08 мая 2009
16303

Владимир Андрианов: Функциональная экономическая система, регулирующая уровень инфляции

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. поставил точку в долгом споре между "кейнсианством" и "монетаризмом" о роли государства в регулировании экономических процессов.

Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на "ручное" управление экономикой.

Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на серьезные финансовые потресения.

Нынешний глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность.

Под устойчивостью мы понимаем способность системы сохранить свое качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных).

Мировой кризис показал, что нынешняя глобальная финансово-экономическая система такой способностью не обладает.

Устойчивость системы, в том числе и финансово-экономической зависит от характера взаимодействия множества различных факторов. Потеря устойчивости может произойти по следующим причинам:

· изменения параметров системы (бифуркации);

· внешнее воздействие (значительное, длительное и несовместимое с системой);

· нарушения связей в системе изменение ее структуры (структурная неустойчивость).

В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.

Следует отметить, что взгляды кейсианцев и монетаристов на важность для экономики устойчивого развития абсолютно совпадали. Однако методы достижения экономической устойчивости у них были противоположными.

По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. Под саморегуляцией экономических процессов мы подразумеваем способность системы сохранять устойчивое, равновесное и динамичное состояние.

В современных экономических системах механизмами саморегуляции, по нашему мнению, призваны стать:

· на микроэкономическом уровне - саморегулируемые организации (СРО);

· на макроэкономическом уровне - функциональные экономические системы (ФЭС);

· на региональном и глобальном уровнях - специализированные международные экономические организации и мегарегуляторы.

Поскольку уровень инфляции относится к основным макроэкономическим показателям рассмотрим подробнее механизмы саморегуляции на этом уровне.

Возможность появления механизмов саморегуляции на макроэкономическом уровне предвидели известный американский экономист Пол Самуэльсон и выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев. Аналогичные идеи появлялись в работах немецких неолибералов и неокейнсианцев.

В основе экономических воззрений П. Самуэльсона лежало определение условий экономического равновесия, которое "означало такое устойчивое состояние экономики, при котором имеет место тенденция к саморегуляции всех отклонений".*

Историко-биографическая справка. Пол Антони Сэмуэлсон (Самуэльсон) - американский экономист, родился 15 мая в 1915 г., лауреат Нобелевской премии (1970 г.).

Основные работы:

"Экономикс: введение в анализ" (1948 г.). Эта книга стала одним из самых распространенных в мире учебником по экономической теории; "Линейное программирование и экономический анализ" (1958 г., в соавторстве с Р. Дорфманом и Р. Солоу);

"Точная модель потребительского кредита с использованием или без использования социальных ассигнований" (1962 г.).

Н.Д. Кондратьев полагал, что внутренние законы развития рынка познаваемы, и механизм саморегулирования, заложенный в рыночных отношениях, можно и нужно использовать и в механизме государственного управления народным хозяйством.* *

Историко-биографическая справка. Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 - 1938 гг.) - выдающийся русский экономист и социолог.

Автор, получившую всемирную известность теории длинных волн в экономической динамике (больших циклов конъюнктуры - "Кондратьевские циклы").

Кондратьев родился в многодетной крестьянской семье. Образование получил в церковноприходской школе. Затем окончил училище земледелия и садоводства, петербургские общеобразовательные курсы. Сдал экстерном экзамены за курс гимназии.

Поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1915 году после успешной защиты дипломной работы "Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии" был остлен на кафедре экономики и статистики.

В 1920 г. Н.Д. Кондратьев становится профессором, а в 1923 г. заведующим кафедрой Петровской сельскохозяйственной академии. Готовит перспективный план развития сельского и лесного хозяйства России.

При его непосредственном участии был создан Институт по изучению народнохозяйственной конъюнктуры - Конъюнктурный институт, где он руководил исследованиями по проблемам мировой экономики и общехозяйственной конъюнктуры. Его труды получили международное признание.

Основные работы: "Проблемы экономической динамики" (переиздана в 1989 г.); "Основные проблемы экономической статики и динамики" (переиздана в 1991 г.); "Мировое хозяйство и его коннъюнктура во время и после войны" и др.

В 1930 г. был арестован. На состоявшемся в 1931 г. закрытом судебном процессе Н.Д. Кондратьев был приговорен к восьми годам лишения свободы. В 1938 г. был вынесен вторичный приговор - расстрел.

По нашему мнению, на макроэкономическом уровне основными механизмами саморегуляции рыночной экономики могут стать функциональные экономические системы.

Под функциональными экономическими системами следует понимать совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторов развития.

В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

К основным макроэкономическим показателям в первую очередь следует отнести: темпы прироста ВВП; уровень инфляции; размер дефицита государственного бюджета; размер государственного долга; пределы колебания курса национальной валюты; объём золотовалютных резервов; уровень монетизации экономики; уровень развития конкурентной среды; уровень бедности; уровень безработицы; степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (индекс Джинни); энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности; уровень производства различных видов отходов; уровень экологической устойчивости объем выбросов в атмосферу углекислого газа; доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе и др.

К этим показателям можно добавить так называемые опережающие индикаторы, которые сигнализируют о перегреве экономики, о неблагоприятной ситуации на отдельных финансовых рынках, перекапитализации фондовых рынков, что может привести к возникновению кризисных явлений.

Приведенные выше показатели можно назвать - системой сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития.

Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определение оптимальных значений указанных показателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих равновесие экономической системы.

В соответствии с макроэкономическими показателями, можно выделить следующие основные функциональные экономические системы:

· система, обеспечивающая оптимальные темпы экономического роста;

· система, регулирующая уровень инфляции;

· система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;

· система, обеспечивающая поддержание устойчивости национальной валюты;

· система, обеспечивающая формирование и использование золотовалютных резервов;

· система, обеспечивающая формирование и поддержание конкурентной среды;

· система защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

· система, обеспечивающая приток и движение капитала;

· система социальной защиты населения;

· система защиты окружающей cреды.

Одной из основных функциональных систем, обеспечивающих макроэкономическое равновесие является система, регулирующая уровень инфляции.

Исходя из анализа корреляции экономического роста и инфляции можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

· наиболее оптимальным показателем может быть признан годовой уровень инфляции порядка 3-4%;

· допустимый уровень инфляции (пороговое значение) - для промышленно развитых стран составит - 8%, для стран с переходной экономикой - 13%.

· предельный уровень (критическое значение показателя) инфляции для промышленно развитых стран - 9,5-10,5%, для стран с переходной экономикой - 16%.

Как свидетельствует мировой опыт, при годовом уровне инфляции в 40% экономический рост прекращается. При годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.

Справочно: для исследования характера взаимосвязи между инфляцией и экономическим ростом использовались данные International Financial Statistics за период с 1971 по 2003 г., общее количество наблюдений составило 4191. В качестве темпов роста использовались темп прироста ВВП на душу населения в постоянных ценах 2000 г.

Инфляция измерялась на базе индекса потребительских цен. Во всех случаях наблюдалась устойчивая отрицательная взаимосвязь инфляции и темпов экономического роста. Связь между инфляцией и экономическим ростом перестает быть положительной при уровне инфляции 9,4% для развитых стран и 16% для стран с переходной экономикой. *

Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты монетарного регулирования, как:

· уровень процентной ставки центрального банка;

· политика обязательных резервов;

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование коммерческих банков;

· таргетирование уровня инфляции;

· курсовая политика.

В этой связи функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы.



Политика изменения процентных ставок центральных банков.

В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной (учетной) ставки, или ставки рефинансирования, под которые центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам.

Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет центральному банку проводить политику "дорогих" и "дешевых" денег.

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов.

Поэтому когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и соответственно экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей также понижается уровень процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег.

С точки зрения движения мирового капитала, высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых "горячих" денег, как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

Политика регулирования процентных ставок в США

Такой механизм влияния на инфляционные процессы был найден не сразу. В частности, долгое время в США не могли справиться с инфляцией, несмотря на разработку начиная с 60-х годов прошлого столетия целевых государственных программ по борьбе с ней.

Советники Президента США Р. Никсона в 1974 г. называли инфляцию "гидроголовым монстром, у которого вырастают две новые головы каждый раз, когда ему отрезают одну".*

В большинстве стран мира ответственными за проведение денежно-кредитной и валютной политики являются центральные банки или приравненные к ним финансовые институты.

Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система.

Справочно. Федеральная резервная система (ФРС) - Центральный банк США, была создана в 1913 г. на основании закона, именуемого Федеральным резервным актом.

ФРС имеет статус независимого государственного агентства. В организационном плане ФРС состоит из совета управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков - членов ФРС, на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

В ФРС входят два комитета - Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультационный совет.

Общее руководство ФРС осуществляет совет управляющих, который состоит из семи постоянных членов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената.

Фактически совет определяет всю денежно-кредитную политику США, которая реализуется через федеральные резервные банки, расположенные во всех 12 федеральных округах, объединяющие все американские штаты.

Только совет управляющих может устанавливать нормы обязательного резервирования депозитных учреждений США, определять агрегаты денежной массы, уровень ставок по федеральным фондам.

Следует подчеркнуть, что уровень ставок по федеральным фондам утверждается открытым голосованием членов совета управляющих.

Возглавляет совет управляющих председатель, который назначается Президентом США с одобрения Сената. С 1987 г. по 2006 г. бессменным Председателем ФРС был Алан Гринспэн, который внес значительный вклад в создание механизма контроля за уровнем роста цен.

Алан Гринспэн родился 6 марта 1926 г. в Нью-Йорке США. Окончил Нью-йоркский университет, в 1948 г. получил степень бакалавра, в 1950 г. степень магистра экономики. В 1974 - 1977 гг. был председателем Совета экономических советников при Президенте США. В 1981 - 1983 гг. был Председателем национального комитета по реформе системы социального страхования.

Новым Председателем ФРС с 1февраля 2006 г. стал Бен Бернанке, (родился 13 декабря 1953 г. в штате Джорджия) бывший председатель экономического совета при Президенте США.

Бен Бернанке является сторонником таргетирования или установления целевого уровня инфляции, как это делают Европейский центральный банк, Банк Англии и другие центральные банки в 23 странах мира.

При возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.

Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была зафиксирована в США в 1981 г. - на уровне 19% и в последующие годы в целом имела тенденцию к понижению.

В зависимости от экономической ситуации учетная ставка может изменяться несколько раз за год. Например, в течение 1994 г. Федеральная резервная система США повышала процентную ставку по федеральным фондам 5 раз - с 3 до 6%.

Чтобы помочь американской экономике пережить негативные последствия финансового кризиса в России осенью 1998 г., ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учетной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%.* Тогда это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965 г.

За период с июня 1999 г. по май 2000 г. Федеральная резервная система четыре раза пересматривала учетную ставку, повысив ее до 5,75%. Повышение учетной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.

В 2001 г. ситуация в американской экономике изменилась - началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система в период 2001 - 2003 гг. 13 раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2003 г. сократилась до самого низкого на тот период показателя - 1,0%.

Справочно. Последний раз такая низкая ставка по федеральным фондам была установлена Федеральной резервной системой США в 1958 г.

На таком уровне ставка продержалась до середины 2004 г. Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста и ставка рефинансирования 30 июня 2004 г. была повышена на 0,25% - до 1,25%.

Повышение процентной ставки явилось началом изменения направления валютно-финансовой политики, проводимой ФРС США.

Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004 г. по октябрь 2006 г. ФРС семнадцать раз повышала ставку в среднем на 0,25%, доведя ее до 5,25% к концу 2006 г. С июня 2006 г. по сентябрь 2007 г. уровень ставки не менялся.

В связи с возникшей кризисной ситуацией на рынке ипотечного кредитования США в сентябре 2007 г. ставка рефинансирования была понижена сразу на 0,5%. Затем последовало еще одно понижение до уровня 4,25%.

Указанный уровень ставки сохранялся до 22 января 2008 г. Однако после опубликования прогноза относительно перспектив развития американской экономики и мировых фондовых рынков ставка была понижена сразу на 0,75% до 3,5%.

С целью стабилизации ситуации на финансовых рынках 30 января 2008 г. ставка была вновь понижена на 0,5% и составила 3,0%. При этом прогнозировалось ее дальнейшее понижение до середины текущего года. К середине 2008 г. ставка понизилась до 2%. В США в декабре 2008 г. ставка была понижена до рекордного уровня 0,25%.

В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальными темпами, не стимулируя инфляционные процессы.

Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, поскольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвержены значительным колебаниям.

Следует подчеркнуть, что стоимость кредитных ресурсов в США имеет большое значение не только для самой Америки, но и для других стран, использующих доллар в качестве резервной валюты.

Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрированными, валютно-финансовая политика США оказывает существенное влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, а также на изменение курсов иностранных валют, цен на нефть и ситуацию на фондовых рынках.

Показатель ставки рефинансирования фактически приобрел статусную функцию - основного регулятора экономического роста и уровня инфляции.

Кроме чисто монетарного регулятора этот показатель стал индикатором тенденций движения денежного рынка и чисто психологическим фактором для принятия решений о размещении финансовых ресурсов институциональными и индивидуальными инвесторами.

Политика регулирования процентных ставок в странах Европейского союза

Изменение учетной ставки в США во многом определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком (ЕЦБ), банком Англии и другими аналогичными учреждениями в других странах мира.

Создание единой европейской валюты повысило экономический ресурс Европейского союза и соответственно устойчивость всей системы, и ее способность к саморегуляции, в том числе в сфере контроля за ростом цен.

Справочно. Важным достижением Европейского союза является создание 11 государствами единой коллективной валюты - евро. Днем рождения евро считается 1 января 1999 г. В течение первых трех лет (до 2002 г.) эта валюта существовала лишь в неосязаемой, электронной форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты.

Знакомые всем в течение длительного исторического периода немецкая марка, французский франк, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский и люксембургский франк, испанская песета, португальский эскудо, ирландский фунт, австрийский шиллинг, и финская марка бесследно исчезли, оставшись только в анналах экономической истории и коллекциях нумизматов.

В Европейском союзе функции, аналогичные функциям Федеральной резервной системы, выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции.

Главной функцией Европейского центрального банка (ЕЦБ), как это неоднократно подчеркивается в Маастрихтском договоре, является "поддержание ценовой стабильности в зоне евро".

Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2 % в год.

Все остальные функции ЕЦБ могут реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди.

В первой половине декабря 1998 г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3% до 3,0%, исключением стала Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки понизила и Великобритания.**

Следует подчеркнуть, что одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в объединенной Европе.

В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией мировых цен на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты, ЕЦБ в период с января 1999 г. по июль 2000 г. осуществил 5 повышений уровня кредитной ставки, доведя ее до 4,25%. *

В период с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и сохранялась на столь низком уровне вплоть до декабря 2005 г., когда началось плавное повышение ставки.

В марте 2006 г. ставка была повышена на 0,25% до 2,5%, в мае - еще на 0,25% и в августе - еще на 0,25% - до 2,75%. В начале 2007 г. учетная ставка превысила 3%.

По мнению большинства аналитиков, с момента начала функционирования ЕЦБ опыт его антиинфляционной политики оказался успешным.

Если в период с 1980 г. по 1990 г. годовой уровень инфляции в странах Европейского союза составлял в среднем 4,5%, то к 2006 г. этот показатель удалось снизить в два раза до 2,2%.

В большинстве стран Еврозоны до финансового кризиса удавалось сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции, на которые ориентируется ЕЦБ в среднесрочной перспективе.


Уровень инфляции в странах Европейского союза в 2007 г. в связи с продолжавшимся ростом мировых цен на энергоносители и продовольствие составил 3,2%, что на 1,2% было выше показателя, на который ориентируется ЕЦБ в среднесрочной перспективе.

Однако глубочайший финансовый кризис 2008-2009 гг., тенденции развития мировой конъюнктуры на топливно-энергетические и продовольственные товары ставят под сомнение возможность удержать рост цен в странах Еврозоны в ближайшие годы на столь низких уровнях.

Обострение финансового кризиса в конце 2008 г. усилило риски замедления экономического роста и снизило риски ускорения инфляции. В этих условиях Центральные банки ряда стран провели беспрецедентную акцию по одновременному снижению ставок рефинансирования сразу на 0,5 пункта.

В частности, 9 октября 2008 г. ФРС США объявила о снижении ставки по федеральным фондам до 1,5%, Европейский центральный банк - до 3,75%, Банк Англии - до 4,5%, Банк Канады - до 2,5%, Банк Швеции - до 4,25%, Банк Швейцарии - до 2,5%., Народный Банк Китая - до 6,93% (снижение на 0,27%), Банк Японии, у которого ставка 0,5% выразил поддержку этим действиям.

В кризисных условиях для стимулирования экономического роста и потребительского спроса Европейский центральный банк продолжил снижение учетной ставки в ноябре 2008 г. до - до 3,25%, и в декабре 2008 г. - до 2,50%.

Банк Англии в ноябре - декабре 2008 г. дважды проводил снижение учетной ставки, доведя ее до 2%. Это рекордно низкий уровень данного показателя с 1939 г.


Следует отметить, что в кризисных условиях применение инструмента изменения процентных ставок сталкивается с рядом ограничений, в частности:

· решения по изменению уровня процентных ставок иногда запаздывают по сравнению с нарастанием кризисных явлений;

· быстро достигается пороговое значение процентных ставок;

· снижается влияние процентных ставок центрального банка на стоимость кредита.

Практика преодоления последствий финансово-экономического кризиса свидетельствует, что часто решение монетарных властей об изменении процентных ставок не предшествовало, а следовало за негативными изменениями макроэкономических показателей.

В конце 2008 г. - начале 2009 г. центральные банки большинства промышленно развитых стран пошли на резкое сокращение уровня процентных ставок. Основанием для этого стало снижение инфляционных рисков из-за удешевления сырья и энергоносителей.

Быстрое снижение процентных ставок центральных банков привело к тому, что они довольно быстро приблизились практически к нулевой отметке, ниже которой снижение невозможно.

В такой ситуации процентная ставка перестает быть действенным инструментом денежно-кредитного регулирования, возникает так называемая ловушка ликвидности.

Низкий уровень процентной ставки делает малоэффективным размещение денег в финансовые активы, не оказывают существенного влияния на динамику инвестиций и экономический рост.

Не высокая эффективность традиционных инструментов денежно-кредитной политики стимулировала центральные банки к использованию нетрадиционных мер, в том числе:

· прямое кредитование частного сектора и государства;

· предоставление дополнительной ликвидности;

· количественное расширение баланса центрального банка и денежной базы.

Следует подчеркнуть, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции, с которой столкнулись многие страны в период финансового кризиса.

Политика регулирования ставки рефинансирования в России

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 1990 по 2009 гг. свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.

В 90-е годы в России уровень учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. В частности, в течение 1993 г. этот показатель колебался от 80 до 180%.

Справочно. По уровню учетной ставки среди других стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис. В Бразилии ставка рефинансирования в течение всего 1993 г. превышала 3000%.

Начиная с июля 1993 г. процентная ставка Центрального банка России устанавливалась на уровне не более чем на 7 процентных пунктов ниже межбанковской рыночной процентной ставки, а с конца 1994 г. эта норма была снижена до 5%.

Максимального уровня процентная ставка в России достигла в апреле 1994 г. и составила 210%. Поскольку Бразилии в 1994 г. удалось значительно снизить этот показатель, Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и соответственно процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам.

К октябрю 1994 г. правительству удалось понизить уровень процентной ставки до минимального на тот период размера - 130%.

Однако в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в "черный вторник" учетная ставка вновь была резко повышена до 170%.

На протяжении 1995 г. уровень учетной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%.

В результате проведения комплекса мер по финансовой стабилизации к началу 1996 г. правительству России удалось вновь снизить учетную ставку до 120%, а к декабрю того же года до 48%.

В 1997 г. продолжалось плавное понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период так называемых экономических реформ в России и составила 21%.

В начале 1998 г. в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере правительство вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки до 50%.

Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998 г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%. В середине 1999 г. ставку удалось снизить до 60%.

С середины 1999 г. наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с июня 1999 г. по февраль 2008 г. ставка рефинансирования понизилась с 55 до 10%.

Однако, для преодоления инфляционных процессов, в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, в апреле, на 0,25%, в июне еще 0,25% и составила 11%.

Последующее повышение ставки пришлось на начало финансово-экономического кризиса. В ноябре 2008 г. Банк России увеличил данный показатель на 1%, в декабре еще на 1%, доведя ставку рефинансирования до 13%.

Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленно развитых странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия денежных властей мотивировалось необходимостью остановить отток капитала за рубеж, и сделать менее привлекательным перевод рублевых средств в валютные активы, в условиях девальвации рубля.

Кроме того, использовался аргумент необходимости придерживаться принципа соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.

Таким образом, ошибочная политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы фактически сделало недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.

Под давлением экспертного сообщества и Правительства России в апреле 2009 г. Банк России вынужден был изменить направление денежно-кредитной политики в отношении ставки рефинансирования, которая в апреле 2009 г. начала понижаться.

В период до сентября 2009 г. Банк России семь раз понижал ставку рефинансирования доведя ее до 10%.(см. Таблицу).





Однако незначительное снижение ставки рефинансирования не оказало существенного влияния на стоимость заемных средств для реального сектора экономики, что не способствовало стимулированию спроса и выходу страны из кризиса.

В России ставка рефинансирования до сих пор остается скорее экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции.

Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики, напрямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

Кроме того, в России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского учета и налогообложения.

Справочно: в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации учетная ставка Центрального банка привязана:

· к расчетам пени на недоимку по уплате налогов и сборов;

· к расчетам процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов, предоставлении налогового кредита;

· к расчетам процентов при просрочке налоговым органам возврата излишне уплаченной суммы налога или сбора;

· к расчетам пени при нарушении банком сроков исполнения платежного поручения клиента на уплату налогов (сборов);

· к определению затрат на оплату процентов по кредитам банков, полученным юридическими лицами на производственные цели для исчисления налога на прибыль;

· в ряде случаев ставка рефинансирования применяется для определения в целях налогообложения размера материальной выгоды, получаемой налогоплательщиком;

· к расчетам во многих других случаях.

Банк России придерживается политики соотношения ставки рефинансирования и уровня инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в 2009 г. составит около 10%, и будет снижаться в последующие годы, примерно до 5-7% к 2015 г., то ставка рефинансирования может быть понижена до такова же уровня.

Политика регулирования обязательных резервов

Составным элементом функциональной системы, регулирующей уровень инфляции и мощным инструментом кредитно-денежно-кредитной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:

· создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;

· повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

· определение верхнего предела роста денежной массы;

· ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, т. е. чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок к кризису всей банковской системы.

Европейский центральный банк и центральные банки стран Еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределению ресурсов.


Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности, это относится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.*

Политика регулирования обязательных резервов в России

Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью снижения инфляции, повышения уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью.

В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов:

· по счетам до востребования - 20%;

· по срочным обязательствам - 15%.

Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.

Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до середины 90-х годов, совершенствовалась лишь база резервирования и техника его осуществления.

В феврале 1995 г. Банк России ввел норму обязательного резервирования по текущим валютным счетам в размере 2%.

В апреле 1996 г. в целях облегчения деятельности коммерческих банков и укрепления российской банковской системы Банк России понизил размер обязательных резервов с 20 до 18% по рублёвым активам и до 1,125% по валютным активам. Общий объём централизованных резервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.

После финансового кризиса в России в конце 1998 г. средства, накопленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.

В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в ФОР по рублевым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам.

Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран.

Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства.

Банк России, в отличие от национальных банков стран Еврозоны, не платит коммерческим банкам проценты по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

эти средства в своих активных операциях, в частности, для покупки государственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход.

По настоятельному требованию коммерческих банков, совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы это тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками-нерезидентами в рублях и иностранной валюте до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте до 6%.

Однако в сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5% до 1,5% по рублевым розничным депозитам с 8,5% до 4,5% по иностранным кредитам.

Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 12 млрд. долл.), и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе.

Данная мера оказалась одной из наиболее своевременных и эффективных в общем пакете антикризисных мероприятий Правительства России.

Операции на открытом рынке

В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы, прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.

Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.

Таким образом, возникает своеобразный "излишек", который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке - защитные и динамические.

Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.

Динамичные операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста.

В современном арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.

В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у денежных властей России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

Рефинансирование коммерческих банков

Важным составным элементом функциональной системы, регулирующей уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.

Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью.

Поэтому центральные банки, как правило, используют систему специальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков.

Справочно. В период с 1960 - 2002 гг. в США при использовании одного из инструментов рефинансирования - adjustment credit - ставки устанавливались на уровне ниже рыночных.

При соблюдении определенных условий участники рынка
в случае необходимости могли получать ресурсы по более низкой цене, чем на рынке (причем происходило это как в благополучные годы, так и в периоды высокой инфляции).

В 2002 г. применение таких инструментов в силу ряда причин прекратилось. Следует отметить, что самая мощная банковская и финансовая система мира имела возможность пользоваться льготными инструментами поддержки коммерческих банков в течение почти 40 лет!

По мнению большинства специалистов, современная система рефинансирования коммерческих банков является одним из самых слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает коммерческие банки в увеличении объемов кредитования.

Справочно. По нашим оценкам, в начале третьего тысячелетия в США и Японии объемы рефинансирования в среднем в 40-50 раз превышали российские показатели. Отношение объема выдаваемых кредитов к ВВП в России составляло примерно 30%, тогда как в США и Японии - соответственно 40 и 65. Развитость системы рефинансирования позволяет коммерческим банкам этих стран более эффективно участвовать в экономических процессах, сохраняя возможность в случае необходимости оперативно получать финансовые средства через центральные банки.

Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб., что составляет десятые доли процентов от активов ЦБ.

Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В качестве залога могут служить облигации самого Банка России, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заемщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение могут позволить только достаточно крупные банки.

Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты. Внутридневной (беспроцентный), "овернайт", то есть на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%).

Поскольку в последние годы Банк России проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.

Кредиты Банк России не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.

Кроме того, значительно увеличились заимствования в иностранных банках. Общая задолженность банков по зарубежным кредитам в начале 2008 г. достигла 130 млрд. долл.

Следует подчеркнуть, что проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний и банков.

По данным Банк России, в период с 1999 г. по 2005 г. внешние заимствования российских компаний и банков увеличились в 70 с лишним раз, с 1,2 млрд. долл. до 73,3 млрд. долл.


Кроме того, госкомпании активно использовали заимствования в виде синдицированных кредитов у западных банков. В 2005 г. среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками были ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", "Совкомфлот", РАО "РЖД", "Транснефть", "АЛРОСА", которые привлекли кредитов на сумму свыше 28 млрд. долл.

Внешние займы Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, и Россельхозбанка в 2005 г. составили 6,45 млрд. долл., или 36% всех внешних заимствований российской банковской системы.

Таким образом, совокупный корпоративный внешний долг российских компаний составлял на начало 2005 г. - 98 млрд. долл. ( в том числе банковский - 32 млрд.), в 2006 г. - 163 млрд. долл. ( в том числе банковский - 50 млрд.), 2007 г. (середина года) - 314 млрд. долл. ( в том числе банковский - 130 млрд.), 2008 г. (сентябрь) - 436 млрд. долл. ( в том числе банковский - 171 млрд.)

В этот период около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг приходилось на иностранные заимствования. Доминирующим сегментом в секторе российских еврооблигаций являются еврооблигации госкомпаний, составляющие 58% объема рынка корпоративных еврооблигаций.

Сложившаяся тенденция объясняется, прежде всего, тем, что возможности долгосрочного кредитования в России ограниченны. Кроме того, в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте выгоднее. В конечном итоге это приводит к росту денежного предложения и увеличению инфляционного потенциала.

Возможности рефинансирования следует ориентировать на достижение общеэкономических целей, поддержание структурных
и региональных приоритетов.

Для этого необходимо расширить перечень бумаг, принимаемых Банком России в качестве залога, включив в него бумаги соответствующих отраслей и территорий.

Это обеспечит целевое поступление ликвидности в экономику с учетом отраслевых и территориальных задач, а также будет способствовать диверсификации и увеличению емкости самого финансового рынка, повышая его ликвидность и устойчивость в целом.

Если рефинансирование будет оперативным, а ресурсы, когда это требуется (например, для преодоления негативных тенденций кризисных явлений), окажутся дешевле, то серьезно расширятся возможности взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики.

Политика валютного курса

Валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором в зависимости от выбранной модели денежно-кредитной политики.

Изменение валютного курса, как правило, оказывает немедленное воздействие на уровень внутренних цен. Это воздействие первоначально идет по двум каналам:

· непосредственно через изменение цен импортных товаров и услуг;

·

· через изменение цен отечественных товаров и услуг, в издержки производства которых непосредственно входят затраты на импортные компоненты.

·

При этом следует иметь в виду, что в современных условиях тенденция к росту цен носит более ярко выраженный характер, чем тенденция и их понижению.

В результате, если снижение валютного курса, как правило, приводит к росту цен внутри страны, то при его повышении снижение цен слабо выражено или вообще отсутствует.

Кроме того, взаимосвязь между уровнем валютного курса и внутренними ценами существенно модифицируется при высоких темпах инфляции, а при гиперинфляции стимулирует долларизацию экономики.

Поэтому в условиях высокой инфляции цены внутреннего рынка непосредственно и практически без временного лага следуют за изменениями валютного курса.

Изменение валютного курса затрагивает и денежный рынок страны. Девальвация валюты вызывает повышение цен, а значит и спроса на деньги. Что бы поддерживать валютный курс на новом, девальвированном уровне и не допустить удорожания отечественной валюты, центральный банк должен проводить интервенции на валютном рынке.

Стабильность национальной валюты свидетельствует о прочности валютно-финансового положения страны. В частности, в "Пакте о стабильности евро", так называемых Маастрихтских договоренностях, которые лежат в основе экономического и валютного союза, среди обязательных условий вхождения стран в Европейский союз зафиксировано положение, согласно которому обменный курс национальной валюты в течение 2 лет не должен выходить за пределы колебаний, установленных в Европейском валютном союзе. *

Для сохранения устойчивости в данной сфере колебание курса национальной валюты не должно превышать 1 - 2 % в месяц.

Основным структурообразующим элементом функциональной системы по поддержанию стабильности национальной валюты в большинстве стран мира являются центральные банки и проводимая ими денежно-кредитная политика.

В частности, в Конституции Российской Федерации (часть 2 статья 75) записано: "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти".

Под термином "устойчивость" подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.

Как правило, в выборе режима регулирования обменного курса используются три варианта:

· режим фиксированного обменного курса;

· режим полностью плавающего обменного курса;

· промежуточные и гибридные виды валютного курса ("валютный коридор", "скользящая фиксация", "жесткое плавание" и др.).

Режим фиксированного обменного курса

Режим фиксированного обменного курса уменьшает степень гибкости денежно-кредитной политики, но вызывает больше доверия к стабильности обменного курса.

В мировой экономике был период, когда на протяжении почти 13 лет (1960-1972 гг.) в большинстве промышленно развитых стран действовали фиксированные курсы валют.

Однако в последние годы все больше стран мира возвращаются к практике использования режима фиксированного обменного курса.

По данным Международного валютного фонда за последние десять лет число стран - членов МВФ, которые практикуют жесткую фиксацию валютного курса, возросло с 16 до 26%.

Фиксированный валютный курс может использоваться как весьма эффективный инструмент антиифляцуионной политики. Для стран с высоким уровнем инфляции фиксированный курс служит дисциплинирующим фактором для внутренней и экономической политики, и способствовать доверию к стабилизационным программам.

Основное преимущество фиксированных валютных курсов - их предсказуемость и определенность, что положительно сказывается на объемах внешней торговли и международных кредитов.

Основным недостатком фиксированный валютный курса становится невозможным проведение независимой денежно-кредитной политики, поскольку все действия центрального банка направлены исключительно на поддержание объявленного валютного курса. Кроме того, использование режима фиксированного курса не дает гарантий, что курс будет оставаться неизменным в течение длительного времени.

Режим плавающих курсов валют

Режим плавающего обменного курса позволяет проводить независимую денежно-кредитную политику, приспосабливаясь к внешним и внутренним воздействиям.

При плавающем обменном курсе изменение условий внешней торговли может приводить к немедленным и резким изменениям внутренних цен и конкурентоспособности отечественных предприятий, причем к изменениям большим, чем это необходимо для установления равновесия.

При резком укреплении и установлении равновесного курса национальной валюты значительная часть производств, не связанных с высокоэффективным сырьевым сектором, может оказаться неконкурентоспособной.

Сдерживание изменения номинального курса может обеспечиваться за счет валютных интервенций, что делает движение реального курса к равновесному состоянию медленным и постепенным.

В частности, это касается изменений в мировой экономике после введения плавающих курсов валют. Со временем стало ясно, что плавающие курсы не являются ни панацеей от международных финансовых кризисов, ни тем более спасением свободного рынка.

Проведение экономической политики по поддержанию курса национальной валюты в странах, в значительной степени зависящих от экспорта нефти и других невозобновляемых ресурсов, осложняется рядом принципиальных проблем.

Во-первых, в этих странах, к числу которых мы относим и Россию, возникают эффекты, связанные с так называемой "голландской болезнью".

Следствие большого профицита по счету текущих операций платежного баланса - повышение номинального курса национальных валют, в результате чего снижается конкурентоспособность экономики.

Попытки замедлить темпы роста этого курса приводят к увеличению объема золотовалютных резервов, и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики.

В результате, денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция, укрепляется реальный эффективный курс национальной валюты.

В экономиках таких стран могут существенно возрастать риски снижения качества проводимой бюджетной и в целом экономической политики, темпы роста ВВП могут замедляться.

Во-вторых, доходы бюджетов, как правило, подвержены весьма значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами на рынках сырьевых ресурсов.

В годы неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры это вызывает необходимость соответствующего сокращения бюджетных расходов, что приводит к серьезным политическим и социально-экономическим последствиям.

Так, снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на мировом рынке нефти в 70 - 80-е годы прошлого столетия поставило под сомнение платежеспособность ряда стран - производителей энергоносителей и обусловило принятие серьезных мер по ужесточению бюджетной политики.

В периоды высоких цен на сырьевые товары крупные поступления в бюджет, напротив, зачастую стимулируют рост неэффективных расходов.

В-третьих, помимо колебания доходов и избыточного денежного предложения в странах-экспортерах сырья существует проблема ограниченности и невосполнимости запасов природных ресурсов. Это требует рационального использования получаемых доходов в долгосрочной перспективе.

Однако следует иметь в виду, что укрепление национальной валюты характеризуется не только негативными эффектами. Рост курса национальной валюты ведет к удешевлению импорта товаров, что увеличивает покупательную способность населения. В свою очередь, рост потребления стимулирует развитие производства товаров и услуг.

Чтобы избежать негативных последствий "голландской болезни" и содействовать развитию несырьевых отраслей, целесообразно использовать возможности налоговой политики.

Уменьшению колебаний обменного курса может способствовать такой инструмент экономической политики, как стабилизационный фонд. Рациональная модель инвестирования и расходования средств фонда содействует оттоку капитала при высоких ценах на сырьевые ресурсы и его притоку при низких ценах.

Таким образом, подобное движение капитала может ослаблять давление на обменный курс, обусловленное изменениями баланса счета текущих операций, защищая тем самым экономику от потенциально опасных резких колебаний обменного курса.

Промежуточные и гибридные виды валютного курса

Суть промежуточного режима заключается в том, что центральный банк пытается одновременно контролировать и валютный курс и денежные агрегаты (или процентную ставку).

Однако, как показывает практика, промежуточный режим не обеспечивает ни необходимой стабильности валютного курса, чтобы он мог выступать в качестве якоря для внутренних цен, ни достаточной свободы в управлении денежной массой.

В большинстве случаев промежуточные режимы характеризуются меньшей прозрачностью, а значит и меньшим доверием рынка. Низкий режим доверия к режиму валютного курса ставит под угрозу эффективность других инструментов макроэкономической политики.

В условиях нестабильности экономического развития промежуточные режимы часто технически трудно реализуемы из-за колебаний спроса на деньги и меняющихся ожиданий.

В середине 2007 г. исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) утвердил новую основу надзора за курсовой политикой стран-членов этой организации.

Государствам предлагается избегать применения мер курсовой политики, которые могут привести к финансовой нестабильности. Это касается, прежде всего, возможности манипулировать обменным курсом с целью повлиять на состояние платежного баланса или повысить конкурентоспособность отечественных экспортеров.

Политика обменных курсов отдельных стран является одним из факторов риска для глобальной экономики и причиной глобальных дисбалансов.

Это наглядно подтвердил глобальный финансовый кризис 2008 - 2009 гг., одной из причин которого является длительная политика США по снижению курса доллара по отношению к основным валютам промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой.

Таким образом, что бы политика валютного курса была эффективной, вся система макроэкономического регулирования должна соответствовать режиму валютного курса и поддерживать его независимо от того, какой конкретно режим используется.

Одним из важнейших инструментов денежной валютной политики, посредством, которого обеспечивается стабильность национальной валюты, являются золотовалютные резервы, которые дают возможность пресекать спеку-лятивные атаки на курс национальной валюты и поддерживать плавность изменения валютного курса под действием рыночных сил.

Таргетирование инфляции

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу. Стабильность цен становится долгосрочной целью денежно-кредитной политики.

При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий и стабилизирует рост потребительских цен.

Режим таргетирования инфляции является достаточно гибким и относительно новым методом денежно-кредитной политики, который, тем не менее, в последние годы получил широкое распространение в мире.

Справочно. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г.

Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса.

Однако уже в конце 90-х годов прошлого столетия его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

По состоянию на начало 2008 г. режим таргетирование инфляции использовался денежными властями 23 стран мира, из которых лишь 7 относились к промышленно развитыми.

В список этих стран входили - Великобритания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния, Канада, Израиль, Республика Корея, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Чили, ЮАР.

По оценкам специалистов, на протяжении ближайших лет количество стран, использующих режим инфляционного таргетирования, будет расти.

Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран, скорее всего, перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию.

Многие из этих стран планируют перейти к таргетированию инфляции уже в 2010 г.

Следует отметить, что не все экономисты считают режим таргетирования надежным инструментом в борьбе с инфляцией. В частности, профессор Колумбийского университета, Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглец считает, что развивающимся и развитым странам следует отказаться от таргетирования инфляции, поскольку ослабленная экономика и более высокая безработица оказывают негативное влияние на хозяйственное развитие.

Использование режима тагретирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения уровня развития экономики и ее институциональной структуры.

В частности, при переходе к такому режиму необходимо и желательно соблюдение следующих условий:

· центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объ-явленной целью по инфляции;

· ценообразование должно быть свободным;

· экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых цен на экспортируемое сырье;

· прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;

· минимальный уровень долларизации финансовой сферы;

· устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;

· надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков;

· центральный банк должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.

Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались данные условия, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты.

Очевидно, что в настоящее время не все условия могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России.

В частности, законодательно Банк России обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти по вопросам денежно-кредитной политики.

Особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, вследствие чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и, прежде всего, на энергоносители.

Долларизация экономики России хотя и резко снижается, но остается достаточно высокой.

По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда,
когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов
к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Учитывая эти особенности российской экономики, а также последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Банк России вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции.

Вместе с тем, постепенное смещение акцента в денежно-кредитной политике от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции, в ближайшей перспективе будет совершенно оправданно.

________________

* П. Самуэльсон . Экономика. Вводный курс. М .: 1964 г.

* * "Проблемы экономической динамики", М.: 1989 г.

* Экономика и общество N 5, 2008 г., стр. 14-18

* Economic Report of the President Transmitted to the Congress, February, 1974, Washington, 1974, p. 21

* OECD Economic Outlook, N 67, June 2000, р.260

** Коммерсант, N 226, 5 декабря 1998 г.

* Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), 22 июня 2000 г., N 70, стр. 16

* Подробнее см. Ю.А. Бабичева Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. М.: Экономика, 2005 г.,С. 272.

* European Monetary Institute, Annual Report 1997, Luxembourg, 1997, p. 25



Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН

08.05.2009

viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован