Эксклюзив
25 декабря 2003
2934

Владимир Иваненко: О перспективах привлечения прямых иностранных инвестиций после вступления России во Всемирную Торговую Организацию

Одним из аргументов в пользу вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) является положение о том, что подобный шаг улучшит инвестиционную привлекательность страны для иностранного капитала. В сущности, данный аргумент справедлив при условии действительности двух ключевых предположений, а именно:

1)приток иностранного капитала (под которым мы подразумеваем прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в этой статье) оказывает благоприятное воздействие на экономику страны-получателя;

2)членство страны в ВТО способствует притоку ПИИ;
Поскольку действительность данных предпосылок неочевидна, то представляется необходимым обсудить насколько они соответствуют российским условиям.

1. Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие
С исторической точки зрения, ПИИ сыграли важную роль в развитии экономической инфраструктуры европейских колоний и бывших колониальых владений. Например, в середине XIX-го столетия США и Канада смогли осуществить крупномаштабные вложения в строительство железных дорог при помощи британского капитала. Развитие транспортной сети оказало влияние на благосостояние фермерских хозяйств, повысило стоимость сельскохозяйственных угодий и спонсировало развитие импортозамещающих отраслей, как, например, сталелитейное производство.
В более современный период оценка влияния ПИИ на экономическое благосостояние стран-получателей более противоречива. Сторонники политики по привлечению ПИИ утверждают, что иностранный капитал увеличивает инвестиционные возможности страны. В дополнение, он влечет за собой приход новых технологий и деловых стандартов, способствуя, в конечном итоге, экономическому развитию страны посредством развития конкуренции на внутреннем рынке.
Противники политики ПИИ привлекают внимание к негативным последствиям, часто наблюдаемых в странах-получателях иностранного капитала. В частности, они указывают, что транснациональные корпорации активно вмешиваются в законотворчество страны, при надобности не пренебрегая услугами коррумпированных бюрократов, склонны игнорировать экологическое или трудовое законодательство и чрезмерно полагаются на заграничных поставщиков.
Для приведения противоречивых утверждений к единому знаменателю, нам нужно обратиться к экономической теории. Зачем вообще появляется потребность в ПИИ? Теория промышленной организации представляет два довода в пользу ПИИ: сохранение контроля и сокращение издержек.
Общая экономическая предпосылка для притока иностранного капитала - это возможность получения более высокого дохода за границей, чем на родине. Обычно, более высокий доход ассоциируется с недостатком капитала, что может произойти по причинам или абсолютной избыточности рабочей силы (выражаемая в высокой безработице как в некоторых странах Азии сейчас) или относительной (проявляющаюся в высокой заработной плате как в Северной Америке 100 лет назад).
Однако, различие в доходе на капитал не является достаточным фактором для привлечения ПИИ. Если, например, доход на капитал выше в Америке по сравнению с Англией, то английские капиталисты могут предоставить деньги взаймы американским предпринимателям. В этом случае мы имеем дело не с ПИИ, а портфельными инвестициями.
Для определения достаточных условий при которых капиталисты отдают предпочтение прямым перед портфельными инвестициями, нам нужно определить условия при которых первые имеют преимущество перед последними.
Проблема с портфельными инвестициями заключается в отсутствии эффективного контроля собственника над капиталом. В сущности, кредитор полагается на устойчивость законодательной системы страны-получателя, предоставляя займ местным предпринимателям. Если последние полагают, что реальных последствий за невыплату долга не будет, то у них имеются все основания не соблюдать договора о займе. Поскольку подобное поведение предсказуемо, то кредиторы предпочитают займов не выдавать, несмотря на потенциальные выгоды от проекта. Таким образом создается рынок для "промежуточных" предпринимателей, которые занимают капитал под условиями своей страны для последующего его вложения заграницей. Посредством прямых инвестицияй собственник капитала уменьшает вероятность потери капитала посредством его экспроприации зарубежными должниками, то есть решает проблему долгового оппортунизма.
Данное решение создает определенные неудобства для иностранных предпринимателей, которые вынуждены изучать и приспосабливаться к иностранным законам и социальным нормам. Для сокращения издержек обустройства, владельцы ПИИ инвестируют в создание знакомой среды. В крайнем случае, подобные инвестиции приобретают форму специальных зон закрытых для местного населения (анклавов). Поскольку подобные зоны создаются чаще всего в неразвитых странах и при посредничестве недемократических правителей, то они вызывает упреки в неоколониализме и поддержке местных олигархий.
Издержки обустройства на новом месте уменьшаются если страна-получатель ПИИ имеет похожее законодательство и язык. Не случайно основные исторические потоки ПИИ просходили между странами связанными культурными узами: США и Канада были получателями английского капитала, латиноамериканские страны - испанского, а КНР - капитала китайской диаспоры проживающей в других странах.
Экономия на издержках производства может служить самостоятельным доводом в пользу ПИИ. Чаще всего процесс сокращения внутрипроизводственных затрат выражается в консолидации заводов компании при появлении необходимых условий. Такими условиями могут быть создание экономических и торговых союзов типа ЕС и НАФТА, которые устраняют барьеры для перемещения товаров и услуг между странами. Показательно, что наибольший удельный вес ПИИ приходится именно на страны-участники торговых союзов.
Иногда экономия на издержках имеет чисто перераспределительный характер. Например, введение более требовательного трудового законодательства или усиление профсоюзного движения стимулируют вывоз капитала за границу (например, создания maquiladoras в Мексике). Подобное развитие особенно характерно для трудоемких отраслей, таких как легкая промышленность или экпортируемые услуги (например, компъютерное обеспечение). Предоставление налоговых льгот способствует частичному перемещению производства (ответственной за добавленную стоимость или прибыль) в страны с более либеральным налогообложением. Страны-экпортеры квотируемых продуктов (например, текстильных изделий) могут переводить часть конечного производства на территории стран не имеющих количественных ограничений.
Вышеприведенные положения помогают объяснить противоречивость взглядов на роль ПИИ в экономическом развитии стран. Поскольку основной причиной для привлечения иностранного капитала служит более высокая отдача за границей, то его экпорт является потенциально выгодным как для страны-экпортера, так и страны-получателя. Однако, опасаясь экспроприации владельцы капитала вынуждены нести затраты для его защиты. Подобные затраты могут быть распределены таким образом, что страны-получатели оказываются в проигрыше.

2. Влияние членства ВТО на приток прямых иностранных инвестиций

Документ полностью см. приложение

Иваненко Владимир Александрович
25 декабря 2003
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован