26 декабря 2002
1296

Виктор Зоркальцев: Станет ли труд делом чести?

Раздумья после Всемирного русского народного собора

В будущем году этому необычному и очень важному форуму исполнится десять лет. Созданный с участием различных общественных организаций и призванный быть местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем русского народа и желанием послужить ему, Всемирный русский народный собор действует по благословению и под духовным руководством Русской православной церкви.

На заседаниях собора и соборных встречах, прошедших за время с 1993 года, обсужден целый ряд фундаментальных, самых насущных для со временного нашего общества проблем. Это, например, русская шкала и защита русского языка, Россия и русские на пороге XXI века, русская идея и национальная культура, ядерные вооружения и национальная безопасность России, здоровье нации, вера и знание, вера и цивилизация.


Вот и тема очередного, VII Всемирного русского народного собора, состоявшегося в Москве 16-17 декабря, принадлежит к наиболее значительным и, конечно же, чрезвычайно актуальным сегодня. Сформулирована она так: "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России".

Почему важна эта тема

А разве может быть не важным для нас будущее нашей страны? Заострение внимания на экономическом будущем и его связи с духовно-культурными традициями России тоже вполне понятно. Давно уж внедряется (и достаточно широко внедрена!) в мировое сознание, а еще хуже - в сознание многих наших соотечественников мысль о том, будто Россия и русские чуть ли не изначально обречены на отставание в экономике. И какие "глубокие" тому объяснения! Дескать, "не та" религия, "не тот" национальный характер, называемый нынче менталитетом.

Если согласиться, что русские по природе своей в труде ленивы и неумелы, а православие и рожденная им культура (в отличие, скажем, от протестантства) не настраивают на активную деятельность, да еще обременяют "чрезмерной" совестливостью,- какой вывод следует сделать? Ясно. Тот самый, который и сделан относительно нас: характер русский и культуру русскую надо ломать через колено, а одновременно поскорее освобождать от этих неполноценных занимаемую ими землю со всеми ее богатствами. Для более достойных.

Когда-то Гитлер заявил это напрямую. Нынче всё, как правило, завуалировано, спрятано в паутине многословных и туманных фраз. Однако суть от этого не меняется. Главное остается прежним! И тяжелейшее, трагическое положение, в которое ввергнута за последние пятнадцать лет наша Родина, более сего свидетельствует об этом.

Выйдем ли из такого положения? Как из него выйти? Эти вопросы, собственно, и определили основное содержание обсуждения, развернувшегося на заседаниях Всемирного русского народного собора в течение двух декабрьских дней.

Справедливость превыше всего!

Будущее - за идеалами справедливого и высоконравственного общества",- звучат под сводами зала церковных соборов в храме Христа Спасителя слова послания Патриарха Московского и Всея и Алексия II. Оглашенные митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, они воспринимаются здесь, в этой необыкновенно торжественной атмосфере, с особой проникновенностью. Самые заветные для русского человека слова - о справедливости и высокой нравственности.
Так далека от этих понятий сегодняшняя наша жизнь! Буквально всем. И обращение главы кой православной церкви к участникам собора сразу выдвинуло на первый план проблемы, от решения которых зависит изменение создавшегося положения: "Для России жизненно необходимо возрождение трудовой и деловой этики, ориентации на творческий, производительный труд и на помощь ближнему, особенно тому, кто не может сам заработать себе на хлеб".

Выделены, как видим, весьма существенные грани темы. У нас ведь за последние годы ориентация общества на творческий труд, а тем более на помощь слабым почти полностью ликвидирована. Соответственно, ликвидирована и этика трудовых, деловых отношений. О какой этике в самом деле может идти речь, если людям, которые честно работают, месяцами и даже годами ничего не платят! Или платят, но такой мизер, который ни в коей мере не соответствует затраченным усилиям и не обеспечивает даже прожиточного минимума. А человек, защищавший Родину в годы Великой Отечественной и потом трудившийся всю жизнь, может просто замерзнуть в неотапливаемой квартире...

В докладе митрополита Кирилла и затем по ходу собора не раз отмечалось, что он - организация неполитическая, что задача церкви не участвовать в политической борьбе, а свидетельствовать о Христе,

то есть помогать людям воспринимать мир с христианской, православной точки зрения. Так вот, если взглянуть на происходящее в нашей стране за последние годы именно с этой точки зрения, то придется очень многое признать по духу абсолютно антиправославным. И самое главное - это растущая безнравственность и несправедливость в обществе, о чем говорили представители КПРФ Геннадий Зюганов, Виктор Зоркальцев, а также другие участники собора.

Академик Дмитрий Львов огласил такие данные проведенных научных исследований. Если по уровню жизни разделить все население нашей страны на пять групп и посмотреть, как изменилось их состояние за десять последних лет, то оказывается, что самые бедные стали вдвое беднее, а самые богатые - в полтора раза богаче.

- По существу мы имеем сегодня две России,- заявил с трибуны собора этот выдающийся современный экономист.- Одна Россия - это 85% ее населения, на которые приходится всего 7% национального богатства страны. И вторая - те 15%, в руках которых оказалось 85% национального богатства. Задумайтесь над этим!

Действительно, есть о чем задуматься. Русский человек терпелив, он многое может снести. Но тяжелее всего ему переносить вопиющую несправедливость. Вот почему, когда вспоминаются исторические события, связанные с революцией, и русский народ обвиняется при этом в зависти, которая, дескать, и стала главной движущей революционной силой, согласиться с этим никак нельзя. Нет, не зависть к богатым поднимала трудящихся на борьбу, а стремление к справедливости.

Как спастись и возвыситься

Тот же академик Д. Львов назвал определяющий критерий, по которому, как он считает, представляется возможным судить о нравственном состоянии, нравственном здоровье общества, о той экономике, которая у нас имеется сегодня.

- Разразившаяся эпидемия смертности,- сказал ученый,- это крест над Россией!

Скорость вымирания населения в нашей стране уже существенно обгоняет скорость рождения его. Причем, прежде всего, вымирает русский народ. Если так пойдет и дальше, то к середине века русских в России может остаться лишь 38%. Отсюда закономерный вопрос, который и прозвучал с трибуны: так зачем тогда такие реформы?

Вот что, судя по всему, надо в первую очередь основательно менять - курс так называемых реформ. Ведь они привели к тому, что природная рента (доход, получаемый от богатств, которые всем нам даны Богом, природой!) оказалась в руках кучки олигархов. Разве не истинно по-божески было бы вернуть народное достояние народу?

Однако власть, лицемерно стоящая по церковным праздникам напоказ со свечками, не слышит таких предложений. Вот и на соборе не было никого из правительства. Почему?

А ведь стоило бы им послушать и учесть многие из прозвучавших здесь мыслей. Например, за последние годы расхожим стало такое выражение, идущее от властей: плохо живем, потому что плохо работаем. Дескать, русский человек отучился работать, поэтому мы не можем повышать заработную плату.

Глупостью назвал это академик Д.Львов. Он проанализировал и наглядно показал, что на один доллар зарплаты среднестатистический российский работник производит примерно в три раза больше, нежели американский. Однако за годы "рыночных реформ" у нас либерализировали все факторы производства, за исключением определяющего, основного - заработной платы. В результате многие цены уже приближаются к мировым или даже превышают их, а зарплата не просто осталась на прежнем уровне, но значительно снизилась. И в этих условиях (вот парадокс!) пытаются проводить жилищно-коммунальную реформу, ломают систему транспорта, энергетики и т.д.

Как показывают исследования отечественной науки, подъем оплаты труда является исходным условием реформ. А не их следствием. Один из важнейших источников для этого - разумное и справедливое использование природно-ресурсного потенциала страны, о чем говорилось выше. Важно также остановить, наконец, капиталы, утекающие за рубеж, для чего есть вполне реальные средства.

* * *

Вообще, важных и дельных предложений было высказано немало. О повышении роли государства в экономике. О совершенствовании законодательства и налоговой политики. О пенсионном обеспечении. Об улучшении нравственного воспитания молодежи. Наверное, может сыграть свою положительную роль и кодекс этики национального хозяйствования, идею которого активно поддержал собор.

Однако в заключение хотелось бы еще раз сказать о проблеме труда и отношении к труду, которое сложилось у нас за последние годы. В условиях, когда отнюдь не добросовестной работой достигаются фантастические богатства, а трудящиеся в поте лица своего бедствуют, когда средства массовой информации поднимают не человека-труженика, а всячески превозносят легкую наживу, авторитет честного труда резко упал и продолжает падать.

Когда-то было сказано (и не без оснований!), что труд в нашей стране стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. А что сейчас? Если молодые люди мечтают стать киллерами и путанами, то есть, по-русски говоря, убийцами и проститутками, это достаточно ясно говорит о том, какое общество нынче сформировалось. И если на деле исходить из христианских нравственных норм, без серьезного изменения очень многого в таком обществе не обойтись.

Виктор КОЖЕМЯК, Обозреватель "Правда"

26.12.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован