26 февраля 2007
1693

Владислав Резник: `Рано или поздно надзорный орган будет выделен из Центрального банка`

Чем было вызвано ваше предложение лишить Банк России надзорных функций?
- Это очень непростой вопрос. И в разных странах он решается по-разному. СегодняБанк России выполняет две основные функции: отвечает за стабильность национальной валюты и за всю кредитно-денежную политику. Это его основные задачи. Вторая его функция - это надзор. Так вот, между выполнением одной и другой функций могут быть противоречия. Потому что надзор направлен на установление стабильности банковской системы. Зачастую же проведение кредитно-денежной политики может противоречить стабильности банковской системы, и наоборот. То есть существует некое системное противоречие.
Почему вопрос о лишении ЦБ функции надзора возник именно сейчас?
- Да этот вопрос и раньше обсуждался. Его еще в 2000 году Александр Шохин поднимал. Просто тогда эта тема не получила развития. Этот вопрос давно уже висит в воздухе, и рано или поздно надзорный орган будет выделен из Центрального банка, я в этом уверен. Даже в самом ЦБ никогда безоговорочно не отрицали эту альтернативу, а говорили, что ее можно обсуждать. Я не знаю, удастся ли нам это сделать, но я предлагаю обсудить это со всеми, создать рабочую группу.
А вы уже предприняли какие-то конкретные действия для решения этого вопроса?
- Мы собираемся это обсудить с ЦБ и правительством. Но должна быть политическая воля: это очень серьезный вопрос, который с полтолчка не решить.
Если выделять надзор из функций Банка России, то как, на ваш взгляд, это следует делать наилучшим образом?
- С моей точки зрения, надо выделить в отдельный госорган только надзорные функции ЦБ. Хотя в итоге я бы хотел прийти к мегарегулятору, который отвечал бы и за банковский, и за фондовый, и за страховой рынки. Но это совсем уже серьезное решение, потому что мегарегулятор в значительной степени отдален от правительства, получается слишком самостоятельным. И пока на российском рынке это невозможно. Так что отдельный орган сегодня - это реальный вариант.
Это должен быть вновь создаваемый орган или им может быть уже существующий, например Росфинмониторинг?
- Нет, у Росфинмониторинга свои функции и задачи. Поэтому надо создавать новый орган. И предложения о передаче функции банковского надзора Росфинмониторингу у меня никогда не было.
Возражения моих противников против предложения о создании такого органа обычно следующие: во-первых, лучше иметь надзор непосредственно в ЦБ, потому что в случае какого-то кризиса это позволяет принимать оперативные решения о поддержке банковской системы. А во-вторых, где же взять столько квалифицированных людей для нового надзорного органа? Ну и в-третьих, в процессе выделения функций можно вообще потерять не только управляемость, но и надзор за банковской системой. Но мне кажется, что если будет политическая воля, все перечисленные проблемы можно решить.
А сколько, по-вашему, потребуется времени на выделение надзорных функций?
- Все это можно решить в течение года или двух лет. За это время надо принять решение, подготовить законодательство, предусмотреть переходный период и перевести людей. Да, забыл о еще одной проблеме, которая озвучивается оппонентами, это вопросы зарплаты. Потому что, естественно, Центральный банк имеет специальный статус, и там обеспечение лучше. Но этот вопрос тоже подлежит обсуждению, и его тоже можно решить. В некоторых странах регуляторов содержат сами рынки. Например, в Германии страховщики отчисляют часть средств на содержание надзорного органа по страховому рынку. В некоторых странах и банковский надзор содержится за счет рынка.

http://www.er-duma.ru/pubs/21097
Коммерсант Деньги, Город: Москва
Дата: 26 Февраля 2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован