, мы решим эту проблему. Информация достоверная и оперативная, раскрывающая деятельность НПСР в полном объеме, из Центра в регионы пойдет. Это сделать совершенно необходимо и это будет сделано. Отвоевать землю и оставить врагам информационное пространство - это совсем не победа. В этом уже заложено будущее поражение. Мы это понимаем и этого не допустим.

Весьма важен конкретный местный опыт. Он очень многообразен и зависит от сложившихся экономических и политических отношений в областях и республиках.

Нижегородское региональное отделение, руководителем которого является Ерижоков Тута Наибович, объединяет 16 политических партий и движений. Наиболее многочисленные из них - Совет ветеранов, объединяющий более 180 тысяч человек, Совет инвалидов, КПРФ, Совет офицеров, Духовное Наследие и некоторые другие. В рамках НПСР работают женская и молодежная организации. Организации НПСР действуют в 22 районах.

В Балахнинском и Дзержинском районах выпускаются газеты, оказывается финансовая помощь движению. Активно действуют организации в Выксе, Бору, Кстове.

Это стало возможным благодаря хорошо поставленной работе правления Нижегородской организации НПСР. Здесь все планируемые акции обсуждаются совместно с руководством политических партий и движений, входящих в региональное отделение, проводятся консультативные встречи. Ни одна сколько-нибудь серьезная проблема в одиночку лидерами НПСР не решается. Это дает возможность успешно решать многие вопросы и с администрацией области.

32 политических партии, движений и общественных объединений входят в Волгоградское отделение НПСР, где руководителем Координационного совета Апарина Алевтина Викторовна. Эти организации действуют практически во всех 42 районах региона.

Здесь проведено три съезда, регулярно проводятся заседания Координационного Совета. Наиболее активными представителями в Союзе Волгоградской области являются КПРФ, Конгресс Советских женщин, Движение за социальную справедливость, молодые коммунисты, Союз рабочих и ряд других.

Результат - выдвижение и избрание на должность главы администрации области Максюты Николая Кирилловича. Из 37 сельских регионов в 12 главами администраций стали представители Союза.

Особое внимание в работе с ветеранскими организациями, их взаимодействию уделяют в Республике Татарстан - председатель Машков Владимир Дмитриевич. Здесь руководством выделен координатор от НПСР, отвечающий за работу этого многочисленного отряда наших сторонников.

Есть что сказать о своей работе и товарищам из Саратовской области - руководитель отделения Валерий Федорович Рашкин. 19 партий и движений включает в себя организация НПСР. Здесь, наряду с КПРФ, Советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Духовным Наследием, РУСО активно действует Движение интеллигенции России и Федерация Независимых Профсоюзов.

Активисты организации наиболее плодотворно работают среди творческой и технической интеллигенции, вузовской молодежи.

Усилилась эта работа, особенно в последнее время, в связи с принятием областной Думой Закона "О частной собственности на землю".

В очень трудных условиях работают организации НПСР Калмыкии - председатель правления Николай Александрович Семко. В Республике - абсолютное падение сельскохозяйственного производства (из 3,5 миллионов овец - осталось менее 500 тысяч), остановка перерабатывающей промышленности, господствует всеобщая спекуляция. Основное внимание политических партий и движений, особенно КПРФ, Аграрной партии, женского Союза, чернобыльцев, казаков направлено на вовлечение новых членов в НПСР и создание организаций в районах.

С августа 1995 года создано и активно действует общественно-политическое движение левых патриотических сил Астраханской области, преобразованное с сентября 1996 года в региональное отделение НПСР - председатель Виолетта Константиновна Кошелева. На сегодняшний день движение объединяет 15 различных партий общественных объединений и организаций, в которых состоит более 4 тысяч человек.

Наибольшую активность в работе, кроме ведущей силы -областной партийной организации КПРФ проявляют Совет ветеранов, "Женщины Астраханской области за народовластие", РУСО.

В условиях, когда исполнительная власть Астраханской области прочно стоит на позициях правящего режима, народно-патриотическим силам удается сохранять определенный баланс в политическом климате региона. Подтверждением этого являются выборы в Государственную Думу 1995 года.

За период действия общественно-политического движения в области проведено 5 конгрессов. Последний из них - 26 сентября 1997 года был посвящен проблемам защиты культуры, образования, здравоохранения, науки.

И в завершение о текущем моменте.

Накал страстей в отношениях между властью и оппозицией не достиг предельной черты, хотя был близок к ней. Политический кризис пошел на убыль: хотя события последних дней свидетельствуют о росте напряженности в обществе.

Публичный конфликт привел к поиску точек соприкосновения на основе диалога с несомненно новым качеством - непосредственным участием главы государства.

Механизм взаимодействия Федерального Собрания и кабинета министров заработал на повышенных оборотах и дал первые реальные результаты. Еще не время подводить баланс расчетов и просчетов участвовавших сторон, однако в сухом остатке тлеющего противоборства уже различимо следующее.

Первое. Правительство и лично премьер проявляют излишнюю самонадеянность, полагая, что дуэт Черномырдин-Чубайс на отчете в Государственной Думе и при объяснении в ней проекта федерального бюджета-98 удовлетворит взыскательную аудиторию депутатов общими словесными композициями и ни к чему не обязывающими заверениями. Получив "неуд" подавляющим большинством голосов (380 при только 5 воздержавшихся), белодомовцы вынуждены были осознать, что совершили ошибку, которую по праву можно разделить на троих: на самого премьера, на Чубайса и на Немцова. Противная сторона, в свою очередь, смогла убедиться в том, что политической изворотливости Борису Николаевичу в час испытаний не занимать.

Второе. Порицание правительству за неудовлетворительную деятельность от имени по существу всей палаты возымело действие.

Угроза встревожила близкий круг Б.Н.Ельцина, побудив его проявить несвойственную ему оперативность и сговорчивость. Обеспокоились и друзья Б.Н.Ельцина за рубежом, прежде всего в Вашингтоне, и, как утверждают, дали понять об этом по дипломатическим каналам.

Фракции Жириновского (51 мандат) и Явлинского (46 мандатов) сегодня исполняют одинаковую роль: действуя со знаком "плюс" или "минус", они в одном случае блокируют решение, в другом -способствуют его принятию. Но мотивы их действий далеки от принципиальных.

Таким образом, две недели октября 1997 года не потрясли, а лишь по волновали Россию. Широкий общественный протест подготовленный сбором 10 миллионов подписей еще впереди.

Третье. Однако власть уже пошла на некоторые уступки, в том числе политического свойства.

Состоявшийся между Государственной Думой и Советом Федерации обмен мнениями показал, что Федеральное Собрание в его совокупности на деле является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Получило необходимую поддержку участвующих сторон предложение о проведении "круглого стола" как формы взаимодействия и диалога обеих палат, президента, правительства, а также политических партий, профсоюзов, других общественных объединений, субъектов Российской Федерации.

Своевременным явился вывод лидера КПРФ Г.А.Зюганова: ни правительство, ни Дума, ни Совет Федерации, ни президент сегодня в одиночку ни с одной проблемой не справятся; никто не имеет кредита доверия народа, достаточного для того, чтобы только своими силами выправить ситуацию.

"Совет четырех" в составе Президента, Правительства и председателей палат становится реально существующей формой взаимообщения, взаимовлияния властей, причем с участием Ельцина, а не главы его администрации либо иного подставного лица.

Четвертое. Очевидно, что все произошедшее носит вынужденный, а поэтому неустойчивый характер. Отстранения правительства не произошло. Режим пошел на уступки только под давлением, учитывая как позицию парламента, так и в особенности реальную ситуацию в стране, крайне негативные настроения в российском обществе. О чем мы говорили ранее.

Несомненно, свою роль сыграли и советы зарубежных "друзей" Президента, боящихся подорвать доверие своих избирателей связью с одиозными российскими правителями, у которых действительно руки чешутся, когда они слышат голос оппозиции.

Впереди сложные, многоходовые переговоры, напряженное обсуждение накопившихся проблем. Важно, однако, при этом сохранять чувство меры, соблюдать дистанцию в отношениях с неразоружившимся оппонентом. Необходимая степень взаимодействия, даже сотрудничества, не должна переходить в коллаборационизм, некритичную поддержку популистских мероприятий исполнительной власти.

Хочу подчеркнуть, что концентрация политической активности в пределах конституционного поля вовсе не означает неминуемую необходимость вести дело к "сговору" с властью (а упреки в этом со стороны друзей и подначки недругов неизбежны). В арсенале действий патриотической оппозиции на первом плане должны быть тщательно изученные и многовариантно просчитываемые трактовки положения существующего федерального законодательства, умелое и своевременное использование зафиксированных в нем правовых норм.

Пятое. Из соображений тактики не следовало бы сейчас полностью снимать вопрос о недоверии Правительству, с тем чтобы правительство не ушло от ответственности за дальнейшие пробелы в политическом развитии в стране, за ход и отрицательные результаты экономических реформ.

Среди выдвинутых оппозицией требований отсутствует пока решительная постановка вопроса о полном задействовании для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Счетной палаты как совместного органа Совета Федерации и Государственной Думы (статья 101, пункт 5 Конституции РФ). Это положение следует поправить.

Логика происходящей в России борьбы подсказывает действующая власть согласится на поправки в Конституцию лишь в том случае, если они при любых выборах не затронут ее притязания на несменяемость, обеспечат политическое долголетие режима. Нынешний президент играет роль гаранта Основного закона не по доброй воле т.н. указное право является очевидным антиподом федерального законотворчества, в этой сфере компетенция и ответственность Государственной Думы пока еще выражены явно недостаточно. Ведь правом законодательной инициативы (статья 104, пункт 1 Конституции РФ) пользуются в общей сложности 723 ее субъекта, из которых 450 приходятся на нижнюю палату парламента. Президент Российской Федерации, таким образом, здесь лишь один среди сотен, и в их перечислении хотя поименован отдельно, но уравнен в правах со всеми.

События октября 1997 года как бы подводят итог деятельности Госдумы РФ в течение первой половины срока ее полномочия. Время берет свое, и четыре года спустя, после событий кровавого Октября 1993 года, уже трудно представить, что кто-то сегодня способен не то чтобы разогнать или штурмом разгромить парламент. Но для широкого общественного согласия политической и особенно экономической основы пока нет. Налицо насущная необходимость строить гражданский мир, объединяя, а не разобщая россиян.

Коллеги! В своем кратком сообщении я поднял лишь ряд проблем и привлек Ваше внимание лишь к вопросам, связанным с деятельностью нашего Движения. Я сознательно опустил, или свел до минимума освещение внутриполитических и международных проблем, вопросы экономики, международной политики. Об этом всегда много говорят. Я же несколько приземлил эти темы и сделал это сознательно.

Мы собрались не на политическую дискуссию, здесь не митинг, а семинар по практическим делам нашего Движения.

Я надеюсь, что и в Ваших выступлениях будет больше конкретных постановочных вопросов, раздумий, практических замечаний в адрес Президиума НПСР, обмен опытом. Призываю Вас к этому здоровому прагматизму.

Благодарю Вас за внимание и готов ответить на Ваши вопросы.

Спасибо.

Нижний Новород

25.11.1997
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован