19 февраля 2007
1342

VIP-интервью с В.Пансковым

- Владимир Георгиевич, Вы отвечаете в Счетной палате за проверки по уплате налоговых и иных платежей в федеральный бюджет. Какова Ваша точка зрения по необходимости совершенствованию системы налогообложения нефтяной отрасли?

- Налоги должны быть обязательно дифференцированы. Я считаю, что НДПИ нужно сохранить только для изъятия дохода, который образуется у недропользователя при добыче полезных ископаемых. При этом ставка НДПИ должна быть резко снижена, в несколько раз. И должна быть отменена составляющая ставки, которая зависит от цены на нефть на внешнем рынке. Сейчас мы идем в этом вопросе по неверному пути, забывая, что эта отрасль нуждается в государственной поддержке с точки зрения того, чтобы не отбирать у нее лишнего. Компании не должны платить чрезмерные налоги.

Сколько же надо забирать у нефтяников и газовиков, чтобы налоговая система не стала тормозом в развитии нашей экономики? Существует природная рента и, исходя из этого, и нужно строить нашу налоговую систему. Рента бывает абсолютной, дифференцированной и ценовой. Абсолютная рента - это доход, который образуется у недропользователя в связи с извлечением полезных ископаемых. Дифференциальная рента зависит от очень множества условий, специалисты насчитывают их до десятка - в том числе от условий залегания нефти, ее качества и т.д. Ценовая зависит напрямую от цены на мировом рынке.

Государство установило НДПИ единым для всех месторождений. Это приводит к очень плачевным экономическим и другим, в том числе экологическим, последствиям. Мы с нашей налоговой системой фактически заставляем налогоплательщика эксплуатировать только те месторождения, которые дают эффект и возможность уплатить ставку НДПИ. Мы в Счетной палате очень много проводили проверок нефтяных компаний и видели, что за последние годы количество не эксплуатируемых скважин растет, и в некоторых компаниях это количество достигает катастрофических размеров. В этом году мы проводили проверку компании ТНК-ВP и выяснилось, что у нее 40 проц скважин не эксплуатируется. Налоговая составляющая в этом играет первостепенную роль. Если не выделять деньги на консервацию скважин, потом их реанимировать будет сложнее, чем пробурить новые.

Я считаю, что из НДПИ нужно изымать только абсолютную ренту. Дифференцированную ренту можно изымать от введения нового налога - налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. В Госдуме находится законопроект на эту тему, который был принят в первом чтении в 1999 году. Но этот налог страдает многими недостатками, его очень трудно администрировать. Поэтому дифференциальную ренту можно изымать путем заключения соглашений с компаниями при выдаче лицензий на недропользование, то есть неналоговым способом. Вот здесь и будет применен индивидуальный подход к каждому налогоплательщику. Только необходимо разработать специальные коэффициенты и прописать их напрямую в законе.

Что касается дополнительного дохода компаний от роста цен на мировом рынке, то забирать эти сверхдоходы через экспортные пошлины и часть ставки НДПИ - это тупик. При вступлении в ВТО России, скорее всего, придется отменить в законодательстве понятие "экспортная пошлина". Считаю, что нужно ввести специальный новый налог, который можно было бы назвать, условно говоря, налог на экспорт полезных ископаемых, который и будет зависеть от мировой цены. Например, такой налог успешно действует в Республике Казахстан.

- Вы высказывались в пользу снижения НДС до 15 проц. Это по-прежнему актуально?

- Да, считаю, что ставку НДС нужно снизить с 18 проц до 15 проц, а может быть и ниже. Главное - создать механизм администрирования налога, который не позволял бы красть у государства огромные суммы в миллиарды руб.

- В последнее время экономисты все чаще говорят об опасности высокой инфляции из-за неправильной политики расходования денег, заработанных в связи с ростом цен на нефть. Какова Ваша точка зрения?

- При таком огромном количестве свободных денег государство просто обязано разработать концепцию экономического развития России. Правительство должно определить приоритетные отрасли экономики для вложения свободных денег. Конечно, создание инвестиционного фонда - это шаг, нет, я бы сказал, шажок вперед. Инвестиционный фонд, предусмотренный в бюджете, может не сыграть той роли, для которой он создан. Нельзя исключить того, что деньги будут выделены только тем, с кем сумеют договориться. Поэтому нужно четко определить приоритеты.

Например, почему нельзя выделить средства в помощь населению на приобретения жилья? Дать в кредит под минимальную ставку и деньги на первоначальный взнос в размере 30-40 проц от стоимости квартиры. Тогда наступит бум в развитии строительства, а также всех сопряженных с ним отраслей.

Вообще, развитие экономики невозможно без увеличения спроса. Как будет развиваться наша экономика, если мы не стимулируем спрос? Третья часть населения живет за чертой бедности. Лукавят наши отдельные руководители экономических ведомств, говоря о том, что у нас избыточная денежная масса. В 1997-1998 гг. в России уровень денежной массы к ВВП составлял 15-16 проц, сейчас это около 30 проц. Как при таких показателях денежной массы к ВВП экономика будет развиваться? В Китае этот показатель составляет 100 проц, в странах Западной Европы - 80 проц, в США - около 120 проц. А мы говорим, что 30 проц - это много? Другое дело, что спрос нельзя создавать искусственно. Конечно, неправильно расходовать средства стабилизационного фонда просто на повышение заработной платы. Это, безусловно, приведет к инфляции. Нужно спрос стимулировать постепенно.

- Расскажите о текущих проверках Счетной палаты.

- Могу рассказать лишь о том, что непосредственно находится в моем ведении, то есть в части обеспечения поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет. В настоящее время уже завершена проверка Федеральной налоговой службы и ее территориальных отделений по выполнению постановления правительства РФ No 100 от 12.02.2001 года о порядке признания безнадежной к взысканию задолженности и списании недоимки по пеням и штрафам в федеральный бюджет, а также постановления правительства по обеспечению интересов РФ при банкротстве предприятий. Результаты этой проверки будут рассмотрены на коллегии Счетной палаты в конце октября. А в ноябре, в частности, будет рассмотрен отчет о правильности и своевременности внесения обязательных платежей в федеральный бюджет ОАО "Новатэк", ООО "Нортгаз" и "Итера Холдинг".

05-10-2005
/ www.prime-tass.ru /

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован