05 декабря 2002
790

Виктор Зоркальцев: `Ренессан религий в России`

Виктор Ильич Зоркальцев - профессиональный политик с 1965 года, убежденный коммунист, каких сегодня мало, естественно, член КПРФ, ее ЦК, подполковник запаса, президент Всемирной Межпарламентской Ассамблеи Православия, депутат Государственных Дум трех созывов и во всех трех председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Он активно выступает за построение в России полноценного гражданского общества, за духовную безопасность страны. Виктор Ильич считает, что если мы упрочим свое духовное единство, то в экономике за 10-15 лет выйдем в плюс, сделаем это и в других сферах, армию перестроим, сделаем ее надежной защитой народных интересов, а вот если нарушим духовный баланс России, то последствия будут катастрофические, притом на долгие годы.

ВСЕМ НАМ НЕ ХВАТАЕТ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

- Каждый из нас может верить в своего Бога, а может не верить или находиться в поиске. В любом случае человек должен знать, что такое вера, что такое христианство, его историю, на какие конфессии оно распадается, какие религии существуют помимо христианства. Россия в большинстве своем пока невежественна в религиозном отношении, что очень сильно бьет по ее духовной безопасности. Я почувствовал это, работая в комитете. Государственная Дума приняла Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", где в преамбуле обозначены традиционные российские конфессии. Какой после этого был всплеск недовольства. Пришлось объяснять: "Друзья, вы внимательно посмотрите, что там записано. Кто протестанты? Христиане! А что говорит закон? Что христианство является традиционной конфессией России. Так почему вы считаете, что вас дискриминируют?". Как может "выпасть" протестантизм, который существует в России 400 лет? Или вот баптисты, считаются новой конфессией, а они действуют уже 150 лет, и это традиция, от нее никуда не денешься. Другое дело новодельные секты. Пришел человек и говорит, я ваш новый проповедник, я ваш новый Бог. И денег у него куча, хорошо, если не наворованных. А люди хотят во что-то светлое верить, это в них генетически заложено, потому и идут за ним, за его красивыми словами, а он заводит в такие дебри, из которых очень нелегко выбраться.

В одном из своих недавних выступлений я сказал, что эти пророки 90-х гг. дискредитировали себя, когда мы стали народ религиозно просвещать. Начался процесс естественного отбора и стало ясно, что люди предпочитают традицию. Вообще, религиозные организации развиваются по синусоиде, сейчас у некоторых - ренессанс. Потом наверное будет отсев. А когда люди начнут читать религиозную литературу, книги о религии, обратятся к Библии, то новые религиозные организации уйдут сами собой, потому что они - мотыльки, сгорающие при свете истинной духовности. Не случайно ведь протестанты объединились в Координационный Совет, но опять же не все объединились....

Особенно опасны экстремистские организации. Ведь в религии не должно быть крайностей, все традиционные религии утешают человека, гасят его агрессивность. Для меня, допустим, непонятно, что такое религиозный экстремизм. Экстремизм возможен только при использовании религии в далеких от интересов народа политических целях. Даже прозелитизм без политической подоплеки не порождает экстремизм. Такой прозелитизм я бы назвал соревнованием в миссионерской деятельности. С другой стороны, занимаясь ею, недопустимо выступать против чужого Бога, для меня это означает, что такой верующий не очень верит в своего.... Религиозный человек никогда плохо не скажет о другой конфессии, он будет хорошо говорить о своей вере, в этом и состоит его миссионерское дело. Если вы скажете, что баптисты самые лучшие на свете, а адвентисты седьмого дня -недостойная религия, то вы не очень верите в баптизм. Я по жизни знаю, что верующий человек всегда очень осторожно высказывается относительно веры других. Эти наступательные позиции, в основном, присущи людям малограмотным, духовно не просвещенным.

Чем занимается любая конфессия? Вовлекает в сферу своего воздействия мирян или из числа неверующих людей, или из части иноверующих, при этом человек самостоятельно выбирает церковь, это его право, ведь у нас в стране свобода совести. Ничего страшного в миссионерском соревновании нет, более того, оно стимулирует активность. Но вы уже проиграли, если за вашими плечами нет традиции. Так и останутся в Координационном Совете протестантов только четыре деноминации. Но протестанты всегда будут в России, потому что христианство распалось на три составляющих - католицизм, православие и протестантизм. Кальвин и Лютер - это уже мировая история. Отмечу, что протестанты умело нашли свою нишу в религиозном ландшафте России, конфронтации с их стороны не чувствуется. Весьма активно идет их миссионерская деятельность, после РПЦ протестанты почти сравнялись с мусульманами по числу общин, а по темпу роста - на втором месте. И этот факт не сбросить со счетов. И нет такого шума, как у католиков. Конечно, за плечами у католиков 1 млрд. 300 млн. верующих, и это большая конфессия, доминирующая в мире. Однако в Европе католиков, православных и протестантов примерно по 300 млн. человек. Понятно, что нельзя Европу сделать только православной, католической или протестантской. Христианская Европа должна опираться на трех китов, гармония именно этих трех конфессий сделает Европу неразделимой. И когда с позиции связи с традицией, мировой истории люди будут смотреть на другие религиозные организации, конечно, Мун отпадет, а саентология или какой-нибудь Виссарионов бог в Красноярске не сможет с ними конкурировать. Помните Белое братство, плакатами которого была заклеена вся Россия, теперь их не стало - традиция на них не работает. Религиозное просвещение - это как раз то, что упорядочит отношения между конфессиями.

ТРУДНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ ВО ВЧЕРАШНЕМ СССР И В СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ

- Мое детство в большей части прошло в религиозной деревенской семье в Сибири. Бабушка была православной, и я ложился спать с ее молитвой, просыпался, она снова молилась, все христианские праздники отмечали одновременно и с радостью. Сибирь - это край вольнодумцев, переселенцев, там складывались совсем иные отношения, чем в центральной части страны, там не было крепостничества, все было более демократично. Я захватил еще то время, когда с печки смотрел, как дед с сельчанами решал общественные вопросы, в колхозе почитался труд, а в доме висели иконы. В дальнейшем я воспитывался в нерелигиозном духе, общественная работа предполагала совсем другой настрой, да и бабушка была далеко. Но всегда на Рождество мы съезжались в деревню. Все-таки очень мудры были наши предки, передавая традиции религиозного просвещения из поколения в поколение. Потому и произошел сегодня в России религиозный ренессанс. Правда, его предыстория была непростой. Начиная с 1923 года, в руководстве страны существовала группа деятелей, которые не то чтобы отстаивали религиозные права, но чувствовали, знали, понимали и считались с религиозным фактором в сознании людей. Прежде всего, это Сталин, который в 1939 году отменил противоцерковные решения. В 1941 он произнес "Братья и сестры!", меня эти слова, когда я достиг зрелого возраста, очень волновали. Почему вдруг коммунистический лидер обратился к народу по-христиански? В 1943 году в стране воссоздали Патриархию, а в 1947 году легализовали баптистов. Помню, как это проявилось в нашем городе. Будучи мальчишкой с ребятами бегали купаться к реке мимо зеленого дома. Однажды его двери оказались открыты, естественно, мы зашли, там, как в нашем клубе, рядами стояли скамейки, была и сцена, но над сценой висел плакат "Бог есть любовь".

Признаем, что много трагических событий было связанно с религией в период гражданской войны и после нее. Церковь до революции была государственной, поддерживала царизм и все его институты. В ходе революционных преобразований ломали основы старого общественного устройства, а с ними и религию. Но как понять действия Н.С. Хрущева, нанесшего церкви большой урон и повсеместно закрывшего тысячи храмов? Ведь случилось это уже тогда, когда церковь лояльно относилась к Советской власти, проявила себя патриотической силой в годы войны, когда многих священнослужителей наградили орденами, когда были воссозданы патриархат, муфтияты и начала функционировать синагога, когда люди успокоились, стали забывать о воинствующем атеизме; и вдруг снова инициирование антирелигиозных настроений, казалось бы, зачем? Это был страшный перелом. Хрущев резал по живому, потому простые люди это не воспринимали.

Сейчас традиционным религиозным организациям работать не легче, чем раньше. Во-первых, ощущается нарастающее давление на духовную традицию России извне. Нельзя согласиться с тем, что значительная часть священнослужителей получает духовное образование за пределами страны. Почему имам должен учиться в Саудовской Аравии, а потом с иным менталитетом возвращаться в Россию? Страну наводнили иностранные миссионеры, хорошо обученные за рубежом и в избытке располагающие денежными и техническими средствами.

Ведется наступление на православие, на ислам, на те ветви протестантизма, которые противостоят утверждению духа чистогана в России. Как у нас появился протестантизм? Не миссионеры приехали с запада в Россию, а верующие со своим образом жизни, одни пришли добровольно, других переселили, у них была своя вера, и эту веру никто не запрещал. Они организовывали молитвенные дома, так родилась традиция. Традиционная конфессия - та, которая не только живет по российским законам, в традиционных российских условиях, но и существует, используя традиционные российские ресурсы - финансовые, административные, кадровые, культурные и другие. Как можно объяснить, когда сельская религиозная община из 20 человек, строит огромный каменный храм или мечеть? Я этого не понимаю, считаю, что такой храм будет пустовать. Церковь только выиграет, если будет использовать российскую традиционность, потому что речь идет о духовной безопасности страны.

С другой стороны, вложи государство ресурсы в обучение священнослужителей, от этого оно только бы выиграло. Почему бы не сделать социальный заказ на подготовку служителей культа внутри страны и ужесточить их выезд за рубеж и въезд в Россию? Тогда не потребуется такого количества западных миссионеров. Правда, православная церковь, протестанты, иудеи, по-моему, даже мусульмане приглашают всего 10 процентов миссионеров - это и обмен учеными, проповедниками, взаимная подготовка. 10 % немного, и такого рода контакты надо поддерживать.

Когда канцлера Гельмута Коля критиковали за запрет саентологов, он прямо сказал: "В Германии не может быть саентологов, немцы их не воспринимают". Вся Европа восстала против него, канцлер стал персоной "нон грата", давили руководители государств, а он свое: "Не воспринимают и все". Во Франции тоже действуют строгие законы относительно сект, России до такой строгости еще расти и расти. Францию эта проблема стала беспокоить еще 30 лет назад, когда в стране появился закон об охране французской культуры от американизации. Для России - это тоже актуально, поэтому в стране так трудно работать традиционным религиозным организациям. Когда мы принимали закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", меня критиковали и левые, и правые: "Как это так, вы выделили только четыре традиционные религии - христианство, ислам, буддизм и иудаизм? Определили 15-летний ценз для регистрации религиозных организаций?" Но мы пытались оградить нашу страну от религий-однодневок. Клинтон, Тэтчер, Олбрайт - все давили на президента, желая превратить свободу совести в России в сатанинский разгул. Но идея законодательного поощрения традиционных религий победила. И, знаете, нашла глубокую поддержку среди населения.

Конституционная основа деятельности религиозных организаций - светскость государства, отделение от него церкви, свобода совести. Давайте подумаем о понятии "отделение церкви от государства". Да, отделение есть, а отдаление должно быть? Конечно, нет. А как вы разделите? Вы отделили, но церковь можно (и нужно) отделить от государства, а церковь ведь от общества не отделишь. Это институт гражданского общества и значительной частью общества он востребован. А раз церковь востребована обществом, общество позитивно воздействует и на выработку государственно-церковной политики. В частности, так было при создании и принятии Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В противовес западному влиянию и давлению под воздействием общества закон все-таки был принят. Отделение - это значит, что церковь не должна влиять на решения светских организаций, а те, в свою очередь, не должны вмешиваться в каноническую работу церкви. Но взаимодействовать они обязаны. Сейчас это уже требование времени. Даже в названии "Военно-христианский вестник" вы соединили государство и церковь и не пытайтесь их разделить - не сможете.

ДУМАЕТ ЛИ ГОСУДАРСТВО О ЦЕРКВИ?

- Государство обеспокоено религиозной ситуацией в России. Обстоятельства сложились так, что этноконфессиональные отношения стали одной из проблем современной России. Если мы поправим положение с реформами, то в экономике за 10-15 лет выйдем в плюс, сделаем это в других вопросах, даже армию перестроим, а вот если нарушим духовный баланс России, то последствия будут катастрофические. Государство реально оценивает ситуацию, мне даже представляется, что в руководящих структурах государства появились люди, заинтересованные в религиозной гармонии и знающие, как это сделать.

Многое зависит и от позиции религиозных организаций. Церковь несет в себе мощный гуманитарный заряд, и государство должно использовать этот религиозный потенциал. Возьмите 10 заповедей, посмотрите Конституцию СССР 1936 года, в конце концов, Моральный Кодекс строителя коммунизма и наложите друг на друга. Все три текста очень близки по сути при естественных различиях в стиле. "Кто не работает, тот не ест", "Человек человеку - друг, товарищ, брат" и т.д. Мы говорим, реклама развращает умы, а чем ее заменить? Духовной составляющей! Дайте религиозным организациям теле- и радиоэфир, печать для активизации нравственного воспитания людей. Поскольку церкви не так богаты, пусть государство возьмет оплату их программ по нравственному воспитанию на себя. Готовится к изданию Православная энциклопедия, почему государству не вложить средства и сюда, почему не помочь в издании малоформатных Коранов? Я думаю, что от этого мы все только выиграем, позитивно изменится отношение граждан к государству.

Напротив "Президент-отеля" в Москве стоит Храм Григория Неокесарийского, названный по имени греческого мученика. Наполеон, войдя в церковь осмотрел его и сказал: "Если бы я мог на ладонях перенести его в Париж, то сделал бы так". Поставил охрану, и оттуда ни одной плошки не унесли. Вот как Наполеон относился к религии. Государство также должно стремиться сохранять свои святыни, заботиться о чувствах верующих, неверующих, к чувствам своих граждан. Государственная политика 94-96 гг. и последних трех лет - это совершенно разные позиции. Многие политики сейчас повернулись лицом к религии.

Церковь ведет серьезную работу с обществом, тем самым сотрудничая во многих сферах с государством. Чем воздействует миссионерская деятельность на верующих? Не только словами, что хорошо прийти к той или иной вере, но и делами. Наркоманы, престарелые, инвалиды, беспризорные дети - ими активно занимается церковь. Православные сестры в больницах бескорыстно ухаживают за больными. Я видел, как в монастырях возделывают землю. В Оптину пустынь со всей страны приезжают люди, чтобы помочь с сельхозработами. Это "дает" занятость и приобщает к духовности. Они трудятся и упорядочивают жизнь. Такие усилия церкви нужно поддерживать.

О советском времени говорят, как о периоде богоборчества, притеснений. Но прошли уже 70 советских лет, а также 14 лет после 70, а это уже пятая часть. Многие понимают, нельзя от этого времени отказываться. Если церковь выбросит из своей истории семь десятилетий, тогда она должна выбросить и все то, что сделала за эти годы ее паства - отстроила мощную страну, выиграла великие сражения, покорила космос, сделала науку и образование передовыми, вырастила многие поколения известных людей...

СТЕРЕОТИП В ОБЩЕСТВЕ: КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО - НЕСОВМЕСТИМЫ

- Самым первым коммунистом, считают многие, на земле был Иисус Христос. В Кумранских рукописях, написанных до Христа, зафиксирована и коллективная собственность, и равенство людей, и социальная справедливость. Конечно, христианство менялось. Но оно всегда зависело от признания народными массами. Неужели французское республиканское государство было атеистическим? Нет, конечно. Но в первые месяцы французской революции стал актуальным лозунг Вольтера "Раздавите гадину!". Затем он замолк, не получилось.

Не получилось и в России. Возьмите священнослужителя Флоренского, он на десятки лет опередил научные исследования в лингвистике, математике, экспериментальной физике и пр. Религия теперь не мешает делать новые открытия, поэтому нельзя противопоставлять религию и науку, равно как коммунизм и христианство не нужно сравнивать. Коммунизм - это идеология, политика. Христианство - традиция. Нельзя быть коммунистом только из-за верности традиции, даже советской. А христианами чаще всего становятся именно потому, что таковыми были отцы, деды, прадеды. Известно, что патриарх Тихон называл атеиста Ленина человеком с истинно христианской душой. Ленин, действительно, ощущал себя истинно русским человеком и потому в обыденной жизни следовал нравственным традициям своей семьи, глубоко религиозной.

Недавно узнал, что комсомольцы на своем пленуме приняли решение внести в повестку дня их очередного съезда вопрос о том, чтобы верующие могли состоять в комсомоле. Накануне одного из съездов компартии, я опубликовал в "Правде" несколько статей, в которых предложил коммунистам осудить немотивированное богоборчество прошлых лет и изменить свои программно-уставные положения относительно религии. Пока это предложение не прошло, но многие меня поддержали, и думаю, что партия вновь вернется к этому вопросу. Во всяком случае, в программе КПРФ записано, что в партии может состоять верующий.

МОДА НА РЕЛИГИЮ У ПОЛИТИКОВ

- Вы правы, к сожалению, религию пытаются вовлечь в политику многие политические деятели. Возьмите тот же термин религиозный экстремизм. Гелаев совершил марш-бросок, пересек российско-грузинскую границу с оружием, с боеприпасами, с валютой, с наркотиками, убил 18 военнослужащих и пр. Все говорят, смотрите, вот он религиозный экстремизм. Политики специально с его помощью пытаются повернуть стрелку в сторону ислама. Но разве это как и трагедия "Норд-Оста" - проявление религиозного экстремизма? Это обыкновенный чистейший бандитизм. А если бы террористы вместо "Аллах Акбар!" кричали "С нами Бог!", как это делали фашисты, тогда что же, всех православных, католиков и протестантов нужно называть террористами? Религию используют те, кто цепляется за власть и награбленную собственность. Начали с одной конфессии, затем легко можно будет перекинуться и на другие, тогда в обществе будет рождаться представление, что всякая религия экстремальна. Вот вам новая псевдоатеистическая, а точнее сатанинская идея борьбы с религией. Надо этому сопротивляться и отстаивать духовную чистоту любой веры, но это уже задача не только церкви, но и государства. Ведь для него честный, законопослушный верующий в тысячи раз ближе, чем неверующий или притворяющийся верующим бандит.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОДЕКС, ИЛИ НАД ЧЕМ РАБОТАЕТ В ДУМЕ КОМИТЕТ ПО РЕЛИГИЯМ

- Чтобы отладить механизмы взаимодействия церкви, общества и государства, нужно принять на законодательном уровне около 150 законов, 55 из них депутаты уже утвердили. Я считаю, что нам нужен Кодекс о религии, как Кодекс о земле, Гражданский кодекс, как Уголовный кодекс, в который мы бы свели все правовые нормы. Тогда, во-первых, возникнет правовая база для гармонии между традиционными конфессиями, во-вторых, вся деятельность религиозных организаций будет поставлена в жесткие правовые рамки и, в-третьих, церковь освободится от давления криминала и чиновничьего произвола. Скажем, придет старообрядец в одно из рязанских сел и скажет: "Вот здесь будет действовать старообрядческая община, у нас есть 10 человек". Согласно Кодексу старообрядцы уведомят администрацию и население села, купят или построят дом, уплатят необходимые налоги, и если община все установленные Кодексом правила выполняет, ее никто пальцем не сможет тронуть. Представитель общины потом придет на телевидение и скажет, что ему положено 3 минуты эфира в месяц бесплатно, плюс 4 минуты - за плату. И в соответствии с законом наступит межконфессиональная гармония, духовное единение.

Поистине бесценным сокровищем большинства традиционных религий является выверенные веками нравственные нормы народной жизни. Наш Комитет подготовил проект Закона "О защите общественной нравственности", пока не решаемся дать ему ход. Наряду с этим разрабатываем поправки, которые, в частности, снимут с религиозных организаций госпошлину, она небольшая - 3 тысячи. Может, для Москвы - это пустяк, а в какой-нибудь деревне три тысячи для прихожан - это уже много. Мы добились снижения налогов на свечное производство, на продажу крестиков и других церковных атрибутов, ведь это не товар, а способ жертвования на храм. Остро стоит вопрос о том, как должно происходить пожертвование. Скажем, я уплатил налоги из своей заработной платы, после этого жертвую церковной общине и снова нужно платить налоги? Неправильно же. Все это должно быть предусмотрено в кодексе.

Сейчас надо накапливать багаж для того, чтобы со временем проект этого кодекса поставить на обсуждение нижней палаты парламента. Кстати говоря, инициатива его появления исходит только снизу. Если религиозные организации выступают с предложениями, значит, они следят за ситуацией. Особенно это характерно для Русской Православной Церкви, которая, считаю, работает на всех. Она отслеживает законотворчество, вносит предложения, и, в итоге, принимается, скажем, льгота по налогам для всех религиозных организаций. Представителям традиционных церквей надо садиться вместе, чтобы сообща обсуждать будущий Кодекс о религии, как мы делали это уже однажды, работая над Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", при этом не вмешиваясь в каноны церквей.

НУЖНЫ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕКСТЕ ВОИНСКОЙ ПРИСЯГИ?

Российский гражданин обязан служить в армии. Военнослужащий должен принимать присягу. Вот только ее надо подкрепить клятвой верности традициям народов России, а в большинстве своем эти традиции не отделимы от религии, найти такие слова, чтобы верующий клялся не просто так. Мы задумывались над этим еще в первом созыве Думы. С учетом изменившихся условий нужно в тексте присяги изменить слова, от этого она станет только крепче цементировать духовные связи воинов. А защита Отечества? Ведь до революции и при Советской власти она признавалась священным долгом каждого. И та конфессия, в канонах которой будет записано, что ее представители не служат в армии, отказываясь от выполнения общегосударственных задач, при этом какие бы деньги не вкладывались в ее развитие, как бы ей не помогали из-за рубежа - такая конфессия проиграет.

Как только церковь станет сопричастной к защите Отечества, она будет востребована и обществом, и государством. В кодексе о религии нужно четко определить роль и место конфессий в армии, в учебных заведениях, в больницах, характер их миссионерской деятельности, связей с иностранными центрами. И тогда никто на таможне не запретит миссионерам приехать в Россию. И если баптист, пятидесятник, адвентист или еще кто-то придет в армию и скажет: "Товарищ командир, в вашей части проходят службу верующие люди, нам нужно с ними побеседовать", то командир не сможет им отказать. Кодекс о религии должен все расставить по своим местам.

В ГОСДУМЕ НЕТ КЛУБА БЕЗБОЖНИКОВ

- Впервые слышу от нас о том, что в Госдуме якобы существует клуб безбожников. Думаю, что ни один из депутатов левого спектра не окажется там, не пойдут туда и интеллигентные люди из "Яблока", из других фракций и депутатских групп, да и из СПС, наверное, тоже. Верно, что настроение в этой Думе иное. Сейчас сложно проводить законы о религии, особенно когда дело касается всевозможных льгот. Да и законы составить, не затрагивая при этом чувств верующих - непросто, многие юристы не владеют этой темой. Другая проблема - обсуждаем законопроект, вначале все религиозные деятели соглашаются, как только приняли его, сразу что-то всплывает - и мы начинаем обсуждать поправки. Вот, например, перечень предложений религиозных организаций только в бюджет, это список храмов, которые нужно отреставрировать. Среди них дацан, мечеть, апостольская церковь, хоральная синагога, баптистская церковь.... Не включи мы их в бюджет, во-первых, поступили бы против своих внутренних убеждений, во-вторых, вызвали бы напряжение, допустить которое непозволительно.

Деятельность религиозных организаций вышла за церковную ограду, на церковь сейчас возложены более широкие функции, особенно в сфере ее внешней деятельности. Церковь ведет большую хозяйственную работу, у нее значительные финансовые возможности, она занимается издательской деятельностью, владеет СМИ, ведет миссионерскую работу, строит, - все это затрагивает интересы миллионов людей. Я назвал бы это монастырской экономикой по аналогии с православной церковью. Но уместно ли это определение по отношению к другим конфессиям, не знаю. Во всяком случае такая экономика существует, и нужно на уровне закона установить ее отношения с обществом. Монастырская экономика ворвалась в общество. И эти функции должны осуществляться по светским законам. Владыка только тогда владыка, когда несет службу с амвона, а когда служба закончилась, то он становится просто гражданином, физическим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Должен вам сказать, что еще 10 лет назад подобные вопросы не возникали, а сейчас становятся актуальными.

РОССИЯ СОСТОИТСЯ, ЕСЛИ СОСТОИТСЯ МОРАЛЬ

- Мне думается, что сейчас благоприятная ситуация в России для решения проблем укрепления свободы совести, притом для всех конфессий. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Мы понимаем, что духовная безопасность государства зависит от того, будет ли достигнута гармония в межконфессиональных и в межнациональных отношениях. Так вот императивом, которым руководствуется наш Комитет, как раз является закрепление гармонии на законодательном уровне. Мы считаем, что противопоставление церквей может нанести ущерб нашему обществу, поэтому постараемся сделать все, чтобы гармония также была между религией и государством, государством и обществом, обществом и религией. Это необходимо для будущего устойчивого развития России. Все хотят совершенствовать в стране экономику, политику, социальную сферу, но в первую очередь надо совершенствовать духовные составляющие элементов государственной и общественной жизни. Высокая мораль, основанная на духовных традициях, как раз и является гарантией того, что Россия возродится как великое государство. Я могу уверить читателей "Военно-христианского вестника", что для достижения этой высокой цели и будет в дальнейшем работать наш Комитет.

Беседовали Олег Аскаленок, Людмила Качкар.

"Военно-христианский Вестник"

05.12.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован