03 июля 2005
932

Владимир Собкин: Детское телевещание - где оно?

К. ЛАРИНА - Ну что же, мы начинаем наше традиционное воскресное "Родительское собрание", которое сегодня посвящено телевидению, о том, как телевидение влияет вообще на формирование тонкой детской души, если влияет, и что оно должно делать с нашими детьми, если должно, я все время оговариваюсь. Я сразу представлю участников сегодняшнего разговора, у нас пока еще не все в сборе, но, надеюсь, подойдет Сергей Столяров, генеральный продюсер телеканала "Школьник ТВ", он чуть запаздывает, но придет в течение программы, подойдет и подключится сразу к нашему разговору. А сейчас у нас в студии Светлана Голицына, шеф-редактор творческой мастерской программ для детей и юношества канала ТВЦ, добрый день, Светлана, здравствуйте.

С. ГОЛИЦЫНА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА - И Владимир Собкин, директор центра социологии и образования Российской академии образования, доктор психологических наук, академик, добрый день, Владимир, здравствуйте.

В. СОБКИН - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА - Все правильно я прочитала?

В. СОБКИН - Да, все правильно.

К. ЛАРИНА - Я сразу напомню нашим слушателям, что работают наши средства связи, наш пейджер и телефон прямого эфира. Я надеюсь, что вы тоже примете участие в нашем сегодняшнем разговоре, а пока то, что называется информационным поводом на нашем скучном журналистском языке, это публикация от 29 июня этого года, газета "Новые известия", "Беспокойные ночи, малыши". Там как раз подробнейшим образом исследуется количество детского вещания на существующих федеральных телеканалах. И удручающее впечатление производят эти цифры, на которые указал чуть ли ни сам Михаил Сеславинский, что, ребята, там могут и лицензию отобрать, если будете таким образом дальше действовать, поскольку по закону там, как минимум, нужно 7-10% от эфирного времени детского вещания на федеральных телеканалах. А, на самом деле, цифры там жуткие, НТВ отличается особой жестокостью по отношению к детям. Но канал ТВЦ, который у нас сегодня присутствует, он, по-моему, чуть ли ни единственный, который все-таки пытается эту стену пробить, хоть какие-то программы для детей успеть сотворить и показать. Это я сама знаю, мы встречались и с нашей любимой "АБВГДейкой", я не раз в нашей студии, и вообще как только речь заходит о детских программах, кого звать, только ТВЦ, там хоть что-то вообще делается. А Владимир Собкин как раз в этой газете тоже приводит, в этой статье приводит свои собственные результаты своих исследований по поводу детского вещания, что особенно мне было важно, здесь есть опросы и школьников, и подростков, результаты опросов, что, собственно, им нужно и нужно ли им вообще детское или такое адресное телевидение. Пожалуй, это самый первый вопрос, который я бы хотела задать Владимиру, а детям нужно вообще свое собственное телевидение, может, им и не надо ничего, может, им хватает того, что здесь показывают?

В. СОБКИН - Мне кажется, нужно, потому что все-таки, в среднем, они два с лишним часа проводят у экрана, жизнь, как вы понимаете, коротка, и эти два часа ежедневно все-таки должны тратиться с пользой, а не быть таким моментом просто шума жизненного, а должны проводиться осмысленно. Поэтому подросток ищет смысл в том, что он хочет увидеть, но часто этого смысла не находит.

К. ЛАРИНА - Почему, он его находит, допустим, в реалити-шоу.

В. СОБКИН - Вы понимаете, ведь мы говорим с вами серьезно, как взрослые люди, озабоченные тем, чтобы человек развивался, а не тем, чтобы, я вам напомню, был замечательный психолог, Лев Семенович Выготский, который говорил о зоне ближайшего развития, и он говорил так - обучение должно идти впереди развития, а не плестись за ребенком. То, что сейчас находит ребенок, это не зона его ближайшего развития, а телевидение как плетется на очень простых вещах, которые лежат за зоной развития подростка. А для того, чтобы была зона развития, для этого должно быть детское телевидение, педагогически сориентированное на ребенка разного возраста, задавая ту зону, где он, действительно, может развиваться, получать смыслы, развивать свою мотивацию, интерес к жизни, это важно.

К. ЛАРИНА - Когда-нибудь было такое время, Светлана, если говорить об истории нашего отечественного телевидения, золотое время для детского и подросткового телевещания?

С. ГОЛИЦЫНА - Я думаю, было, и всем памятны те просто ошеломляющие программы, они ошеломили страну, как "12-й этаж", "Взгляд".

К. ЛАРИНА - Я тоже хотела об этом вспомнить.

С. ГОЛИЦЫНА - И когда говорят, что детям это неинтересно, детям было, и каждый эти передачи, эти программы.

К. ЛАРИНА - "До 16 и старше" еще.

С. ГОЛИЦЫНА - Да, "До 16 и старше" и другие, "Будильник", это уже я говорю сейчас о подростковом, мы только что говорили о подростках. И человек понимал, что он не зря родился, что он живет в стране, до него есть дело в этой стране. И была такая атмосфера единения, и эти передачи, я думаю, смотрели почти все, особенно "Взгляд". И мало того, эти передачи смотрели и родители, и старшее поколение, совсем дедушки и бабушки, и сами ребята, это было интересно всем, потому что там, несмотря на идеологические всякие препоны, там была правда, там была эта энергия любви и интереса взаимного, был заявлен уровень партнерства. И это было ценно, и это до сих пор, я думаю, потому что сам Сагалаев, он до сих пор остается ребенком, очень жаль, мне так кажется, в лучшем смысле слова, я считаю.

К. ЛАРИНА - Романтиком, я бы так сказала.

С. ГОЛИЦЫНА - Романтиком, я считаю, что есть дети и взрослые, но среди детей есть дети и взрослые, которые идут в графу "дети", и поэтому когда телевидением займутся по-настоящему дети, взрослые дети, тогда получится результат. Я думаю, мы на пороге, потому что неслучайно сейчас эта тема будируется, волнует, и наша встреча тоже результат этого брожения в хорошем смысле слова.

В. СОБКИН - Ксения, вы извините, я хотел добавить. Я взял с собой книжку 89 года.

К. ЛАРИНА - Телевидение и школа, брошюра.

В. СОБКИН - Не брошюра, это сборник научных трудов. И здесь есть результаты опроса школьников того времени, более 1000 человек мы тогда опрашивали. И в плане передач, если почитать названия, те, которые вы вспомнили, "12-й этаж", "Мир и молодежь", "До 16 и старше", "АБВГДейка", рубрика "Фильм детям" и т.д., это действительно, по сравнению, казалось бы, число каналов увеличилось, вещание во многом увеличилось, поскольку и дециметровое вещание и т.д., а набор программ реально совершенно остался на том же уровне. И в этом плане, мне кажется, вопрос о лицензии, я очень нормально ориентированный человек, но, мне кажется, надо брать на себя ответственность, когда ты занимаешься этим делом, и надо ориентироваться в соответствии с нормами законодательными и т.д., обеспечивая, как говорится, наше счастливое детство. Но тут важно вот еще что, вы понимаете, телевидение ведь всегда критиковали. И в то золотое время, о котором вы говорите, мы не можем сказать, что оно было золотое. Мы всегда в то время писали, что оно, недостаточное количество передач, это писалось всегда, и всегда была критика по поводу того, что мало телевидения для детей.

С. ГОЛИЦЫНА - Хорошего всегда мало.

В. СОБКИН - Всегда говорилось о том, что недостаточно продуманы психолого-педагогические основания телевидения, собственно, педагогика телевизионных передач, она всегда вызывала критику, возражения и т.д., но тогда все-таки было, действительно, детское телевидение, которое собирало профессионалов, которые худо-бедно ориентировались, собственно, на психологические разработки, на социологические исследования, на педагогику, удерживали связь с образованием.

К. ЛАРИНА - Тут важно все-таки найти ту самую золотую середину, чтобы не впадать в такую морализаторскую интонацию.

В. СОБКИН - Конечно.

К. ЛАРИНА - То, что сразу отпугивает ребенка, или девочку или мальчика от экрана, это ни в коем случае нельзя делать. Я в этой связи хочу вспомнить Сергея Супонева, талантливейшего человека, который эту золотую середину нашел интуитивно, как общаться с детьми, не поучая, но при этом уж просто были какие-то идеальные по форме и по содержанию его передачи. Он умел находить язык с взрослеющими детьми. Это тот самый переходный возраст, один из первых переходных возрастов, который всегда очень опасен, очень тонкая здесь грань, но я думаю, что вы, мои гости, знают, что это такое, профессионалы.

В. СОБКИН - Я с вами абсолютно согласен, был такой счастливый период у меня, когда началась только передача "До 16 и старше", и мы с покойным уже Сашей Толстыхом разрабатывали сценарий, психологический сценарий диалога, как надо выстраивать это все общение с подростком, какой смысл приглашения тех или иных людей. Я помню, мы сделали передачу с Марленом Хуциевым, обсуждение его очень взрослого фильма со школьниками, тогда это имело смысл, потому что для нас было важно втягивание в диалог культурный с подростком именно знаковых людей, знаковых культурно людей, людей, которые передают.

К. ЛАРИНА - Кстати, одна проблема идет рядом с другой, ведь давайте все-таки констатировать тот факт, что и детского кинематографа сегодня как такового нет, ведь того самого адресного, вы вспомнили Хуциева, а ведь давайте вспомним и кино, которое дело в свое время и Митта.

В. СОБКИН - Быков.

К. ЛАРИНА - И Быков, это совсем другой уровень разговора с детьми, без сюсюканья, без, опять же, такого свысока разговора, абсолютно разговор на равных. Но я бы хотела, чтобы мы уже бросили ностальгировать, давайте вернемся в сегодняшнее время. И все-таки, кое-какое все-таки детское вещание у нас есть.

С. ГОЛИЦЫНА - Отличное есть, "АБВГДейка".

К. ЛАРИНА - Подождите, "АБВГДейка" понятно, но, с другой стороны, большинство детских программ, которые сегодня существуют на телевидении, это не программы, по сути. Это телесериалы купленные, мультфильмы купленные, какие-нибудь переводные передачки, попытки всяких Телепузиков и "Улиц Сезама" у нас были, тоже провалившиеся, как я понимаю, уж коли их сейчас нет. А может быть, нет идей, Света, может быть, нет идей, как общаться с сегодняшними детьми, с сегодняшней молодежью?

С. ГОЛИЦЫНА - Идей-то как раз очень много. Их столько, столько написано этих замечательных заявок и не очень замечательный, идей много, и недостатка в идеях нет, и есть недостаток, может быть, в их исполнителях, есть недостаток в средствах. Но поскольку уже, наверное, вы говорили, по-моему, вы говорили в анонсе программы о том, что проблема-то заключается в том, что на детское телевидение нет денег.

К. ЛАРИНА - Не прибыльное дело.

С. ГОЛИЦЫНА - Не прибыльное дело, и несколько лет назад дума приняла такой закон о запрете рекламы в детских программах, и оттого, что это произошло, передачи стали невыгодными, даже нельзя пригласить спонсоров, чтобы в конце написать - костюм Хрюши или костюм Клепе предоставлен.

К. ЛАРИНА - Одежда ведущего.

С. ГОЛИЦЫНА - Одежда ведущего, да.

В. СОБКИН - Чай.

С. ГОЛИЦЫНА - И никаких нет денег. Самое ужасное, что нельзя пригласить издателей хороших книг, детская литература, она все-таки есть.

К. ЛАРИНА - Т.е. реклама запрещена любая?

С. ГОЛИЦЫНА - Запрещена строго, любая, она запрещена. Сейчас делаются попытки.

К. ЛАРИНА - А спонсорство?

С. ГОЛИЦЫНА - Запрещено. Нет никакой возможности, это только если нашему каналу повезло, я думаю, что у нашего президента есть талант отцовства, он приютил передачу "АБВГДейка", он дал ей эфир и хорошее время, у этого эфира. У нас есть еще отличные передачи, если вы ни разу не видели, посмотрите триумф жизнелюбия, триумф вообще, такие детские рожицы, такое замечательное энергетическое поле у этой программы, она называется "Без репетиций". Это когда берется какая-то тема, и она быстро доводится до детей с помощью такого классного ведущего, рок-музыкант, и потом без репетиций дети исполняют, например, или северные танцы, или танцы Индии, они там чудесно друг друга раскрашивают. И это действительно праздник. Почему эта программа успешна, она идет вслед за "АБВГДейкой", очень удачное время, потому что там свободно течет эта энергия щедрости человеческой фантазии. Эта передача, у нее нет аналогов. И если вы хотите когда-нибудь поднять настроение, посмотрите программу "Без репетиций".

К. ЛАРИНА - Когда она идет?

С. ГОЛИЦЫНА - Она идет, 9.45 начинается "АБВГДейка", она заканчивается, и начинается.

К. ЛАРИНА - Это в субботу-воскресенье?

С. ГОЛИЦЫНА - В субботу.

К. ЛАРИНА - Никогда не посмотрю.

С. ГОЛИЦЫНА - Да, понятно.

К. ЛАРИНА - Но ребенку своему скажу, чтобы посмотрел.

С. ГОЛИЦЫНА - Скажите, скажите, дети там вольготно себя чувствуют.

К. ЛАРИНА - А смотрят вообще, какой там рейтинг, извините за выражение?

С. ГОЛИЦЫНА - Рейтинг заоблачный.

К. ЛАРИНА - Серьезно?

С. ГОЛИЦЫНА - У "АБВГДейки" в июне, 30 лет исполнилось "АБВГДейке", она держится буквально усилием воли и сердца Татьяны Кирилловны Черняевой, и руководство, которое ее, наверное, поддерживает. Но дело в том, что утренние передачи, например, воскресные, у нас есть блок на ТВЦ, программа "Отчего, почему", такая развлекательная программа, дивная актриса Анна Маркова, Джульетта Мазина, и разговаривает с виртуальным героем Виташкой, они поднимают самые разные темы, от простых до высоких. Они могут рассматривать такие даже высокие категории, заявляя этот высокий уровень общения с детьми, и его держат, наверное. Но рейтинг невысокий, это предлагается посмотреть детям в 7.30 утра в воскресенье.

К. ЛАРИНА - Нет, то, что я вижу в программе, это вообще нечто, там показывают в 6 часов утра или в 5.55 показывают какие-то детские фильмы на федеральных каналах, это, конечно, чудовищное что-то.

С. ГОЛИЦЫНА - А сейчас еще у нас будет.

К. ЛАРИНА - Подождите, Светлана, хвалиться-то, чего нам хвалиться, мы говорим о проблемах. То, что у вас есть, и слава богу.

С. ГОЛИЦЫНА - Нет, я говорю о том, что пока есть, да.

К. ЛАРИНА - А в чем же все-таки главная причина, именно отсутствие?

С. ГОЛИЦЫНА - Прежде всего, денег.

К. ЛАРИНА - Денег, да?

С. ГОЛИЦЫНА - Не уравнены в правах, производителям неинтересно.

К. ЛАРИНА - Т.е. никто вкладываться не хочет в это?

С. ГОЛИЦЫНА - Нет, это невыгодно, правда.

К. ЛАРИНА - Что можно сделать? Какие-нибудь льготы сделать налоговые?

С. ГОЛИЦЫНА - Внести поправку в закон, похлопотать каким-то таким, с обостренной совестью людям, приближенным к этим законодательным органам, наверное, продолжать журналистам, продолжать нам встречаться, обсуждать эту тему, и, наконец, пока есть тот берег, есть и надежда, что это будет. А идеи есть, их можно рассказать, говорят, сейчас будет детский канал Добродеева, я думаю, у них там тоже есть идея. Проблема в кадрах, очень мало людей, которые умеют сейчас работать с детьми, этих чудаков, этих сумасшедших, которые могут с детьми разговаривать. Ведь, в основном, взрослым с детьми скучно.

В. СОБКИН - Я бы хотел очень поддержать.

К. ЛАРИНА - Владимир, только мы должны прерваться. Вы запомните мысль, ладно, мы сейчас прервемся на выпуск новостей, а затем продолжим наш разговор. И я напомню нашим слушателям, что мы обязательно вас подключим к нашему разговору с помощью телефона прямого эфира.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Ко второму уроку подошел Сергей Столяров, генеральный продюсер телеканала "Школьник ТВ", Сережа, добрый день.

С. СТОЛЯРОВ - Добрый день, который просит прощения за опоздание.

К. ЛАРИНА - Старушку переводил через дорогу, мы знаем.

С. СТОЛЯРОВ - Как это повелось.

К. ЛАРИНА - Я еще раз напомню, что в гостях у нас Светлана Голицына, шеф-редактор творческой мастерской программ для детей и юношества ТВЦ, Владимир Собкин, директор центра социологии и образования РАО, мы говорим о детском телевещании, закончили мы все-таки на оптимистической ноте, вспомним о том, что вроде как детский канал у нас затеивается на государственные деньги. Как раз переходя к содержательной части нашего разговора, чем заполнять, я бы хотела, чтобы Сергей про это сказал, поскольку он работает на таком специализированном детском канале, а чем его заполнять? Допустим, мы сделали детский канал специальный, адресный для детей, чем мы его заполняем? Кино, вино и домино, опять же, тот же самый набор?

С. СТОЛЯРОВ - Нет, зачем же так-то уж совсем?

К. ЛАРИНА - А что?

С. СТОЛЯРОВ - Во-первых, и кино достаточно хорошего, на мой взгляд.

К. ЛАРИНА - Старого советского.

С. СТОЛЯРОВ - Старого советского, да. Хорошо, но дело не в этом. Дело в том, что в любом случае на этот канал, помимо всего прочего, если он будет детским, нужны деньги и деньги государственные, в первую очередь, потому что то, чем занимаемся мы, я имею в виду телеканал "Школьник ТВ" и фонд "Образование в третьем тысячелетии", который его спонсирует, скажем так, это, в первую очередь, деньги негосударственные. А на мой взгляд, воспитанием подрастающего поколения должно заниматься государство.

К. ЛАРИНА - Что такое воспитание подрастающего поколения посредством телевидения, я не понимаю. "Тимур и его команду" смотреть? Объясните мне, пожалуйста, я уже ко всем обращаюсь. Светлана?

С. ГОЛИЦЫНА - Да, хорошо. Я думаю, что когда-то, такие есть известные педагоги, многодетная семья Никитиных.

К. ЛАРИНА - Которые в ледяную воду своих детей бросали, я помню.

В. СОБКИН - Выплыли все.

С. ГОЛИЦЫНА - Елена Никитина сказала такую мудрую, на мой взгляд, вещь, она говорит, что родители жалуются, что у них нет времени на воспитание, но если бы оно у них было, дети бы были еще хуже, сказала она, потому что, конечно, качество воспитания напрямую зависит от родителей. Но если они, бедные, не справляются, то какую-то функцию такую, компенсировать это должны, наверное, в данном случае, лучшие страницы нашего чтения, это телевизионный экран. И я думаю, что на нашем экране не хватает, категорически не хватает детей, слава богу, хоть в рекламе они появляются, их просто нет. И нет стариков, не тех, которых показывают, которые вызывают крайнюю степень сочувствия, но нет тех красивых стариков-детей, которые могли бы разговаривать, минуя взрослую часть. Пусть взрослая часть суетится, у многих интересы сужены только до себя, а у стариков очень красивое слово, и у детей. У них есть возможность встретиться.

К. ЛАРИНА - Они друг другу интересны, вы уверены?

С. ГОЛИЦЫНА - Да, конечно. А вы посмотрите, как хорошо разговаривают бабушки с внуками, дедушки с внуками. Я понимаю, что на телевидение, как и на радио, должны прийти люди, которые имеют для этого больше прав, чем остальные, потому что они нажили более интересный опыт, у них интересная судьба. Дети вглядываются. У меня маленький был сын, 8 лет ему было, мне позвонил один такой московский барин, по работе, Нил Палыч, в иных мирах уже, и сын мне передает трубку и говорит - мама, как я люблю такие старинные голоса. Детям интересно, они же все-таки учатся жить, и поэтому им интересно быть с теми, кому они интересны. Поэтому, мне кажется, это одна из составляющих, она упущена. Есть такие замечательные резервы.

К. ЛАРИНА - А что касается воспитательных функций, я не очень понимаю. Хорошо, допустим, детское телевидение должно быть такое правильное, ориентированное, с тем, чтобы человеку объяснили, что такое хорошо, что такое плохо, чтобы там были каким-то образом преподнесены те самые моральные ценности, о которых мы все печемся. Но тогда мне объясните, каким образом такое телевидение будет существовать на фоне абсолютно морально разложившегося телевидения взрослого, это одно другому противоречит. Да, Сережа, сейчас, пожалуйста?

С. СТОЛЯРОВ - Будьте любезны, предоставьте некоторое количество средств.

К. ЛАРИНА - И что? Я вам переверну Землю?

С. СТОЛЯРОВ - Будет сделан ряд телевизионных программ, наших отечественных, на нашем отечественном материале, которые будут рассказывать о том, что было. И кстати, "Тимур и его команда" не надо особенно уж так уж.

К. ЛАРИНА - Как-то должно же когда-то это кончиться, сколько же может длиться, как-то жизнь, наверное, идет вперед?

С. СТОЛЯРОВ - А чем плох "Тимур и его команда"?

К. ЛАРИНА - Она ничем не плохая, она из другого времени, Сережа.

С. СТОЛЯРОВ - Неправда, оно и сейчас необходимо.

К. ЛАРИНА - Ну что, звезды опять эти рисовать?

С. СТОЛЯРОВ - Зачем рисовать? Помогать нужно, не рисовать, а помогать.

С. ГОЛИЦЫНА - Переводить старушку через улицу.

С. СТОЛЯРОВ - Уже рисовали, уже все уже. И Гайдар уже всей стране со страшной силой помог, всей стране, до сих пор забыть не могут никак. И все в порядке.

К. ЛАРИНА - Пожалуйста, Владимир. Мой вопрос хочу, чтобы все-таки на него как-то ответили.

В. СОБКИН - Да, я на ваш вопрос и пытаюсь, для себя его переформулировать. Что показывать, вообще, конечно, возникает вопрос, старое искусство, старое кино заидеологизировано и не соответствует этому времени. Я скажу так, во многом, неправда, потому что в фильме "Внимание, черепаха" ничего идеологически нет.

К. ЛАРИНА - Нет, это мы будем сейчас с вами выбирать. Согласна абсолютно, сама показываю собственному сыну старое советское кино, да.

В. СОБКИН - Возникает вопрос, почему строится так сегодняшняя политика вещания, что вытесняются определенные блоки культуры традиционной, отечественной, табуируются и вытесняются из культуры детской жизни? Я должен вам так сказать, что разговор о том, что невыгодно детское искусство финансово, неправда, если бежать на спринтерскую дистанцию. Если бежать на стайерскую дистанцию, это очень выгодное занятие, Чуковский был бы миллионером сейчас, потому что эти книги переиздаются в течение многих поколений. И многие поколения растут на детском искусстве. Это, я больше вам скажу, это самое выгодное в финансовом отношении, это самая выгодная сфера, детское искусство.

К. ЛАРИНА - Джоан Роулинг это доказала своим "Гарри Поттером".

В. СОБКИН - Если бежать не на спринтерскую дистанцию, а бежать на стайерскую, а стайерская требует не штукарства, а искусства, требует высокой планки. И это дело очень сложное и серьезное.

С. СТОЛЯРОВ - Такая, как в кино была, простите, такая, как в кино была у Ролана Быкова, например.

В. СОБКИН - Да, конечно.

С. ГОЛИЦЫНА - Да.

С. СТОЛЯРОВ - Володя Грамматиков.

С. ГОЛИЦЫНА - И сейчас есть такие люди, просто у них нет.

В. СОБКИН - Теперь смотрите, когда мы говорим, телевидение, как это с воспитанием, со школой и т.д.?

К. ЛАРИНА - Тут взрослых-то уже упустили, не только детей.

С. ГОЛИЦЫНА - Вот именно.

В. СОБКИН - Один, если мы говорим, это трансляция искусства и телевидение как канал трансляции искусства. Другая ситуация, когда мы говорим, телевидение как задание образцов жизни. Смотрите, передача КВН, если вы помните, это была трансляция определенного образа жизни, как в студенческую среду, так и в школьную, потому что этот образ жизни, эта культура, которая задавалась на телеэкране, воспроизводилась потом в различных школах.

К. ЛАРИНА - Как и "Что? Где? Когда?", кстати.

В. СОБКИН - И это организовывало жизнь.

К. ЛАРИНА - Согласна.

В. СОБКИН - Что такое воспитание? Телевидение должно в этом смысле не плестись, а задавать зону ближайшего развития, задавая образцы жизни педагога и ребенка, родителя и ребенка. И в этом смысле, когда создается образец, это колоссальный эффект, потому что это подхватывается школьными коллективами, подхватывается школьной средой, транслируется, это задание образа жизни. Я делал один проект, кстати, у меня была такая маленькая, маленький сценарий, это две команды, "Три мушкетера", гвардейцы и кардинал, который был, на самом деле, пилотный проект на RenTV, мы делали. Он, к сожалению, не пошел, но идея была основная, идея задать, построить некоторую модель, которая транслируется и подхватывается именно учителем, именно школой, именно педагогами, это воспитательный эффект. Так же, как воспитательный эффект, это не повторение, как на учебном телевидении, того, что "Химия в школе", а мотивация, интерес к предмету химии, которым часто учитель не обладает, у него часто нет средств. И в этом плане это мотивирующее значение, очень важное как воспитательное, круг интересов, культурных потребностей, это задает телевидение.

К. ЛАРИНА - Давайте-ка, сейчас я последний вопрос задам вам, но последний перед тем, как включить телефон, поскольку я вижу, что очень хочет наша аудитория подключиться к нашему разговору, а что, собственно говоря, в мире происходит, есть ли специализированное детское вещание где-нибудь в странах мира? Кто-нибудь, может быть, скажет, Сережа, Светлана, есть?

С. ГОЛИЦЫНА - Да, и в Германии, и в Чехии, и в Японии.

К. ЛАРИНА - Это не просто мультики? Полноценные программы?

С. ГОЛИЦЫНА - В Германии как раз идут в самое хорошее время детские передачи, и они умеют зарабатывать деньги.

С. СТОЛЯРОВ - Канал "Дойче Велле".

С. ГОЛИЦЫНА - Да, они умеют зарабатывать деньги. И я думаю, что если бы кто-то из вещателей рискнул и предоставил такую возможность, можно было бы показать, что детское телевидение способно заработать деньги и немалые. И еще конкурентоспособно, можно продавать за рубеж, говорит Владимир о проектах, сейчас у нас "Москвазнайка" готовится, условное рабочее название, это как научить ребенка вглядываться в жизнь города родного. У нас Москва, а есть маленький город, есть город Мышкин, есть еще маленькие города, как влюбиться в город свой, для чего. Вот один из ответов на ваш вопрос.

К. ЛАРИНА - Берите, пожалуйста, наушники, уважаемые гости. Еще раз представлю участников сегодняшнего разговора, Светлана Голицына, шеф-редактора творческой мастерской программ для детей и юношества канала ТВЦ, Сергей Столяров, генеральный продюсер телеканала "Школьник ТВ", и Владимир Сопкин, директор центра социологии и образования РАО. У меня только большая просьба к нашим слушателям уже больше не ностальгировать, не вспоминать, а вот, помните, была такая передача и такая, давайте мы уже попробуем каким-то образом нарисовать вообще план жизни перспективный. С чем согласны, с чем не согласны по поводу мнений, которые прозвучали в нашем эфире, может быть, ваши конкретные предложения по строительству детского вещания в нашей стране, пока, что называется, еще не поздно, хотя, может быть, уже и поздно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ИВАНОВНА - Не согласна с вашей дамой, извините, не запомнила фамилию.

К. ЛАРИНА - Светлана Голицына, наверное, или, может быть, я. Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ИВАНОВНА - Которая говорит, что нужно устраивать дискуссии между старыми, молодыми и т.д.

К. ЛАРИНА - Не так.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ИВАНОВНА - Извините, каждому возрасту, это мое мнение, каждому возрасту соответствуют свои интересы. И если дети, вряд ли и юношество захочет выслушивать нотации или какие-то рассуждения пожилых. Это первое.

К. ЛАРИНА - Но вопрос, как это сделать.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ИВАНОВНА - Может, я неправильно поняла. Я считаю, что этого не должно быть. Предложение другое, не нужно, наверное, специального детского канала, если он по НТВ+ и т.д., а, может быть, сделать, как предлагал мужчина, сделать отдельные детские передачи. Но чтобы они действительно учили на примерах, именно как на примерах вести себя, как разговаривать, может быть, какие-то, как были, извините, опять сказала "были", может быть, сделать так, какие-то кружки рукоделия, но те же, не как по "Домашнему" каналу, с этими улыбочками, и не очень такими, как говорится, слащавыми, а действительно что-то сделать, какую-то вещь сделать. Дети эти любят.

К. ЛАРИНА - Понятно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА ГАЛИНА ИВАНОВНА - Но это немного, это какой-то определенный период времени, но не с утра до вечера.

К. ЛАРИНА - Понятно. Спасибо большое. То, что касается вашей критики слов Светланы Голицыной, я думаю, что просто вы не так поняли, хотя и по поводу дискуссий тоже вопрос. Я вспоминаю, мы одну программу не вспомнили, совсем недавняя по времени, "Акуна Матата" была программа, где как раз был такой поколенческий разговор. И не было там никакого взаимного обучения.

С. СТОЛЯРОВ - АТВ, да.

К. ЛАРИНА - Да, но это был очень симпатичный, мне кажется, очень важно, и по-моему, там активно очень принимали участие молодые люди со своими радикальными заявлениями, у них была площадка для того, чтобы заявить о себе, там я помню, и панки какие-то у них выступали с зелеными волосами. Да, Сережа, пожалуйста.

С. СТОЛЯРОВ - Да, но только это были, это подростковое вещание все-таки.

К. ЛАРИНА - Подростковое.

С. СТОЛЯРОВ - Которое у нас, тем не менее, представлено, это и музыкальные каналы наши.

К. ЛАРИНА - Но это что, подростковое вещание?

С. СТОЛЯРОВ - По сути, да.

К. ЛАРИНА - Тогда скажи еще "Дом-2" и "Большой брат".

С. СТОЛЯРОВ - Нет, не скажу. Я же не сказал, я сказал - музыкальное вещание, я же не сказал "Дом-2", "Большой брат" и еще и "Окна", давайте еще что-то, зачем? Нет, я говорю про детское вещание, которое отсутствует как таковое, детское.

К. ЛАРИНА - А музыкальное вещание, что ты имеешь в виду как подростковое, это такой канал МузТВ?

С. СТОЛЯРОВ - И МузТВ, и MTV.

К. ЛАРИНА - Где одни пикалки, пикалки не успевают за речью, понимаешь? Вот там что.

С. СТОЛЯРОВ - Хорошо.

С. ГОЛИЦЫНА - Точка-тире.

С. СТОЛЯРОВ - Но я еще раз говорю, для совсем маленьких детей у нас нет ничего, вообще ничего, потому что спасибо телевидению "Россия", которое приютило и дало 5 минут "Спокойной ночи, малыши", но нет ни одной программы, в принципе. Не считая того, что да, если считать, что у нас три программы есть на всем большом телевидении, то большое спасибо ТВЦ, который сохранил из них две.

К. ЛАРИНА - Я хочу просто, пользуясь этим моментом, когда мы упоминаем сегодняшние программы, результаты исследования "Гэллоп Медиа", тоже в статье в "Новых известиях" они приведены, "Спокойной ночи, малыши", рейтинговые показатели от 6 до 8.5%, первое место занимают. Второе место - тележурнал "Ералаш", Первый канал, за ним с равными показателями мультсериалы "Дисней клуб" и мультсериалы канала СТС. Изредка в эту тройку лидеров выбивается канал ТНТ со своими мультфильмами "Арнольд" и "Ох, уж эти детки". Все не наши делают, не наши.

С. СТОЛЯРОВ - Это не детские программы, это десерт.

С. ГОЛИЦЫНА - Консервы.

С. СТОЛЯРОВ - Программы должны делаться, должны делаться здесь у нас, а не покупаться, как "Телепузики" или что-то еще, и делаться для нашей аудитории, у нас своя ментальность, с этим ничего не поделаешь.

В. СОБКИН - Да, еще они должны делаться, я повторяюсь, но с проработкой собственно психолого-педагогических оснований, чтобы быть понятными детям, чтобы, я огромной симпатией отношусь к "Спокойной ночи, малыши", у меня одна из первых статей была 20 лет назад, так и называлась "Спокойной ночи, малыши", где я анализировал всю эту ситуацию подготовки ребенка ко сну и значимость этой передачи в поддержании ритуала подготовки ребенка ко сну. Это особая семейная ситуация, когда взрослый как бы с телевидением вместе должен потом продолжить, когда вы спрашиваете, воспитательное, продолжить эту сказку, этот рассказ и т.д. Но я хочу сказать, что ведь эта передача, остался лейбл от нее, она изменилась.

К. ЛАРИНА - Там сю-сю му-сю сплошное.

В. СОБКИН - Мы просто, мы забыли, что это не то "Спокойной ночи, малыши", о котором мы говорим. Это форма, из которой ушло ключевое содержание, которое несли, на самом деле, те ведущие, которые были.

С. СТОЛЯРОВ - Ведение, абсолютно точно.

С. ГОЛИЦЫНА - Да.

В. СОБКИН - С определенной культуры, понятным для детей языком. Если мы сделаем контент, анализ речи ведущих сегодня...

С. СТОЛЯРОВ - Ухин, Леонтьева.

К. ЛАРИНА - Судец.

В. СОБКИН - Это же непонятно детям, то, как говорится, это совершенно не проходит никакой экспертизы, ни как экспертиза запретить.

К. ЛАРИНА - У меня, сейчас я вам скажу, это вообще крамольная вещь, у меня возникло ощущение, что эти куклы, которые существуют на протяжении 98 лет, они так, на тот возраст и выглядят, и разговаривают.

С. СТОЛЯРОВ - Здесь я не соглашусь, здесь не соглашусь совершенно, они замечательные. Пускай они остаются.

К. ЛАРИНА - Перестань, Сережа, они устаревшие, они говорят старческими голосами, извините меня, ради бога, и говорят на старческом сленге, который непонятен совершенно сегодняшним детям.

С. СТОЛЯРОВ - Все зависит от ведущего и редактора. Они говорят теми словами, которые им написали. В общем, можно догадаться, да?

К. ЛАРИНА - Это понятно, как раз по поводу тех людей, которые это делают, по поводу психолого-педагогического состава.

В. СОБКИН - Его нет просто.

С. СТОЛЯРОВ - Тот человек, который их представляет, с кем разговаривает, но Валентина Михайловна разговаривала, если она сейчас будет продолжать разговаривать, ее будут слушать.

С. ГОЛИЦЫНА - Вот ответ Галине Ивановне.

С. СТОЛЯРОВ - Она умеет это делать.

К. ЛАРИНА - Да, давайте мы еще телефон включим, а то обидятся наши слушатели, поскольку только один звонок прозвучал, это неправильно.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы знаете, я вчера хотел чуть-чуть, вернее, сегодня хотел вернуться к вопросу детской беременности, которая тоже захватывает вопрос морали.

К. ЛАРИНА - Вы знаете, нет, я с вами согласна, про это мы сделаем отдельную программу на "Родительском собрании", мы об этом тоже говорить будем. Но не сейчас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИЯ ЛЬВОВНА - Я хотела сказать, слово ритуалы замечательное, на самом деле, необходимо поностальгировать, я когда-то приходила из школы, в определенное время, как большинство школьников, не все, но лично я слушала, я включала радио или включала телевизор.

К. ЛАРИНА - Мария Львовна, не будет этого больше, давайте мы это уже оставим в нашем с вами детстве, не будет, сейчас другое время. Насильно не заставите вы ребенка включить, прийти из школы и включить ту передачу, которая для него предназначена в два часа дня, пообедал и посмотри передачу. Не будет так больше. Вы поймите, что время изменилось, надо, об этом и разговор сегодняшний, не только о том, чтобы деньги найти, но и о том, какие найти формы, какие найти интонации в разговоре с сегодняшними детьми. Вы меня слышите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИЯ ЛЬВОВНА - Да, я слушаю.

К. ЛАРИНА - Я вас обидела чем-то?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИЯ ЛЬВОВНА - Я слушаю и не со всем с вами согласна. Я сейчас ведь звоню на радио. И я вырастила сына, Капельку он застал, да, он приходил из школы и включал радио и слушал спектакль, который помогал ему поддержать каким-то образом весьма скудные уже уроки литературы или языка. То же самое, потом радио исчезло, он пытался найти это на телевидении, в определенное время, после школы необходим отдых какой-то, не всем детям, да, мы живем уже в совершенно каком-то ошалевшем мире.

К. ЛАРИНА - Хорошо, спасибо, Мария Львовна, я вас уже отключу, поскольку понятно, о чем вы говорите, давайте еще один звонок послушаем, а то время заканчивается.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА ВИКТОРОВНА - Вы знаете, я слушаю вас, и у меня просто, как говорится, первый раз звоню и волнуюсь очень, у меня есть девочка знакомая, которая от бога ведущая для ваших детских передач. Она на даче устраивала такие программы, сама писала пьески, сама готовила детей, у нее дети в спектакле участвовали от 3 до 12 лет, потому что ей самой в то время было 10-12.

К. ЛАРИНА - А сейчас ей сколько лет?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА ВИКТОРОВНА - Сейчас она учится на факультете журналистики.

К. ЛАРИНА - Прекрасно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА ВИКТОРОВНА - Но она записалась, у нее практика должна быть, она записалась на детскую передачу для практики, не нашлось этой детской передачи, куда могли бы ее, чтобы она прошла эту практику.

С. ГОЛИЦЫНА - Пусть она звонит нам.

К. ЛАРИНА - Знаете, что, как вы знаете, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА ВИКТОРОВНА - Меня зовут Марина Викторовна.

К. ЛАРИНА - Марина Викторовна, я вас очень прошу, сейчас на наш эфирный пейджер 961-33-33 для абонента "Эхо Москвы" пришлите, пожалуйста, свои координаты, мы с вами свяжемся и попробуем вам помочь, вашему талантливому ребенку. Светлана говорит, пусть приходит на стажировку.

С. ГОЛИЦЫНА - У нас кастинг будет на ведущих, на новую программу. И мы можем познакомиться.

К. ЛАРИНА - Давайте последний звонок.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - У меня такое предложение.

К. ЛАРИНА - Давайте, наконец-то.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Поскольку дети, всем известно, сейчас почти не читают, не любят читать, особенно классическую литературу, у меня предложение такое, чтобы телевидение согласовало со школами, что они в данный момент проходят. Проходят Толстого, у нас прекрасные в прокате фильмы, "Война и мир", "Анна Каренина" и т.д., по Пушкину.

К. ЛАРИНА - Можно включить видеокассету.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА - Показывать надо эти фильмы, хотя раз не читают книги, и потом это же эмоциональное большое воздействие, а потом обязательно уже подключить педагогов по литературе, по истории, чтобы обсудить в какой-то степени то, что они увидели. Тогда будет польза.

К. ЛАРИНА - Спасибо большое, я в этой связи вспомню, что существует еще и театр драматический, в котором существуют, простите за тавтологию, еще и детские спектакли, которые смотрят с удовольствием дети и обсуждают, я хочу привести в качестве примера Российский молодежный театр, который традиции свято хранит такого детского клуба, еще при ЦДТ это был известный клуб. И там они и встречаются, и обсуждают спектакли.

С. СТОЛЯРОВ - И ТЮЗ.

К. ЛАРИНА - Там меньше, конечно.

В. СОБКИН - Театр Юго-запада.

С. СТОЛЯРОВ - Театр Юго-запада, да.

К. ЛАРИНА - Все-таки театры в этом смысле, они такие подвижники, но они тоже абсолютно без всяких финансовых поддержек это делают, просто по любви, что называется. Так что, мы должны заканчивать программу, в итоге к чему мы пришли? Опять денег будем просить, требовать?

С. СТОЛЯРОВ - Безусловно. Не просить, а требовать и настаивать на том, что мы хотим, чтобы за нами пришло.

К. ЛАРИНА - А не провалитесь вы, Сергей?

С. СТОЛЯРОВ - Нет, не провалимся.

К. ЛАРИНА - Дадут вам деньги, скажут - на тебе, делай, и что?

С. СТОЛЯРОВ - У меня уже 6 лет идет канал.

К. ЛАРИНА - И что там показывают?

С. СТОЛЯРОВ - То, о чем говорила только что ваша позвонившая.

К. ЛАРИНА - А смотрят?

С. СТОЛЯРОВ - Да, смотрят.

К. ЛАРИНА - Там есть какие-то, какая-то обратная связь существует?

С. СТОЛЯРОВ - Миллионов 25 смотрит где-то по России и по странам СНГ.

К. ЛАРИНА - Детей? Это детская аудитория?

С. СТОЛЯРОВ - Я не могу сказать, у меня нет исследований, исследовать это невозможно просто потому, что "Гэллоп" не исследует кабель, кабельное телевидение.

К. ЛАРИНА - А, понятно.

С. СТОЛЯРОВ - А мы идем, в основном, по кабелю.

К. ЛАРИНА - Вопрос у меня, да, пожалуйста, Владимир.

В. СОБКИН - "Гэллоп" так и не исследует, как вам надо.

К. ЛАРИНА - Возрастную аудиторию они не исследуют?

В. СОБКИН - Нет, только рейтинг они вам покажут и все.

С. СТОЛЯРОВ - Мне не надо рейтинг.

В. СОБКИН - А особенности восприятия они вам не покажут, особенности реакции.

С. СТОЛЯРОВ - У меня есть отзывы по Интернету, по письмам.

К. ЛАРИНА - Здесь, кстати, из Перми пришла телеграмма от Анатолия, в нашем городе примерно 70-80% населения смотрит кабельное телевидение, от 30 до 60 каналов, наш ребенок смотрит детский канал "Школьник ТВ", поэтому у детей есть выбор, считает наш слушатель и ваш, Сергей, зритель.

С. СТОЛЯРОВ - Спасибо большое, город Пермь.

К. ЛАРИНА - Я не задала вопрос последний, который я хотела задать Владимиру Собкину как психологу, профессионалу. А вообще, может быть, коротенечко успеете ответить, буквально несколько секунд, каким-то образом повлияло на поколение на сегодняшнее этот период отсутствия детского телевещания, как вы думаете?

В. СОБКИН - Это сложно сказать.

К. ЛАРИНА - Т.е. да или нет не можете сказать однозначно?

В. СОБКИН - Не могу.

К. ЛАРИНА - Может быть, мы слишком преувеличиваем значение телевидения в жизни наших детей? Ведь есть сейчас и видео, есть и компьютеры, огромное количество различных электронных замен телевизору, и не все дети сидят у телевизора, там другие проблемы, они у компьютеров сидят больше.

В. СОБКИН - Нет одного такого фактора, по поводу которого можно сказать, что он однозначно действует и т.д., это комплекс, это наша жизнь, это наша культурная ситуация, ее надо целиком рассматривать.

К. ЛАРИНА - Об этом, я думаю, что мы отдельно тоже программу сделаем, я благодарю участников нашего сегодняшнего разговора. Светлана Голицына, шеф-редактор творческой мастерской программ для детей канала ТВЦ, Сергей Столяров, генеральный продюсер телеканала "Школьник ТВ", и Владимир Собкин, директор центра социологии и образования РАО. Спасибо, и всегда ждем, приходите.

С. ГОЛИЦЫНА - Надо влюбить нацию в детей заново.

К. ЛАРИНА - Давайте, давайте, заново.

03.07.2005
http://echo.msk.ru/programs/assembly/37338/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован