04 мая 2000
1846

Владимир Яковлев: Чудес на свете не бывает

Владимир Анатольевич Яковлев - член Совета Федерации, председатель Комитета СФ по вопросам экономической политики. В 1996 году одержал победу на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Все эти годы его имя не сходило со страниц газет, звучало с телеэкранов, не всегда оставляя у читателей и слушателей положительные представления о руководителе крупнейшего индустриального и культурного центра страны. С чем это было связано? Почему губернатор, как правило, публично не отвечал оппонентам? Эти и другие вопросы Владимир Яковлев обсуждает в беседе с нашим корреспондентом.
Владимир Анатольевич, четырехлетие вашего губернаторства подходит к концу. Сейчас, оглянувшись на пройденный путь, можно ли в нескольких фразах очертить главное из того, что удалось за эти годы?

- Считаю, что сделано многое. Естественно, не все, что намечалось. Чудес на свете не бывает. Самое же главное - заложен крепкий фундамент под будущие дела. Мы создали нормальный общественно-психологический климат в городе. Кому-то очень хочется представить город на Неве буквально криминальной столицей. Но это несправедливо. Да, были, к сожалению, и громкие криминальные истории, которые всех питерцев, в том числе и меня, удручали. Но город жил обычной, нормальной жизнью.

Ясно, что без развития экономики многие социальные инициативы остались бы благими намерениями. Наш город - промышленный, город ВПК, предприятия которого четыре года назад переживали не лучшие времена. Восемьдесят процентов из них были убыточными. Мы все основательно проанализировали, составили программу реструктуризации промышленности. Выполняем ее и видим, что ежегодно идет прирост.

Далее. Санкт-Петербург - крупный морской порт. Помните, сколько было сказано о том, что наш порт умирает, не выдерживает конкуренции со скандинавскими и прибалтийскими портами. Наши недобросовестные грузополучатели тоже приложили к этому руку... И все же мы не дрогнули. Если, например, в 1996 году было переработано 11 млн. тонн грузов, то в прошлом - 28 млн. тонн. Существенно возросло количество рабочих мест.

Созданы новые нефтяные и химические терминалы. Посмотрите на терминал химудобрений. Он соответствует самым высоким международным экологическим стандартам. Все это делается в рамках программы "Большой морской порт Санкт-Петербурга". Она связывает в единую систему торговый порт города, лесной, рыбный, причалы Кировского завода, речной порт, порты Ломоносова, Кронштадта. Считаем, что в перспективе наш "Большой порт" сможет принимать до 60 млн. тонн грузов.

Года два назад была поднята широкая кампания в центральных СМИ по поводу того, что Санкт-Петербург и Ленинградская область постоянно конфликтуют из-за средств, отчисляемых на строительство нефтеналивного порта, который должен заменить латышский порт Вентспилс. Якобы новый порт поэтому до сих пор и не построен. Есть ли здесь проблема?

- Проблемы я не вижу. Порт Санкт-Петербурга развивается по собственной программе. Он ориентирован прежде всего на контейнерные перевозки. Однако в его структуре есть и нефтяные терминалы. В то же время мы прекрасно понимаем, что транспортировка таких грузов, как нефть, должна развиваться совсем на других просторах. И в Ленинградской области они есть. Нет только соответствующей инфраструктуры, нет подъездных путей, соответствующего оборудования. Поэтому здесь, я считаю, подход должен быть чисто государственный. А то может получиться так, что порт, строящийся под навалочные грузы (к которым относятся нефть и нефтепродукты), вдруг начнет заниматься контейнерными перевозками. Ну и что? Он отнимет часть грузов у Санкт-Петербурга. Временный выигрыш получит Ленинградская область, а государство в целом проиграет. Ведь большой грузопоток в область все равно не пойдет.

Мы сейчас ведем переговоры с Германией о прямой доставке грузов к нам, минуя Финляндию. Это всем выгодно: значительно снижаются расходы на грузообработку. Но при этом нужна современная компьютерная приемка грузов, когда основные операции ведутся еще в момент следования судов. Мы эту работу уже освоили, а вот когда это станет возможным в строящихся портах - пока не ясно. И, наконец, о личных разногласиях типа Яковлев - Сердюков. Скажу одной фразой: здесь нет проблемы.

В свое время вам, чуть ли не единственному губернатору России, удалось в самый пик кризиса добиться получения кредитов от ЕБРР и Мирового банка на реконструкцию исторического центра города. Тогда кто-то ставил вам этот кредит в вину, кто-то, наоборот, считал его хитрым стратегическим ходом. А как на самом деле?

- Это, пожалуй, самый острый вопрос. Обычно сам я его не затрагиваю, поскольку многие просто не представляют себе, какая огромная подготовительная работа стоит за тем обновлением, которое сейчас переживает исторический центр Санкт-Петербурга.

Мы выстроили нормальную и понятную бюджетную программу. Доходы равны расходам. Жить надо по средствам, не надеясь, что кто-то тебе поможет. Кстати, изданный в виде книги годовой городской бюджет можно купить в любом книжном магазине Питера. Затем при помощи Мирового банка мы составили стратегический план развития города. План по двум десяткам основных стратегических направлений с учетом общих тенденций развития государства и общеевропейских процессов. Если не ошибаюсь, такой план есть в Европе еще только у Барселоны. Поставили перед собой задачу - всегда и все долги отдавать вовремя.

И поэтому, когда правительство Кириенко 17 августа заявило, что Россия никому и никаких долгов отдавать не будет, мы в тот же день заявили: все свои обязательства перед мировыми финансовыми организациями выполним. В результате получили кредит от ЕБРР на наши текущие дела. Нам была открыта кредитная линия, но мы взяли ровно столько, сколько, по нашим расчетам, могли бы отдать. И продолжили переговоры с Мировым банком о кредите на реконструкцию исторического центра города. Эти работы сейчас ведутся. Цена проекта - 31 млн. долларов. На очереди - новые проекты, цена которых уже 300 млн. долларов.

Это как-то скажется на притягательной силе города?

- Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы наш город оставался туристским центром, соответствующим по удобству для жителей и гостей европейским стандартам. Построены новые магистрали, новые транспортные развязки, разбиты новые сады и парки. И тем не менее работы предстоят колоссальнейшие. Предстоит переложить тысячи километров коммуникаций, отживших свой срок. Взять хотя бы Невский проспект. Инженерные коммуникации под ним не ремонтировались примерно 80 лет. Мы приняли решение о реконструкции их по новым технологиям, теперь Невский проспект - красавец, под которым тоже все в порядке. Эти технологии применяем повсеместно - без вскрытия улиц и проспектов.

В то же время мы понимаем, что необходимы и новые магистрали, новые развязки. Число автомобилей постоянно растет, и сейчас только в частном секторе их уже миллион (на 4,5 млн. жителей). Как разгрузить город от грузового транспорта - вот вопрос. С 1963 года говорят о строительстве кольцевой дороги протяженностью 152 км. А начали только в прошлом году. Первые два десятка километров вступят в строй в конце нынешнего года. А вообще, я не сомневаюсь: дорога будет построена в кратчайшие сроки.

А теперь о проблеме коммуналок. Говорят, что благоустройство городского центра весьма существенно сказалось на ее решении. Как это произошло?

- Проблема коммуналок и хрущевских пятиэтажек действительно стоит очень остро. Никаких федеральных средств на ее решение нет и не предвидится. Мы думали, думали и придумали. В наиболее густонаселенных кварталах центра стали обустраивать пешеходные улицы, реставрировать фасады, менять коммуникации, отремонтировали крыши. Риэлтерские конторы сразу перевели эти дома в разряд элитного жилья. Часть проживающих в них питерцев смогли продать небольшую площадь по высокой цене и купить приличные квартиры в других районах, часть квартир расселили риэлтеры. Правда, некоторые старожилы, в основном одинокие, решили никуда не уезжать, раз условия улучшились. Тем не менее очередь на улучшение жилищных условий в этих кварталах таяла просто на глазах. Эффект превзошел ожидания.

Каждый мэр России решает транспортные проблемы своего города по-своему. Юрий Лужков, например, сейчас повсеместно сворачивает трамвайные пути, увеличивая тем самым количество полос для постоянно растущего автомобильного потока. У вас эта проблема стоит не менее остро. Тем не менее длина трамвайных путей в Питере из года в год увеличивается. Что, для Питера трамвай - нечто особенное?

- Особенное. Санкт-Петербург - трамвайная столица России. 700 километров трамвайных путей. Поколения петербуржцев просто не мыслят свое пребывание в городе без этого вида транспорта. С трамваем связаны тяжелейшие месяцы блокады... Отказаться от него в одночасье невозможно. И мы действительно продолжаем строить линии там, где это необходимо. В других же случаях, где они себя не оправдывают, мы их сворачиваем.

Давайте свернем с дорожных магистралей на культурные. Ведь культура - знамя, гордость Питера. Что здесь заметного происходит, на ваш взгляд?

- Да, можно говорить с гордостью о нашей культуре, но самой культуре от этого мало радости, если ей не помогают. Мы подошли с другой стороны. Просмотрели бюджет, сделали некоторое перераспределение отдельных статей и вместо полутора процентов, которые на нее выделялись до моего прихода на губернаторский пост, выделили четыре. Хотелось бы больше - возможности не позволяют. Но и при этом результаты отрадные. Реконструируются и реставрируются театры, причем мы не разделяем их на питерские и федеральные. Помогли театрам: БДТ, музыкальной комедии (строится большая сцена), театру им. Мусоргского (выполнен огромный объем работ, строительных и реставрационных). Вся площадь Искусств, на которой находится этот театр, преображается на глазах. Реставрируется Русский музей, восстанавливается уникальная ограда.

Ну и последний вопрос, Владимир Анатольевич. Чем же все-таки вы прогневили некоторые СМИ, своих оппонентов? Я говорю "некоторые", потому что мнение большинства местных журналистов о своем губернаторе иное, чем у ряда столичных газетно-телевизионных СМИ.

- Я не ввязывался в скандальные разборки все время своего губернаторства, не хочу этого и сейчас. Пусть политическими сплетнями занимаются те, у кого к этому есть "призвание". Я же предпочитаю работать в интересах города, его жителей.

Беседовал Сергей ГОНЧАРОВ
"Парламентская газета", 04.05.2000http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован