30 августа 2008
1193

Владимир Собкин: Лучше меньше, да лучше

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предлагает ликвидировать неконкурентоспособные вузы, резко сократив количество университетов, академий и институтов по всей стране. Однако не все эксперты соглашаются с тем, что качество образования обратно пропорционально количеству учебных заведений.

В конце прошлой недели на совещании в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) президент Дмитрий Медведев, министр Андрей Фурсенко и другие первые лица государства обсуждали идею создания в России сети научно-образовательных центров.

По мысли Фурсенко, они должны объединить исследовательские институты и вузы, в которых будут готовить специалистов для этих институтов.

На статус научно-образовательных центров смогут претендовать вузы, уже зарекомендовавшие себя как авторитетные и эффективные учебные заведения. Сообщается, что основой сети должны стать федеральные университеты, процесс формирования которых активно развернулся по всей стране. Также в новой роли могут выступить традиционные университеты и институты, подтвердившие свой научный потенциал. Они будут считаться "национальными университетами".

Элитные вузы получат дополнительную материальную поддержку от федерального правительства (по некоторым сведениям, порядка 3 млрд рублей в год). Тем же, кому не посчастливиться войти в число избранных, грозят преобразования. По предложению Андрея Фурсенко, они могли бы быть реорганизованы в филиалы университетов, либо в средние профессиональные учебные заведения. Министр не исключает и варианта закрытия некоторых из таких вузов. Понижение в статусе может коснуться до 80% российских высших учебных заведений, которые Фурсенко считает неконкурентоспособными. В итоге в стране останется не более 50 университетов и 150-200 институтов и академий, уровень образования в которых будет существенно выше нынешнего.

Что федеральное, а что национальное

Похоже, власти полны решимости реформировать систему высшего образования, но их планы оставляют ощущение некоторой декларативности. Законопроект о деятельности федеральных университетов правительство одобрило только на прошлой неделе. Понятия "научно-образовательного центра" и "национального университета" юридически пока не определены. Список последних министр Фурсенко предложил формировать на конкурсной основе, однако критерии отбора пока не выработаны. Между тем, процедура экспертной оценки, критерии и нормативы - самые сложные и важные вопросы в этом процессе, уверен директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин. Попадание в элитный список автоматически обеспечивает вузу благополучие, а непопадание грозит затуханием любой исследовательской деятельности, поэтому споры грозят быть нешуточными.

Прояснить ситуацию попытался помощник президента Аркадий Дворкович, пояснив, что федеральными решено называть лишь региональные образовательные центры, сформированные путем слияния нескольких вузов и работающие в интересах местных экономик. В свою очередь, национальными университетами окажутся "просто хорошие вузы", то есть те из них, которые практически доказали свою состоятельность и право на самостоятельную образовательную политику и преимущественное финансирование. На сегодня уже принято решение о создании Южного федерального университета в Ростове-на-Дону и Сибирского федерального университета в Красноярске. В числе приоритетов - формирование федеральных университетов на Дальнем Востоке, на Урале, в Калининграде и в Поволжье. Сообщается, что в каждом из семи федеральных округов страны должен действовать как минимум один такой университет. На создание и обустройство первых десяти федеральных университетов планируется выделить около 150 млрд рублей. Всего же к 2020 году планируется довести их число до двадцати.

Больше ответственности

Преобразовывая систему высшего образования, правительство, очевидно, взяло курс на сближение секторов науки и образования. Их разделение в России сложилось исторически: наукой занимались исследовательские институты, а вузы обеспечивали образовательные потребности. "Но если преподавательский корпус не включен в исследовательский процесс, то качество образования резко падает, - поясняет Владимир Собкин. - Если в вузе не ведется научной работы, это уже не вуз". Между тем, Андрей Фурсенко открыто признал, что в России есть университеты, где никаких научных исследований вообще не ведется. Поэтому эксперты приветствуют любые попытки власти поднять уровень исследовательской работы.

Вероятно, создание научно-образовательных центров на базе сильнейших вузов страны может привести к решению этой задачи и существенному повышению качества образования. Однако проблема, как отмечает Владимир Собкин, намного глубже, и диагностировать ее надо крайне жестко.

Стоит признать, что в 90-е годы прошлого века начался и до сих пор не остановлен крайне опасный процесс - обесценивание норм и стандартов высшего образования.

Это прослеживается и на уровне институтов, и на персональном уровне. Высшие учебные заведения были вынуждены самостоятельно искать источники дохода. "Так начался всем известный процесс - открытие непрофильных, но конъюнктурных факультетов и кафедр во множестве среднестатистических вузов, где люди по итогам обучения получали не образование, а диплом", - рассказывает Владимир Собкин. Администрация и студенты оказались связаны негласным договором - пока за "обучение" исправно поступают деньги, о качестве преподавания можно не беспокоиться. Это приводило к деформации педагогической этики, размыванию традиций преподавания, падению престижа преподавательской работы и уважения к науке и образованию в целом. Именно эти факторы лежат в корне всех проблем образовательной сферы, уверен Владимир Собкин. А приведет ли простое сокращение вузов, или даже укрупнение университетов к их решению, к увеличению числа научных разработок, к развитию демократических традиций в университетах страны, к формированию нового кадрового потенциала, способного к проведению научных исследований - вопрос весьма спорный.

Результаты реформы не берется предсказать никто, однако многие эксперты не скрывают озабоченности. В какой-то степени государство пытается исправить недавно возникшие перекосы на рынке труда, когда стала ощутимой нехватка специалистов среднего звена. Очевидно, по итогам уменьшения числа вузов, высшее образование смогут получить далеко не все желающие, хотя их число год от года растет. С другой стороны число выпускников средних профессиональных учебных заведений должно увеличиться. И тут главное - в пылу реорганизации высшей школы не забыть про то, что нынешняя система среднего профессионального образования тоже нуждается в модернизации. Это замкнутый круг: реформировать один уровень, проигнорировав другой, не получится.

Текст: Инна Новоженина // 5-tv.ru

http://www.5-tv.ru/news/story/details.php?newsId=12462
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован