31 декабря 2002
2401

Владимир Мау: Лихорадка роста

Экономический прогноз на 2003 год дает Владимир Мау

- Ожидать ли нам каких-то экономических потрясений в следующем году?
- Если обратиться к состоянию российской экономики, то вряд ли можно найти серьезные причины для беспокойства в новом году. Конечно, потрясения возможны. Скажем, в случае возникновения каких-то мировых катаклизмов, которые, естественно, не поддаются прогнозу. Есть и угрозы внутриполитического характера. Связаны они с весьма своеобразным феноменом, который может быть назван "лихорадкой роста". Дело в том, что мы вошли в очень опасный период -затухающих темпов экономического роста. Поэтому сейчас надо вести работу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. По сути, именно такую линию (хотя и не всегда последовательно) проводит правительство на протяжении последних лет. Результаты этой политики не проявляются автоматически. Скажем, в Китае, на который у нас так любят ссылаться, инвестиции в массовом масштабе пошли только через 14 - 15 лет после начала реформ. И вот здесь-то начинается крайне опасный период искушений. Темпы роста падают, и власти могут начать суетиться, бессмысленно и опасно экспериментировать.
- Но о какой "лихорадке" можно говорить при четырех с небольшим процентах роста, запланированных на будущий год! Разве этого достаточно?
- Разумеется, 4 процента роста - это хуже, чем 10, но лучше, чем "минус 4". Однако не надо увлекаться цифрами. Я очень боюсь, что мы можем наделать глупостей в стремлении догнать Португалию через 15 лет. Португалия - другая страна и по размеру, и по структуре экономики, и по уровню образования населения. Не нужно нам за ней гоняться! Лучше использовать энергию государства в мирных целях. Например, на методичное проведение реформ при обеспечении общей стабильности в стране. Причем на первый план должны сейчас выдвигаться реформы, направленные на укрепление демократических институтов, на обеспечение эффективности госаппарата, совершенствование судебной системы, вооруженных сил.
- Вас не смущает тот факт, что мы вступаем в предвыборный год, когда по традиции о реформах забывают в угоду популистским шагам?
- Военная, административная, судебная, муниципальная реформы - не такие уж болезненные. Более того, некоторые из них были бы популярны (например, реформа военного призыва). А куда двигаться дальше - это вопрос политической воли. Конечно, если в предвыборный год накачивать экономику деньгами и принимать какие-то безумные финансовые программы вроде тех, что принимались в 1996 году, можно, наверное, и экономический рост подстегнуть. Однако я не думаю, что это произойдет. Можно привести пример Белоруссии, где темпы экономического роста выше, чем у нас, только почему-то белорусы являются гастарбайтерами в России, а не наоборот.
- Что же будет с экономическими реформами - естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства?
- На мой взгляд, реформа армии, судов, госаппарата в настоящее время гораздо важнее, чем экономическое реформирование. Да и последствия реформы отдельных секторов экономики не проявляются сразу. Скажем, начало реформирования РАО "ЕЭС России" в 2003 году никакого влияния на выборы иметь не может, поскольку, даже если здесь и будут социальные издержки, проявятся они гораздо позже. Так что выборы вряд ли могут стать фактором, извиняющим торможение структурных реформ.
- А вообще предвыборный фактор может как-то повлиять на ход событий в экономике?
- В принципе, да. Хотя популярность президента так высока и вероятность переизбрания его настолько очевидна, что ему можно особо не увлекаться популизмом. Да и весь предыдущий опыт его нахождения у власти, вроде бы свидетельствует о том, что он не сторонник популистских шагов.
- Значит, населению бесполезно ждать роста своих доходов?
- Скорее всего, доходы населения будут расти так же, как и в этом году. По-моему, этот процесс весьма заметен, судя по тому, как обновляются машины на улицах Москвы.
- Москва - еще не вся Россия...
- Ну, во-первых, не такая уж малая ее часть - процентов 7 населения страны, а с областью и все 15. Во-вторых, не будем забывать, что значительная часть доходов у нас по-прежнему плохо регистрируется. В-третьих, статистика свидетельствует, что темпы роста доходов населения намного выше темпов роста производства. Что небезопасно для общеэкономической стабильности.
- Удастся ли правительству удержать инфляцию в запланированном диапазоне 10 - 12 процентов?
- Гадать об инфляции так же, как и о валютном курсе, - занятие абсолютно бессмысленное. Потому что эти параметры в пределах разумного, разумеется, контролируются правительством и Центральным банком. Другое дело, что всегда есть выбор между инфляцией и доходами бюджета. То есть если инфляция высокая, то через механизм косвенных налогов в бюджет попадают дополнительные деньги. Но быть ли инфляции 10 процентов или 12, а курсу - 33 или 34 рубля за доллар - это вопрос не экономического, а политического прогноза, поскольку в таких пределах данные параметры полностью управляются денежными властями.
- До сих пор мы не касались такого важного для нашей экономики фактора, как уровень мировых цен на нефть. Не стоит ли нам опасаться их падения, скажем, в связи с угрозой военных действий в Ираке?
- Есть ощущение, что в низких нефтяных ценах так же, как и в высоких, не заинтересован никто. Ниже 20 долларов за баррель - и уже возникнут проблемы с американскими и мексиканскими нефтепромыслами. А сверхвысокие цены не устраивают основных потребителей.
- Но для нас-то чем выше мировые цены на нефть, тем лучше?
- Ничего подобного. Надо четко понимать: высокие нефтяные цены - это хорошо для бюджета, но плохо для экономики. Казалось бы, много денег в казне - как здорово! Но дело в том, что слишком высокие нефтяные цены дестимулируют производство внутри страны. Высокие цены на нефть тянут за собой симптомы "голландской" болезни: приток дешевой валюты подталкивает повышение курса рубля, а это ведет к подавлению национального производства за счет импорта. Нам это совершенно не нужно.
- Представьте себе, что мы с вами беседуем год спустя. Какие итоги 2003 года вы бы сочли удовлетворительными?
- Снижение общего долгового бремени до уровня существенно ниже, чем 50 процентов от ВВП (если все выплатим в следующем году и не наберем новых долгов - так и будет). Значительное увеличение притока инвестиций, причем желательно в несырьевой сектор. Наконец, точное определение даты вступления нашей страны в ВТО.

Дмитрий Докучаев

Московские новости No 51 , 31.12.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован