14 апреля 2005
3260

Владислав Иноземцев. НЕФТЬЮ ЗАПРАВЛЯЮТ ЛЕНТЯИ

Чем больше дармовых доходов, тем ниже профессионализм госслужащих




Цены на нефть бьют рекорд за рекордом. Только с начала текущего года они выросли на 27%, а за последние 52 недели - более чем в полтора раза. Экономисты выступают со все более смелыми оценками перспектив развития ситуации. И хотя пока от слова "кризис" большинство из них воздерживаются, повышение в прошлую пятницу одним из самых авторитетных инвестиционных банков, Goldman Sachs, верхнего предела диапазона нефтяных цен до 105 долл. за баррель никто не принял за первоапрельскую шутку.
Даже известный британский журнал The Economist, с 2000 года пророчивший скорое падение цен на нефть, с ноября прошлого года занял явно выжидательную позицию. Все говорит о том, что у цен на "черное золото" сегодня остался только один путь - вверх. В такой ситуации возникают два вопроса: во-первых, насколько спекулятивен этот рост цен; и, во-вторых, таит ли их повышение серьезную угрозу развитию мировой экономики? Попытаемся последовательно ответить на каждый из них.

На спекуляцию не похоже
Начнем с наиболее простого: является ли рост цен на нефть спекулятивным или же он задается устойчивыми хозяйственными трендами? Когда повышение котировок так стремительно, как в последние месяцы, гипотеза о перегреве рынка выглядит убедительно. И не нужно будет удивляться, если в краткосрочной перспективе цены несколько понизятся. Однако вряд ли значительно. И почти наверняка ненадолго.
Сегодняшний рост цен на нефть обусловлен как минимум тремя фундаментальными факторами, ни один из которых не потеряет своего значения в ближайшие годы.
Во-первых, это заметный рост глобального потребления нефти (в среднем на 3,4% в год за последние пять лет). Наиболее серьезными игроками на этом рынке выступают США и страны Азии, прежде всего Китай. Они задают тон не только нынешними масштабами использования нефти (20,3 млн баррелей в день в США и 6,1 млн баррелей в день в Китае), но, что гораздо более существенно, уверенным ростом ее потребления (по расчетам экспертов, к 2010 году США будет ежедневно требоваться 23 млн баррелей, а Китаю - не менее 9,5 млн.) В Соединенных Штатах этот рост провоцируется излишним использованием топлива конечными потребителями (если в 1996 году на долю джипов и мелких грузовиков в США приходился 41% всех продаваемых новых автомобилей, то в 2003-м - уже 54%), и их привычки не склонны меняться. Кстати, по расчетам экспертов, одно лишь снижение уровня потребления бензина американскими автомобилями до европейского уровня позволило бы Америке отказаться от импорта нефти из региона Персидского залива. В Китае резкий рост потребления нефти вызван высокими темпами развития промышленности, ежегодно увеличивающей спрос на "черное золото" на 13-15%. Даже при стабильном уровне потребления в Японии и странах ЕС глобальный спрос на нефть к 2010 году вырастет на 10-12 млн баррелей в день, что составляет около 40% ее нынешней добычи странами - членами ОПЕК. Таков первый, и важнейший, фактор роста нефтяных цен.
Во-вторых, очевидно, что сегодня рынок нефти серьезно отличается от того, каким он был, например, в 70-е годы. Даже принимая во внимание очередное заявление ОПЕК о повышении квот добычи (уже до 28 млн баррелей) в день, не входящие в картель государства поставляют на рынок почти вдвое больше - 55,5-56,0 млн баррелей. В наши дни нефть - не монопольный товар; производители и рады были бы воспользоваться конъюнктурой, но возможности наращивания масштабов добычи весьма ограничены. Так, например, Саудовская Аравия не может увеличить их уже более 20 лет, а из двадцати стран - членов ОПЕК только четыре превысили уровень добычи 1982 (!) года. Заметим: в 90-е годы по всему миру нефтяной сектор пережил острый кризис, вызванный устойчивым снижением цен (составившим за 1990-1998 годы почти 3,8 раза в сопоставимых ценах). Как следствие только в 1997-1999 годах в разных странах из-за низких цен на сырье были закрыты или законсервированы около миллиона (!) нефтяных скважин (из них более 136 тысяч - в США). Поэтому, в отличие от 1973-1974 или 1980-1981 годов, рост цен подстегивается не искусственным ограничением предложения сырья, а объективной невозможностью его существенного роста.
В-третьих, что также весьма существенно, нефть сегодня - пусть это звучит парадоксально - не так уж и дорога. В 2004 году США импортировали 3,94 млрд баррелей нефти (55% всей потребленной в масштабе страны). Среднегодовой уровень цен на торгующуюся в Нью-Йорке нефть марки WTI составил 39 долл. за баррель (что на 58% выше среднего уровня 2003 года). Таким образом, дополнительная нагрузка на американскую экономику составила не более 56,4 млрд. долл. В то же время только за 2004 год внешнеторговый дефицит Соединенных Штатов вырос с 496,5 до 617,0 млрд долл., а это значит: Америка потратила на закупки подорожавшей нефти менее половины напечатанных ею необеспеченных долларов. Более того, сумма в 56,4 млрд долл. - это лишь 0,52% ВВП Соединенных Штатов (прирост которого в 2004 году составил, кстати, 3,9%). И перераспределение крупицы американского богатства в пользу нефтедобывающих стран не критично для экономики США.
В Европе, где цены на топливо почти втрое выше, чем в Америке, от 48 до 59% цены на бензин составляют акцизы, взимаемые в пользу государства. Европейцы уже готовятся к тому, что для недопущения дальнейшего роста цен их придется снизить: отчасти именно этим вызваны согласованные в конце марта корректировки предельно допустимых показателей бюджетного дефицита стран, входящих в зону евро. Так или иначе ситуация драматически отличается от сложившейся в 1973-1974 годах, когда повышение цен на нефть обошлось Соединенным Штатам почти в 2,9% их ВВП.

Страхи потребителей
Значит ли все это, что серьезных потрясений на рынке ожидать не приходится? На наш взгляд, их нельзя исключать, но они скорее будут спровоцированы общей слабостью живущей в долг экономики США, чем ростом нефтяных цен, хотя и между этими моментами существует связь. На протяжении последних четырех лет доллар потерял более трети своей стоимости по отношению к евро и иене, и это послужило причиной для рассуждений о возможности перехода на котировки нефти в евро. Между тем сегодня объем трансакций на мировом нефтяном рынке (не считая расчетов по фьючерсам) превышает 800 млрд долл. в год. По сути, это самый большой долларовый рынок в мире, и пока он существует, за эмитируемые американским казначейством зеленые бумажки можно купить товар, нужный практически в любой ситуации. Если доллар перестанет быть средством расчетов на этом рынке, он утратит свою привлекательность, а США - возможность бесконечно финансировать растущее отрицательное сальдо торгового баланса. Это, в свою очередь, вызовет отток инвестиций из Америки, сокращение спроса и как следствие - мировой экономический кризис. Однако, повторим еще раз, причиной тому станет отнюдь не уровень, а всего лишь единица измерения нефтяных цен.
Именно поэтому резкий и малопредсказуемый рост цен на нефть опасен для западных экономик, и прежде всего - для американской. В то же время вполне вероятно, что, как и в 70-е годы, их повышение подтолкнет развитие технологий, принявшее в 90-е годы крайне однобокий характер. Если с 1973 по 1990 год энергоемкость 1 долл. сократилась в Японии на 39%, в странах ЕС-15 - на 31%, а в США - на 17%, то между 1990 и 2004 годами ее снижение в Европе не превысило 7%, а в США такового и вовсе не отмечалось. Появление новых компьютерных и коммуникационных технологий практически никак не отразилось, например, на автомобильной промышленности (а на нужды транспорта приходится 94,5% всей потребляемой Америкой нефти). Серьезные работы по использованию, например, солнечной энергии в США не велись с 1982 года, когда президент Р. Рейган отдал приказ демонтировать солнечные батареи, установленные на крыше Белого дома его предшественником Дж. Картером. Учитывая, что практически все значимые фигуры в администрации Дж. Буша в тот или иной период деятельности были вовлечены в нефтяной бизнес, понятна незаинтересованность и нынешней администрации в инициировании разработки ресурсосберегающих технологий. Видимо, для нового толчка нужны гораздо более высокие, нежели сегодня, цены на нефть. Таким образом, при общем негативном влиянии на текущую хозяйственную конъюнктуру их рост может обернуться явным оздоровлением западных экономик в более отдаленной перспективе.

Горе от богатства
Однако рост нефтяных цен создает серьезные проблемы не только для импортеров, но и для экспортеров этого сырья. На протяжении последних сорока лет экономическая статистика четко свидетельствует: страны, обладающие богатыми природными ресурсами, все более и более отстают в своем развитии. Причина банально проста: чем больше у правительства возможностей положиться на богатства своих недр, тем меньше у него желания развивать таланты своего народа; чем больше у него дармовых доходов, тем ниже профессионализм госслужащих, масштабнее коррупция, более развиты местничество и кумовство. И совсем неслучайно, что экономические "чудеса" последней трети ХХ века произошли в странах, практически лишенных ресурсной базы. Зато ни одна чрезмерно богатая природными ресурсами страна не построила ни процветающей индустриальной экономики, ни демократического гражданского общества. Исключений из данного правила, что печально, пока не отмечено.
С середины 70-х годов в целом ряде стран - в первую очередь в Саудовской Аравии и Советском Союзе - начали складываться паразитические экономики, характерными чертами которых выступают замедление технологического прогресса и неумолимое нарастание либо имущественного расслоения, либо социальной отчужденности.
Снижение нефтяных цен с 39 до 12 долл. за баррель в 1983-1988 годах предопределило крах советской экономики, чьи ежегодные доходы от экспорта нефти только за 1985 - 1988 годы сократились почти вдвое - с 23,1 до 12,7 млрд долл. Ей не помог даже своего рода дефибриллятор в виде трехкратного роста цен в период войны в Персидском заливе в 1990 - 1991 годах. В 90-е годы экономический спад в России высвободил значительный объем нефти для экспорта, что, однако, не разрешило, а только усугубило инвестиционный кризис. Единственный период роста капиталовложений в технологичные секторы промышленности пришелся на время премьерства Евгения Примакова, совпавшее с самым "дном" нефтяных цен в 1998-1999 годах. Однако за годы деиндустриализации экономики были сколочены самые большие состояния в российской истории, в то время как уровень жизни большинства граждан поныне остается ниже того, каким он был в середине и во второй половине 80-х годов.
Саудовская Аравия - еще более показательный пример того же процесса. В 1981 году среднедушевой показатель ВВП составлял 19,7 тыс. долл. - всего на 20% меньше, чем в Соединенных Штатах. Сегодня он снизился до 6,9 тыс. долл., а разрыв с США составил уже не 1/5, a 5 раз. На содержание королевской семьи и государственного аппарата (что фактически одно и то же) уходит до 8% ВВП. Еще 7,2% расходуется на военные программы и закупку вооружений. Коррупция становится нормой, а непрозрачность экономики - чуть ли не правилом. Достаточно сказать, что в 2002 году западные компании заплатили за купленную ими в Саудовской Аравии нефть 72 млрд долл., а саудовская статистика показала объем экспорта в 57 млрд. Разница - какие-то 15 млрд - попала в карманы членам королевской семьи и высшим чиновникам.
В такой ситуации стремительный рост нефтяных цен окончательно снимает у правительств нефтедобывающих стран всякую головную боль об исполнении бюджета, росте производительности и обеспечении технологического прогресса. Примечательно, что за последние семь лет в США не зарегистрировано патентов, подателями заявок на которые были бы граждане или компании из стран Персидского залива. Видимо, скоро к этой группе присоединятся и государства, строящие у себя управляемую - увы, лишь ценами на "черное золото", - демократию. И именно нарастающий разрыв - экономический, социальный и интеллектуальный - между странами, вынужденными импортировать нефть, и теми, кому перепало сомнительное счастье быть ее поставщиками на мировой рынок, во многом определит линии конфликтов в мире XXI века, разделит его на "состоятельные" и "несостоявшиеся" государства. Только тогда, через несколько десятилетий, можно будет сказать, кому нынешний виток цен принес большие проблемы: потребителям нефти или же ее производителям.


Новая газета, No 27, 14 апреля 2005
http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?table=newspapers&lang=russian&id=123


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован