Эксклюзив
30 октября 2012
6065

Владимир Андрианов: Административная реформа и повышение эффективности государственного управления

Андрианов В.Д. профессор МГУ, д.э.н.

Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие общества во многом зависит от организации государственного управления, от разграничения полномочий между отдельными ветвями власти, от эффективности исполнительной власти, характера взаимодействия органов центральной власти с местными органами управления и др.

В свою очередь эффективность государственного управления во многом зависит от таких понятий как политическая стабильность, степень бюрократизации государственной власти, способность государства контролировать коррупцию, качество предоставления государственных услуг населению, приоритет закона при принятии административных решений и др.

Историческая справка: Государственное управление напрямую влияло на социально-экономическое развитие различных стран в разные исторические эпохи.
Древние греки были одними из первых кто институанализировал вопросы государственного управления в форме принципов и правил приема на государственную службу.

Государственное управление в средние века не имело стройной системы, что было связано с размытыми границами между государственным и негосударственным секторами экономики.

Лишь по мере разграничения этих секторов в начале ХIХ века управлению Государством стали уделять пристальное внимание политики и экономисты.
Именно в этот период во Франции была предпринята попытка построить эффективную систему государственного управления.

Постепенно начался пересмотр сформулированных Адамом Смитом утверждений о самодостаточности "невидимой руки" рынка в управлении экономическими процессами.
Современные взгляды на роль управления в ХХ заложил Д.М.Кейнс. Он убедительно доказал, что рациональная система управления не только не сдерживает развитие рыночной экономики, но и способствует ее динамичному и устойчивому развитию.
Именно эта идеология лежит в основе управленческой деятельности большинства современных органов государственного управления.

Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции государственного управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют как правило министерства, комитеты, агентства, службы, департаменты или аналогичные им организации.

Опыт многих стран мира показывает, что наиболее оптимальное количество министерств или аналогичным им структурам исполнительной власти составляет примерно 12-15.

Как правило, обязательными являются министерства финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты, а остальные создаются в зависимости от специфики страны, национальных традиций и тенденций в развитии глобальной экономики.

Так, например, на Тайване в структуре исполнительной власти в начале текущего тысячелетия насчитывается лишь 6 министерств, в Швейцарии - 7, в Аргентине - 10, в Малайзии и Сингапуре - 11, Таиланде - 12, Австралии - 16, Германии - 16, Новой Зеландии - 18, Великобритании - 20.

Специалисты Всемирного банка регулярно проводят анализ качества и эффективности государственного управления в различных странах мира.
Справочно: рейтинг государственного управления базируется на данных научных центров, неправительственных организаций ("World Economic Forum", "Business Environment Risk Intelligence", "Economic Intelligence Unit"), социологических служб, международных финансовых институтов, консалтинговых компаний и др.
Рейтинги стран определялись по 6 категориям государственного управления:
- политическая стабильность и отсутствие выступлений против власти;
- соблюдение прав граждан и их возможность влиять на чиновников;
- эффективность деятельности правительства;
- качество регулирования экономических процессов;
- главенство закона в принятии решений;
- способность правительства сдерживать коррупцию.
Балл каждой страны относителен. Если качество государственного регулирования в стране оценивается в 60%, это означает, что в 60% стран оно хуже, а в 40% - лучше.

В частности, в 2006 г. исследованиями Всемирного банка было охвачено 213 стран мира. Основной вывод экспертов говорит о том, что за последнее десятилетие качество государственного управления в мире принципиально не улучшилось.
Вместе с тем отдельные страны достигли существенного прогресса в этой сфере. В результате наиболее высокого уровня государственного управления достигли Исландия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург, где эффективность государственного управления составила 90%.
Примером разумной, весьма эффективной и почти идеальной организации системы государственного управления может служить Швейцария.

Справочно: согласно конституции страны коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи федеральных советников, избираемых парламентом страны на четыре года.
Каждый из советников является начальником одного Федерального департамента (министерства).
Таким образом, в Швейцарии структура исполнительной власти фактически состоит из семи департаментов ( министерств):
- департамент иностранных дел;
- департамент внутренних дел;
- департамент полиции и юстиции;
- департамент экономики;
- департамент финансов;
- военный департамент;
- департамент транспорта, связи и энергетики.
Согласно Конституции страны все федеральные советники равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе.

Президент Швейцарской Конфедерации, избираемый парламентом из членов Федерального совета на один год по системе ротации. Президент председательствует на заседаниях совета и выполняет в основном представительские функции.
Уникальность и эффективность государственного управления в Швейцарии в ее развитой системе местного самоуправления. Исторически сложился принцип своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии.
Согласно Конституции Швейцарская Конфедерация состоит из 26 кантонов. Большинство вопросов социально-экономической жизни кантонов страны решается на региональном уровне самими гражданами путем референдумов.

Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях.
Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тысяч подписей для вынесения решения по разрабатываемому законопроекту и 100 тысяч - для внесения изменений в действующие правовые нормы. При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.

Рациональная и эффективная структура государственного управления один из основных факторов, который позволяет Швейцарии занимать одно из первых мест в мире качеству и эффективности государственного управления и по индексу качества развития институтов.
Современная Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, достаточно сложную структуру государственного управления. В бывшем Советском Союзе в середине 80-х годов насчитывалось 143 министерства и ведомства, в которых работало 1347,7 тыс. сотрудников аппаратов органов управления. В России в тот период функционировало 54 министерства и ведомства.
В 1991 г. после распада СССР в России число министерств и ведомств сократилось почти на треть.

В период экономических реформ 90-х годов делалось несколько попыток реформирования системы исполнительной власти.
В частности, в августе 1996 г. в связи с формированием нового правительства была проведена очередная реорганизация органов исполнительной власти.
Было объявлено, что повышается роль министерств, на которые были возложены функция по координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти.
Количество министерств сохранилось (24), однако название и задачи некоторых министерств изменились.
Кроме министерств, в составе органов исполнительной власти России в конце 1996 г. насчитывалось 18 Государственных комитетов, 17 Федеральных служб, 5 Федеральных агентств, 3 Федеральные комиссии и 1 Управление.
В апреле 1997 г. в связи с очередной реорганизацией правительства количество министерств было сокращено до 22, однако общее число иных федеральных органов исполнительной власти осталось тем же.

17 декабря 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", который заложил юридическую основу в порядок формирования и деятельность Правительства России.
В ходе реорганизации правительства в конце 1998 г. начале 2000 г. были восстановлены отдельные министерства, другие изменили свои названия.
В структуре исполнительной власти, утвержденной после назначения Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова в мае 2000 г. и небольших реорганизаций в 2001-2004 гг. насчитывалось 60 органов исполнительной власти.

В сентябре 2004 г. на кануне административной реформы в структуре исполнительной власти насчитывалось 60 различных органов, в том числе 25 - Федеральных министерства, 7 - Государственных комитетов, 11 - Федеральных служб, 7 - Российских агентств, 2 - Федеральные комиссии, 2 - Федеральных надзора, 6 - иных Федеральных органов исполнительной власти.

Накануне проведения административной реформы по оценкам специалистов Всемирного банка показатель качества и эффективности государственного управления в России был почти в два раза ниже, чем в таких странах как Исландия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург. По отдельным критериям, определяющим качество управления, разница с ведущими промышленно развитыми странами была еще больше.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ
viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован