04 октября 2005
2542

Владимир Мокрый: Отсрочка - не отбой

До полноценного запуска муниципальной реформы остается не так уж много времени

ПО-РАЗНОМУ встретили регионы решение Госдумы продлить до 1 января 2009 года сроки окончательного вступления в силу Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Подготовительная работа, обусловленная прежней более близкой датой - 1 января 2006 года, безусловно, значительно продвинула муниципальную реформу вперед. Но вот что интересно: если раньше причиной недовольства был сам закон, то сейчас местные власти куда больше критикуют предоставленную Госдумой отсрочку.

Разъяснить позицию законодателей помогло состоявшееся в Новосибирске семинар-совещание с участием думского Комитета по вопросам местного самоуправления и представителей органов власти сибирских регионов. Некоторые наиболее важные моменты реформы и событий, развернувшихся вокруг нее, по просьбе нашего обозревателя Юрия Прокопьева комментирует председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир МОКРЫЙ .

- Владимир Семенович, часто приходится слышать, что закрепленное в Законе N 131 распределение отдельных полномочий между муниципальными образованиями не совсем рационально. Например, органы муниципальных образований поселений по существу отстранены от текущего содержания объектов социальной инфраструктуры. Насколько обоснованно мнение о том, что объем полномочий, предусмотренный Федеральным законом N 131 для поселенческих муниципалитетов, следует расширить?

- Когда идет речь об увеличении полномочий муниципальных образований, надо правильно оценивать их финансовые возможности.

Разрабатывая проект Федерального закона N 131, его авторы преследовали одну очень важную цель: стране нужна местная власть, отвечающая за свои полномочия. Сейчас звучит много призывов и от крупных муниципальных образований, и от малых: "Дайте нам полномочия, и мы будем их исполнять даже без денег". Неправда - нельзя исполнять ни государственные, ни муниципальные полномочия, не имея на это средств. Это будет обман граждан. Наше государство только сейчас пытается уйти от этого обмана, от продекларированных социальных и иных обязательств государства перед гражданами, не исполняемых ни на каком уровне. Нет денег - не берите на себя полномочия.

- В Новосибирской области так же, как и в Ставропольском крае, закон действует с 1 января 2005 года. Муниципальные образования на уровне поселений созданы здесь еще в конце 90-х годов, уже два года они имеют свои бюджеты. Проведена работа по разграничению собственности, предметов ведения, прошли выборы в органы местного самоуправления. Эксперимент признан удачным, и вы смогли изучить опыт региона на месте. Чем, на ваш взгляд, он наиболее интересен?

- Новосибирская область - крупный регион, имеющий высокий промышленный и интеллектуальный потенциал. И это действительно один из субъектов Федерации, имеющих опыт организации местного самоуправления на поселенческом уровне.

Федеральный закон N 131 принят в 2003 году и сейчас действуют его переходные положения. Тем не менее в России не прекращаются разговоры о том, нужно ли нам вообще местное самоуправление на поселенческом уровне. Мы никак не хотим заметить, что наша жизнь протекает в конкретном городе или поселке. Там, где живет человек, и должна быть власть - мы не должны видеть власть только по телевизору. А когда власть приближена к человеку, но не обладает финансовыми средствами, то происходит ее полная дискредитация.

Вот именно этим и интересен опыт Новосибирской области - здесь задолго до разработки Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" пришли к осознанию того, что государственная власть на региональном уровне не может решить все проблемы сама. Она должна опираться на местную власть, местное самоуправление.

Но еще более важен опыт Новосибирской области и Новосибирска в том, как органы власти привлекают население для решения жилищно-коммунальных вопросов. Я увидел, как здесь организована деятельность территориального общественного самоуправления в части ремонта жилых домов, благоустройства микрорайонов и кварталов. Великолепно! Но большая беда в том, что новосибирцы живут сами по себе и страна не знает их опыта. Убежден, что нам надо пропагандировать такой опыт развития инициативы граждан и взаимодействия власти и общества.

- Тем не менее для страны в целом введение Федерального закона N 131 растянуто на три года. Стоило ли устанавливать столь продолжительный переходный период?

- Речь не идет о переносе ввода в действие Федерального закона N 131 или о неисполнении тех или иных его норм. Закон о местном самоуправлении в полном объеме действует для созданных на момент его принятия в 2003 году и уже работающих муниципальных образований. В отношении создающихся муниципальных образований субъектам РФ дается право регулировать объем полномочий и финансовой обеспеченности. Но Новосибирская область накопила этот опыт за несколько лет, руководство региона и органы местного самоуправления постепенно шли к бюджетному наполнению поселенческих муниципальных образований, к расширению их полномочий. Это не такой быстрый процесс, он должен идти поэтапно.

Врач или учитель, избранный главой сельского муниципального образования, как правило, в профессиональном плане человек грамотный. Но он не знает законов бюджетного процесса, не имеет других навыков, необходимых управленцу на местном уровне. Нужно время, чтобы подготовить и обучить кадры - сегодня никто этого не отрицает, ни муниципальные органы, ни государственные органы власти.

Поправками в Федеральный закон N 131 введены более ответственные нормы и сроки реализации закона. К сожалению, в массовом сознании местное самоуправление означает, что народ сам все отрегулирует. Это не совсем так. Недаром на Западе чаще употребляется другой термин - местная власть. Поэтому муниципальной власти надо учиться управлять и вместе с тем добиваться того, чтобы самому народу эта власть была нужна. Движение к демократии, к ответственности, к самоуправлению должно быть взаимным - и со стороны государства, и со стороны человека и общества.

История местного самоуправления в России показывает, что его развитие и свертывание всегда происходило по инициативе сверху, от государственных органов власти. Я полагаю, что сегодня наступает другой период. Мы хотим, чтобы импульс исходил от органов госвласти, но в то же время, чтобы и сама местная власть созрела, и население подошло к этой власти более осознанно.

- Вы не опасаетесь, что в некоторых регионах власти теперь "расслабятся" и будут готовиться к реформе спустя рукава?

- Такая опасность есть. Но я убежден, что сегодня государственные органы власти в субъектах Федерации имеют совершенно другой опыт управления, нежели имели в начале 90-х годов. Провести выборы в 13 тысячах новых муниципальных образований - а именно столько их будет сформировано к первому ноября - и не наделить их полномочиями, бюджетами, означает невольно породить силу, которая может выплеснуться в негативной форме. В регионах это понимают.

Формировать органы местного самоуправления и не давать им полномочий, не заниматься подготовкой кадров - значит не думать ни о людях, ни о государстве.




Российская Бизнес Газета, Город: Москва
Дата: 4 Октября 2005

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован