06 марта 2014
2500

Владимир Парамонов: Узбекистану одинаково важны все страны Центральной Азии!

Проект "Центральная Евразия" с партнерстве Интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан) и при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия) продолжает виртуальный экспертный форум по вопросам взаимодействия в Центральной Азии (ЦА), привлекая к дискуссии специалистов из самых различных сфер: ведь только на основании междисциплинарного подхода можно приблизиться к решению ключевых региональных проблем.
Безусловно, что особый интерес традиционно вызывает спектр мнений из Узбекистана, принимая во внимание не только принципиальную важность данной страны с точки зрения процессов в регионе, но и сложность получения экспертных оценок от узбекских специалистов. И эта сложность связана не только и не столько с политической спецификой самой страны: Узбекистан - это Восток, "дело тонкое", где хорошо известно выражение, что "молчание - золото, а слово - серебро".
В этой связи, проект "Центральная Евразия" глубоко признателен экспертам из Узбекистана, которые выразили готовность принять участие в очередной части дискуссии: Назокат Касымовой, Саодат Касымовой, Айбеку Кимсанбаеву и Азамату Сеитову.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": дорогие коллеги, глубоко благодарен Вам не только за поддержку идеи проведения виртуальных экспертных форумов, но и за поддержку имиджа нашей с Вами страны - Узбекистана. Ваше участие, уверен, крайне ценно и значимо для Ваших коллег из других государств региона, а также всех тех, кто интересуется развитием Центральной Азии. Прошу Вас ответить на вопросы дискуссии.

Назокат Касымова, доктор политических наук, профессор: полагаю, что затруднительно определить какая из постсоветских стран ЦА ближе и приоритетна для Узбекистана. Каждая страна имеет свою значимость, опять же смотря в каком ракурсе и в какой плоскости ставить такой вопрос: с точки зрения экономики, безопасности, культуры, традиций, или с точки зрения государства, народа, гражданского общества.
Что нужно сделать, чтобы, как минимум, сохранить, а как максимум укрепить отношения? Однозначно, что наиболее проблемными становятся те вопросы, которые мы выделяем с точки зрения национальных интересов. Эти интересы, конечно же, будут разными, раз определяются как национальные, хотя, конечно, можно порассуждать по поводу национальных, государственных и иных интересов. Поэтому, на мой взгляд, единственный путь в направлении укрепления отношений с нашими соседями - это уважение и цивилизованный подход к решению проблемных вопросов, а также соответствующий выбор инструментов политики. Здесь, скорее всего, хороша т.н. народная/общественная дипломатия (public diplomacy), акцентирование на общих, региональных интересах и невозможности существование вне тесных и дружественных связей.
Какая из стран ЦА может стать центром регионального сотрудничества? Каждая из стран имеет свое место и играет свою роль в регионе, в процессах обеспечения равновесия и баланса сил, создания основ для сотрудничества. Даже принимая во внимание, что та или иная страна более или менее активна в каком-то направлении/сфере, или обладает большим потенциалом, стоит ли ставить вопрос так конкретно - о "центре"? Сама постановка вопроса автоматически вызывает неприятие всех остальных стран, которых не обозначаем как "центр" и, соответственно, о каком сотрудничестве или равенстве может идти речь?

Саодат Касымова, экономист: Узбекистан - единственная страна в регионе, которая имеет границы со всеми государствами ЦА, то есть Узбекистан, объективно, близок всем странам региона или, другими словами, исторически приговорен к региональной интеграции, как точно подметил в одной из предыдущих частей дискуссии известный узбекский социолог А.Жолдасов.
Что нужно сделать, чтобы, как минимум, сохранить, а, как максимум, укрепить эту "близость"? Минимум - надо найти адекватный ответ на афганский вызов и стремиться сохранить добрые отношения с соседями. Максимум - необходимо создать региональный союз, потенциал которого был бы основан на экономической специализации каждой из стран ЦА: региональной вертикальной разбивке производства. И такой союз мог бы стать привлекательным как для страны производителя, так и для страны транзита, так и для инвесторов.
По одиночке каждая страна ЦА интересна только в качестве сырьевого придатка. То есть, говоря "экономическим языком", торговля с этой страной может осуществляться только на основе принципа абсолютного преимущества. Некоторые государства пытаются ценой огромнейших затрат реализовать экспортно-ориентированную политику. Однако, для того, чтобы эта политика дала реальную отдачу нужны не только низкие производственные затраты, но и низкие транспортные затраты для выхода на большой рынок или же этот рынок должен быть развитым, и к тому же растущим. У стран ЦА нет преимуществ "азиатских тигров" и механическое копирование их моделей развития содержит в себе такие "маленькие нюансы", за которые придется заплатить слишком дорого.
Что остается странам ЦА? Главное - надо найти решение проблемы транзита. Транзит - это фокусирование усилий на формировании транспортных коридоров и, в итоге, интеграции. Если товары перемещаются свободно и беспрепятственно, без каких-либо административных или таможенных задержек, если решения об инвестициях принимаются с учетом общей перспективы, то возрастает благосостояние как стран-экспортеров, так и стран транзита: ведь существенно снижаются издержки.
Факт выгоды не только торговой, но и транспортной, транзитной, должен стать очевидным. Именно это будет способствовать развитию сотрудничества не только между торговыми партнерами, но и странами транзита. Вопрос заключается в том, какая из стран ЦА более всего заинтересована в развитии транзитной инфраструктуры, то есть может стать центром регионального взаимодействия?
Географически замкнутое (без прямого и короткого выхода к морю) положение стран ЦА - это только лишь один аспект высоких транспортных издержек. Рост издержек из-за правовых, административных, таможенных или технических барьеров - это и есть подлинная проблема для всех стран региона. Поэтому сотрудничество между соседними странами является наиболее важным условием. Естественным объектом для улучшения положения в этой связи является не страна, а регион в целом или конкретно рассматриваемый транспортный коридор.
В рамках дискуссии прозвучал тезис об отсутствии в регионе "центра" сотрудничества. Корректнее было бы сказать, что при сохранении нынешнего статус-кво, когда Казахстан включен в Таможенный союз (ТС), а политика Узбекистана и Туркменистана сориентирована на автономность (то есть при неизменности исходных условий), действительно не видно игроков, заинтересованных в региональной интеграции.
Но изменение условий макроэкономической политики, например в том же Узбекистане, способно изменить ситуацию и с точки зрения региональной интеграции. В случае, если внутренний рынок "сожмется", это заставит национальную элиту активно формировать/развивать транспортную и транзитную региональную инфраструктуру. И нужно помнить простую истину, что реальные политические изменения возможны не в результате требований "торговцев с площади", а в результате инициатив "политического Олимпа".
За более чем двадцать лет самостоятельности во многих постсоветских государствах вырос целый класс, который сделал, да и продолжает делать свой капитал на "границах" когда-то единого экономического пространства. Думаете, что представители этого класса просто так не отдадут свой источник доходов, позволив изменить инструменты базовой макроэкономической и торговой политики!
Вопрос региональной интеграции становится актуальным для тех государств, которые вложили огромные инвестиции в производства с высокой долей добавленной стоимости. Именно для этих государств либерализация макроэкономической и торговой политики станет важным шагом для снижения транспортных расходов, а значит и региональной интеграции.
Начинать надо с малого и очевидного. Либерализация торговой и макроэкономической политики устранит административные каналы накопления национального капитала. Это создаст стимулы к формированию каналов экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с низкими транспортными издержками. Региональная интеграция должна быть направлена на преодоление узких мест, в результате чего национальная элита сможет реально взвесить издержки и выгоды от формирования транзитного коридора. ЕС начинал с простого союза угля и стали.
На мой взгляд, выгоды регионального союза должны превысить издержки автономности. Вон как, например, торговая элита Кыргызстана рвется в ТС с китайским ширпотребом, так как "чует" "золотую жилу". Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных экономических проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами: слабопроницаемых экономических границ, увеличения производственного потенциала за счет региональных общественных благ и использования преимуществ специализации.
В целом, надо осуществить одну малую региональную интеграцию, чтобы достичь другой - большей. Для выхода на крупные рынки следует сократить не только производственные, но и транспортные издержки. А потом к интеграционному ядру, сформированному инициаторами интеграционного объединения, подключатся и соседние государства.
Итак, перечень необходимых мер для развития торговли на основе принципа сравнительных преимуществ следующий: во-первых, это стимулы, направленные на развитие региональной интеграции; во-вторых, это региональные институты, помогающие уменьшить препятствия создаваемые границами; в-третьих, это региональная инфраструктура, создающая транзитные каналы выхода на более крупные рынки.

Айбек Кимсанбаев, доктор сельскохозяйственных наук, профессор: мне представляется, что нельзя, да и неверно говорить о большей или меньшей приоритетности/значимости какой-либо страны ЦА для Узбекистана. Каждая страна приоритетна и значима. Несколько другое дело: в какой сфере можно и нужно сотрудничать с той или иной страной? Не зря руководство Республики Узбекистан предпочитает двусторонние отношения, нежели многосторонние.
Если же говорить о проблемах в отношениях между какими-то отдельно взятыми странами ЦА, то это все равно, что говорить о проблемах всей ЦА, где, к тому же, может зримо или незримо присутствовать "третья сторона", зачастую извне. И поэтому решение той или иной проблемы может находиться вовсе не в самой ЦА, а далеко за ее пределами.
Какая из стран ЦА должна или может стать центром регионального сотрудничества? На мой взгляд, попытки обозначить лидерство какой-либо из стран ЦА способны лишь привнести новые элементы соперничества. И, конечно, говорить о мнимом "центре", скорее всего, просто неуместно, как и неуместно говорить о "противостоянии" двух и более стран или народов. По большому счету, те же угрозы безопасности не исходят от какой-то конкретной страны ЦА, а возникают в результате накопившихся и нерешаемых государством проблем, к тому же лежащих на пути развития лишь отдельных сегментов того или иного общества.
Из всех проблем безопасности я бы особо выделил проблемы продовольственной и биологической безопасности. Думается, что в ближайшее время странам ЦА придется начать развивать все более активное сотрудничество в попытках найти решения этих проблем. В этой связи, на мой взгляд, следует обратить внимание на статью моего российского коллеги из Российского института стратегических исследований Дмитрий Попова о создании на территории Казахстана американской лаборатории по изучению биологических штаммов.
Отвечая на вопрос о характере внешнего влияния на процессы в ЦА, наверное, было бы уместно вспомнить Н.Макиавелли и его произведение "Государь", где придается важное значение личности руководителя конкретной страны. Однако, похоже, у великих держав, да и в глобальной политике в целом просто нет ярких и сильных личностей: они либо не дожили, либо самоустранились. И, кажется, что в итоге смогли "выжить" только "серые и невзрачные". В этой связи, на мой взгляд, не следует ожидать какого-либо позитива в политике глобальных игроков, а все вопросы и проблемы, связанные с ЦА, придется решать только самим лидерам стран региона.

Азамат Сеитов, кандидат социологических наук: регион Центральной Азии является главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана, так как с ним связаны жизненно важные интересы республики. Узбекистан традиционно выступает за решение всех насущных проблем региона на основе взаимного учета интересов, норм и принципов международного права.
Отмечу, что процесс устранения и недопущения неравноправных взаимоотношений между государствами ЦА, ставшими суверенными, очень часто пытаются представить как отказ от этих отношений или даже как их полный разрыв. Более того, часто выдвигается ошибочный тезис о том, что главным условием социальных, экономических, культурных, научных и других взаимоотношений должно быть согласие новых государств на ограничение или ущемление собственного суверенитета.
Смысл и содержание политики ставших суверенными государств ЦА, на мой взгляд, заключается не в разрыве всесторонних интегративных взаимосвязей, а в преобразовании их в действительно прочные и долгосрочные взаимоотношения на надежной основе доверия, равноправия и взаимной выгоды. Обеспечение независимости и стремление к интеграции в ЦА следует рассматривать в неразрывном противоречивом единстве в качестве различных сторон общего процесса развития.
Это является базой для утверждения о том, что разговоры о "близости" или "дальности" не могут не носить сиюминутный политический оттенок. С моей точки зрения, интеграция стран региона, характеризует меру совпадения целей и интересов государств ЦА. Самая жизнеспособная разновидность складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отдельных целей и интересов.
Отсюда вытекает вывод о неправомерности формально-логических принципов подхода "или/или" к внешнеполитическим проблемам взаимодействия стран ЦА. Например, либо интеграция с государствами региона, либо интегрироваться в мировое сообщество. Здесь, правомерно диалектическое единство "и/и", то есть, интеграционную политику с государствами центральноазиатского региона можно и нужно взаимодополнять политикой по интеграции в мировое сообщество.
Никому уже не надо доказывать, что Узбекистан стал полноправным участником глобализационных процессов. Они, с одной стороны, открывают возможности для стабильного развития Узбекистана, но, с другой стороны, порождают явные и скрытые угрозы в сферах экономической, продовольственной, энергетической, экологической, информационной и гуманитарной безопасности. Эти аспекты лежат в формировании приоритетов внешней политики Узбекистана и защите его национальных интересов на мировой арене.
Вместе с тем, по причине отсутствия единой позиции у государств ЦА по вопросу использования трансграничных рек и в результате отрицания отдельными государствами международных правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере совместного использования водных ресурсов, остаются нерешенными жизненно важные задачи эффективного использования водных ресурсов трансграничных рек. Здесь лежит корень основных региональных проблем и противоречий.
Необходимо отметить, что Узбекистан демонстрирует наличие принципиальной позиции по вопросам рационального и эффективного использования трансграничных водотоков в центральноазиатском регионе. Узбекистан исходит из общепризнанных требований обязательного учета интересов всех стран, попадающих под влияние трансграничных водных объектов, до принятия решений о разработке проектов, связанных с трансграничным влиянием.
Мы, в Узбекистане, прекрасно понимаем, что вода является одним из главных источников и факторов социально-экономического благосостояния, достойного уровня жизни населения и развития общества для всех стран ЦА. Поэтому, не секрет, что жизненно важным вопросом для Узбекистана и других государств бассейна Аральского моря является повышение эффективности водопользования, справедливый раздел воды, достижение соглашения между потребителями - государствами, расположенными в верховьях и низовьях рек.
В целом, на мой взгляд, многие проблемы в ЦА возникают там, где отдельными государствами могут игнорироваться нормы международного права, регулирующие межгосударственные отношения в области совместного водопользования. Этот момент, как мне представляется, и является базой для решения стоящих перед странами ЦА проблемных вопросов. Повторю еще раз, Узбекистан всегда был и остается сторонником открытой, дружественной, прагматичной политики в отношениях с ближайшими соседями, поддерживает решение всех актуальных политических, экономических и экологических проблем с учетом взаимных интересов и на основе норм международного права.
Какие из стран ЦА могут стать центром регионального сотрудничества/интеграции? И правомерно ли в случае ЦА вообще говорить о некоем "центре"? Прежде чем говорить на эту тему, хотелось бы напомнить, что в формировании концептуальных основ внешней политики Узбекистана определяющими факторами развития международных отношений являются защита и продвижение на международной арене его национальных интересов. Укрепление государственной независимости и суверенитета, дальнейшее усиление роли Узбекистана в международной жизни в качестве полноправного субъекта международных отношений, создание вокруг Узбекистана пространства безопасности, стабильности и добрососедства обозначены главной целью внешнеполитической деятельности, основанной на приоритете национальных интересов Республики Узбекистан и равноправном сотрудничестве.
Еще раз сделаю акцент на том, что регион ЦА является приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана, так как с ним связаны жизненно важные интересы республики. Повторю и то, что Ташкент выступает за решение всех насущных проблем региона на основе взаимного учета интересов, норм и принципов международного права. Это предполагает, что проблемы ЦА должны решаться без вмешательства внешних сил, самими государствами региона. Иначе, очевидно, что вмешательство внешних сил обернется наличием и внешних интересов.
В идеале, принципы интеграции должны основываться на верховенстве национально-государственных интересов, всемерном учете взаимных интересов, добровольности, равноправии и взаимной выгоде. В частности, расширение и углубление межгосударственных отношений Узбекистана на данных принципах способствует реализации политики суверенитета и независимого развития страны. Это соответствует национальным интересам и благоприятствует интеграции страны в мировое сообщество в качестве его самостоятельного субъекта. Фактически это говорит о том, что "центром" сотрудничества и интеграции, на мой взгляд, не должна быть какая-нибудь страна, а - достижение конкретной и реальной цели, например, развития системы транспортно-коммуникационных коридоров.
Реализация, заложенной в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, цели, стоящей перед Узбекистаном (войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе), обуславливает необходимость опоры на приоритетные интересы общества, безопасности и устойчивого развития государства. Подчеркну, что, на мой взгляд, интеграция не является самоцелью, а выступает механизмом достижения указанной в Концепции цели.
Развитие глобализации неизменно будет толкать страны региона к региональной интеграции, снимая пограничные и таможенные барьеры на пути торгово-экономических и инвестиционных связей государств, особенно если учесть вызовы, угрозы и последствия все еще продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.
Важным является то, что к внешним угрозам национальной безопасности можно отнести стремление к противодействию процессам расширения и углубления интеграционного взаимодействия стран центральноазиатского региона. Это обуславливает необходимость создания системы прочных взаимовыгодных межгосударственных связей, формирования вокруг ЦА "кольца" безопасности, добрососедства и сотрудничества, недопущения в регионе межэтнического и межгосударственного противостояния.

Виртуальный экспертный форум "Проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии". Часть 9.

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с Интернет-журналом "Время Востока" (Кыргызстан), http://www.easttime.ru/, при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован