21 февраля 2007
3654

Владимир Спасибо: Будет ли богатство России прирастать Сибирью?

Губернатор Красноярского края А.Хлопонин, выступая в МГУ 28 апреля 2006 г. на презентации "Государственного Клуба", сформулировал ряд тезисов, которые, по его мнению, характеризуют парадигму развития России на ближайшие 15-20 лет.
И тезисы эти вызывают определенные вопросы. Хотя, вероятно, время для дискуссии уже упущено.
Но сначала о тезисах и вопросах.
...Россия может сохраниться в существующих границах только в том случае, если это будет один из лидеров мировой экономики и мировой политики.
Надо понимать так - слабая экономически и геополитически Россия станет призом для успешных мировых игроков. Наверно, это и США, и Европа, и Китай? А можно ли вообще представить себе такую дружную компанию?
Между прочим, войны - крайне неэффективный способ решать какие-то экономические задачи.
...Нам надо к 2030 г. войти в пятерку государств-лидеров по размеру экономики, что означает рост ВВП России с нынешних $800 млрд. до $10 трлн.
Россия должна иметь не менее 50 компаний в мировом рейтинге Fortune-500.
Наши люди должны жить не хуже, чем средний европеец.
Вам это ничего не напоминает? Был такой лозунг "Догнать и перегнать". Догнали и перегнали мы весь мир только по военным расходам. После чего благополучно рухнули.
Здесь вроде бы о другом. Экономика. Компании-лидеры. Россияне, хорошо живущие. А по сути - все та же ненужная амбициозность. И ничем (!), увы, не подкрепленная.
Без сильного ответственного государства и сильного национально ориентированного капитала серьезного экономического рывка не достичь.
Что такое сильное государство? Давайте все-таки определимся, в чем главная функция государства. Как представляется, это формулировка законов и обеспечение их исполнения. Так что государство должно быть не сильным, а строгим и справедливым.
И ответственным за принимаемые им законы.
Капитал вообще не имеет национальной окраски. Даже если мы говорим не о деньгах, а о предпринимательстве.
Масштабы и темпы развития нашего Востока и наших азиатских соседей, к сожалению, просто несопоставимы. Нам нужно делать мощный рывок в развитии Сибири и Дальнего Востока.
Получается, что мощный рывок в развитии Сибири и Дальнего Востока по сути не должен иметь экономического смысла. Он нужен только для обеспечения территориальной целостности страны. Так в этом смысле дешевле будет превратить их в некое подобие военного предполья. Чтобы супостатам неповадно было.
Восток страны серьезно отстает от среднероссийских показателей и от европейской части страны по плотности населения, по развитию автомобильных и железных дорог, инфраструктуры связи, зато лидирует по безработице и миграционному оттоку.
Можно совершенно определенно утверждать, что никогда Восток страны не сравняется с европейской частью страны по плотности населения, по развитию автомобильных и железных дорог, инфраструктуры связи.
Другое дело, что избавиться от безработицы и миграционного оттока возможно за счет грамотной экономической политики.
Если взять 100 крупнейших проектов из того, что намерены реализовать компании на территории Сибири и дальнего Востока, получится сумма инвестиций в $230 млрд. Это огромная сумма.
Из них $95 млрд - это проекты Сибири, и тут лидеры Красноярский край и Иркутская область. И $132 млрд - Дальний Восток, и там лидеры Сахалин и Якутия. Почти половина этих инвестиций связаны с нефтегазовым сектором, остальное - традиционные отрасли российской промышленности - уголь, энергетика, металлургия, лесопромышленный комплекс, машиностроение.
...Это выглядит как проект настоящего промышленного освоения правой половины страны, значительно превосходящий по своим масштабам советскую индустриализацию. Это проект, благодаря которому Россия реально становится соразмерной росту на Азиатском континенте, не подстраивается под своих соседей, а возглавляет экономический рост континента в целом.
Почему планируемые инвестиции в сырьевые отрасли названы промышленным освоением?
Фактически Сибирь и Дальний Восток в новой истории России были сырьевым придатком. Изменить эту ситуацию возможно только за счет опережающего развития инфраструктуры и стимулирования обратного миграционного процесса. Транспортная доступность, природные ресурсы, люди привлекут бизнес (без разделения по пресловутому пятому пункту).
Причем транспорт - прежде всего. Железнодорожный, авиа (!), автомобильный

21.02.2007 г.
www.nasledie.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован