17 января 2009
3638

Владимир Дмитриев: Шедевры в `открытом хранении`...

Новое фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой деревне, работающее
по принципу "открытого хранения", дает посетителям возможность не только
осмотреть экспонаты уникальных коллекций, но и ознакомиться с основными
принципами и условиями размещения произведений искусства.

Введение в строй нового хранилища для одного из крупнейших в России и во
всем мире музея, который за два с половиной столетия собрал в своих стенах
около трех миллионов экспонатов, было крайне необходимо. Эрмитаж, занимающий
6 зданий на набережной Невы, а также восточное крыло Главного штаба и
Меншиковский дворец, тем не менее испытывал острый недостаток места. Не
хватало и залов для организации выставок, и специально оборудованных
хранилищ для размещения фондов, и мастерских для проведения реставрационных
работ. Строительство семиэтажного корпуса фондохранилища общей полезной
площадью свыше 16 000 кв. м. Было направлено на решение этой проблемы.
Впечатляет вместимость новых помещений, оснащенных с учетом последних
достижений инженерной и дизайнерской мысли - для обозрения всех коллекций
посетителям придется пройти по маршруту протяженностью около километра.
Просторные светлые залы со своим микроклиматом, оборудованные ажурными
стеллажами, подиумами и стендами из стекла и металла, встречают любителей
прекрасного аристократично-холодным сиянием мрамора, яркими насыщенными
цветами живописи, изяществом старинной мебели, блеском шпалер и современным
интерьером помещений. При концентрации в одном месте большого количества
культурных ценностей было особенно важно использовать современные подходы к
организации хранения, реставрации, безопасности и информационного
обеспечения. Фондохранилище оснащено новейшей охранной сигнализацией и
локальной вычислительной сетью безопасности, в том числе рабочими станциями,
обеспечивающими идентификацию личности работников и контроль доступа, а
также наблюдение за экскурсионными группами и отдельными посетителями. Для
своевременного выявления возможных очагов возгорания в здании установлены
585 дымовых и 155 тепловых извещателей пожарной сигнализации ESA фирмы ESMI
(Финляндия), превосходящей по своим техническим параметрам многие подобные
образцы. Система автоматического газового объемного пожаротушения
обеспечивает подачу в помещения газа хладона, который не оказывает
разрушающего воздействия на музейные экспонаты. Система водяного
пожаротушения включает насосную станцию и пожарный бассейн на 500 куб. м. с
автоматическим поддержанием уровня воды. Система кондиционирования и
вентиляции обеспечивает необходимый микроклимат в помещениях, а
изолятор-акклиматизатор позволяет осуществлять постепенную адаптацию
произведений искусства к новым условиям их хранения. В результате совместной
работы с более чем десятком ведущих отечественных и зарубежных фирм первая
очередь Фондохранилища была введена в строй к 300-летию Петербурга. Вскоре
здесь разместились коллекции Отдела западноевропейского искусства, Одела
истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы
и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи. В
прошлом году продолжилась перевозка фондов Эрмитажа и их размещение в
Реставрационно-хранительском центре (РХЦ) в Старой деревне. Появились новые
открытые хранения - это фрески Отдела Востока и Отдела истории русской
культуры, скульптуры Отдела античного мира и Отдела западноевропейского
искусства. В РХЦ был открыт учебный класс музейного дела, основная функция
которого состоит в соединении теории и практики, а будущие сотрудники музеев
изучают свои предметы в реальных условиях. Учебный класс "прошлое на
кончиках пальцев" дает возможность слепые и слабовидящие детям расширить
свой кругозор. Буквально, "своими руками" они воспринимают миниатюрные
ландшафты разных исторических эпох: палеолита, неолита, бронзы, железа и
раннего Средневековья. Макеты культурных слоев дарят детям радость
собственных археологических открытий. В "Театре шпалер" показ произведений
европейских мастеров чередуется в определенной временной последовательности,
что создает уникальный эффект театрального действа.

Владимир Дмитриев
Информационное Агентство "ЛАЙФ.Петербург"
17.01.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован