23 августа 2004
242

Владимир Ашурков, генеральный директор компании Transcare: `Частный капитал решит транспортные проблемы`

В настоящий момент в России идет активное обсуждение приватизации находящихся в собственности государства транспортных активов. Прежде всего речь идет о практически закончившемся акционировании ОАО `Российских железных дорог`, приватизации `Аэрофлота` и `Совкомфлота`. Помимо этого сейчас также обсуждается механизм привлечения частных инвестиций в развитие транспортных проектов на территории России. Обо всем этом корреспондент RBC daily Олег Леонов побеседовал с генеральным директором крупной международной транспортной компании Transcare Владимиром Ашурковым.

- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее актуальные вопросы в области развития транспортной отрасли в России?

- Наиболее полный перечень актуальных вопросов развития транспорта Российской Федерации можно найти в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г., в разработке которой я принимал участие в качестве эксперта. Наиболее сложные и актуальные проблемы, конечно же, связаны с развитием транспортной инфраструктуры, которое президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию обозначил как одну из наиболее значимых задач, стоящих перед страной. Участвуя в работе Рабочей группы по транспорту при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ, я считаю, что решению именно этой задачи правительство уделяет самое пристальное внимание. Так, только в сентябре-октябре предстоит рассмотреть два важнейших вопроса: о структурной реформе железнодорожного транспорта и о совершенствовании механизмов финансирования проектов в области транспортной инфраструктуры. Соответственно, в Рабочей группе по транспорту вырабатывается позиция бизнес-сообщества по данным вопросам, обсуждаются варианты повышения эффективности взаимодействия частного капитала и государства. В этой связи, мне кажется, все более важное значение приобретает тема государственно-частного партнерства (ГЧП) в области развития транспортной инфраструктуры.

- Вы упомянули термин `государственно-частное партнерство`. О нем сейчас очень много говорят в различных вариациях. А как же все-таки правильно: государственно-частное партнерство или частно-государственное партнерство?

- Правильно первое. Во-первых, это перевод с английского public-private partnership. Во-вторых, ведущую роль, как свидетельствует зарубежный, да и российский опыт времен НЭПа, в данном партнерстве играет государство.

- Как Вы оцениваете степень развития ГЧП в России? Какие наиболее актуальные задачи необходимо решать на этом направлении?

- К сожалению, сейчас в инструментарии государства имеется практически единственный и наиболее простой механизм подобного партнерства - аренда. В то же время мировая практика показывает, что крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство портов, аэропортов, автодорог, вокзалов, с участием частного капитала реализуются с использованием концессий. Концессионный механизм позволяет более подробно прописать взаимные обязательства частного инвестора и государства, позволяя, с одной стороны, снизить нагрузку на бюджет за счет привлечения частных средств в инфраструктурные проекты, а с другой - обеспечить защиту частных инвестиций. Да, это более сложный механизм, он потребует принятия новой законодательной базы, и предстоит оценить возможности и пути применения данного инструмента в России.

- Как Вы полагаете, будет развиваться приватизация в транспортной отрасли?

- Одним из основных положений Транспортной стратегии является принцип исключения неоправданного вмешательства в транспортную деятельность, при этом государство должно все в меньшей степени выступать как хозяйствующий субъект. В этой связи нужно рассматривать проекты по продаже оставшихся в государственной собственности пакетов акций морских портов, авиаперевозчиков (в том числе `Аэрофлота`), судоходных компаний. В рамках выработки стратегии ОАО `РЖД` необходимо определить процедуру и принципы привлечения частных инвесторов в выделяемые из РЖД дочерние компании. Для всех приватизационных проектов необходим анализ возможных вариантов приватизации. Я надеюсь, что недавно опубликованный указ президента об утверждении перечня стратегических акционерных обществ позволит упорядочить данную работу, но в то же время не станет тормозом в процессе прекращения участия государства в качестве предпринимателя на конкурентных рынках транспортных услуг.

- Что Вы думаете относительно идеи слияния ОАО `Совкомфлот` и `Новошип`?

- Со стратегической точки зрения, притом что приватизированы почти все нефтяные компании, притом что доля `Совкомфлота` в экспортных перевозках российской нефти не является критической, особых причин для того, чтобы эта крупнейшая российская судоходная компания оставалась в госсобственности, нет. Но необходим взвешенный подход к определению оптимальной стратегии государства в отношении данных активов. Разработка такой стратегии должна начинаться с анализа текущего положения компании, сравнения с аналогами в России и в мире. Основной вопрос в том, какие преимущества получает государство как акционер от участия в данной компании. Ведь доля прибыли, направляемая компанией на выплату дивидендов, не превышает нескольких процентов. Кроме финансовых также нужно учитывать и институциональные аспекты, например, возможность через участие государства влиять на процесс перевода судов из иностранных в российский реестр в том случае, если налоговые условия российского реестра будут сравнимы с условиями в иностранных реестрах.

У государства есть несколько стратегических альтернатив, и идея слияния с подконтрольным государству ОАО `Новошип`, которая появилась несколько лет назад, лишь одна из них. Тем не менее идея приватизации данных компаний по частям в надежде на то, что частные владельцы расставят все на свои места и смогут, если это будет целесообразным, провести слияние, на мой взгляд, является поверхностной. Здесь можно привести пример консолидации региональных телекоммуникационных компаний, которая была поддержана рынком и привела к созданию более капитализированных, инвестиционно привлекательных компаний. Вряд ли подобная консолидация могла бы быть осуществлена, не будь у государства в лице `Связьинвеста` контрольных пакетов в региональных компаниях. Мы можем наблюдать негативный пример авиастроительной отрасли, где, хотя все понимают, что консолидация - единственный способ сохранения конкурентоспособности отрасли, противоречивые интересы частных акционеров авиастроительных компаний препятствуют данному процессу. Скорее всего, приватизация `Совкомфлота` закроет дальнейший путь к потенциальному слиянию, по крайней мере, в обозримом будущем. В то же время, существует мировая тенденция консолидации судоходного рынка (яркий пример - создание в 1999 г. крупнейшей судоходной компании Maersk Sealand за счет объединения двух компаний), связанная с повышением устойчивости крупных компаний, стоит проанализировать данный вариант и для обладающих сходными активами ОАО `Совкомфлот` и `Новошип`. Есть определенная процедура выработки подобных решений на уровне правительства, совета директоров компании на основе серьезного анализа с привлечением независимых инвестиционных и аудиторских консультантов, с участием кредиторов компании. Мне кажется, что до проведения подобного анализа дискуссия о слиянии является беспредметной.

- А каковы перспективы приватизации госпакета `Аэрофлота`?

- `Аэрофлот` показал отличные финансовые результаты за первую половину года. Компания работает над своим имиджем у клиентов. Акции `Аэрофлота` находятся на историческом максимуме. Разумеется, существует неопределенность, связанная с тем, что часть прибыли (около 120 млн долл. в год) `Аэрофлот` получает от роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России. Ожидается, что эти роялти будут отменены в связи со вступлением России в ВТО, но не вполне понятны сроки данного процесса. Тем не менее я уверен, что приватизация госпакета акций `Аэрофлота` будет весьма успешной и прибыльной для государства.

20.08.2004
RBC dailyhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован