10 февраля 2007
6413

Владимир Спасибо: Зачем создается Объединенная авиастроительная корпорация?

Д.Медведев назвал три приоритета развития российской экономики: глубокая переработки сырьевых ресурсов, экспорт интеллектуальных продуктов, авиакосмосмическая промышленность.
Не случайно, наверное, в последнее время в российской авиакосмической промышленности все активнее проявляет себя ФГУП "Рособоронэкспорт".
Госкомпания, взявшая на себя ответственность за консолидацию различных машиностроительных предприятий сразу в нескольких отраслях, устами гендиректора С.Чемезова обвинила государство же в медлительности: "Там, где государство пока не успевает принимать решение по созданию того или иного холдинга, мы самостоятельно будем участвовать в их формировании".
Усилиями ФГУП "Рособоронэкспорта" создан вертолетный холдинг "Оборонпром", куда собрали разработчиков и производителей вертолетов Миля и Камова, этих извечных соперников. Понятно, почему - оборот нового холдинга превышает $0,5 миллиарда и продолжает расти.
Еще одним приобретением "Рособоронэкспорта" стал металлургический комбинат "ВСМПО-Ависма", один из крупнейших в мире производителей титана и титановых изделий, обеспечивающий треть потребностей в этих продуктах корпорации Boeing и примерно половину потребностей Airbus. Столь лакомый кусочек (66% акций "ВСМПО-Ависма") обошелся госпосреднику примерно в $700 млн.
На базе "ВСМПО-Ависма" предполагается создать металлургический холдинг, присоединив ряд предприятий (и не только в России), которые непосредственно связаны с созданием титановых и молибденовых сплавов.
Возвращение производства титана и автомобилей (покупка АвтоВАЗа) под контроль государства, по мнению гендиректора "Рособоронэкспорта", означает, что отечественному автопрому, авиапрому и космической промышленности не дадут погибнуть.
В том числе за счет создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Учредитель - Российская Федерация - вносит в качестве своей доли в уставном капитале ОАО "ОАК" следующие пакеты акций: Авиационная холдинговая компания "Сухой" - 100%, Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" - 15%, "Илюшин Финанс Ко." - 38%, Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им.Ю.А.Гагарина - 25,5%, Межгосударственная авиастроительная компания "Илюшин" - 86%, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - 38%, Новосибирское авиационное производственное объединение им.Чкалова - 25,5%, "Туполев" - 90,8%, Финансовая лизинговая компания - 58%.
Внесены в качестве вклада частными акционерами в уставный капитал ОАО "ОАК" 38,2% от общей стоимости акций НПК "Иркут". Поскольку 11,89% акций этой компании уже находится на балансе АХК "Сухой", корпорация получила контрольный пакет акций НПК "Иркут".
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила слияние этих предприятий, хотя до этого выступала против инициативы объединения, объявляя ее противоречащей антимонопольному законодательству Российской Федерации и даже Конституции Российской Федерации, которая закрепляет понятия "конкуренция " и "экономическая свобода". Но после того как президент страны несколько раз публично поддержал создание ОАК, руководство ФАС резко изменило свое отношение.
Эти события привели к тому, что европейская авиакорпорация EADS, владеющая 10% акций НПК "Иркут", решила уйти с российского авиарынка.
Председателем правления ОАК назначен глава "МиГа", бывший гендиректор и крупнейший акционер "Иркута" А.Федоров. Совет директоров корпорации возглавил вице-премьер С.Иванов. Причем сразу же возникла, мягко говоря, нелепая коллизия, когда министр обороны как заказчик одновременно является руководителем поставщика-монополиста военной авиатехники.
Цель создания ОАК декларирована так - устранить внутреннюю конкуренцию, прекратить дублирование разработок, сократить избыточные производственные мощности, выработать стратегию развития компании на ближайшие годы, прежде всего определив ее модельный ряд.
ОАК представляет собой холдинговую структуру, в рамках которой будут созданы три дивизиона -"военные самолеты", "гражданские авиалайнеры" и "летательные аппараты двойного назначения".
Сотрудничество с иностранными авиакорпорациями будет идти только по направлению гражданской авиация. В сектор военных и боевых машин, а также самолетов транспортной авиации двойного назначения компании из-за рубежа привлекаться не будут. Такую точку зрения высказал С. Иванов.
Появление ОАК должно позволить к 2013г. наладить выпуск до 120 гражданских самолетов в год. На данный момент российский авиапром выпускает в год всего 9 самолетов. Airbus в 2005 г. поставил 378 самолетов, имея заказы еще на 1111 лайнеров. Boeing выпустил 290 гражданских лайнеров и получил заказы еще на 1029 (оба - без учета региональных самолетов). По замыслу Минпромэнерго ОАК должна стать пятой по величине авиастроительной корпорацией мира. А ее оборот должен вырасти с нынешних $2,5 млрд. до $7,5 млрд. к 2015 г.
ОАК намерена запросить у бюджета $13 млрд. на модернизацию заводов, госгарантии по кредитам для поставок на внутренний и внешний рынки.
По данным Евросоюза, с 1992 по 2004 г. Boeing получил от администрации США $23 млрд. субсидий в виде налоговых освобождений и прочей помощи. США утверждают, что правительства Франции, Германии, Испании и Британии предоставили Airbus не менее $15 млрд. Но по отношению к обороту и Boeing, и Airbus получили дотаций совсем немного.
К перспективным проектам ОАК отнесены:
Грузовой многоцелевой самолет МТА совместно с Индией,
Модернизация военно-транспортного Ил-76,
Восстановление производства Ан-124 "Руслан",
Строительство самолета-амфибии Бе-200,
Конвертация пассажирских самолетов в транспортные,
Создание ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и легкого истребителя,
Создание ударных беспилотных комплексов,
Два проекта по учебным самолетам - Як-130 и МиГ-АТ.
Половина производственной программы должна приходиться на украинские самолеты КБ Антонова. ОАК ведет переговоры о разделении прав с властями Украины.


09.02.2007 г.

В.Спасибо

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован