13 января 2005
3400

Владимир НИКИТИН: ЕС задолжал Калининграду

От редакции
28 сентября в Государственной Думе России состоялись парламентские слушания на тему `О ходе реализации и перспективах ратификации подписанного 27 апреля 2004 года Протокола о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом`. Проблема связана с вхождением в Европейский Союз новых государств, в том числе стран Балтии, и ситуацией в Калининградской области. 27 сентября протокол был внесен правительством в Госдуму для ратификации, депутаты должны принять решение до 27 октября.

Тот факт, что правительство очень долго анализировало ситуацию, связанную с расширением Евросоюза и только сейчас документ поступил в Государственную Думу, говорит о том, что есть достаточно сложные проблемы, и многие из них еще далеки от своего окончательного решения.

Это касается и торгово-экономических отношений. Не надо обольщаться теми цифрами роста товарооборота, которые приводили представители Комиссии Европейских Сообществ и Европарламента. За общим объемом товарооборота скрывается рост цен на энергоносители в 2004 году (нефть, газ). Насколько выгодны такие взаимоотношения для Российской Федерации - большой вопрос. Тем более, что для новых государств, вошедших в Евросоюз, начинают работать ограничения на ввоз российских товаров, они попадают под механизм квотирования, что делает невыгодным для многих российских предприятий такой механизм без адекватной компенсации.

Огромнейший блок - права человека. На мой взгляд, не может российский депутат проголосовать за ратификацию этого соглашения, то есть признать Литву и Эстонию государствами, где соблюдаются все евростандарты по отношению к национальным меньшинствам. Вместо этого русским в этих странах по сути предлагается механизм насильственной интеграции в эстонское или латвийское общество. И с этой точки зрения, российские парламентарии не должны торопиться.

Существует крупнейшая проблема, связанная с существованием Калининградской области. Худо-бедно функционирует только механизм упрощенных транзитных документов по железной дороге `из России в Россию`. Это говорит о том, что здесь еще многое нужно решить. Я не понимаю, зачем Госдуме торопиться с ратификацией протокола, который будет означать знак одобрения того, что страны вошли в Евросоюз, не удовлетворив, кстати, тех требований, которые предъявляются в Евросоюзе к механизмам таможенного, пограничного контроля, фитосанитарного, ветеринарного контроля, и т.д.

Не ясно, как будет осуществляться переток электроэнергии в Калининград, как пройдет новая ветка газопровода, которая жизненно необходима для строительства ТЭЦ-2. Не все понятно с транзитом грузов, без которых невозможно функционирование и развитие экономики.

На мой взгляд, нужно сохранить действующий сейчас механизм временной реализации этого протокола. За это время балтийские государства должны постепенно `подтянуться` к требованиям Европейского Союза. А ЕС, на мой взгляд, должен профинансировать создание соответствующей пограничной и таможенной инфраструктуры, то есть компенсировать те неудобства и повышенные затраты, которые возникли у Калининградской области в результате вступления в ЕС балтийских стран. Это, кстати, соответствует самим принципам ЕС, согласно которым его расширение не должно никому создавать проблем, а здесь проблемы очевидны.

29.09.2004
Владимир НИКИТИН, депутат ГД от Калининградского округа, член фракции `Родина`
2004 `НОВАЯ ПОЛИТИКА`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован