Эксклюзив
14 января 2009
6272

Владимир Спасибо: Штурмовщина

9 июля 1940г., практически ровно за год до нападения Германии, наркому обороны СССР была представлена мобилизационная заявка ВВС, согласно которой в 1941 г. промышленность должна была выпустить 15 813 истребителей, 17 522 бомбардировщика и 2 370 учебных самолетов. (М.Мельтюхов. Упущенный шанс Сталина. с.357).


Подобная истерия поддерживалась ложными разведдонесениями, вводившими руководство в заблуждение.

Табл.1

Соотношение оценки восточной группировки Люфтваффе и ее фактического состояния (М.Солонин. На мирно спящих аэродромах.- М.:Яуза, Эксмо, 2006.с.270)

Источник
Истребители
Бомбардировщики
Пикировщики
Сообщение РУ ГШ РККА от 11.03.41 г
3820
4090
1850
Фактическое состояние на 22.06.41
980
1000
306
 

19 июля 1940 г. нарком обороны в соответствии с решением Политбюро о развертывании мощностей авиапромышленности для выпуска в 1941 г. 36 тыс. боевых самолетов представил председателю Комитета Обороны, заместителю председателя СНК и наркому авиапромышленности мобилизационную заявку на производство 15 820 бомбардировщиков, 13 300 истребителей, 2 800 штурмовиков, 1 680 корректировщиков, 1 400 разведчиков, 4 850 учебных и транспортных самолетов.

Однако заявка наркомата обороны была сочтена чрезмерной, и после ряда согласовании 7 декабря 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР своим постановлением утвердили программу выпуска самолетов в 1941 г. Согласно этому постановлению НКАП должен был произвести 16 530 боевых (6070 бомбардировщиков, 8510 истребителей, 1750 штурмовиков, 200 морских разведчиков) и 3620 учебных и транспортных самолетов. При выполнении этой программы НКАП разрешалось прекратить ремонт самолетов и моторов, находящихся на вооружении ВВС, которые должны были осуществлять ремонт своими силами.

К 1 февраля 1940 г. советские ВВС располагали 48 управлениями авиабригад, 149 авиаполками, 49 отдельными эскадрильями, 22 корректировочными, 5 транспортными и 16 прочими отрядами, 101 авиабазой и 19 инженерно-аэродромными батальонами.

В первой половине 1940 г. началось формирование 35 новых авиаполков и 30 авиабаз, с учетом которых общее количество авиаполков увеличивалось к 1 июля 1940 г. до 188 (178 боевых и 10 резервных).

25 июля 1940 г. было принято постановление СНК СССР, согласно которому изменялась организационная структура ВВС. В авиации следовало иметь авиационные дивизии (по 4-5 авиаполков) и отдельные авиационные бригады (по 2-3 авиаполка).

Создавалось три типа авиадивизий: смешанные, "имеющие своим назначением непосредственное взаимодействие с войсками и поддержку механизированных, кавалерийских и общевойсковых соединений", дальнебомбардировочные, "имеющие своим назначением разрушение военных объектов и дезорганизацию тыла противника" и истребительные, "имеющие своим назначением борьбу за господство в воздухе и прикрытие политических и экономических центров" СССР.

Требовалось к 1 сентября 1940 г. сформировать 38 авиадивизий (26 смешанных, 7 дальнебомбардировочных и 5 истребительных), в состав которых включалось 163 авиаполка. До 1 января 1941 г. следовало сформировать еще 48 авиаполков, объединив их в 12 новых авиадивизий (5 смешанных, 4 дальнебомбардировочные и 3 истребительные).

23 октября 1940 г. нарком обороны и начальник Генштаба докладывали переработанную по указанию Сталина программу подготовки летно-технического состава и усилению ВВС Красной Армии (доведение до 20 000 самолетов в строю).

К 1 января 1941 г. следовало иметь 239 авиаполков и 62 корпусные эскадрильи - 15 672 самолетов по штату. С учетом авиации военно-учебных заведений ВВС (6 942 самолета, по списку 8 081 самолет) и транспортной авиации (105 самолетов) - по штату должно было быть 22 719 самолетов.

В общем составе ВВС боевая авиация без учета разведывательных полков и корпусных эскадрилий составляла по штату 14 108 самолетов. Соотношение родов авиации: дальнебомбардировочная - 14,7%, бомбардировочная - 42,5%, истребительная - 42,8%. Предлагалось в дальнейшем иметь соотношение 60% бомбардировщиков на 40% истребителей.

Для осуществления этой программы в 1941 г. требовалось сформировать 98 новых авиаполков, что было сделать затруднительно. Поэтому в качестве компромиссной меры предлагалось увеличить число самолетов в эскадрильях существующих авиаполков и сформировать 20 новых авиаполков (15 дальнебомбардировочных и 5 ближнебомбардировочных), что позволило бы иметь в строю 19 977 самолетов и 3 082 самолета во вспомогательной авиации. Авиацию военно-учебных заведений ВВС предлагалось сократить с 8 081 самолета до 7 018 самолетов, что позволяло обучать одновременно до 50 тыс. человек. Правда, это сокращение числа самолетов можно было провести лишь к концу 1941 г., поэтому пока общая численность военно-учебной авиации определялась в 8 202 самолета. Выполнение предложенных мер дало бы ВВС в целом 31 596 самолетов.

Одновременно следовало подготовить к концу 1941 г. 60 тыс. летчиков и 144 945 авиатехников (осенью 1940 г. имелось 37 558 летчиков и 81 563 авиаспециалиста). Для этого предлагалось увеличить штаты существующих училищ на 7 680 человек и сформировать 33 новых училища. Причем констатировалось, что в 1942 г. вновь возникнет вопрос о дальнейшем развитии сети военно-учебных заведений ВВС.

Советское военное командование предлагало усовершенствовать подготовку ТВД путем расширения сети оперативных аэродромов. В течение 1941 г. следовало довести численность аэродромов до 3 на 1 авиаполк, что требовало организации 16 новых инженерно-аэродромных батальонов. Для создания условий, при которых передовые аэродромы западных приграничных округов находились бы в постоянной готовности принять авиационные части, предлагалось сформировать 53 авиатехнические роты.

В феврале 1941 г. было принято решение сформировать 106 авиаполков и 25 управлений дивизий. К концу 1941 г. ВВС должны были иметь 5 авиакорпусов, 79 авиадивизий, 5 отдельных авиабригад (348 авиаполков). (1941 год - уроки и выводы. - М.: Воениздат, 1992, с.36).

5 ноября 1940 г. было принято постановление СНК "О комплектовании школ и училищ летчиков ВВС Красной Армии", согласно которому Осоавиахим к 15 мая 1941 г. должен был подготовить 20 тыс. летчиков, а ГВФ к 1 октября 1941 г. 10 тыс. летчиков на У-2, для чего разрешалось привлекать с отрывом от производства учащихся старших классов, сельскую и служащую молодежь с выплатой стипендии в 250 рублей в месяц. Дополнительно Осоавиахиму выделялось 350 самолетов, а ГВФ 720 самолетов и соответствующее количество запасных частей, горючего и продфондов. (Мельтюхов М. с.354, 356).

25 февраля 1941 г. было утверждено постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О реорганизации авиационных сил Красной Армии", согласно которому устанавливалась новая система подготовки кадров для ВВС. Создавались школы первоначального обучения с курсом в 4 месяца в мирное и 3 месяца - в военное время с общим налетом на курсанта 30 часов, а также школы военных пилотов с курсом в 9 месяцев в мирное и 6 месяцев - в военное время с общим налетом бомбардировщиков 20 часов и истребителей 24 часа.

Задачей школ было научить курсанта-пилота пилотированию и применению боевого самолета в простых метеоусловиях, групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах в составе звена с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего в программу подготовки включалось 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, требовалось научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а бомбардировщиков - пикированию под углом 40.

Следовало к 1 июня 1941 г. сформировать 6 военных авиаучилищ для подготовки командного состава ВВС с обучением 2 года в мирное и 1 год - в военное время. Первый набор должен был обучаться по одногодичному курсу. В течение 1941 г. следовало сформировать 30 школ первоначального обучения с общим годовым выпуском 45 тыс. человек. В строевых частях устанавливался общий налет 160 часов на каждого летчика, которых следовало готовить сначала в простых, а затем в сложных метеоусловиях и ночью.

Приказом наркома обороны от 11 марта 1941 г. были установлены сроки налета в строевых частях ВВС - 160 часов (140 часов на выполнение курсов боевой подготовки и 20 часов на совместные учения с наземными войсками и летно-технические учения). Переподготовку на новых самолетах следовало организовать так, чтобы к 1 июля 1941 г. командный состав изучил и облетал новую технику. Также требовалось ускорить подготовку бомбардировщиков-пикировщиков на самолетах СБ, Ар-2 и Пе-2.

Аэроклубы стали получать государственную поддержку, инструкторам подняли зарплату (она стала сравнима с таковой у командного состава РККА), а учлеты стали обучаться с отрывом от производства. Они жили в общежитиях, их обеспечивали питанием, обували и одевали.

Многим курсантам аэроклубов пришлось ради обучения `на летчика` бросить школу. В это время наряду с добровольцами, считавшими небо целью своей жизни, в аэроклубы и летные училища пришло очень много случайных людей, направленных в авиацию по так называемым спецнаборам, целью которых было привлечение в авиацию прежде всего комсомольцев и молодых коммунистов. В этом плане советские ВВС были уникальными - набор летных кадров по призыву не практиковался больше нигде.

После экзаменов в аэроклубе, принимать которые приезжали летчики-инструктора из училищ, прошедших отбор выпускников направляли для прохождения следующего этапа подготовки в летное училище. Однако, если в середине 30-х годов цикл подготовки летчика на этом этапе составлял порядка 2,5 лет, то к весне 1941 г. в связи с резким ростом ВВС он был предельно уплотнен. Для подготовки пилотов были созданы летные школы с четырехмесячным сроком обучения и летные училища с десятимесячным сроком (первые предполагали наличие у курсанта подготовки в объеме аэроклуба). Это не замедлило сказаться на профессионализме летчиков. Обучение пилотов теперь состояло, большей частью, из элементарных взлетов и приземлений, которые шлифовались до автоматизма, остальным элементам уделялось второстепенное внимание.

В результате в боевые подразделения направлялись молодые летчики с 8-10 часами самостоятельного налета на боевом самолете, часто совершенно другого типа, чем в полку назначения, умевшие в буквальном смысле слова только держаться за ручку управления, не обученные ни высшему пилотажу, ни ведению воздушного боя, ни пилотированию в сложных метеоусловиях. Крайне мало будущие истребители тренировалис 538403

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован