27 февраля 2007
139

Владислав Резник: `Рано или поздно надзорный орган будет выделен из Центрального банка`

Чем было вызвано ваше предложение лишить Банк России надзорных функций?
- Это очень непростой вопрос. И в разных странах он решается по-разному. СегодняБанк России выполняет две основные функции: отвечает за стабильность национальной валюты и за всю кредитно-денежную политику. Это его основные задачи. Вторая его функция - это надзор. Так вот, между выполнением одной и другой функций могут быть противоречия. Потому что надзор направлен на установление стабильности банковской системы. Зачастую же проведение кредитно-денежной политики может противоречить стабильности банковской системы, и наоборот. То есть существует некое системное противоречие.
Почему вопрос о лишении ЦБ функции надзора возник именно сейчас?
- Да этот вопрос и раньше обсуждался. Его еще в 2000 году Александр Шохин поднимал. Просто тогда эта тема не получила развития. Этот вопрос давно уже висит в воздухе, и рано или поздно надзорный орган будет выделен из Центрального банка, я в этом уверен. Даже в самом ЦБ никогда безоговорочно не отрицали эту альтернативу, а говорили, что ее можно обсуждать. Я не знаю, удастся ли нам это сделать, но я предлагаю обсудить это со всеми, создать рабочую группу.
А вы уже предприняли какие-то конкретные действия для решения этого вопроса?
- Мы собираемся это обсудить с ЦБ и правительством. Но должна быть политическая воля: это очень серьезный вопрос, который с полтолчка не решить.
Если выделять надзор из функций Банка России, то как, на ваш взгляд, это следует делать наилучшим образом?
- С моей точки зрения, надо выделить в отдельный госорган только надзорные функции ЦБ. Хотя в итоге я бы хотел прийти к мегарегулятору, который отвечал бы и за банковский, и за фондовый, и за страховой рынки. Но это совсем уже серьезное решение, потому что мегарегулятор в значительной степени отдален от правительства, получается слишком самостоятельным. И пока на российском рынке это невозможно. Так что отдельный орган сегодня - это реальный вариант.
Это должен быть вновь создаваемый орган или им может быть уже существующий, например Росфинмониторинг?
- Нет, у Росфинмониторинга свои функции и задачи. Поэтому надо создавать новый орган. И предложения о передаче функции банковского надзора Росфинмониторингу у меня никогда не было.
Возражения моих противников против предложения о создании такого органа обычно следующие: во-первых, лучше иметь надзор непосредственно в ЦБ, потому что в случае какого-то кризиса это позволяет принимать оперативные решения о поддержке банковской системы. А во-вторых, где же взять столько квалифицированных людей для нового надзорного органа? Ну и в-третьих, в процессе выделения функций можно вообще потерять не только управляемость, но и надзор за банковской системой. Но мне кажется, что если будет политическая воля, все перечисленные проблемы можно решить.
А сколько, по-вашему, потребуется времени на выделение надзорных функций?
- Все это можно решить в течение года или двух лет. За это время надо принять решение, подготовить законодательство, предусмотреть переходный период и перевести людей. Да, забыл о еще одной проблеме, которая озвучивается оппонентами, это вопросы зарплаты. Потому что, естественно, Центральный банк имеет специальный статус, и там обеспечение лучше. Но этот вопрос тоже подлежит обсуждению, и его тоже можно решить. В некоторых странах регуляторов содержат сами рынки. Например, в Германии страховщики отчисляют часть средств на содержание надзорного органа по страховому рынку. В некоторых странах и банковский надзор содержится за счет рынка.

Коммерсант Деньги, Москва

26 Февраля 2007

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован