05 октября 2007
2785

Владислав Игнатов: И бабушки смогут бороться со взятками

Если в регионе заработает антикоррупционная система

Коррупционные скандалы и для нашей области не редкость. Из тех, что особенно запомнились, - арест и осуждение в 2005 году начальника управления федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Мурманской области Павла Должанова за вымогательство взятки. Из недавних событий - арест и осуждение теперь уже бывшего мэра Кандалакши Алекснадра Вихорева за попытку дать взятку. Хотя, конечно, по сравнению с тем, что творится в федеральном центре, у нас все обстоит не так уж плохо: уголовные дела по таким статьям возбуждаются не часто, суммы в них фигурируют для Москвы смехотворные.

Тем не менее, в регионе в рамках проводящейся административной реформы реализуется подпрограмма "Создание системы противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Мурманской области". У нас существует и межведомственный совет по противодействию коррупции, в который входят представители ряда федеральных ведомств, органов исполнительной власти области, представители общественности, областной думы - из всех четырех депутатских фракций.

Где прячут "хвосты" браконьеры?

Темой последнего заседания совета стало рассмотрение вопросов, связанных с эффективностью охраны морских биоресурсов. В обсуждении данной проблемы принял участие член президиума Национального антикоррупционного комитета, советник председателя Счетной палаты РФ Владислав Игнатов. По итогам работы совета Владислав Игнатов совместно с заместителем губернатора Сергеем Субботиным (Сергей Субботин курирует в администрации области в том числе разработку и внедрение подпрограммы "Создание системы противодействия коррупции") провел пресс-

конференцию. На которой, впрочем, затрагивались разные вопросы, поговорить удалось не только о проблемах рыбной промышленности. Хотя началось все именно с браконьерства...

- Это больной вопрос, что обусловлено рядом факторов, - сказал Сергей Субботин - Есть расхожее мнение, что браконьерство у нас процветает. Что объемы незаконного промысла превышают объемы легального промысла. Естественно, никто конкретных цифр не называет. Есть экспертные оценки. Но все сходятся во мнении, что причина разгула браконьерства заключается в отсутствии должного согласования в работе ведомств, участвующих в охране биоресурсов. На сегодняшний день это пограничная служба, органы внутренних дел, Россельхознадзор, таможенные органы, государственная морская инспекция и так далее. Тем не менее, как говорится, "у семи нянек дитя без глаза". Вот поэтому мы и предложили всем этим службам разработать четкие показатели эффективности совместной работы. Именно совместной, а не по отдельным ведомствам. Нужен результат: сколько задержано браконьеров, сколько изъято незаконной рыбопродукции, какие взыскания наложены, сколько, в конце концов, браконьеров посажено за решетку. А то у нас сейчас каждый отчитывается за свой участок работы, применяет свои показатели, на основании которых старается убедить, что он-то действует хорошо. А бот все остальные...

- Второй вопрос, - продолжил Сергей Субботин, - из обсуждавшихся на прошедшем заседании совета, касался конкретных препятствий, которые возникают при осуществлении правоохранительной деятельности. Например, вопрос об уничтожении изъятой продукции. Скажем, незаконно добытого краба. Ситуация такая: сейчас сотрудникам правоохранительных органов, которые обнаружили этого краба, или изъяли, придется решать вопросы с согласованием места, где его следует сжигать, договариваться с организацией, которая этим займется, нужно где-то его хранить до принятия решения об уничтожении и так далее. И за все это еще потом придется платить. Откуда брать средства на проведение подобных работ, никаким законом не определено.

И третий вопрос: о создании природоохранной прокуратуры. Мы об этом говорим уже несколько лет. В ряде субъектов такие прокуратуры уже созданы. Это облегчает и радикально ускоряет принятие процессуальных решений - об изъятии незаконно добытой рыбопродукции, задержании браконьеров, возбуждении уголовного дела. Для нас такой орган крайне нужен еще и потому, что в области много ЗАТО, на территорию которых непросто попасть и налоговикам, и сотрудникам правоохранительных органов, других ведомств. Хотя все знают о такой проблеме, как швартовка и базирование рыболовецких судов у военных причалов. Есть, конечно, приказ Минобороны, разрешающий экономическое использование объектов Минобороны. Однако есть сведения, что, прикрываясь этим приказом, у военных причалов швартуются браконьеры, перегружают там свою продукцию, прячут свои "хвосты".

"Нездоровое направление"

Владиславу Игнатову журналисты в основном задавали вопросы, мало связанные с деятельностью областного совета по противодействию коррупции. А первым делом спросили: стали ли в России за те 8 лет, в течение которых существует Национальный антикоррупционный комитет, меньше давать взяток?

- Думаю, что не меньше, - честно ответил Владислав Михайлович. - А больше. Но дело в том, что так у нас трансформировалась модель экономики страны: шли процессы, связанные с перераспределением собственности и каких-то благ, а это огромные деньги. Но если с коррупцией вообще не бороться, будет еще хуже. Могу привести пример. Для 1999-2000 годов очень актуальной была проблема наркокоррупции. Наш комитет добился создания спецслужбы по борьбе с наркотиками, - не подразделения в составе МВД, а отдельного подразделения. Результат: сразу же после создания службы, в 2000 году, в Рязанской области произошло первое задержание крупнейшей по тем временам партии героина - 52 килограмма.

- А будет ли создана спецслужба по борьбе с коррупцией? - интересовались журналисты.

- Думаю, что скоро она появится, - заверил Владислав Игнатов.

Представители СМИ попросили советника председателя Счетной палаты РФ прокомментировать последние события в этой организации.

- Для меня это очень болезненная ситуация, - сказал Владислав Михайлович. - Потому что все это происходит в ранее возглавляемом мной направлении деятельности Счетной палаты - по контролю неналоговых доходов госбюджета. За исключением ареста госпожи Фарниевой - она из другого отдела. Что касается еще одного персонажа - господина Кпимантова - так я его в свое время уволил из состава сотрудников этого направления. Но его взял обратно другой аудитор. Вообще, это беспрецедентный случай - когда три сотрудника одного направления задержаны за коррупцию (а перед этим еще один сотрудник был задержан за участие в групповом изнасиловании). Это, естественно, говорит о нездоровой обстановке в коллективе данного направления. Но я думаю, что у Сергея Степашина хватит мужества эту ситуацию преодолеть.

- Откуда пошла информация о взяточниках: изнутри Счетной палаты или извне? - спросили журналисты.

- У нас были случаи, когда подобные расследования - в отношении наших сотрудников - начинались по инициативе самой Счетной палаты, - ответил Игнатов. - Что касается данного случая, то задержание Фарниевой, которая обвиняется в вымогательстве взятки в размере 7 миллионов евро, очевидно, состоялось по инициативе и извне, и изнутри Счетной палаты. Кстати, сам уровень взятки - 7 миллионов евро - говорит о том, что здесь, скорее всего, не одна Фарниева замешана, такая сумма - это уровень какой-то организованной группы. По поводу Климантова - это работа только Федеральной службы безопасности.

Регламентом по чиновнику

В заключение по просьбе журналистов Сергей Суббдтин рассказал о проводящейся сейчас в области административной реформе. Главный вопрос: что это даст населению?

- Реформа в первую очередь подразумевает регламентацию действий чиновников, - сказал заместитель губернатора. - Чтобы каждый гражданин знал, как чиновник обязан отреагировать на его просьбу, пожелание Властные органы оказывают обратившемуся к ним человеку госуслугу. Правила оказания этой услуги должны быть строжайшим образом прописаны, буквально до деталей - до минут, сколько чиновник должен принимать посетителя, до номеров кабинетов, куда нужно идти по тому или иному вопросу. Все это будет прописано в регламенте, прочитав который, гражданин будет знать, что ему ждать от чиновника, что и в какие сроки тот обязан выполнить по заявлению человека.

Далее Сергей Субботин рассказал, что в Мурманской области в ближайшее время будет создан сайт на портале правительства, на котором самым подробнейшим образом будут расписаны все услуги, которые чиновники обязаны оказывать. Таким образом, человек, которому что-то нужно от чиновника, не важно что- паспорт получить, разрешение на торговлю, пособие на ребенка и так далее, сможет зайти на портал и выяснить, кто, в какие сроки, на основании каких законов обязан ему эту услугу предоставить. Там же будут представлены в электронном виде и бланки заявлений.

Как попасть на этот сайт? Через центры общественного доступа, которые будут работать при библиотеках. Причем заместитель губернатора убежден, что освоить необходимые навыки для работы с этим сайтом смогут практически все жители, включая пенсионеров.

- Бабушки умеют включать телевизор, звонить по телефону? -спросил Сергей Субботин. - Научились платить за ЖКУ через терминалы? И работать с этим сайтом тоже научатся. Это не сложнее. И в конце концов, у них ведь дети и внуки есть. Помогут.

Остается одна проблема - очереди в органах власти. Ведь люди часто дают взятку только за то, чтобы быстро попасть к нужному чиновнику.

- Ее разрешит принцип одного окна, - считает заместитель губернатора. - Пришел человек, сдал заявление, а дальше - не его забота, а проблемы чиновника, который в установленный регламентом срок обязан будет дать ответ на это заявление.

Когда все это заработает? Административная реформа в области должна быть закончена в 2008 году. Подождем, посмотрим?

Дмитрий ПЕТУХОВ.
Издание "Полярная правда"
Выпуск N 147 от 5 октября 2007
http://www.b-port.com/info/smi/pp/?issue=3233&article=61184
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован