08 апреля 2004
3328

Владимир Пресняков-старший: `Здесь я пишу музыку, здесь собираются мои близкие`

Владимир Петрович Пресняков-старший удивляется, когда ему говорят, что "он обласкан властями". Музыкант правительственных наград не имеет, а звание заслуженного артиста получил несколько лет назад на свое пятидесятилетие.
Уже больше двадцати лет Владимир Петрович с женой Еленой живет в кооперативной квартире обычной девятиэтажки в Медведкове. Одно время там жили и Володя с Кристиной, а вот теперь регулярно приезжает Никита.
Музыкант как всегда активно работает в студии, а в перерывах не прочь поговорить о музыке и не только.


"КУХОННЫХ" КОНЦЕРТОВ НЕ ИЗДАЮ!

"Квартирный ряд": Владимир Петрович, не кажется ли вам, что рок все больше приближается к попсе? Отчего это происходит?
Владимир Пресняков: Скорей всего, от элементарного желания делать деньги. Я знал одного исполнителя, который пел обычную попсу, потом увидел, что на роке можно зарабатывать больше, и спешно переквалифицировался в металлиста. Ходил весь в заклепках, пока снова не стала популярна попса. Тут же после тяжелого рока он стал исполнять песни в стиле "Ласкового мая". Вообще, многие рокеры напоминают мне большой, красивый постамент, на который водрузили клопа. Все чаще рокеры грешат тем, что издают все, что можно издать, включая "кухонные" концерты, где и записи не очень качественные, да и сами песни не всегда хорошие. Сам я всегда очень ответственно отношусь к тому, что издаю на дисках. Не хочу, чтобы моему внуку через много лет было стыдно за то, что я сделал.
К.Р.: Значит, в шоу-бизнесе спрос рождает предложение, и те, кто хочет прилично зарабатывать, должны играть ту музыку, которая в цене, стараясь продать себя как можно дороже?
В.П.: Так оно чаще всего получается. Хотя остались и музыканты, сумевшие сохранить себя как творческие и просто личности. Многие же, наоборот, забросив творчество, занялись отчаянным зарабатыванием денег и собственной раскруткой, которая способствует повышению благосостояния.
К.Р.: Что толкает на это?
В.П.: Например, элементарная зависть. Бари Алибасов однажды сказал замечательную фразу, воплотив ее в молитву артиста: "Господи, дай мне силы пережить успех моих коллег!" Когда Алла Борисовна стала ездить на такой длинной машине, другие артисты стали отчаянно ей подражать, приезжая на сборный концерт в таких же лимузинах, взятых напрокат. Музыканты стараются перещеголять друг друга количеством этажей в особняках и размерами бассейнов.
К.Р.: Это представители попсы, а те же рокеры больше всего гордятся своими боевыми подвигами, то есть драками с максимальной разрушительной силой, количеством выпитого и победами на любовном фронте.
В.П.: Это у них так принято. Хотя по большей части это все сплошные понты. Возвращаясь домой, они превращаются в обычных буржуа, а получить они могут не от приятеля рокера, а скорее от жены веником, если мусор вовремя не вынес.
К.Р.: Неужели не осталось рок-музыкантов, у которых творчество на первом месте?
В.П.: Почему же? Я хорошо знаю "машинистов" и "Воскресенье". Макаревич, Сапунов и Романов занимаются не раскруткой, а серьезной музыкой. По-моему, Б. Г. человек в этом плане очень спокойный. Я не знаю его лично, но отношусь с уважением. Костю Кинчева считаю честным человеком. Отношусь с уважением к Славе Петкуну - в его резкости есть искренность. Он и Кинчев не лезут из кожи, чтобы понравиться, не пытаются заставить их слушать, но именно этим и привлекают. Мы можем говорить о чем угодно: о жизни, о футболе, у меня с ними может не совпадать мнение, но их мнение я готов уважать.
К.Р.: Мы говорим о музыкантах известных, но есть, наверное, и молодые рок-музыканты талантливые и искренние. К сожалению, мы не видим их на экране, да и на фестивалях они появляются нечасто.
В.П.: Молодым трудно пробиться на экран, и на фестивале их должен кто-то представить, они должны найти некий "подход" к организаторам. Те же, кто правит бал в шоу-бизнесе, не очень-то и заинтересованы в новых именах. Недаром новые исполнители появляются по большей части в провинции. Тот же Екатеринбург называют кузницей рок-кадров. Судите сами: "Чайф", "Наутилус", "Агата Кристи", "Смысловые галлюцинации", "Чичерина". На самом деле их гораздо больше, только они больше заняты творческими вопросами, чем собственным продвижением. Есть рок-клуб, который выталкивает их на поверхность.
К.Р.: Почему же такие сильные команды появились именно в Екатеринбурге?
В.П.: Это мой родной город, поэтому мне не трудно это объяснить. Началось все с того, что в тогдашний Свердловск эвакуировали известные творческие коллективы: театральные, музыкальные. Многие артисты и музыканты после войны не вернулись обратно в Москву и Питер, а остались в Свердловске преподавать, вырастив талантливых профессиональных музыкантов. Многие репрессированные артисты и музыканты оседали там по пути в Магадан. Кроме того, там оказались русские эмигранты из Китая. Тот же Олег Лундстрем, которому после эмиграции предложили на выбор Свердловск или Казань, выбрал Казань, другие выбрали Свердловск. Один из таких эмигрантов учил меня игре на саксофоне.
К.Р.: Мне трудно представить, что джаз в те годы был под запретом.
В.П.: Джаз действительно был под запретом, но мы все равно играли его в те времена в Клубе железнодорожников на танцах. И те, кто танцевал под нашу музыку, становились его поклонниками. Так что, в городе были интересные музыканты, просто интеллигентные люди, любящие искусство.
К тому же Свердловск был закрытым городом, поскольку в нем находилось множество военных заводов, отсюда и некая унылая атмосфера: серые здания, серые лица, пьяные на улицах. Все это стало прекрасной питательной средой для рок-музыки и рок-музыкантов. Сейчас там проводятся прекрасные джазовые и рок-фестивали, появляется множество по-настоящему интересных музыкальных коллективов, которые до Москвы просто не добираются. Да их здесь особо и не ждут. Столичные музыканты и продюсеры не заинтересованы в появлении новых лиц.


ХИТ-ПАРАД - ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

К.Р.: Кого из современных джазовых музыкантов вы бы отметили?
В.П.: Аккордеониста Владимира Данилина. Многие любители джаза на "Горбушке" гоняются за его CD. У меня в коллекции тоже есть один. Надо сказать, что аккордеон не совсем джазовый инструмент, встречается нечасто, оттого и исполнителей немного. Из зарубежных могу назвать разве что Арт Ван Дамма. Он очень известен, но наш Данилин играет на порядок выше.

Владимир Пресняков-старший легких путей в искусстве не искал. В те времена, когда джаз и рок не приветствовались, играл себе на "запретном" саксофоне в Свердловском клубе железнодорожников на танцах, а позднее выступал чуть ли не в первом советском ВИА "Норок". Было это в 1965 году.
Через десять лет группа сменила название на "О чем поют гитары", но вскоре, обвиненная в подражании Западу, приказом Министерства культуры была расформирована. Музыканты остались и без работы, и без средств к существованию.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Владимира и Елены Пресняковых, если бы не звонок художественного руководителя ВИА "Самоцветы" Юрия Маликова. Тогда часть "Самоцветов" ушла создавать новую группу "Пламя", а на вакантные места Маликов и пригласил саксофониста и аранжировщика Владимира Преснякова и солистку Елену Преснякову. Елена до сих пор работает в "Самоцветах".
В дальнейшем, Владимир Пресняков-старший напишет песни для самых ярких звезд российской эстрады, сыграет в компании "битлов", за что народ присвоит ему звание "сержанта Петровича". Называют его после этого и "пятым битлом". В 1995 году он примет самое активное участие в реанимации "Самоцветов", попутно будет выступать как саксофонист на концертах у Владимира Преснякова-младшего.
Следом он выпустит альбом мировых хитов, которые исполнит на своем знаменитом саксофоне-сопрано, что не останется незамеченным любителями и знатоками хорошей музыки.
Еще он страстный поклонник футбола, имеет членский билет N1 "Партии любителей пива" и самую большую среди музыкантов коллекцию джазовой музыки.

К.Р.: Из того, что видите по телевизору что-то нравится?
В.П.: Я чаще смотрю и слушаю именно то, что мне не нравится. Пытаюсь разобраться, почему это нравится другим и не нравится мне. Стараюсь понять, что нравится молодым, разобраться в их сленге. Есть у "Отпетых мошенников" песня про насосы. Мне было интересно, что это означает. На специфическом питерском сленге это означает молодых людей, которые ничего не делают, только качают деньги. Если вообще говорить о том, что понравилось среди музыкальных новинок, это последний альбом "Машины времени". В их музыке есть электронные новшества, при том что группа сохранила свое творческое лицо. Во многом благодаря приходу в группу Андрея Державина. Он хорошо знаком с электронной музыкой, и потому его вклад в альбом достаточно весом. Для него, делавшего успешную сольную карьеру, приход в группу был серьезным шагом, но мне кажется, он творчески многое приобрел. Сам стал себя уважать как музыканта, и музыканты ответили ему тем же. Еще понравились последние работы "А-Студио". Когда Батырхан Шукенов уходил из группы, у меня был страх, что это не пойдет на пользу ни ему, ни команде. Я рад, что это не так.
К.Р.: Владимир Петрович, а как вы относитесь к хит-парадам?
В.П.: На меня они производят странное впечатление. Обычно певец (или певица) исчезает из них, когда у него деньги заканчиваются. Показательно, что в хит-парадах нет таких замечательных исполнителей, как Валерий Леонтьев, Леонид Агутин, Сосо Павлиашвили.
К.Р.: Что вы думаете о музыке группы ППК?
В.П.: ППК - это своего рода история Золушки. Взяли ребята музыку Эдуарда Артемьева, сделали аранжировку, сняли клип. Конечно, в семидесятые, когда она и была написана, не было такого технического уровня, но все же были группы "Зодиак" или французская "Спейс". Посмотрим, что ребята будут делать дальше.


СОБАКА ЦЕНИЛА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА

К.Р.: Что для вас дом?
В.П.: Для многих музыкантов это - вопрос престижа, когда один пытается утереть другому нос количеством башенок. Для меня это - место, где собираются мои близкие люди, где я пишу музыку, а иногда просто могу поиграть для себя.
К.Р.: Владимир Петрович, в одном из интервью Елена жаловалась, что вы совершенно не помогаете ей по дому. Упреки справедливы?
В.П.: Конечно, по дому она, как любая женщина, делает больше: покупает продукты, платит за квартиру, готовит
К.Р.: А мусор кто выносит?
В.П.: Мусор выношу я, но только, если ее нет дома больше пяти дней. Тогда могу даже что-то купить из еды, чаще всего что-то рыбное
К.Р.: Но все-таки попытки помочь предпринимаете?
В.П.: Конечно, поскольку Лена сейчас много работает: "Самоцветы" много гастролируют. Когда я вижу, что она устала, мою посуду.
К.Р.: Она это ценит?
В.П.: Разумеется, но, правда, говорит, что лучше бы я этого не делал.
К.Р.: Сами что-то приготовить можете?
В.П.: Кроме яичницы, ничего. Картошку еще могу сварить, а вот жареная, как ни стараюсь, не получается. Однажды, правда, сварил компот из яблок. Жена консультировала меня по телефону. Сама она готовит очень вкусно. Прекрасно получаются борщ и мясо под шубой. Для этого нужно взять мясо, лучше свинину, положить на него нарезанный кольцами лук, тертый сыр, все залить майонезом и поставить в духовку. Между прочим, когда у нас была собака, я аккуратно ходил с ней гулять утром и вечером. Этот мой вклад был отмечен благодарностью, особенно собакой.
К.Р.: А что-то изменить в интерьере квартиры не хочется?
В.П.: Это довольно трудно: у меня дома своя небольшая студия. Как подумаю, что придется отсоединять все эти провода и переносить аппаратуру и инструменты
К.Р.: Надеюсь, хоть гвозди забиваете сами?
В.П.: И полки вешаю, когда нужно разместить все прибывающие диски.
К.Р.: Кстати о дисках, чем вы сами порадуете своих поклонников?
В.П.: Готовится новый альбом "САКСтерапия", состоящий из моей инструментальной музыки. Многие отмечают, что саксофон поднимает настроение и положительно влияет на здоровье. Так ли это? "Клинические испытания" покажут! Кроме того, должен выйти CD диск, выпущенный когда-то на фирме "Мелодия", который называется "Гороскоп". На нем 12 моих песен, которые поют Пугачева, Градский, Николаев, Орбакайте, Пресняков-младший, Кальянов, Боярский, Минаев, Кузьмин и другие. Вышел диск с моими песнями на стихи Дмитрия Дарина, он называется "Мужские песни". Летом будет еще один инструментальный альбом "Сакс Релакс".
К.Р.: Знаю, что вы вообще любите различные розыгрыши, на которые даже опытные журналисты "покупаются".
В.П.: Однажды я решил попробовать себя в качестве экстрасенса. Мне завязали глаза, дали в руки листок бумаги и карандаш и попросили нарисовать то, о чем сейчас думает журналистка, сидевшая рядом. Я держал ее за руки и говорил: "Ну, думайте, думайте!" В результате я полностью повторил ее рисунок. Окружающие были в восторге от моих сверхспособностей. Я только не сказал им, что мы с партнершей заранее договорились. В другой раз я объявил, что собираюсь выпустить альбом, где музыкальные произведения будут сопровождать храпы. Я долго рассказывал, что собираю храпы уже много лет. Подкрадываюсь на гастролях к спящим звездам с магнитофоном и делаю записи. Этому не только поверили, но и просто одолели распросами, когда диск поступит в продажу. Пришлось выпутываться. Говорить, что звезды, узнав о готовящемся издании, скинулись, собрали кругленькую сумму и уговорили меня отказаться от столь сомнительной затеи.

Беседовала Лариса СУЕТЕНКО

http://www.moskv.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован