17 января 2009
2365

Владимир Дмитриев: Шедевры преодолевают границы

Несколько лет назад в Швейцарии разразился громкий скандал, связанный с
арестом по иску злополучной фирмы "Нога" живописных шедевров из Пушкинского
музея. Вполне законный вопрос, почему являющиеся достоянием России полотна
великих художников Ренуара, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Моне, Дега, Сезанна,
Буше, Пуссена, Сислея ( страховая стоимость картин превышала один миллиард
долларов), перевозились по Европе в довольно-таки обычных трейлерах, - и
сегодня весьма актуален.

В данном случае колонну остановили судебные исполнители, а, что, если бы это
оказались настоящие грабители, соблазненные стоимостью содержимого
контейнеров? Правомерен ли такой способ перемещения бесценных музейных
шедевров? Какие меры безопасности учитываются при выработке соглашений о
культурном обмене между странами? С этими вопросами мы обратились к
замдиректара ГЭ по выставкам и развитию Владимиру Матвееву. По словам
Владимира Юрьевича, культурный обмен между странами стремительно
расширяется, поэтому в принципе могут возникать различные неприятные
моменты. Но это вовсе не значит, что надо прекращать сотрудничество. Просто
необходимо более тщательно прорабатывать позиции и согласовывать совместные
документы по перемещению ценностей из одного юридического пространства в
другое. По данному очень серьезному вопросу в сфере международных отношений
существует богатые традиции. Наши внутренние позиции, регламентирующие
организацию выставок, полностью соответствуют международным правилам, то
есть, российские стандарты в этом плане ни чем не отличаются от
международных.

Основным, но не единственным документом, регулирующим порядок перемещения
экспонатов, является соглашение между субъектами культурного обмена - между
тем, кто предоставляет произведения искусства и тем, кто их принимает. Это
могут быть музеи, галереи, выставочные залы, причем совершенно не
обязательно, чтобы они принадлежали государству. В соглашении прописываются
важнейшие, принципиальные позиции плюс различные приложения, списки,
фотографии и страховая оценка. Обязательно должны быть представлены гарантии
правительств или других государственных органов стран, участвующих в данном
проекте.

Что касается страховой оценки в 1 млрд. долларов, она достаточно правомерна.
Реально, в в любом случае порчи или утраты вещей, происходит оценка ущерба,
а риски покрываются за счет страховой премии одной или несколькими
страховыми компаниями. Кроме того, существует целый ряд механизмов
перестраховки, в итоге предоставляется страховой полис и все сведения о
перестраховках. В конце концов, весь пакет документов поступает в
министерство культуры, где довольно жестко рассматривается. Два разных
независимых департамента проводят строжайшие экспертизы, и только тогда
выдается разрешение на перемещение культурных ценностей.

Поэтому, считает Владимир Матвеев, в данном случае действия по
транспортировке были вполне правомерны, и все находилось под контролем. С
его точки зрения нет никаких причин усомниться в какой-либо непродуманности
в этом вопросе. Тем не менее, на границе происходит смена ответственности.
Большую роль играет выстраивание и подтверждение "по цепочке" равной,
обоюдной ответственности сторон. При этом каждый должен четко выполнять свои
обязанности. Обеспечение безопасности и право принятия адекватных действий
на своей территории принимает на себя принимающая сторона.

Владимир Дмитриев

Информационное Агентство "ЛАЙФ.Петербург"

17.01.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован