25 января 2013
4850

Визит министра иностранных дел РФ в Таджикистан не являлся прорывным для двусторонних отношений, а выполнял скорее техническую роль фиксации и выполнения уже достигнутых договоренностей....

17 января 2013 года министр иностранных дел России С. Лавров совершил рабочий визит в Таджикистан. Основной целью поездки стало обсуждение с руководством Таджикистана реализации соглашений, достигнутых в ходе официального визита Президента России В. Путина 5 октября 2012 года. На встречах С. Лаврова с министром иностранных дел Таджикистан Х.Зарифи, с Президентом Таджикистана Э.Рахмоном обсуждалось взаимодействие двух стран в экономической, энергетической, гуманитарной, миграционной, военной сферах, затрагивались вопросы региональной безопасности, ситуация в Афганистане, взаимодействие в рамках совместных интеграционных структур. Важнейшими вопросами обсуждения являлись ратификация Таджикистаном соглашения о пребывании российской базы, смягчение российского миграционного режима для Таджикистана, российские инвестиции в строительство ГЭС в Таджикистане, а также возможность отмены российских таможенных пошлин на поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов.

По итогам переговоров главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали "Программу сотрудничества между Министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Министерством иностранных дел Российской Федерации на 2013 г.". В рамках данной Программы предусмотрено взаимодействие двух ведомств по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества, а также подготовка кадров для дипломатической службы Таджикистана при поддержке российской стороны. В этой связи предполагается рассмотреть перспективы создания учебной базы МИД Таджикистана для подготовки национальных дипломатических кадров.

В целом визит С. Лаврова не являлся прорывным для двусторонних отношений, а выполнял скорее техническую роль фиксации и выполнения уже достигнутых договоренностей, обсуждения текущих проблем российско-таджикского сотрудничества. Таджикистан пытается увязать решение важной для России проблемы - статуса 201 российской военной базы, крупнейшего сухопутного военного объекта РФ за рубежом, с решением в выгодном для себя ключе проблем, представляющим особый интерес для данного государства. К числу этих проблем относится предоставление таджикским мигрантам льготного статуса, беспошлинные поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов, расширение инвестиционного и финансового участия России в инфраструктурных объектах на территории Таджикистана. Важность данных проблем определяется как их финансовой стороной - по данным Центробанка РФ, финансовые переводы из России формируют около половины ВВП Таджикистана, так и политическими обстоятельствами. В конце 2013 года в Таджикистане пройдут президентские выборы, на результаты которых Россия может оказывать заметное воздействие. В этих условиях Э.Рахмону крайне важно заручиться поддержкой Москвы и урегулировать текущие проблемы двусторонних отношений.

При этом Таджикистан пока отказывается идти навстречу России и установить определенные ограничители в рамках реализации двусторонних соглашений. Например, Москва настаивает на необходимости упорядочения потока мигрантов из Таджикистана в случае либерализации миграционного режима, Россия настаивает на запрете реэкспорта российских нефтяных продуктов. По первому вопросу обе стороны пока не пришли к сближению позиций, по второму - Таджикистан снял возражения, что может привести к подписанию соответствующего соглашения в ходе визита первого вице-премьера И. Шувалова в Таджикистан в феврале 2013 года.

Позиция Таджикистана в отношении участия в пророссийских интеграционных структурах (ЕврАзЭС, ОДКБ, ТС, ЕЭП) всегда была достаточно благосклонной - Таджикистан является участником первых двух организаций, пытается присоединиться к Таможенному союзу. Россия и Таджикистан имеют схожие подходы в отношении вызовов и угроз региональной безопасности. Вместе с тем, участие в интеграционных проектах во многом выступает как источник финансовой помощи - Таджикистан практически не участвует в финансировании совместных программ, а напротив, является крупным реципиентом, как по линии военного сотрудничества (ОДКБ), так и в рамках осуществления экономических проектов (ЕврАзЭС). В этих условиях у России есть значительные возможности для более активного отстаивания своих интересов, формирования выгодной для себя переговорной повестки в двусторонних отношениях, укрепления российских экономических позиций в Таджикистане.

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиостанции "Коммерсантъ FM"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован