22 ноября 2006
1877

Владислав Зинченко: `Все удачные идеи - в общую модель`

Нынешний год для науки и образования России стал поворотным. Высшие эшелоны власти объявили национальный проект "Образование". Основной темой разговора с губернатором Томской области, начальником департамента по образованию и научно- технической политике Владиславом Зинченко стал анализ предпринятых правительством шагов выделения серьезных ресурсов в преломлении к томской ситуации. Послужил ли нацпроект катализатором или просто продолжил линию развития университетского города? Мы пытались разобраться в этом вопросе, а начали беседу, пожалуй, с самого знакового события - в мае сразу два томских вуза одержали победу в федеральном конкурсе.
Своя особенная гордость

- Во-первых, эта мера закрыла кулуарные споры, кто по-настоящему заслуживает поддержки, ведь сегодня большая часть вузов назвала себя университетами. Однако табель о рангах не отражает истинного положения, так как реально в стране всего 30 процентов университетов, где развивается наука. А конкурс отразил эту ситуацию: так, совершенно оправданно был оценен свежий проект ТУСУРа. Во-вторых, победа принесла материальные дивиденды, которые сейчас успешно осваиваются. На два университета выделено 1 млрд. 300 тысяч рублей, благодаря чему идет методическое и программное обеспечение, преподаватели получают возможность повышать квалификацию, поступает современная аппаратура. В ТГУ заказан суперкомпьютер, самый мощный компьютер в странах СНГ и Восточной Европы, который обеспечит приток выгодных контрактов, что также привлечет дополнительные средства. Сейчас сложную измерительную аппаратуру получает ТУСУР. Все это позволит нашим вузам развить обучение специалистов новой формации и быть интересными для внешнего заказчика. Одержав убедительную победу, Томск подтвердил высокий статус университетского города и свою конкурентоспособность. Сегодня усилен проект ТПУ, который совсем немного не добрал на первом этапе. Очень интересный проект с ориентацией на внедренческую деятельность, коммерциализацию и участие в особой экономической зоне сейчас готовит СГМУ. Там сформирована хорошая, молодая и энергичная команда, заложена интересная мысль, равную которой среди медицинских вузов вряд ли кто-то сможет предложить. Так что эти два томских университета также реальные претенденты на победу во втором этапе конкурса.

- А как повлиял национальный проект "Образование" на среднюю школу?

- В Томской области миллионным грантом была отмечена двадцать одна школа. Шестидесяти девяти учителям, по отпущенной квоте, выделено по сто тысяч рублей. Главное, что случилось повышение авторитета, самоуважения и уважения в окружающей среде. Эти чувства были почти растоптаны в последние годы. Выигрыш очень активизировал коллективы. Возникли требования и вопросы: что надо делать, чтобы попасть в число лучших? Фактически проект запустил движение школ, исповедующих инновационные программы. Теперь необходимо распространить эти наработки, превратить их в систему, которая оказывала бы влияние лидеров на всю преподавательскую среду. На форуме по образованию прошли открытые презентации программ. Тиражирование опыта через живые уроки будет проводиться через телепорт ТГУ. Кроме того, очень много дала для развития экспертная система оценки школ. Экспертиза, как система, - это мощный инструмент, механизм, который тоже по-своему влияет на сообщество. Каждая работа просматривалась восемью экспертами, потом широко обсуждалась, проводились специальные семинары. Томским опытом заинтересовалось Министерство образования, нам были предложены материалы, в которых в самом деле много творческого начала и новых моментов.

- Мы привычно гордимся университетской средой, а в средней школе есть ли какая-то томская особенность?

- У нас очень высокий потенциал средней школы, это не ура-патриотизм, а внешняя оценка весьма уважаемых профессионалов. Сильный "конек" Томска - интеграция разных уровней образования. Сейчас высшая школа нарастила материальную базу и кадры, а когда начались проекты, ориентированные на общее образование, то единственной силой, которая могла быстро внедрить, научить, помочь и развивать, конечно, стали университеты. Мы выстроили взаимодействие. Выполнение крупных государственных проектов, таких как, например, ЕГЭ, показало, как происходит диффузия высшей и средней школы. Такой же единый совместный проект ведется по единой образовательной информационной среде. Практически во всех вузах Томска стремительно развились Институты дистанционного образования. Много дали крупные проекты, которые выполнялись по институту "Открытое общество".
Рабочие кадры для всей Сибири

- В области учреждений начального профессионального образования у нас тоже есть свой путь?

- В Томске он видится в выстроенной системе ресурсных центров. Жизнь сама подсказывает, что частное и государственное партнерство в сфере подготовки рабочих специальностей должно усиливаться. "Российские железные дороги", в частности, столкнулись с проблемой. Начатые поставки нового сложнейшего оборудования оказываются невостребованными: попав в депо, оно либо не используется, либо ломается. Стало понятно, что нужно готовить кадры под это оборудование. Его поставили в Профессиональный лицей N1 для подготовки рабочих профессий. Под эту же задачу объединились институты-разработчики. Объединение идеологий ресурсного центра дает двойной эффект, так как идет развитие и рынка инновационных технологий, и рынка подготовки кадров. У нас уже есть показательные примеры. Промышленно-гуманитарный колледж, с иголочки обустроенный ООО "Транснефть", на базе ресурсного центра решает колоссальную для страны задачу: именно в Томске сейчас идет подготовка специалистов для прокладки нефтепровода из Восточной Сибири в страны Тихоокеанского региона. В сентябре открыт центр переподготовки в "Томсктрансгазе", который будет готовить специалистов для газопровода Сибирь - Китай. Департамент промышленности выделил ресурсы для лесотехникума, чтобы на базе новейшего оборудования готовить специалистов по переработке леса. 20-е училище работает с немецкими фирмами в области жилищно-коммунального хозяйства. Здесь за год удваивают объем переподготовки кадров, потребность в которых возникла в связи с современными технологиями. Ресурсные центры сейчас выпускают специалистов, у которых нет проблем с трудоустройством. Мы можем готовить кадры в целом для Сибирского региона. Рабочие руки потребуются и в технико-внедренческой зоне. Кроме того, потребовалось также повышение квалификации преподавателей и мастеров. Вообще, открытие ресурсных центров - это цепь решаемых проблем, направление, которым мы занялись одними из первых в стране. Сейчас ожидается объявление конкурса среди учреждений начального профессионального образования. Думается, Томску будет что представить.
Удачный опыт превратить в систему

- Как повлияло на развитие научного потенциала Томска открытие технико-внедренческой зоны?

- Мы создали региональную стройную систему в области инновационной деятельности. Заработали офисы коммерциализации, центры трансфера технологий, благодаря чему в год обрабатывается примерно до 400 научных разработок. Самые перспективные берутся в глубокую проработку, которая помогает их выводу на рынок. Эта часть работы будет расширена. Началось создание системы студенческих бизнес-инкубаторов, родоначальником которой стал ТУСУР, и сейчас подхватили другие университеты. Через два- три года Томск будет иметь конвейер по созданию бизнес-команд, ориентированных на воплощение бизнес-проектов. Это новаторские вещи, в мире они актуальны. Мы также ставим задачу создания совместных предприятий в Томске, что коррелируется с требованиями технико-внедренческой зоны. Есть уже примеры успеха. Три совместных предприятия в Томске открыл фонд Оксфорда, после чего его руководством было написано рекомендательное письмо коллегам в мире о том, что Томск - это тот город, куда нужно выходить наукоемкому бизнесу, открывать предприятия и работать. Сейчас идет создание целого спектра предприятий в области медицинского материаловедения с фирмами Германии. Мы готовим крупный пятилетний проект в рамках партнерства с Францией. В Томск зашел японский "Panasoniс". Сегодня наша задача все эти отдельные примеры также превратить в систему, что для России также является прорывом.

Томский опыт заключен в одну составляющую: все удачные идеи и начинания мы стараемся превратить в общую модель. Сейчас таковой стала помощь разработчикам выводить свою продукцию на мировые рынки, включаться в международное разделение труда. При внедрении возникает масса юридических вопросов, в частности, как удержать идею в интеллектуальной собственности, как оказывать консалтинговые услуги. Мы хорошо научились создавать технические команды, а теперь нужно создавать такие же из международников, юристов, экономистов, менеджеров. Вот какой круг, который должен помогать развитию наукоемкого бизнеса. В России подобный опыт есть только в рынке вооружения. Это новая задача. И заниматься ею очень интересно.

21 ноября заместителю губернатора Томской области, начальнику департамента по образованию и научно-технической политике Владиславу Зинченко исполнилось 60 лет. "АиФ-Томск" от души поздравляет Владислава Ивановича с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и новых свершений на благо процветания науки и образования Томской области!


Светлана Сырова
22 ноября 2006 г.
tomsk.aif.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован