12 октября 2002
1069

Виктор Зоркальцев: Плати по счету, власть, плати по счету!

О судьбе сбережений, украденных у народа

С чего начинались в РФ так называемые рыночные реформы? С обмана, - знают сегодня все. Один из них - беспрецедентное одномоментное изъятие сбережений у советских граждан. Проснувшись 2 января 1992 года, они обнаружили, что их накопления в сумме 400 млрд. советских рублей, равноценных 600 млрд. долларов и составлявших 85% годового бюджета Советского Союза, "исчезли", официально - обесценились. "Шоковую" манипуляцию с деньгами миллионов сограждан произвел верный ельцинист, предводитель бывшей партии власти "Демвыбор России", а впоследствии директор института экономики переходного периода и вечный депутат (Союз правых сил) Е.Гайдар. После его "преобразований" 70% населения России отброшено в нищету, 12-15% превратилось в так называемый средний класс, состоящий из невольных лавочников с челночниками 5-6% стали богатыми, 0,5-0,7% - очень богатыми и несколько десятков лиц с двойным гражданством стали миллиардерами.

"Великий экономист", многие годы уютно просидевший под тенью авторитета своeго деда в кабинетах газеты "Правды" и журнала "Коммунист", не представил изумленным соотечественникам никакого обоснования своим действиям. Да это от него и не требовалось. Главное, своей фамилией и либеральной физиономией он заслонил новую хищную политическую элиту, нацелившуюся на захват советских богатств. Массам же через СМИ пояснили, что скопленные деньги были простым "навесом", не обеспеченным товарами. Их, дескать, негде было потратить из-за тотального дефицита, разразившегося во времена горбачевщины. Потому они и скопились. Мало кто поверил этому бреду. Но "демократия" не давала слово возражавшим.

Вслед за Гайдаром за "дело" взялся Чубайс. И дальше уже не только деньги, но и все основное советское имущество перетекло в собственность нескольким десяткам "богоизбранных" особ. Остальным раздали ваучеры, за которые дополнительно еще содрали по 25 руб. Пока народ рассматривал эти бумажки, клан олигархов - богатейших паханов - сформировал свою власть и подчинил себе все важнейшие для страны и общества структуры. Что им дореформенные сбережения? Они обогатились выше крыши. Но к их огорчению о своих денежках им все чаще и настойчивее " напоминают 70 млн. человек - те самые, кого они "кинули" в начале 92-го. Миллионы предупреждают ельцинистов и их последователей: грязная страница истории "шоковых реформ" еще не перевернута. По счетам придется платить! Методы расчетов бывают разными. Пока речь - о законодательном.

НА ДУМСКОЙ БАРРИКАДЕ - КОММУНИСТ

Битву за восстановление вкладов через принятие законов повел представитель фракции КПРФ Виктор Зоркальцев, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Он понимал, каким будет этот путь. Предстояло разработать, а потом еще и принять пакет необходимых законов вопреки сильнейшему прессингу со стороны власти, изъявшей вклады. Может возникнуть вопрос: почему гуманитарного направления комитет взвалил на себя сугубо экономическую проблему? Финансами по идее должен заниматься бюджетный комитет. Тому есть два объяснения. Первое - именно в комитет В.Зоркапьцева в 1994 году обратилось Общество зашиты интересов вкладчиков за помощью, на что комитет, курирующий общественные движения, и откликнулся. Второе - только коммунист и мог заняться чисто народной проблемой.

При комитете была сформирована рабочая группа из высококлассных экономистов, математиков, юристов, которые на основании научных расчетов доказали, что существует немало возможностей для расчета с вкладчиками. Идеи начали воплощать в законы. Что это означало для комитета, для каждого из рабочей группы, для Зоркальцева лично - достойно отдельного описания. Начиная от Ельцина и кончая каким-нибудь Починком или Меликьяном, делалось все, чтобы о сбережениях и думать забыли, и чтобы не появился ни один закон по их восстановлению. Ельцин, наделенный всеми возможными и невозможными правами написанной под него Кснституцией-93, по пять раз накладывал свое изуверское вето на каждый из законов по сбережениям, а на закон о базовой стоимости социального набора - 16 раз! Чем ни рекорд для книги Гиннесса? Заодно с Ельциным действовал и Совет Федерации, отвергая закон за законом. Но предыдущим двум Думам удавалось переголосовывать и принимать их заново. Только мало кто знает, сколь драматична судьба законодательства по сбережениям, с какой силой Ельцин и вся окружающая его свора не желали и сейчас не желают, сохраняя за собой стратегические рычаги управления государством, возвращать народу незаконно отнятое.

С ними заодно был и думский финансовый комитет или официально - по бюджету и налогам. Он молчаливо взирал на то, как команда Зоркальцева сражалась за сбережения. Это и понятно. Бюджетный комитет в Думе всегда возглавляли единомышленники реформаторов. Первоначально - "яблочник" М.Задорнов, потом - проправительственный А.Жуков. Ни тот, ни другой не хотели "мараться". Зоркальцев же, как и подобает члену фракции КПРФ, продолжал отстаивать интересы потерпевших вкладчиков и добиваться признания внутренним государственным долгом ликвидированных у людей накоплений.

ДЕЙСТВУЮТ ПЯТЬ ЗАКОНОВ

В итоге - приняты и вступили в силу законы: "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" (вступил в силу 10 мая 1995 г.); "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ" (вступил в силу 6 июля 1996 г.); "О базовой стоимости необходимого социального набора" (вступил в силу 4 февраля 1999 г.). Статьи 92 и 123 "О федеральном бюджете на 1999 год" (вступил в силу 22 февраля 1999 г.); "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (вступил в силу 12 июля 1999 г.).

Отклонен Ельциным 26 мая 1999 г. закон "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств РФ в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан РФ". И на этом процесс затормозился.

Но прежде - коротко, что означают принятые законы.

Согласно первому из них, сбережения, созданные до 20 июня 1991 года на вклады в Сбербанк, а также в период до 1 января 1992 года на вклады в организации госстраха и в государственные ценные бумаги СССР, признаются внутренним государственным долгом. Им дано обобщающее название - гарантированные сбережения граждан. Закон установил, что государство гарантирует восстановление ценности данных вкладов, т.е. той покупательной способности, которой они обладали до 1992 года. Величина долга исчисляется в рублях СССР по курсу, соответствующему растущей инфляции. Каждому вкладчику должна быть оформлена долговая расписка государства, в которой указывается сумма рублей СССР, вложенных вкладчиком в сбережения. Долговые расписки получили название целевых долговых обязательств РФ. Сумма, записываемая в это целевое долговое обязательство, должна быть равна сумме рублей СССР, вложенных а сбережения, плюс проценты.

Вторым и третьим законами определен порядок расчета курса рубля СССР по отношению к нынешним рублям, введена единица исчисления долга - дор (долговой рубль), курс которого определяется изменениями в соотношении контрольной стоимости необходимого социального набора - комплекта традиционных для населения России основных потребительских товаров и услуг: продуктов (хлеб, сахар, молоко, яйца, масло и пр.), непродовольственных товаров и услуг (одежда, моющие средства, квартплата, электроэнергия, транспортные расходы). Стоимость этого набора указывает на изменения покупательной способности денег.

Следующими двумя законами предусматриваются переоформление в целевые долговые обязательства ценных бумаг СССР и выплата отдельным категориям граждан компенсаций по "сгоревшим" вкладам.

Но только принятие закона "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств РФ за счет иного, чем денежные средства, имущества" (отклоненный Ельциным) привело бы в действие механизм поступательного восстановления гарантированных сбережений. Комитетом подготовлены и ждут принятия Госдумой законопроекты "О порядке определения величины государственного внутреннего долга РФ по гарантированным сбережениям", "О порядке обслуживания целевых облигаций РФ, целевых казначейских обязательств РФ и целевых сертификатов РФ". Только при нынешнем составе законодательной палаты их выносить для принятия совершенно бессмысленно. Межрегиональное движение "Единство", сокращенно "медведь", сколоченное павловско-березовскими политтехнологами и владеющее в Думе большинством голосов, работает исключительно на исполнительную власть. А та, как уже отмечено, не планирует возвращать вклады.

УЛОВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА - КОМПЕНСАЦИИ

"Медведи" превратили Госдуму в формального штамповщика законов, угодных только правительственным чиновникам. Достаточно произнести магические слова "правительство поддерживает", - и любой закон проходит на "ура". В "плохих" числятся, отклоняются и отменяются затратные, т.е. имеющие социальную направленность законы. К ним отнесены и законы по восстановлению дореформенных сбережений. Чтобы они не "висели" над касьяновским кабинетом обузой, "медведи", вкупе с лужксвским "Отечеством", райковским "Народным депутатом" и СПС, намереваются их отменить. Но так, чтобы не сильно засвечиваться перед общественностью.

Задумывалось организовать скандальчик. "Медведица"-активистка саратовского разлива Слиска обвинила В.Зоркапьцева в низкой законопроизводительности. Но после кадрового переворота в Думе угомонилась. А правительство внесло в Думу законопроект с приятным для слуха названием - "О порядке осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации". Вслед за ним последовал "медвежий" якобы альтернативный законопроект с аналогичным названием и той же сутью. Испытанный "демократический" ход: под слова про альтернативу и плюрализм устраиваются дискуссии, многоголосая болтология, и в итоге достигается "нужная" цель.

А цель одна: аннулировать вез 5 принятых федеральных законов по восстановлению и защите сбережений до 1992 года и имущественных прав их владельцев, и снять с исполнительной власти бремя обязательств по возврату долгов своим гражданам. Непопулярное решение "подслащивается" обещаниями о компенсационных выплатах. Заказная пресса раздует шумиху вокруг слева "компенсация", но умолчит о величине компенсационных выплат. И не зря. Всего 4% от первоначального объема сбережений, согласно правительственным законам, будет "компенсироваться". Или - за полновесный советский рубль вклада выдадут всего 4 копейки, да и то не сразу, а в течение 13-15-20 лет. Вполне по-гайдаровски! Но это выяснится потом, когда дело будет сделано, когда послушная Дума проголосует "как надо".

О циничной затее исполнительной власти в СМИ не пишут. Пишут о другом. Людям внушают, что вклады пропали навсегда, что вернуть их невозможно, что содеянное Ельциным - Гайдаром правильно и пересмотру не подлежит. Хотя известна истина: а экономике, как и во всем материальном мире, ничто бесследно не пропадает. Если у одного убыло, то у другого прибыло. Либералам-реформаторам эта истина известна более, чем кому-либо другому. Но они рассчитывают на то, что в одураченной стране любая ложь сойдет с рук, народ все стерпит. Для некоторого оправдания откровенно грабительской политики они без зазрения совести сочиняют страшилки. Пугают суммой: аж 8 трлн.руб потребуется на выплату сбережений! Это же равносильно 4-5 годовым бюджетам! Как России такое вынести? Страна бедна, и ее финансовая система тут же рухнет. Цель сего реформаторского камлания одна: ошарашить. Некоторые уже ходят ошарашенные. Но только не Зоркальцев и его единомышленники.

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ВКЛАДЫ НАДО ВЫДАТЬ В ОДИН ДЕНЬ?

Об этом спрашивают объединившиеся вокруг комитета профессиональные экономисты и финансисты.

Ни в одной стране не происходит одновременного снятия вкладов всеми гражданами. Средства откладываются на перспективу, на "черный" день. И в советское время их копили не для того, чтобы враз взять и потратить, даже если бы магазины ломились от изобилия. И сейчас совершенно неправомерно говорить об одномоментной выдаче всей суммы. В принятых уже законах как раз и предлагается многоплановый многоходовый механизм восстановления сбережений. Да, возможно, кому-то из пострадавших вкладчиков уже и не придется ими воспользоваться. Но гарантированная перспектива может появиться у их детей, внуков. Вклады можно будет передать по наследству.

Зоркальцевский комитет неоднократно представлял в правительство свои доводы и финансово-экономические схемы безынфляционного, безущербного для экономики пути восстановления сбережений. Все честные экономисты считают "размахивание" словами о 8 триллионах пиаровским блефом. Наоборот, утверждают они, запуск процедуры по восстановлению вкладов послужит толчком к оздоровлению экономики.

Что сейчас происходит? Не доверяя государству и банкам, люди переводят свои накопления в доллары, евро и держат их в кубышках. А это дорого обходится государству. Россия фактически выплачивает дань странам, которые ввозят нам эти разноцветные бумажки, и лишается возможности использовать сбережения людей, как инвестиционный ресурс. Правительство любит говорить об инвестициях. Но словно не понимает, что они появятся, когда государство безоговорочно признает пропавшие вклады своим долгом и начнет их восстанавливать. Это приведет в банки новые сбережения граждан, которые и станут главным инвестиционным фондом. Азбучная истина экономики. Она ведома и правительственным либералам. Но если они до сих пор ничего не сделали для получения внутренних инвестиций, для реального оздоровления отечественного производства, правомерен вывод о том, что реформаторы и не стремятся ничего восстанавливать и развивать в России. Это подтверждает и дискуссия, развернувшаяся на недавних парламентских слушаниях по проблеме сбережений. Позицию комитета представил В.Зоркальцев, ему оппонировала от имени правительства заместитель министра финансов Вэлла Златкис. Приводим фрагменты их выступлений.

В.ЗОРКАЛЬЦЕВ: МЫ - ЗА ПОЛНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН.

И утверждаем, что восстановление дореформенных сбережений в соответствии с действующими законами практически не напрягает бюджет. Ни о каких 8 трлн. речь абсолютно не идет. Это понимают и те, кто запускает в ход новую "утку", чтобы разделаться с принятыми законами. Их отменять нет никаких оснований, даже если в бюджете на восстановление вкладов не будет выделено ни одного рубля. Законодательство не несет в себе опасности разрушения финансово-экономической системы, но снимает многие юридические проблемы внутри страны.

Достоинство принятого законодательства в том, что оно содержит механизм восстановления и защиты сбережений, механизм по самообслуживанию дореформенных вкладов. Суть его в том, что процесс восстановления переводится не только на самоокупаемость, но и будет приносить доход государству как непосредственно, так и опосредованно, через оживление экономики и рост покупательной способности населения.

Из наших законов вытекает, что вклады имеют коэффициент перевода, что государство взяло в долг накопления граждан и гарантирует сберечь их покупательную способность. Сегодня, например, дореформенный рубль равен свыше 20 нынешних рублей. Накопления в 1 тыс. рублей равносильны свыше 20 тыс. новых рублей. Надо ли объяснять, как пригодились бы эти деньги нашим обнищавшим гражданам, особенно пенсионерам. Понятно, что денежные выплаты нужно начинать с пожилых и особо нуждающихся. Другим категориям граждан можно установить иной порядок восстановления сбережений. Даже выделение в бюджете 20 млрд. руб. (а не 8 трлн.!) для таких компенсаций достаточно, чтобы покрыть наиболее острые социальные нужды целому ряду вкладчиков: ритуальные услуги, лечение, помощь в критических случаях.

Уверен, многие граждане после того, как государство начнет индексировать вклады и регулярно публиковать коэффициент индексации, что предусмотрено нашим законодательством, оставят полностью или частично свои сбережения на счетах. Самим фактом признания государством обязательств перед гражданами за утраченные сбережениями вернет людям доверие к государству, к банкам.

Но возврат вкладов деньгами, пусть и постепенный, не единственная возможность. Вклады могут быть возвращены собственностью. Чубайсовская приватизация оставила за бортом владельцев дореформенных сбережений. Их как будто специально отсекли к моменту дележки советской собственности. Но ведь это были самые честные трудовые

накопления! Они олицетворяли зажиточность среднего класса, который в Советском Союзе составлял почти всю страну. Деньги эти находились в государственном народно-хозяйственном обороте. На них как раз и создавалась собственность, которую начали приватизировать в ходе реформ. На них велись разведка и открытие самых доходных сегодня месторождений нефти и газа, строилась энергетическая система - да все, на чем наживается сейчас узкий круг богачей. А ведь совершенно логично было бы именно с вкладчикам рассчитываться приватизируемой собственностью. Законами такой вариант предусмотрен.

Мы предлагали нефтяные скважины не продавать ЛУКОЙЛу, Сиданко, Абрамовичу или Ходорковскому, а отдать их государству, которое из прибыли или с помощью акций начало бы рассчитываться со своим народом. Или те же заводы, где постоянно идут бои местного значения. Их захватывают, перепродают, людей выкидывают на улицу. А почему дореформенных вкладчиков не сделать их собственниками? Не надо захватывать - рассчитайтесь по сбережениям.

Каждый год государство продает акции крупных компаний. Почему бы часть их не передать в собственность вкладчикам? Начался оборот земли - предложите вкладчикам участки согласно реальной ценности вклада. Да у нас еще и за рубежом собственности на 300 млрд. долларов. Это значительные ценности и они фактически оказались бесхозны. Кто мог, уже урвал. Часть вообще "испарилась": аккредитивы, здания, сооружения Аэрофлота, АвтоВАЗа, торговых предприятий. Давайте соберем то, что осталось и распорядимся им в пользу своего народа.

Кроме собственности, предлагаем и другой механизм восстановления сбережений. Вводится 1 дор - долговой рубль, который становится нашей твердой отечественной валютой. На основе его стоимости производится пересчет вкладов. Конечно, не для того, чтобы сию минуту их выплатить владельцам, а чтобы предоставить им возможность распорядиться своей собственностью. К примеру, граждане, обладающие сберегательной книжкой, по которой государство гарантирует сохранение покупательной способности отложенных рублей, невзирая ни на какие дефолты и инфляции, смогут ее или сохранить для передачи в наследство детям-внукам, или - продать. И покупатели книжки с гарантией сохранения вклада найдутся. Эти книжки сразу приобретут особую ценность.

Можно привлечь эти сбережения как счета, с помощью которых человек будет расплачиваться за лечение, за лекарства, за приобретение необходимых товаров (в первую очередь - отечественного производства), для вложения их в строительство жилья, в конце концов - для оплаты растущих коммунальных расходов. Все это возможные, реальные решения. Они отражены в разработанных нами законопроектах. Но до сих пор не снискали понимания ни у правительства, ни у президента.

Все, чего нам удалось добиться, это выплат небольших компенсаций за утраченные вклады пожилым и инвалидам. В 96-м году Ельцин, желая переизбраться, издал указ о выплате таких компенсаций вкладчикам не моложе 80 лет. Выплаты, разумеется, были далеко неадекватны стоимости вкладов: за 1 тыс. советских рублей платили 1 млн. ельцинских неденоминированных рублей.

В последующие годы мы стали пробивать в бюджете строку на выплату денежных компенсаций вкладчикам, расширяя каждый год возрастную группу. В этом году на получение компенсации в 1 тыс. руб. получили право граждане до 1940-го года рождения. Ее получение не закрывает вклад. Это небольшое возмещение за потерю собственности. Надеюсь, что временную.

Б.ЗЛАТКИС:
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ПРИНЯТЬ, ДРУГИЕ ЗАКОНЫ ОТМЕНИТЬ.

Согласна, что разрешение проблемы дореформенных сбережений будет стимулировать развитие экономики, инвестиционного потенциала, национальной банковской системы, послужит укреплению национальной валюты и доверия к правительству. Согласна, что любое уважающее себя правительство не имеет права отказываться от проблем вкладчиков. Правительство РФ неоднократно рассматривало этот вопрос и решило принять закон о компенсациях вкладчикам. В особых случаях правительство готово оказать помощь отдельным вкладчикам. Знаем, как тяжело живется нашим согражданам.

У нас две категории вкладчиков. Первая - те, которые имели облигации целевых займов. В 1990 году многие советские граждане - северяне, передовики производства, лучшие работники - получили целевые чеки на товары. Их было очень много, 150 тыс. одних машин было оплачено гражданами. На сегодняшний день все владельцы этих обязательств получили стопроцентную компенсацию по этим вкладам. Ну, не дай Бог, конечно, кто-то умер, тогда за них получили наследники, там полностью действует наследственное право (От ред. После этих слов участники парламентских слушаний гневно зашумели, посыпались реплики: "Можно показать, сколько получили?" Б.И. ответила: "У вас есть целевой вклад 1990 года? Вы можете пойти и в течение 15 минут получить в Сбербанке полную компенсацию". Но зал возмутился еще больше, присутствующие знали, сколько стоили "стопроцентные" компенсации. Но Б.И. демонстрировала уверенность и продолжала свою речь).

Вторая категория - это вкладчики Сберегательного банка, у которых вклады были в рублях. В результате политики, которую проводило государство, вклады обесценились. Суммы сбережений известны. Более 300 млрд. руб. (от ред. советских). По этим вкладам граждане могут рассчитывать на ту или иную компенсацию (4 кол. - за 1 рубль). В советское время был Сбербанк СССР, который впоследствии акционировался. Сейчас у нас Сберегательный банк Российской Федерации. Он не отвечает по обязательствам, которые возникли в советское время.

Правительство намерено выплачивать компенсации по вкладам. На эти цели в бюджете этого года выделено 15,6 млрд. руб. и 2 млрд. руб. на погашение целевых обязательств, выраженных в облигациях. Как компенсации будут выплачиваться в дальнейшем - в законопроекте правительства "О порядке осуществления компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации", внесенном в Госдуму.

Теперь о принятом законодательстве и почему правительство не готово с ним работать. Нам предложено вклады превратить в долговые обязательства РФ и пересчитать их в дорах. Что такое дор? На сегодняшний день он равен более 20 руб. с учетом индексации. Исходя из сегодняшней стоимости дора, объем проблемы составляет более 8 трлн. руб. Такую сумму нужно было бы использовать государству за какое-то время для того, чтобы погасить эти обязательства. Но есть еще ежегодная инфляция, которая съедает кусочек наших сбережений. По законодательству, разработанному комитетом В.Зоркальцева, мы должны будем сумму долга ежегодно индексировать. Долг будет каждый год расти. Это новые миллиарды и триллионы. Это ВВП нашей Страны, 5 бюджетов. Чтобы погасить эту проблему в течение 30 лет при сегодняшней инфляции, нам понадобится выделять 25-30 процентов всех расходов бюджета ежегодно!

Представим погашение проблемы не деньгами, а имуществом, которым располагает государство. Не понятно, каким образом эту собственность можно разделить на конкретных вкладчиков. К тому же эта собственность является источником современного бюджета. В прошлом году в бюджет РФ поступило 35 млрд. руб. от ее продажи. Хотя я готова согласиться, что национальное богатство, принадлежащее России, может использоваться на проблему сбережений, я с этим абсолютно согласна. Но сколько будет записано в бюджете, столько, естественно, может быть и израсходовано. Никаких чудес я больше не знаю и не вижу. Вот какие соображения, как минимум.

Лидия Новикова

"Завтра", 2002 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован