04 сентября 2008
3452

Владимир Ресин: В ближайшую пятилетку объем дорожного строительства в Москве будет увеличен в четыре раза

Решает Москва все социальные проблемы. В первую очередь - жилье и дороги

В канун Дня города московский стройкомплекс отпраздновал свое 20-летие. Чествовали строителей на самом высоком уровне. Торжественное собрание, посвященное этой дате, проходило в Государственном Кремлевском дворце. Поздравительные телеграммы прислали президент РФ Дмитрий Медведев, председатель правительства России Владимир Путин, председатель Государственной Думы Борис Грызлов, мэр Москвы Юрий Лужков и многие другие. Некоторыми итогами этого периода и ближайшими планами с корреспондентом "РГ" поделился первый заместитель мэра Москвы, глава стройкомплекса Владимир Ресин.

Российская газета: Владимир Иосифович! Объясните, пожалуйста, что это за дата - 20-летие московского стройкомплекса? Разве до 1988 года, то есть еще во времена СССР, Москва не строилась? Если же говорить о работе в рыночных условиях, то она началась значительно позже - в девяностые годы...

Владимир Ресин: В восемьдесят восьмом году в столице образовался Мосстройкомитет, в который вошли все пять ведущих строительных главков - Главмосстрой, Главмосстройматериалы, Главмосинжстрой и другие. Прежде они существовали самостоятельно, работали на правах союзных министерств и довольно часто их интересы входили в противоречие друг с другом. Например, Главмосстрой мог построить новые жилые дома, жить в которых было невозможно, так как к ним вовремя не было подведено тепло.

Это мешало комплексной застройке города, к которой всегда стремилась Москва.

Увязав главки воедино, городские власти получили возможность руководствоваться прежде всего Генеральным планом развития города. Созданная тогда структура и оказалась, собственно, прообразом нынешнего стройкомплекса города.

РГ: Как удалось сохранить эту махину, которая сейчас работает не только в Москве, но и еще в 57 регионах России? Одного жилья московские строители строят порядка 5 миллионов квадратных метров в самой столице да еще более полумиллиона - в других областях и краях, где строительная база начала возрождаться лишь в последние годы.

Ресин: Ничто не спасло бы стройкомплекс от развала, если бы не смелый поступок мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. В начале 1990-х годов государство, прекратив финансирование строительства, сказало регионам, в том числе и Москве: живите, как хотите. И тогда мэр принял беспрецедентное для той поры решение: взять деньги в кредит у банков и продолжить стройку. Мы строили, к примеру, дом, продавали в нем квартиры и закладывали сразу три дома. Один из них снова распродавали, а в двух других давали бесплатное жилье очередникам. Благодаря этому даже в самую трудную пору очередь на муниципальное жилье в столице медленно, но продвигалась вперед. Это позволило городу не только сохранить мощности стройкомплекса, но и удвоить их.

Теперь, когда Москва финансово встала на ноги и ее бюджет перевалил за триллион рублей, обогнав по своему размеру бюджеты большинства столиц мира, все социальные задачи город решает за свой счет.

РГ: И что же собой представляет московский стройкомплекс в наши дни?

Ресин: Это совокупность тысяч частных предприятий, на которых занято около миллиона человек. Опережая вопрос о гастарбайтерах, скажу, что в ряде предприятий с большой собственной историей, например в ДСК-1, их нет вообще. А вот в СУ-155, в котором некогда работали всего две с половиной сотни рабочих, а теперь трудятся 50 тысяч человек, работники из стран ближнего зарубежья, конечно же, есть.

РГ: Что дал такой подход Москве и москвичам? Можно коротко сформулировать?

Ресин: Коротко не получится. Одного жилья за эти два десятка лет возведено более 80 миллионов квадратных метров. Это третья часть того, что вообще имеет в своем жилом фонде Москва. Более тысячи важных социальных объектов: порядка 600 детских садиков, 420 школ, 147 поликлиник и 60 больниц, десятки спортивно-оздоровительных центров, бассейнов, крытых катков... Возрождены такие уникальные объекты, как храм Христа Спасителя, Манеж, Гостиный двор, усадьба "Царицыно". Реконструированы "Лужники", построены новые уникальные сооружения - такие как стадион "Локомотив" и Ледовый дворец на Ходынском поле, начали функционировать новые корпуса МГУ. На карте Москвы появились новые благоустроенные районы: Куркино, Люблино и Сабурово, Митино и Строгино, Ясенево и Тропарево-Никулино, Северное и Южное Бутово, Крылатское и Жулебино, Марьинский парк и Кожухово. На Ходынском поле построен красивый микрорайон Гранд-Парк, а напротив МГУ - квартал "Шуваловский".В каждом из них сейчас проживает нередко больше жителей, чем во многих областных центрах России. Все эти годы в столице активно строились и ремонтировались дороги: МКАД, Третье транспортное кольцо, проложен новый Звенигородский проспект. А еще столицу украсили новые площади и скверы, театры и картинные галереи, православные храмы, синагоги и мечети...

Полный перечень построенных и реконструированных в городе объектов займет не один десяток страниц. Но сейчас нужно думать в первую очередь о том, что еще предстоит сделать. Не мы выбираем время, а время выбираетнас и диктует новые задачи. А потому и отметивший двадцатилетие столичный стройкомплекс - на застывшая, а живая структура, готовая ответить на назревшие потребности города и его жителей.

РГ: Стремлением соответствовать времени, вероятно, объясняется и произошедшая реорганизация в рамках самого комплекса?

Ресин: Да. У нас был один департамент градостроительства, который занимался сразу всеми направлениями. Теперь он разделился на два - департамент городского строительства во главе с моим первым заместителем Александром Косованом и департамент дорожно-мостового и инженерного строительства во главе с еще одним первым заместителем - Александром Левченко.

Первый будет курировать строительство всей социалки в столице. Дело в том, что таких масштабов, в которых оно сейчас ведется, в Москве еще не было. Ну когда, в какие времена строилось, например, по 100 садиков в год? Или по 50 физкультурно-оздоровительных комплексов? А ведь столица продолжает обживать и новые микрорайоны - Люберцы, Бутово, Некрасовку, Щербинку... Каждый из них требует комплексного подхода в строительстве. У москвичей, где бы они ни жили - в центре Москвы или возле МКАД, все необходимое - школа, магазин, поликлиника, спортплощадка, библиотека - должно находиться в шаговой доступности. Второму департаменту поручено заниматься дорожно-мостовым строительством и сооружением инженерной инфраструктуры.

РГ: Кому принадлежит идея раздела?

Ресин: К такому решению мы пришли вместе с Юрием Михайловичем Лужковым.

РГ: Владимир Иосифович! Москвичи с надеждой восприняли слова главы российского правительства Владимира Путина о том, что государство наконец созрело помочь Москве в решении транспортной проблемы. Это прозвучало на транспортном форуме в Сочи. Какими-то реальными делами обещание уже подкрепляется?

Ресин: Да, в настоящее время разрабатывается программа развития дорог не только в самой столице, но и в целом по Московскому региону, в чем, собственно, и состоит ее принципиальная новизна.

РГ: На недавнем "Деловом завтраке" в "РГ" Юрий Лужков сказал, что, для того чтобы вызволить москвичей из заторов на дорогах, до 2015 года потребуется освоить 4 триллиона рублей. Это под силу строителям?

Ресин: Ни на минуту не сомневаюсь. Мы уже прикинули, что нынешний объем дорожного строительства в ближайшую пятилетку придется увеличить в четыре раза! Причем строить будем не только чисто московские дороги, но и подмосковные. В том числе реконструировать и самую главную из них - бетонку, или так называемую Центральную кольцевую автодорогу, без появления которой просто невозможно разгрузить МКАД. Сейчас она из окружной дороги вокруг столицы превратилась в обычную городскую магистраль, только еще более загруженную автомобильным потоком. В самой же Москве продолжается реконструкция Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе. Практически закончена прокладка Звенигородского проспекта.В ближайшие годы планируется завершить строительство первых участков Четвертого транспортного кольца и сооружение автомобильных развязок в "Москва-Сити", реконструкцию существующих дорог в районах массового жилья - поселке Северном, Косине, Жулебине, Волынском и других.

РГ: Но мэр как-то заметил, что транспортную проблему в городе можно решить лишь при комплексном подходе к ней...

Ресин: Согласен на все сто процентов! Вот почему мы так активно сейчас занимаемся развитием внеуличного скоростного транспорта в городе и всего общественного транспорта. Лишь в строительство метро город вкладывает более 40 миллиардов рублей в год, или в девять раз больше денег, чем еще четыре года тому назад. К 2012 году должно добавиться 15 километров новых линий подземки. Станции метро за это время появятся в Митине, Зябликове, Косине, Жулебине, Марьиной роще. В самое ближайшее время планируется ввести в строй и первые десять станций Малого кольца железной дороги. Из дороги, предназначенной главным образом для перевозки грузов в рамках столицы, оно превратится в скоростную пассажирскую магистраль, вдоль которой разместятся 35 станций. Дело в том, что лишь за последние семь лет количество машин, зарегистрированных в городе, возросло в 2,3 раза, достигнув 3,3 миллиона авто. Это вынуждает власти использовать любые известные в мире способы ускорения передвижения по городу.

РГ: Но девять железных дорог, сходящихся в российской столице, пока лишь усугубляют ситуацию, превращая Москву в перевалочный узел для грузов, 2,5 миллиона тонн которых, или ровно половина, доставляются сюда лишь для того, чтобы их обработали и они отправились дальше.

Ресин: Разработкой программы вывода грузовых терминалов из Москвы в Подмосковье и другие расположенные по соседству области сейчас занимаются специалисты РЖД и столичные архитекторы. Это часть комплексной программы по решению транспортной проблемы в Москве.

РГ: Значит ли появление новых приоритетов отход на второй план жилищного строительства в Москве?

Ресин: Ни в коем случае! В соответствии с актуализированным генпланом развития Москвы до 2025 года планируется построить еще 90 миллионов квадратных метров жилья. Дело в том, что в Европе на человека приходится более 40 "квадратов" на человека, а на москвича пока - значительно меньше. А 160 тысяч семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, в которую не ставят, если в семье приходится более 10 метров на душу. Это значит, что почти полмиллиона жителей столицы живут в тесноте, не имея возможности сами купить более просторную квартиру. Разве может город оставить их без помощи? Вот и поставил мэр задачу перед строителями только в этом году построить порядка 2,7 миллиона квадратных метров социального жилья. Как раз для очередников, молодых семей, жителей снесенных пятиэтажек, семей учителей и врачей.

РГ: Вы сказали, что в ближайшие полтора десятка лет в Москве будет построено 90 миллионов квадратных метров жилья. Разве это возможно?

Ресин: Почему же нет? Мы привыкли выполнять поставленные задачи, а все необходимые ресурсы для этого у нас есть. Тем более что одними из первых документов президента России Дмитрия Медведева стали указ о мерах по развитию жилищного строительства и закон о создании федерального фонда содействия жилищному строительству. А это очень мощная поддержка.


Любовь Пятилетова

Опубликовано в "РГ" (Московское обозрение) N4743 от 4 сентября 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован