05 марта 2002
725

Виктор Зоркапьцев: Равноправное представительство народов

ВОЗРОЖДАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО НАРОДОВ - К МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ ЕДИНСТВУ, К СПЛОЧЕНИЮ РОССИИ

19 октября 2001 года в Большом конференц-зале на Новом Арбате, 19 Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций провел "круглый стол" на тему: "О внесении изменений и дополнений в законодательство о выборах по обеспечению равноправного представительства в органах государственной власти всех народов, проживающих на территории Российской Федерации". В работе круглого стола приняли участие представители 56 субъектов Российской Федерации, традиционных религиозных конфессий, ведущие ученые в области национальных проблем, политологии и религиоведения.

С обстоятельным докладом, выдержки из которого публикуются в сегодняшнем номере журнала, выступил председатель Комитета Виктор Ильич Зоркальцев1.

Национальные проблемы России многогранны и чрезвычайно сложны. Это очень тонкая материя государственного обустройства. Она включают в себя такие вопросы, как соотнесение единого экономического пространства и региональных интересов, национально-территориальное устройство, выработка единой духовной культуры, культурный взаимообмен, регулирование миграции и многое другое. Ответы на них помогут решить главный вопрос: станет ли Россия опять уважаемой во всем мире великой многонациональной державой?

Еще недавно мы считали, что национальный вопрос в нашей стране решен полностью и окончательно. И действительно, образование СССР, расцвет и сближение его народов стали одним из величайших достижений мировой цивилизации XX века. Но за десять лет мы утратили многое, что казалось навсегда ушло в плоть и кровь народной жизни. Нынешний разлад, а то и вражда между народами-братьями - самое страшное последствие утверждения начал агрессивного псевдодемократического сообщества, порождающего ксенофобию и эгоистический сепаратизм.

Нельзя утверждать, что полностью разрушена былая дружба братских народов. Но их правящая элита сплошь и рядом переступает через вековые традиции этой дружбы. К сожалению, в угоду этим правителям сеют семена национального сепаратизма и отдельные представители интеллигенции, которые еще недавно ревностно выступали за интернациональное единство советских людей.

Сегодня трудно назвать область, край или республику, где бы не было нарастающих противоречий на национальной почве. Можно сказать, что Россия ведет тяжелую национально-освободительную борьбу за свое существование и возрождение, а потому межнациональные конфликты, возникающие или зреющие на ее территории, лишь помогают нашим общим недругам ослаблять великую страну, ставшую Родиной для сотен больших и малых по численности народов.

Не случайно неудовлетворенность отдельных народов своим нынешним положением сплошь и рядом направляется их политической, экономической и культурной элитой в русло сепаратизма, разрушения федеративного устройства российского государства. Трагический опыт Чечни показывает, что отрыв от России приводит к созданию геополитического вакуума, который быстро заполняется силами, враждебными и России, и самому народу, стремящемуся к большему суверенитету.

Мы испокон веков живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. Огромные пространства России исторически принадлежали разным народам и даже цивилизациям. Несколько этноконфессиональных общностей, образующих самодостаточные цивилизационные очаги, определили уникальный в своем роде портрет национального и культурного многообразия нашей страны, послужили основой для ее самобытности.

Специфика национальной политики России складывалась, как и в других странах, под действием многих факторов: экономических, культурных, политических, религиозных, военных и т.д. Однако полученный результат серьезно отличался от европейских канонов решения национальных проблем, особенно на присоединенных территориях. Если "цивилизованные" европейцы, выжигая любые очаги самобытной культуры, навязывали новый язык, новое социальное устройство, новую религию, то в России преимущественно старались сохранить традиционный уклад жизни присоединяемых народов и даже перенять многие их достижения в культуре и экономике.

Во-первых, ряд народов, найдя в России защиту от внешних врагов, избежали уничтожения. Нелишне напомнить, что свое спасение от посягательств турок на их культуру и язык армяне, грузины, абхазы и гагаузы нашли в России, что стремление казахов стать российскими подданными созрело в условиях губительных набегов джунгаров.

Во-вторых, в присоединенных национальных землях, уже имевших свою политическую и социальную инфраструктуру, сохранялись практически все особенности организации власти и социальных отношений. Так, в составе элиты России конца XVIII века одновременно сосуществовали польская шляхта, азиатские ханы, татарские мурзы, грузинские князья и казачьи атаманы. Более 70 тысяч российских дворян были представителями нерусских национальностей. В Бухарском эмирате после присоединения к России, к примеру, были сохранены государственное устройство во главе с эмиром, шариатская правовая система и национально-культурные традиции.

В-третьих, заселяя пустующие земли, ни царское, ни советское правительство не отдавали предпочтения русским. Русское крестьянство в целом жило не лучше, чем крестьяне других национальностей. Натуральный налог, например взимаемый с аборигенов Сибири, был значительно меньше многочисленных податей и повинностей русских крестьян.

В-четвертых, российская администрация оставила в неприкосновенности религиозный строй в Грузии, Армении, Азербайджане, Финляндии, Польше, Прибалтике, Средней Азии и т.д. При Елизавете ламаизм был официально признан религией, имеющей государственную поддержку. При Екатерине II то же было осуществлено и в отношении ислама. Ни евреям, ни шаманистам не мешали отправлять свой культ.

Государственное строительство Российской империи шло по пути инкорпорирования - включения новых областей вместе с их жителями в единое военно-политическое пространство. Важным фактором при этом было резкое повышение уровня защиты от внешних завоевателей, что демонстрирует история Кавказа и Средней Азии. Только после вхождения в Российскую империю народы этих регионов забыли, что такое штурм и разграбление городов или поголовный угон населения в рабство. А ведь еще во времена Грибоедова и Пушкина Персидская и Османская империи представляли грозную силу для своих соседей.

Печальный пример. После развала СССР в большинстве бывших национальных республик произошел обвал уровня жизни, снижение образованности населения, начались междоусобные конфликты. Лишенные российской защиты и поддержки, эти страны стали просто разваливаться на части.

Что же служило основой подлинной дружбы народов? Прежде всего, духовные факторы, то есть общая историческая память, общность судеб, сознание единства. Важным было чувство Родины, осознание российской идентичности независимо от национальности.

Не меньшую роль сыграла и специфика менталитета русского народа-объединителя, которому всегда была чужда какая-либо национальная или этническая ксенофобия.

В России русские составляют свыше 80 процентов населения. По европейским стандартам такие страны считаются мононациональными. Процент русских у нас больше, чем процент французов во Франции, испанцев в Испании или англичан в Великобритании. Тем не менее в России, в которой живут более чем сотня народов, традиционно уделялось большое внимание вопросам взаимодействия различных национальных культур. Здесь мы далеко опередили все так называемые цивилизованные страны.

Духовно-этнические отношения, которыми так богата Россия, являются базовыми для формирования межнациональных общностей. Они зародились в глубине веков, когда между людьми не было ни прочных экономических, ни социальных, ни культурных связей. Иными словами, духовность изначально присуща человеку и его обществу. И в этом смысле все люди едины. Духовные основы их жизни универсальны. И фактически мало меняются с приходом новых поколений.

Еще недавно наши теоретики учили, что главное в генезисе такой устойчивой общности, как нация, - единство экономики. Но ведь десятки, а то и сотни лет существуют расчлененные нации (евреи, ирландцы, армяне, курды, пуштуны, теперь русские, украинцы и т.д.). И их общность сохраняется, несмотря на отсутствие устойчивых экономических связей.

Видимо, пора согласиться с тем, что именно этно-духовные, культурные отношения являются особенно значимыми для возникновения и длительного сохранения устойчивых национальных общностей, потому что без их учета невозможно ни строительство полноценного гражданского общества, ни формирование подлинно гуманистической и демократической национальной политики.

Кстати о духовности русских. Ни в одном языке мира вы не найдете наименование народа, который бы называл себя именем прилагательным, а не именем существительным. В нашем же языке возможны такие, казалось бы противоречивые сочетания, как русский татарин, русский еврей, русский армянин. Но это только внешнее противоречие. В самоименовании себя прилагательным скрыт великий смысл, подсознательно понятый русским народом, - жертвование своими амбициями ради национального единства России. Таков механизм действия цементирующего, скрепляющего начала "русскости", передачи своей национальной идентичности всем народам, попадающим в притяжение российской цивилизации.

К сожалению, духовно-этнические проблемы в России при всей своей важности как огромный потенциал будущего могущества нашего Отечества остаются малоизученными научными кругами, "белым пятном" для законодательной и исполнительной власти.

Экономика, финансы, бюджеты, все то, чем так активно занимаются депутаты, только тогда служит интересам народа, когда способствует сохранению и развитию культуры, утверждает уникальность наших традиций, защищает многовековые святыни, обеспечивает подлинную свободу человека, который не должен становиться придатком компьютера, а благополучно жить в мире, построенном и завещанном нам отцами.

Не умаляя значения экономического фактора, отмечу, что межнациональное согласие обеспечивается также в духовной сфере. Именно национальный характер, ментальность, язык, традиции, особенности культуры, сам уклад жизни передаются из поколения в поколение, обеспечивая непрерывность жизни этноса. Экономика, материальная культура в целом близки у всех народов (с учетом, конечно, их географического положения, уровня развития), а духовная сфера специфична у каждого этноса. И он, естественно, держится за нее, как за самое сокровенное, что нельзя обменять ни на материальные богатства, ни на западные модели демократии и либерализма, ни на сытую жизнь в передней или на кухне обитателей мира золотого миллиарда.

Либерально-индивидуалистская идея в силу целого ряда причин не прививается в России. В1998 г. либеральное правительство обанкротилось и материально, и идейно! Россия - самодостаточная страна не только в экономическом отношении, но и в социально-психологическом. Ей не нужна никакая либеральная система, лозунг которой: "Делай, что хочешь!", потому, что неизвестно, где граница этого "что хочешь". А ограничения обеспечиваются национальными традициями, сдерживающей ролью духовного начала. Они обязательны не только для отдельного человека, но и для государственной политики в целом. "Земля Земель сомноженных народов, соборный свод согласных языков", как это очень точно и современно определил поэт Егор Исаев.

В многонациональном государстве задача общества находить, развивать и укреплять те скрепы, которые хотя и тонкими, но прочными нитями сближают этносы страны, превращая их в единое целое. И рушилась Россия только тогда, когда эти тонкие нити обрывались.

Администрирование в области национальных и духовных отношений не скрепляет, а разъединяет. Только здоровое общество как тонкий саморегулирующийся организм способно определить ту грань, до которой свобода служит взаимному обогащению, развитию, а не сепаратизму или поглощению слабого сильным.

Россия активно воздействовала и воздействует на весь мир своим примером межконфессионального сотрудничества, основанного на глубокой внутренней схожести религиозных верований. И в Православии, и в Исламе идея примата общего над частным, соборности над индивидуализмом является одной из основных. И именно эта схожесть стала родником духовного развития, обогащающим все народы России, чистым источником национального самосознания.

Современная западная цивилизация в значительной степени преодолела свое христианское культурное наследие. Не случайно их политологами введен термин "постхристианское общество". Самым наглядным образом это демонстрирует литературная, кино- и видеопродукция, наводняющая сейчас наши рынки и даже официальные каналы телевидения. Эгоистический индивидуализм, культ секса и насилия, жажда материальной наживы одинаково отвергаются всеми традиционными конфессиями народов России.

"Русского человека не сломят никакие экономические трудности, если его не лишат духовности, глубинной памяти предков. История, предания, легенды, традиционная культура должны передаваться из поколения в поколение", - справедливо сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Но вал разлагающей наше общество пропаганды настолько мощен, что пора начать борьбу за право человека жить в неотравленной духовной среде. Мы выступаем против насаждаемого равноправия добродетели и разврата, нравственной чистоты и бесчестности.

Наш удел - жить вместе, но и наша обязанность так обустроить эту жизнь, чтобы всем в этой семье народов было спокойно и безопасно, а высшим принципом, объединяющим нас, давайте выберем справедливость. Принцип справедливости может быть воплощен только тогда, когда государство обеспечит народам России духовную безопасность.

Духовная безопасность государства базируется на последовательном противостоянии любому проявлению религиозного или политического экстремизма, активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата в СМИ, воспитании, основанном на традиционных ценностях.

Духовная безопасность является ключевой в системе национальной безопасности, это щит против "пятой колонны", это главный заслон нашей многонациональной культуры, нашей самобытной многовековой цивилизации. Проиграть бой за умы и сердца людей в современном мире - гораздо более серьезное поражение, чем военно-стратегическое. Исчезновение национальной идентичности, размывание традиции, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа - путь к забвению истории, осквернению памяти предков и предательству наследия отцов.

Духовная безопасность - самый важный вопрос любого уважающего себя государства, осознающего, что XXI век начинается как век расцвета терроризма и краха супердержав.

Поиски виновников трагедии 11 сентября в США не должны превращаться в новую "охоту на ведьм", быть прикрытием для решения геополитических задач отдельных держав, задевать религиозные чувства сотен миллионов людей.

Кстати, среди погибших в здании Всемирного торгового центра было около тысячи мусульман, находившихся в тот момент на своих рабочих местах. Но об этом умалчивают мировые СМИ. Почему?

Вместе с небоскребами в Нью-Йорке была разрушена и мечеть, в которой находилось много верующих. Попытки некоторых политических сил направить наш праведный гнев против "виновников" трагедии в лице Ислама и мусульман, придать акциям возмездия откровенно антиисламский характер, вновь раздуть миф об "исламской угрозе" преступны по своей сути, несут в себе угрозу столкновения, конфликта двух мощнейших цивилизаций - христианской и исламской, последствия которого будут в сотни тысяч раз страшнее взрывов в Манхэттэне!

В настоящее время сокращается численность буквально всех национальных общностей, проживающих на территории Российской Федерации. Страна, не пережившая широкомасштабных военных действий, переполнена беженцами.

За последние 10 лет в Россию переселилось почти 9 млн. временных или постоянных мигрантов (к примеру, это три Армении или две Грузии). Возникли мощные инонациональные диаспоры, которых раньше не было в Российской Федерации (китайская, вьетнамская, ряда народов Кавказа и Средней Азии). Проблема мигрантов приобрела такую остроту, что требует разработки целой системы законодательных и административных мер по ее решению.

Вместе с тем сохраняет свою интенсивность и процесс выезда из страны на заработки и на постоянное место жительства за рубеж представителей коренных народов России. За этот период за пределы страны выехал один миллион наших граждан.

Где сегодня наши математики? Физики? Многие лучшие умы знаменитого на весь мир Новосибирского академгородка сейчас трудятся за границей. Уезжает талантливая молодежь, чему немало способствуют специальные "образовательные" программы и "выездные гранты" различных иностранных фондов, фактически занятых вербовкой талантов в нашей стране.

Как заявил на прошедшем 11 октября Конгрессе соотечественников Президент России В.В. Путин, Россия заинтересована в возвращении соотечественников на Родину. "Мы должны быть вместе!"-сказал он. Присоединяясь к этим словам, добавляю: "Мы обречены быть вместе! Это наша судьба, наши общие духовные и этнокультурные корни, тот, кто отвернется от них, перестанет быть русским, россиянином".

Перед возрождающейся Россией остро стоит проблема федерализма. Ее будущее в укреплении регионов, а потенциал регионов в развитии национальных общественных движений. Регионы без национальных движений лишь довесок к федеральному центру.

Развитие национальных общественных движений - это путь к укреплению институтов гражданского общества в нашей стране. Наряду с религиозными организациями, профсоюзами, политическими партиями и другими общественными объединениями они составляют еще одну "стену", еще одну "опору" государственного дома.

Представляется, что в области федеративного устройства нужно постепенно переходить от федерации территорий к федерации народов. Территория России должна оставаться единой и неделимой. Любой народ, вошедший в содружество, передает в общее пользование ее народов свою территорию. И эту территорию он не вправе только по своему усмотрению отрывать от единого тела России, не считаясь с тем, что исторически принадлежавшая данному народу территория давно уже стала общероссийской.

Существующие территориальные автономии, разумеется, сохранятся. Но они также не будут восприниматься как автономии только титульных, то есть давших им свое имя, народов. Опыт Дагестана показывает, что вполне уместна и устойчива территориальная автономия нескольких или даже многих народов.

Это вовсе не значит, что следует дробить территорию страны на национальные анклавы. Способом самоопределения национальностей призвана стать культурно-национальная автономия. В этой связи должен быть разработан законопроект о территориальной целостности Российской федерации и всех ее субъектов.

Назрела необходимость создания Палаты по делам национальностей при Президенте Российской Федерации. Каждый народ, обладающий установленной законом численностью населения, должен иметь в ней своих представителей. В дальнейшем Палата могла бы стать частью Совета Федерации и приобрести законодательные функции.

Следовало бы законодательно гарантировать выдвижение национальных кадров на работу в органы исполнительной власти как федерального, так и регионального масштаба, восстановить двухгодичное дневное отделение в Академии государственной службы при Президенте РФ, увеличить набор представителей национальностей в региональные академии государственной службы, предусмотреть квоты для подготовки кадров из представителей разных народов России в крупнейших и авторитетнейших вузах страны.

Есть потребность в образовании фракции или депутатской группы Государственной Думы, которая объединяла бы по их желанию тех депутатов, которые проявляют особый интерес к решению проблем развития национальностей и межнациональных отношений. Условно ее можно было бы назвать национально-федеральной группой или фракцией.

Национальная составляющая в государственном строительстве приобретает сейчас особое значение. Без активизации законотворческой деятельности в области гармонизации национальных отношений мы не сможем наделить гражданина нашей многонациональной страны правом на национальное самоопределение, сделать его стержнем национальной политики и связанных с ней государственно-общественных отношений и полноправным субъектом укрепляющегося в России гражданского общества.


1 Зоркальцев Виктор Ильич - депутат Государственной Думы 3-х созывов, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, автор 5 федеральных законов и 32 законопроектов, в том числе был руководителем рабочей группы по Федеральному закону "О политических партиях".


Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы

05.03.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован