07 ноября 2005
5131

`Вижу алые гроздья рябин...`

Дорогая "Вечерка"! С нетерпением ждем каждый твой четверговый выпуск (он доходит и до нашего волжского города) и с интересом читаем истории песен нашей молодости. Наступивший сентябрь и прекрасная осенняя погода навеяли строчки из давней песни про Вологду: "Вижу, вижу алые гроздья рябин...>> Расскажите о ней, пожалуйста. БУШЕНИНА Т. В., г. Рыбинск Ярославской области С удовольствием это делаю. Вологде и в самом деле повезло на хорошую песню, хотя судьба ее оказалась непростой и поучительной. Все началось со спектакля по пьесе В. Блинова "Белые облака", который задумал поставить в 1966 году на сцене Малого театра работавший там в ту пору главным режиссером Евгений Рубенович Симонов. В пьесе рассказывалось о строительстве дороги в глухой сибирской тайге, о взаимоотношениях людей, приехавших на эту стройку, их болях и радостях. Один из его персонажей - слепой баянист Яков - во многом определил лирическую тональность пьесы. По ходу спектакля исполнитель этой роли должен был не только играть на баяне, но и петь песни. Роль Якова была поручена заслуженному артисту РСФСР Михаилу Новохижину, человеку очень музыкальному. Решили, что песню для своего героя, которая стала бы лейтмотивом спектакля, он отыщет сам. - Шли дни, завершился репетиционный период, а нужной песни не было, - вспоминал Михаил Михайлович. - Я попытался подобрать на приглянувшиеся мне стихи собственную мелодию - не то. И тогда Евгений Рубенович решил обратиться за помощью к замечательному композитору-песеннику Борису Мокроусову. А я посоветовал режиссеру пригласить для этой цели и поэта Михаила Матусовского, с которым был связан дружескими и творческими узами. Мы с ним фронтовики, и мне не однажды доводилось записывать для фильмов его песни. Как память о творческом содружестве храню сборник поэта с шутливой дружеской надписью-посвящением: Не броди лесной опушкой, Не гляди обиженно. Приходи ко мне, подружка, Слушать Новохижина... Мокроусов с Матусовским пришли на репетицию, и через несколько дней уже познакомили нас с песней "Вологда". Она всем нам и зрителям понравилась. Но спектакль продержался в репертуаре театра недолго. С ним ушла и постепенно стала забываться и песня. Но лет десять спустя я вдруг услышал ее на авторском концерте Михаила Матусовского в исполнении белорусского вокально-инструментального ансамбля "Песняры". Это было новое и неожиданное для меня прочтение песни. Особенно запомнился тенор-солист... О том, как "Вологда" попала в репертуар "Песняров", рассказал мне мой друг, замечательный белорусский композитор И. М. Лученок: - Было это весной 1976 года. Организаторы вечера Матусовского в Колонном зале Дома союзов прислали мне как председателю правления Союза композиторов Белоруссии три клавира с его песнями с просьбой, чтоб их подготовили и спели "Песняры". Я передал им ноты. Помню, что особого энтузиазма у руководителей ансамбля песня не вызвала... - Игорь Михайлович прав, - подтвердил в нашем разговоре Владимир Мулявин. - И по интонации, и по мелодии она мне поначалу не приглянулась. И если бы не участник ансамбля Володя Николаев (он сам родом из Вологды), мы, может быть, и не взялись бы за работу. Но Володя нас заразил своей увлеченностью. И все же мы считали, что это будет "одноразовый" номер. Невероятный успех песни на концерте был для нас большой неожиданностью. Заставили петь "на бис". И с тех пор эта песня повторялась на всех наших концертах. Солировал в "Вологде" запомнившийся Новохижину и, кстати говоря, не только ему, наш прекрасный тенор - Анатолий Кашепаров. - После того как Владимир Мулявин "поколдовал" над песней, - вспоминал Михаил Львович, - сделал инструментовку, где-то что-то "тронул", она заискрилась, зазвенела, заулыбалась. "Песняры" открыли в ней всю неповторимость мокроусовского дарования. И произошло ее второе рождение. Остается сожалеть, что Борис Мокроусов, безвременно ушедший из жизни, не услышал нашу "Вологду" в исполнении "Песняров". Столько лет прошло после моих встреч и бесед с этими замечательными людьми! А теперь уже нет Матусовского и Мулявина. Новое поколение певцов и в "Песнярах". А песня живет и, надеюсь, еще долго будет жить. "Вологда" Слова М. МАТУСОВСКОГО, музыка Б. МОКРОУСОВА Письма, Письма лично на почту ношу, Словно Я роман с продолженьем пишу. Знаю, Знаю точно, где мой адресат: В доме, Где резной палисад. Где же моя темноглазая, где? В Вологде-где-где-где, В Вологде-где, В доме, где резной палисад. Шлю я, Шлю я ей за пакетом пакет, Только, Только нет мне ни слова в ответ. Значит, Значит, надо иметь ей в виду, Сам я За ответом приду. Что б ни случилось, Я к милой приду В Вологду-гду-гду-гду, В Вологду-гду, Сам я за ответом приду. Вижу, Вижу алые кисти рябин, Вижу, Вижу дом ее - номер один. Вижу, Вижу сад со скамьей у ворот - Город, Где судьба меня ждет. Вот потому-то мила мне всегда Вологда-гда-гда-гда, Вологда-гда - Город, где судьба меня ждет.
Юрий Бирюков
http://vmdaily.ru/article/15462.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован