03 июля 2006
6480

Владимир Спасибо: Управление наукой в США

Опыт управления наукой в США представляет значительный интерес, по-скольку речь идет о крупнейшем в мире высокопроизводительном и разветвленном научно-техническом комплексе (НТК), тесно интегрированным со сферой образова-ния, отраслями экономики и отдельными правительственными органами.

Он включает: исследовательские центры университетов, промышленных кор-пораций, национальные государственные лаборатории, независимые бесприбыль-ные исследовательские организации, мелкие и средние коммерческие и инженерные фирмы, всевозможные кооперативные организации.

Принципы управления

Среди главных особенностей механизма формирования и реализации научно-технической политики (НТП) в США следует назвать конкурентный принцип выделе-ния ресурсов, стимулирующее действие механизмов рыночной конкуренции на го-товность потенциальных потребителей внедрить разработки, академические свобо-ды и автономия университетов в выборе направлений исследовательской деятель-ности, тесная связь последней с преподаванием и подготовкой кадров; патентная политика и законодательство, создающие мощные стимулы к изобретательской и инновационной деятельности; гибкий хозяйственно-правовой механизм, допускаю-щий широкое разнообразие форм организации индивидуальной и кооперативной деятельности в сфере НИОКР и освоения их результатов.

Роль правительства заключается в том, что оно обеспечивает эффек-тивность механизмов автономного функционирования НТК, организует деятельность по формированию национальной НТП. Через свои органы оно направляет процесс выработки решений о приоритетных направлениях развития науки и техники в на-циональном масштабе; через госбюджет - мобилизует и распределяет на науку и технику национальные ресурсы; посредством дифференцированной налоговой по-литики воздействует на выделение частным сектором средств на НИОКР.

Национальный научный фонд (ННФ) - единственное в федеральном правительстве агентство, функционирование которого полностью посвящено разви-тию науки и техники.

Руководящим органом ННФ является Национальный научный совет (ННС), в состав которого входят советник президента по науке и технике (руководитель ННС и ННФ) и ведущие деятели науки и техники (президенты университетов, вице-президенты компаний по науке и технике, ведущие ученые и инженеры). Члены ННС назначаются президентом на срок 6 лет с таким расчетом, что каждые 2 года меня-ется 1/3 ННС.

ННФ главным образом финансирует программы фундаментальных исследо-ваний (ФИ) в университетах, кооперативных исследовательских фирмах и в малом бизнесе. ННФ производит оценку поступающих заявок и принимает решение о вы-делении средств. Почти все средства из бюджета ННФ направляет на финансирова-ние программ.

Решения о выделении средств принимаются на основе независимой экспер-тизы, выполняемой учеными по всей территории страны. Более 50 тыс. ученых и инженеров участвуют в этой работе каждый год. Мнения экспертов концентрируются и обсуждаются в специализированных Комитетах научно-технических советников, состоящих из представителей науки и техники. Контроль за эффективностью расхо-дования средств осуществляется в виде отчетов о результатах исследований. В до-полнение к этому ННФ отслеживает публикации, подготовленные по результатам финансировавшихся исследований, а также частоту цитирования этих работ в даль-нейшем. Помимо этого в ННФ действует специальная программа оценки эффектив-ности затрат, в соответствии с которой каждая из научно-исследовательских про-грамм раз в три года подлежит обязательной проверке внешними специалистами на предмет выяснения того, насколько хорошо осуществляется управление ею.

Научные ассоциации. Выполнение коммуникативной функции внутри на-учного сообщества, а также между ним и внешними заинтересованными сторонами берут на себя научные ассоциации. Они посредничают, и сами участвуют в нацио-нальной кооперации между разными исследовательскими организациями внутри страны и с привлечением иностранных институтов. Организуют семинары, симпо-зиумы, научные выставки; осуществляют передачу научной информации через свои издания; выдают исследовательские гранты; присуждают премии , проводят другие мероприятия по подготовке научных кадров и т. д.

В США существуют 3 вида научных ассоциаций: ассоциации по дисциплинар-ному принципу; ассоциации, представляющие всю науку; междисциплинарные ассо-циации для решения крупных проблем.

Ассоциаций, создаваемых по дисциплинарному принципу - большинство. Их основная деятельность заключается в налаживании информационного обмена между лицами, заинтересованными в исследованиях по какой-то одной научной дисциплине или направлению. Такие организации имеют региональные, штатные или местные подразделения: ассоциации, клубы, советы, конторы. Осуществление их непосредственных деловых контактов и заключение договоров происходит в ос-новном на периодических собраниях в ходе заседаний рабочих групп. Главным ка-налом связи служат периодические научные журналы.

Ассоциацией данного типа является АХО - Американское химическое обще-ство (1876 г.). Общество проводит исследования и составляет обзоры по достиже-ниям в области химии, организует учебные курсы для молодых ученых, выдает ис-следовательские гранты и премии, имеет свою радио- и телепрограмму, библиотеку, публикует периодические издания.

Ассоциации, представляющие всю науку в комплексе.

Существует небольшое число крупных формирований, которые для достиже-ния общих целей развития науки поддерживают кооперацию различных организа-ций. Издаваемые ими научные журналы охватывают гораздо более широкий круг во-просов, чем публикации других ассоциаций, и широко популярны в деловых кругах. Редколлегии формируются из представителей разных научных дисциплин. Значи-тельная часть выпуска посвящается новостям в области науки и техники, вопросам государственной научно-технической политики.

В Уставе Американской ассоциации содействия развития науки записано, что она призвана стимулировать работу ученых и повышать результативность науки в целях улучшения общественного благосостояния. Организационно Ассоциация под-разделяется на комитеты и секции. Первые сформированы по проблемному принци-пу, вторые - по дисциплинарному. Самым богатым потенциалом ААСРН являются налаженные контакты с множеством филиальных научно-технических обществ, рас-сыпанных по всей стране, периодические издания, свобода членства, высокая опе-ративность деятельности.

Междисциплинарные ассоциации могут действовать на постоянной или временной основе.

Научные лаборатории федеральных ведомств.

Лаборатории федеральных министерств и ведомств различаются между со-бой по размеру, типу исследовательских программ, масштабам деятельности. Юри-дически это целевые исследовательские организации с постоянным штатом научных сотрудников. Из их числа выделяются национальные лаборатории, деятельность ко-торых имеет общенациональное значение. Именно они проводят основную часть ФИ, осуществляемых в государственном секторе. В связи с высокой концентрацией материально-технических и кадровых ресурсов такие национальные лаборатории в США называют национальными исследовательскими центрами.

Государственные лаборатории управляются соответствующими министерст-вами и ведомствами и предназначены для их научного и технического обслужива-ния: проведения исследований, выполнения организационно-управленческих функ-ций при заключении исследовательских контрактов с внешними исполнителями, кон-сультирования по вопросам разработки отдельных ведомственных планов, про-грамм, а также научной политики в целом.

Наука в крупных корпорациях.

Одна из основных проблем управления научной деятельностью в крупных промышленных фирмах заключается в совмещении рентабельного производства с активным проведением НИОКР. Преимущественная ориентация на собственные си-лы в условиях административно-хозяйственной формы организации всей деятель-ности корпорации ведет нередко к истощению научно-технического задела, вялому течению инновационных процессов. Преобладающее значение приобретают количе-ственные показатели - число ученых и инженеров в подразделениях, объем научных публикаций и т.п. Это служит основой для возникновения своеобразного слоя "науч-ной бюрократии", заинтересованной в бюрократической институализации НИОКР и обманчивом характере их статистики.

Фундаментальные исследования в структуре инновационного процесса в наи-большей степени обладают отличительными свойствами от нововведений. Это не-определенность конечной цели и путей ее достижения. Максимально возможный "человеко-обусловленный" характер фундаментальных исследований, отсутствие взаимозаменяемости исполнителей, их уникальность. Это особенная система цен-ностей и мотивов деятельности, ученых и т. п. Все это приводит к тому, что к отде-лам фундаментальных исследований в корпорациях даже в рамках бюрократической системы руководства применяются специфические методы управления, отличные от методов, свойственных механистической системе.

Кооперативные научно-технические предприятия.

Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали ис-следовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от про-ведения необходимых работ собственными силами и привлечение для этого на кон-трактной основе потенциала внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, выделяют ему долгосрочную про-грамму исследований, создают орган управления.

Научно-промышленные парки.

Научно-промышленные парки (НПП) - в отличие от промышленных парков представляют собой территорию обычно вокруг крупного технического университета с развитой хозяйственной (сети энерго- и водоснабжения, системы транспортных и других коммуникаций, производственные здания, склады) и научно-технической (ла-бораторные корпуса, производственные помещения многоцелевого назначения, ин-формационно-вычислительные центры коллективного пользования, другие научно-технические услуги, фирмы управленческого консультирования, предприятия по розничной торговле средствами производства) инфраструктурой. Места в парке по-купаются или арендуются частными корпорациями, федеральными ведомствами, мелкими компаниями, независимыми изобретателями и т.п. На территории парка размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государст-венные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (в том числе кооперативные), фирмы венчурного ка-питала, консультативных и других специализированных услуг.

Финансирование.

Денежные средства на выполнение ФИ поступают от федерального прави-тельства, правительств штатов, местных органов власти, частных промышленных компаний, университетов, благотворительных обществ. Бюджетное финансирование федерального правительства является основным источником средств, стимулирую-щих развитие теоретической науки. Оно покрывает 65 % университетских расходов на ФИ и 60% аналогичных затрат в неакадемическом секторе. Государство не поку-пает готовые пакеты научных результатов, а вкладывает капитал в науку и образо-вание для поддержания мирового лидерства в этих областях.

В отличие от бюджетного финансирования целых исследовательских институ-тов, которые представляют собой жесткие организационные структуры и где распре-деление средств производится исходя из многих иных помимо собственно научных соображений, система финансирования отдельных проектов имеет большие пре-имущества. Выдача денег малой группе под конкретный проект - гораздо более гибкая форма, ориентированная на получение конечного результата. Именно ей американская фундаментальная наука обязана своим мировым лидерством. Эти две системы финансирования оказывают противоположный эффект на концентрацию сил внутри исследовательской организации. При комплексном финансировании ин-ститут стремится создать как можно более мощный штат администраторов (дирек-тор, начальники отделов), обладающих одновременно высокой научной компетент-ностью. Реальную власть над ресурсами имеет тот, кто занимает руководящую ад-министративную должность. Поэтому ученые стремятся поскорей достичь этих по-стов. При проектной форме финансирования, наоборот, деньги адресуются ученому, а не организации. Поэтому руководство организации в очень незначительной степе-ни контролирует и влияет на их распределение. Ученые же неохотно занимают ад-министративные должности.

Эти различия в конечном итоге отражаются на мобильности научных кадров. При первой из двух упомянутых систем финансирования исследователи имеют все основания оставаться длительное время в одной и той же организации, развивая отношения с коллегами и начальством, и постепенно подниматься по должностной лестнице до достижения влиятельных позиций, когда он может воздействовать на направления научной деятельности института и решать вопросы о распределении средств. Но к этому времени наиболее продуктивный творческий период оказывает-ся уже позади. При второй системе финансирования ведущий исследователь - полу-чатель гранта - может при желании свободно перейти в другую, более подходящую, с его точки зрения, исследовательскую организацию. При этом грант переводится вместе с ним. В случае необходимости грант под проект может быть продлен.

Финансирование малых групп, ведущих ФИ одновременно во многих областях и по многим направлениям, более выгодно не только в научном, но и в экономиче-ском отношении, поскольку возможная неудача в каждом случае касается относи-тельно небольших финансовых вложений. Работа по той же проблеме нескольких конкурирующих исследовательских коллективов не позволяет упустить время на ис-правление допущенных ошибок и выбор более подходящих научных методов. По-этому альтернативность объектов финансирования делает фундаментальную науку менее ресурсоемкой при одновременном сохранении широты фронта и качества ис-следований.

Экспертиза.

Каждая отдельная исследовательская программа может проходить процедуру оценки несколько раз по мере смены этапов ее выполнения. Многократное примене-ние оценки и множественность ее форм позволяют определить целесообразность выбора объекта изучения и исполнителя, сверить качество полученных промежуточ-ных результатов с предполагавшимися, оценить научную и практическую значимость конечных результатов для данной фирмы или страны в будущем. От этих оценок во многом зависит продолжение, изменение или прекращение программ, а также фор-мулирование новых. Выводы групп оценки сильно влияют на такие аспекты про-грамм, как объем финансирования, научное содержание, сбалансированность раз-личного рода мероприятий, планы оценки и распространения результатов, другие управленческие аспекты.

Конечная цель оценочной деятельности состоит в том, чтобы улучшить каче-ство теоретических исследований и повысить общий уровень знаний. Вместе с тем цели отдельных конкретных оценок существенно различаются в зависимости от то-го, на каком этапе они применяются. Поэтому различаются и критерии, лежащие в основе оценок: научно-технический уровень, творческая активность, выполнение на-учного плана, качество исполнения работы, практическая ценность исследований, публикационный критерий, индекс цитирования и др.

Ведущие ученые дают подробную критическую оценку предложений на вы-полнение ФИ или уже полученных результатов с точки зрения их научной ценности. Посредством экспертной оценки выдвигаются проекты, вносящие наибольший вклад в познание окружающего мира.

Система экспертной оценки включает внутреннюю и внешнюю экспертизы. Для проведения внутренней экспертизы научных программ известные ученые оформляются на должность на условиях полной занятости или привлекаются уче-ные - сотрудники федеральных ведомств. Основными критериями выбора экспер-тов являются уровень его научной компетенции и конкретные достижения в данной области исследований. Управляющие программами (так обычно называют этих уче-ных) решают, каким из исследовательских проектов (программ) стоит выделять средства.

Внешняя экспертиза предполагает привлечение лучших ученых страны, не за-нятых в федеральном ведомстве, осуществляющем финансирование оцениваемых проектов. Рекомендации внешних экспертов служат обоснованием выдачи феде-ральных средств наиболее талантливым исследователям, работающим в перспек-тивных научных направлениях. Конкретные формы организации самой процедуры оценки различны.

Комплектование.

При комплектовании исследовательских групп решающее значение имеет привлечение высококвалифицированных ученых со стажем исследовательской ра-боты. Здоровая творческая конкуренция возникает, когда в состав научного коллек-тива входят специалисты примерно одинакового ранга, научные интересы которых в рамках одной проблемы не совпадают. Господство соревновательного духа требует от каждого максимального проявления индивидуальных способностей. Выбор руко-водителя фундаментального проекта является прерогативой финансирующей орга-низации. Представитель администрации промышленной компании или федерально-го ведомства беседует с несколькими возможными претендентами и выбирает из них наиболее подходящую кандидатуру. Как правило, выбор руководителей групп производится из числа университетских ученых со степенью доктора. Получив суб-сидию или заключив контракт, этот профессор несет личную ответственность за вы-полнение заказа.

После ознакомления с целями и требованиями финансирующей организации он набирает по своему усмотрению штат группы или лаборатории. Для усиления творческой активности, обеспечения оригинальных подходов к решению поставлен-ной научной задачи, повышения восприимчивости исследовательского коллектива к последним достижениям науки не только в своей, но и. в смежных областях, группы формируются из специалистов, проявивших заинтересованность в исследовании различных сторон одного направления и даже занимающихся смежной тематикой.

Поскольку достижение гармонии в научном коллективе определяется многими случайными факторами и занимает немало времени, в кадровой политике крупных американских фирм преобладает мнение, что наем ученых нужно осуществлять "ар-тельным" методом, т. е. привлекать группу уже сработавшихся ученых, заключая с ними коллективный контракт на разработку какой-либо научной проблемы или по-стоянную работу в соответствующем научном направлении. Такой метод позволяет уменьшить отрицательные последствия бюрократизации научных подразделений и создать благоприятный творческий климат для ученых.

Стимулирование, мотивация.

Научные исследования - чрезвычайно сложная и интенсивная свободная творческая деятельность ученых. Эффективная ее организация состоит в проведе-нии оргмероприятий, стимулирующих творческую активность исследователей, их инициативу и предприимчивость. Процесс научного поиска продолжает оставаться в значительной степени индивидуалистичным даже в условиях работы исследова-тельских групп. Поэтому возникает необходимость в изучении личностных особенно-стей входящих в их состав ученых и выявлении комплекса факторов, влияющих на продуктивность творчества.

В США используются разные способы стимулирования творческой энергии ис-следователей. Часто более важным, чем величина зарплаты, оказываются факторы, обусловленные самой спецификой профессии ученого: возможность самовыраже-ния, увлеченность и "очарованность" идеей, удовлетворенность результатами пре-подавательской и исследовательской деятельности, признание его членом научного сообщества, постоянное общение с одаренной молодежью, участие в деятельности профессиональных ассоциаций на национальном и международном уровнях.

Администрация учреждения, проводящего ФИ, постоянно стремится усилить восприимчивость своих исследовательских подразделений к наиболее перспектив-ным проблемам и оригинальным подходам к их решению. Этому способствуют по-вышение самостоятельности сотрудников, улучшение информационного обмена и творческой обстановки. Наиболее плодотворными являются ежедневные контакты с несколькими специалистами разного ранга, работающими в смежных дисциплинах, а также обязательные систематические консультации хотя бы с одним крупным спе-циалистом в данной области исследования. Общение с профессионалами ненаучно-го профиля (инженерами, производственниками, менеджерами) также расширяет рамки мышления научных работников и способствует рождению оригинальных идей.

Роль высшей школы в фундаментальных исследованиях в США.

Высшая школа играет ведущую роль в осуществлении передовых ФИ и подго-товки высококвалифицированных научных кадров. США - единственная страна в мире, где создана такая форма организации науки, в которой органически сочетают-ся процесс обучения и высокое качество научных исследований.

Исследовательские университеты.

Сформулированное еще в 1907 г. понятие американского университета рас-крывается как "добровольная кооперативная ассоциация в высшей степени индиви-дуалистичных личностей, предназначенная для обучения и развития науки". Добро-вольная кооперация - основной принцип функционирования современного амери-канского университета.

Исследовательские университеты - это учреждения, основной целью кото-рых является проведение исследований, углубление и передача знаний. В отличие от стран, где созданы самостоятельные административные структуры, специализи-рующиеся либо только на проведении НИОКР, либо на подготовке научных кадров (характерный пример - СССР и нынешняя Россия), преимущество исследователь-ского университета состоит в обеспечении организационного единства обеих важ-нейших функций, на основе которого осуществляется теснейшая взаимосвязь между непосредственными их исполнителями.

Федеральное правительство проводит политику концентрации ресурсов на финансировании ведущих ученых, работающих в престижных университетах, пред-намеренно создавая таким образом "элитарные центры" в исследованиях.

Участие студентов в исследованиях.

Широкое привлечение к проведению ФИ студентов является формой сущест-вования исследовательского университета. В государственном масштабе работают две специальные программы ННФ: одна направлена на стимулирование научной деятельности студентов под руководством преподавателей, другая - на проведе-ние студентами оригинальных исследований, в которых преподаватели выполняют лишь консультативные функции. В своей деятельности университеты преследуют одновременно две цели: взращивание талантов и получение новых знаний. Увели-чение научного потенциала вузов автоматически способствует повышению качества обучения и наоборот.

Доступность фундаментальной теоретической подготовки для очень широкого круга студентов, приобретаемый ими опыт лабораторных занятий благотворно ска-зываются на качестве подготовки, на их творческой инициативе, независимости и гибкости. Еще в студенческие годы выявляются одаренные личности, склонные к ве-дению фундаментального научного поиска. Приобретя опыт самостоятельного про-ведения ФИ и выбрав для себя научную карьеру, они продвигаются по академиче-ской должностной лестнице и получают, как правило, уже к 40 годам постоянную должность преподавателя, статус которой будет раскрыт ниже. Таким образом, функционирование исследовательских университетов обеспечивает гораздо более масштабное, чем в других странах, вовлечение людей в проведение передовых ФИ. Вместе с тем положения независимых исследователей достигают лишь самые спо-собные и творчески мыслящие личности.

Докторантура.

В отличие от программы для получения высшей профессиональной степени (магистра, доктора медицины) программа доктора философии разработана в целях совершенствования и развития исследовательских навыков. Поступление в аспи-рантуру требует длительной, основательной подготовки. Поэтому, как правило, воз-раст аспирантов на несколько лет превышает возраст старшекурсников и является главной формой приобщения к научному творчеству молодых талантов под руково-дством признанного авторитета в соответствующей научной области. Именно в этот период молодой ученый овладевает исследовательским мастерством, формирует базис будущей научной карьеры. Количество лет, необходимых для выполнения докторской программы, строго не определено. Формально отводятся 3-4 года, одна-ко практически процесс в среднем занимает не менее 6 лет. Подготовка докторов наук мало стеснена требованиями обязательных программ и другими формальными соображениями, мало поддается давлению извне и конъюнктурным влияниям. По-лучение этой степени предполагает обязательное проведение серии самостоятель-ных ФИ и является свидетельством компетентности в определенной научной облас-ти.

Сотрудники университета относятся к аспирантам одновременно и как к уча-щимся и как к коллегам по работе, специалистам, обладающим собственным мнени-ем и способным сказать свое слово в науке. За пребывание в аспирантуре универси-тет взимает плату, оплачивая со своей стороны помощь аспирантов в преподава-тельской и исследовательской деятельности профессоров.

В исследовательских университетах гораздо выше подготовка и компетент-ность специалистов на всех уровнях. Доли вспомогательного научного персонала и штата исследователей составляют 75 % и 25% соответственно, тогда как в других вузах соотношение иное: 55 и 45%. Причем если на главного исследователя прихо-дится лишь 20 % всех прямых затрат, то на содержание вспомогательного персона-ла - свыше 50 %. Наиболее быстрыми темпами растет группа квалифицированного технического персонала, так называемых супертехников - специалистов по обслу-живанию электронного оборудования, сложных научных приборов и исследователь-ских установок.

Находясь в постоянном контакте с наиболее способной частью молодежи, доктора наук оказывают на нее большое интеллектуальное воздействие. В основе деятельности сотрудников университета лежит принцип академической свободы - свободы без ограничений развивать научное познание, "Академическая свобода" предполагает как личную свободу сотрудника в университете (т.е. свободу прово-дить исследования в любой выбранной области и преподавать без принуждения и запретов), так и свободу самого университета функционировать без излишнего кон-троля и давления со стороны внешних сил. Преподаватель обладает правом быть своего рода экспертом в определенной области. Читая курс студентам или осущест-вляя руководство их научной работой, он может следовать своей собственной или выбранной им методике. Даже если ее находят спорной, никто не правомочен заста-вить преподавателя от нее отказаться. Таким образом, истинная академическая свобода неизбежно порождает богатое разнообразие мнений и подходов, множест-венность точек зрения и идей.

Феномен пожизненного контракта.

Юридическим источником власти и центральным звеном кадровой политики университетов является пожизненная должность, контракт на бессрочное (до выхо-да в отставку по собственному желанию) исполнение должности, заключаемый меж-ду профессором и университетом. В течение долгого времени он был предметом особой национальной гордости американцев. Контракт подразумевает не просто процедурные мероприятия в ходе выдвижения и утверждения наиболее достойных, но возводит в принцип гарантии их профессиональной неприкосновенности. Другими словами, введение системы пожизненных должностей - это ответ на требования сотрудников университетов о предоставлении академической свободы и автономии.

Основанием для получения контракта служит наличие степени доктора наук, пятилетний стаж самостоятельной научной работы, высокая исследовательская ак-тивность (определяется по числу публикаций), признание успехов в преподаватель-ской деятельности и не менее 6-7 лет преподавательского стажа в качестве асси-стента-профессора. Признание заслуг ученого международным научным сообщест-вом - весомый плюс при оценке его деятельности. Таким образом, в основу крите-риев назначения на должность заложена идея о том, что заслуги в области научной деятельности и преподавании должны быть основными. Кроме того, претендент должен обладать высоким интеллектуальным потенциалом, способностью генери-ровать оригинальные мысли и идеи. При рассмотрении кандидатуры с этих позиций первостепенное значение придается не столько прошлым заслугам, сколько объек-тивному и тщательному изучению личных качеств ученого и педагога. Получение контракта на постоянную должность, как правило, сопровождается продвижением по службе - назначением на должность доцента. Должность полного профессора тре-бует большего стажа работы и высокой публикационной активности. Отбор и про-движение в научной карьере осуществляется на основе мнения членов профессор-ско-преподавательского состава.

Резюмируя, можно отметить, что опыт управления, организации, финансиро-вания науки в США может в определенной мере быть востребован в российских ус-ловиях. Но отнюдь не сразу, через ряд последовательных движений, о существе ко-торых пока трудно судить.

Тем не менее, распространившиеся в последнее время оценки неприменимо-сти американского опыта в наших условиях грешат в лучшем случае поверхностно-стью. Именно вузовская наука в нашей стране может стать и становиться основой фундаментальной науки. Кстати, речь не только о школах МГУ или С.-П. Универси-тета. Вузовская наука - это единственная возможность привлечь интеллектуальный потенциал всей России к решению задач технологического обновления народного хозяйства. Появившиеся, пока еще скромные финансовые возможности для под-держки научной мысли следует использовать максимально эффективно. И отнюдь не на финансирование осколков некогда пышной, но пустоцветной советской науки. Но об этом разговор особый.

Спасибо В.И.
19-11-2002

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован