01 апреля 2002
195

Власть. Государство и политика

ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА Государственно-
административный статус

Основы государственности Кабардино-Балкарии были заложены еще при вхождении территории в Горскую АССР (постановление ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г.), в рамках которой Кабарда и Балкария значились как два отдельных национальных округа . кабардинский и балкарский.
1 сентября 1921 г. из состава Горской АССР выделился кабардинский округ с образованием Кабардинской Автономной области.
6 января 1922 г. Наркомнац принял решение о выделении из ГАССР также и балкарского округа и образовании Балкарской Автономной области, однако уже 9 января это решение было отменено, в пользу создания единой Кабардино-Балкарской автономной области. 16 января 1922 г. ВЦИК подписал декрет об образовании объединенной Кабардино-Балкарской области.
17 августа 1922 г. состоялось первое объединенное заседание Кабардинского обкома ВКП(б) и Балкарского организационного бюро РКП(б), на котором было утверждено ²Положение об объединении Кабарды и Балкарии⌡. Главным принципом этого объединения был принцип паритетности в исполнительных органах власти (1/3 от кабардинцев, 1/3 от балкарцев и 1/3 от русских). 6 декабря на съезде Советов КБАО процесс создания единой Кабардино-Балкарской Автономной области был завершен.
5 декабря 1936 г. КБАО была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. 24 июня 1937 г. на Чрезвычайном Х областном съезде Советов была принята Конституция КБАССР.
8 апреля 1944 г. в связи с выселением всего балкарского народа из КБАССР республика была Указом Верховного Совета СССР преобразована в Кабардинскую АССР. После реабилитации депортированных указом Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. Кабардинская АССР была вновь преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. После распада СССР 31 января 1992 г. Кабардино-Балкария приняла Декларацию о государственном суверенитете.
Конституция Кабардино-Балкарской Республики принята 1 сентября 1997 г. В новой Конституции нет обозначения субъектообразующих этносов, говорится о народе Кабардино-Балкарии, что в значительной степени гарантирует от разделения республики на ²этнические уделы⌡.


Доктрина и режим власти

По Конституции КБР Государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом в Кабардино-Балкарии является президент.
Учреждение поста президента в Кабардино-Балкарии произошло на основе решения Верховного Совета Кабардино-Балкарии. Решение было встречено крайне негативно со стороны балкарского национального движения - тогда многим казалось, что учреждение президентства приведет к доминированию кабардинцев и ущемлению прав балкарского народа. В первом туре президентских выборов практически все балкарское население бойкотировало выборы. В местах компактного проживания балкарцев даже не работали избирательные участки. Второй тур выборов прошел также практически без участия балкарского населения и при отрицательном отношении к избирательной кампании со стороны русского населения. Тем не менее выборы состоялись и президент был избран.
В 1997 г. проведены очередные выборы президента. Непосредственно перед этим прошел съезд балкарского народа, который также дал отрицательную оценку предстоящим выборам, но, какого-либо влияния на предстоящие президентские выборы съезд не оказал.
Выборы Президента КБР состоялись 12 января 1997 г. В голосовании приняли участие 97,5% избиpателей, 99,35% пришедших на выборы отдали свои голоса за В.Кокова, действующего президента. Выборы были безальтернативными. Сам В.Коков так оценил отсутствие альтернативы на выборах: ²Ни одной партии или движению, или отдельному гражданину. не чинились никакие препятствия для выдвижения каких-либо других кандидатур. Хочу также заметить, что народ, не захотевший. устроить очередную гонку, способствующую созданию обстановки недоверия и раздоров, оказался не менее мудрым, чем те, кто недоволен отсутствием альтернативы.⌡
По Конституции КБР ²президентом может быть избран гражданин Кабардино-Балкарской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий в республике не менее 10 лет⌡ (ст. 79). Пункт о том, что одно и то же лицо не может быть Президентом Кабардино-Балкарии более двух сроков подряд при принятии окончательного варианта Конституции парламентариями был снят.
В отличие от РФ в КБР учрежден пост вице-президента. Кандидатуру вице-президента предлагает кандидат на должность Президента Кабардино.Балкарии и вице-президент избирается одновременно с Президентом.
Высшим законодательным органом Кабардино-Балка-рии является Парламент Кабардино-Балкарии. Выборы в Парламент КБР состоялись по Указу Президента республики 12 декабря 1993 г. Парламент КБР состоит из двух равнозначных палат . Совета Республики и Совета Представителей. Совет Республики состоит из 36 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам в основном с равным количеством избирателей. Совет Представителей состоит из 36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы республики, избираемых по трехмандатным избирательным округам (районам).
Депутаты парламента избираются сроком на пять лет. Совет Республики является постоянно действующим органом, его депутаты работают на профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Депутаты Совета Представителей работают не на постоянной основе. Депутаты Парламента КБР обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Исполнительную власть в республике представляют Президент КБР, вице-президент КБР, Премьер-министр (Председатель Правительства) КБР, его заместители, секретарь Совета Безопасности КБР, министры, председатели государственных комитетов, председатель Национального банка КБР, председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии КБР.
Кабинет Министров (Правительство) КБР является исполнительным органом государственной власти, подотчетным Президенту КБР. Кабинет Министров КБР состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов. Премьер-министра КБР назначается Президентом КБР с согласия Парламента КБР.
Местное самоуправление в КБР обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно или через избираемые им представительные органы и органы управления всех вопросов местного значения, включая владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городах, районах, поселках, сельских поселениях.
В конце 1996 г. в КБР числилось 397 зарегистрированных общественных объединения, в том числе 153 религиозных организаций. В составе общественных объединений 7 политических партий (включая 5 отделений общероссийских политических партий), 12 общественно-политических движений (среди них 6 отделений общероссийских общественно-политических движений и 6 национальных объединений), а также 10 национально-культурных объединений, центров и ассоциаций.
К основным политическим партиям, являющимся структурными подразделениями общероссийских, в КБР относятся:
Коммунистическая партия КБР. Партия республиканского значения. Уставные цели и задачи: пропаганда идей научного социализма и коммунизма, формирование структуры советских органов, упразднение поста Президента РФ, восстановление целостности Союза.
Кабардино-Балкарская республиканская организация Аграрной партии России. Партия республиканского значения. Уставные цели и задачи: защита политических, гражданских, экономических, социальных, культурных прав и свобод крестьянства, содействие улучшению его социального положения, росту благосостояния, установлению равноправных и взаимовыгодных отношений между городом и деревней, ориентирование общества на возрождение российской деревни, крестьянского уклада жизни и традиций.
Кабардино-Балкарская партия, республиканская организация Партии Российского единства и согласия. Партия республиканского значения. Уставные цели и задачи: вовлечение граждан республики в политическую жизнь общества, проведение избирательных кампаний в органы власти, восстановление экономических связей между странами СНГ, подготовка законопроектов, открывающих правовые возможности дальнейшего углубления экономических реформ, содействие развитию в стране рыночных отношений и усилению социальной ориентированности государственной политики.
Кабардино-Балкарская организация Республиканской партии России. Партия республиканского значения. Уставные цели и задачи: разработка концепций развития социально-экономических, экологических, гуманитарных программ и представление их в органы власти КБР, борьба за представительство в органах власти, участие в формировании исполнительных органов власти КБР.
К основным политическим организациям, являющимся структурными подразделениями общероссийских объединений, относятся:
Кабардино-Балкарская организация всероссийского общественного движения ²Наш дом . Россия⌡. Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: содействие развитию экономических реформ в стране и республике, консолидация общественных сил, ориентированных на укрепление конституционных основ демократического Федеративного государства, утверждение мира и согласия в стране; подготовка и проведение избирательных кампаний.
Кабардино-Балкарская региональная организация всероссийского общественного объединения ²ЯБЛоко⌡. Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: содействие созданию в стране демократического общества и правового государства; защита гражданских и экономических прав жителей республики; поддержка среднего класса; изменение модели приватизации, стимулирование инвестиций; перераспределение доходной и расходной частей бюджета республики с учетом социальных приоритетов.
Кабардино-Балкарское отделение общероссийского движения ²Конгресс русских общин⌡. Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: выработка позиций, программ, предложений, законопроектов по вопросам укрепления российской государственности и сохранения гражданского согласия в РФ и КБР; осуществление диалога между различными национальными движениями и общинами для выработки действенного механизма сохранения межнационального согласия.
Другие общественно-политические объединения:
Конгресс кабардинского народа (ККН). Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: возрождение и развитие языка, культуры, традиций и истории адыгского народа; оказание содействия возвращению из-за рубежа потомков адыгов, депортированных в результате Русско-Кавказской войны; восстановление единства адыгского этноса, установление тесных договорных связей с республиками адыго-абхазской группы для решения общих задач. Решением суда деятельность ККН приостановлена с апреля 1996 г.
²Адыгэ Хасэ⌡ массовая национально-патриотическая организация. Образована в 1986 г. на учредительной конференции в г. Нальчике. Инициатором создания АХ выступила группа национальной интеллигенции. Организация официально зарегистрирована. Уставные цели и задачи: первоначально в программных документах АХ, декларировалась ²приверженность социалистическому выбору и стремление содействовать политике перестройки и обновления всех сторон жизни советского народа, курс на национальное возрождение адыгейского народа, его традиций, языка, культуры, а также обретения Кабардино-Балкарией статуса союзной республики⌡. За годы реформ идейные и политические установки организации претерпели значительные изменения в сторону радикализации программных требований, особенно в части разрешения этнических проблем. В последующие годы АХ особое внимание стала уделять консолидации адыгов (черкесов), вопросам репатриации адыгов на Северный Кавказ, признанию международными организациями за адыгами статуса гонимого народа. Членство в АХ практикуется как индивидуальное так и коллективное. Высший орган ²Адыгэ Хасэ⌡ . съезд. Глава АХ . тхамада. С 1991-92 гг. название ²Адыгэ Хасэ⌡ стали использовать многие адыгские организации, действующие на территории ряда республик СНГ и зарубежных стран независимо друг от друга.
²Тере⌡ (²Форум⌡) . общественно-политическое объединение республиканского значения. Первоначально возникло в 1995 г. как студенческий кружок по изучению истории и культуры карачаево-балкарского народа под названием ²Ныгъыш⌡. Позднее кружок перерос в общественную организацию. В 1989 г. возникло объединение ²Бирлик⌡, ставящее целью полную реабилитацию балкарского народа. В 1989 г. ²Ныгъыш⌡ и ²Бирлик⌡ слились в единую организацию ²Тере⌡. Уставные цели и задачи: возрождение государственности балкарского народа, его культуры, развитие языка, системы образования. С 1996 г. деятельность этой организации находится под запретом.
Общественно-политическое движение ²Русско-язычный конгресс⌡. Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: достижение единства, дружбы и согласия между народами КБР, сохранение целостности республики.
Терско-малкинский казачий округ. Объединение республиканского значения. Уставные цели и задачи: возрождение и развитие патриотизма, межнационального согласия; возрождение и развитие традиционных форм общинного хозяйствования, культуры, обычаев и традиций; обеспечение исторической и правовой реабилитации казачества; объединение казаков и их потомков, в том числе находящихся за рубежом; укрепление российской государственности, защита Отечества; развитие дружбы между народами КБР и Северного Кавказа.
Движение за сохранение единства КБР. Объединение республиканского значения. Создано в 1991 г. как альтернатива общественно-политическим движениям, сформированным по этническому принципу. Сыграло свою роль в сохранении целостности КБР. В этом движении принимают участие многие представители официальной власти, деятелей культуры, искусства, ветеранов войны и труда, бывшие партийные и хозяйственные деятели. Поддерживает действующие органы власти. Добивается сохранения неделимой республики, мира и согласия между проживающими в ней народами.



Этническое
представительство

В Кабардино-Балкарии этническое представительство в органах власти является очень значимым фактором. С момента образования объединенной Кабардино-Балкарии этот вопрос всегда стоял очень остро. Объединение Кабарды и Балкарии в 1920-е гг. было достигнуто только после выработки принципов паритетности (равного представительства в высших исполнительных органах власти кабардинцев, балкарцев и русских). В более поздние годы советского периода вопрос паритетности также не оставался без внимания, однако роль балкарцев в управлении была второстепенной. Балкарец никогда не был первым лицом в республике . чаще это были кабардинцы, в отдельные периоды . русские. Проблема этнического представительства во власти обострилась в начале 1990-х гг. Что было связано с резкими кадровыми перестановками. Коммунистическая партия теряла свое руководящее значение, возрастала роль Председателя Верховного Совета Кабардино-Балкарии. Этот пост, не имевший особого значения, традиционно занимал представитель балкарского народа. На выборах 1990 г. Председателем Верховного Совета впервые стал кабардинец. Для ²паритетности⌡ первым секретарем обкома партии тогда назначили балкарца. Балкарское национальное движение оценило такие перемещения как дискриминационные по отношению к балкарцам. Высказывали мнение, что в двухсубъектной республике должны быть равные права у представителей всех субъектообразующих этносов (т.е. ²титульных⌡, по терминологии советского времени, народов). В конце 1980 - начале 1990-х гг. власть стала сосредотачиваться в руках представителей кабардинского народа. Из властных структур, информационной и научно-образовательной сферы вытесняли не только балкарцев, но и представителей русского населения.
Наиболее открыто о вопросах представительства в органах власти заявило балкарское национальное движение, которое потребовало паритетного представительства в высших структурах для представителей трех народов: русского, кабардинского и балкарского. Обстановка стала накаляться.
Для сохранения мира в республике руководство предприняло некоторые действия. В настоящее время на уровне высшей исполнительной власти вопрос паритетности решен следующим образом: президент республики . по национальности кабардинец, вице-президент . русский, председатель Кабинета Министров . балкарец. В Правительстве КБР русские имеют 3 министерских портфеля, балкарцы . 4, кабардинцы . 10.
Законодательную Палату Парламента КБР Совет Республики возглавляет кабардинец, его заместитель . русский. Председателем Палаты Представителей Парламента КБР является балкарец.


. Отношения ²центр-периферия⌡

Статус Кабардино-Балкарской Республики определен действующими Конституциями РФ и КБР. 1 июля 1994 г. между РФ и КБР подписан Договор ²О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики⌡. В последние годы взаимоотношения Кабардино-Балкарии с федеральными структурами власти развиваются достаточно динамично. Кабардино-Балкария ориентируется на центр и является одной из немногих республик, на которую в Москве ²могут рассчитывать⌡. По возможностям своего бюджета Кабардино-Балкария на 70% является дотационной территорией и это определяет политику соглашательства по отношению к Центру.
Кабардино-Балкарская республика подписала договоры о дружбе и сотрудничестве со многими субъектами РФ. На 1997 г. подписаны договоры с Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Дагестан, Республикой Калмыкия, Республикой Ингушетия, Ставропольским и Краснодарским краями, Ростовской, Ярославской и Тульской областями, городом Москвой и др.


Права человека и
коллективные права

Основным источником и гарантом прав человека и коллективных прав в КБР наряду с федеральным законодательством является Конституция КБР.
Ни одна общественная организация, ни одна партия или национальное движение в своих программах не заявляют о каком бы то ни было стремлении нарушать права человека. Вместе с тем, Балкарское национальное движение не единожды заявляло, что в республике нарушаются права человека из-за фактического ограничения национальных свобод для некабардинского населения.


Общественный порядок
и контроль

В республике общественный порядок и контроль обеспечивается структурами МВД, Прокуратуры, республиканского управления Федеральной службы безопасности. В соответствии с федеральным законодательством судопроизводство осуществляется Верховным судом КБР, городскими и районными судами.
Наиболее серьезная на нынешнем этапе проблема . наличие оружия у гражданского населения. Вопросы приобретения, хранения и использования населением оружия регулируются в республике исключительно на основе российского законодательства. Официальных данных о количестве оружия у жителей КБР нет. По частым сводкам об изъятом оружии и по статистике правонарушений с использованием боевых средств, можно говорить о том, что гражданское население республики вооружено в значительной степени. Много оружия попало в республику в результате конфликта в Абхазии. Тогда добровольцы из КБР принимали участие в военных действиях на стороне Абхазии. Естественно, и война в Чечне и, видимо, Осетино-Ингушский конфликт, также явились источником пополнения нелегального арсенала.
Сегодня в республике всем должно быть ясно, что достижение экономической стабилизации и финансового оздоровления невозможно без обеспечения жесткого режима законности, гарантирования личной и имущественной безопасности граждан. Это прямая обязанность государства.
Ослабление самого государства, системы контроля за деятельностью правоохранительных органов, дезорганизованность в системе управления страны, несовершенство правовой системы, анархия перераспределения капитала и самое главное . бурный натиск преступности . породили растерянность и кризис ответственности у работников правоохранительной системы. Борьба с преступностью может быть успешной только при условии объединения усилий всех структур власти, правоохранительных органов, общественности. Наступление на преступность должно сопровождаться одновременным ударом по предательству в самих правоохранительных органах. За 1995-1996 гг. из органов внутренних дел республики уволено около 1,5 тыс. сотрудников.



Компетенция и авторитет
властей и лидеров

В Кабардино-Балкарии в период перестройки и последовавших затем бурных 1990-х гг. власть практически не ушла из рук прежней партийной номенклатуры. Яркий пример . фигура первого президента Кабардино-Балкарии В.Кокова. После августовских событий 1991 г. под давлением оппозиционных сил, организовавших бессрочный митинг, он ушел со своего поста, чтобы позднее вернуться президентом после двух туров выборов. На вторых президентских выборах 1997 г. за него проголосовало более 90% избирателей. На сегодняшний день В.Коков обладает репутацией компетентного управленца, слывет тонким политиком, хорошим организатором, одним словом . он реальный лидер. Пользуясь высоким авторитетом и в федеральных структурах власти, В.Коков занимает должность заместителя Председателя Федерального Собрания РФ.
Вице-президент Г.Губин, по местному закону, в отсутствие президента обладает всей полнотой властных полномочий. Он имеет авторитет у широких слоев населения.
В период бурной деятельности национальных движений как конструктивный политик проявил себя Х.Чеченов. Его высокий потенциал, знания, организаторские способности, авторитет среди интеллигенции послужили причиной того, что В.Коков рекомендовал его на пост Председателя Правительства в 1997 г. При содействии Х.Чеченова (проработавшего многие годы в Кабардино-Балкарском Государственном университете в должности проректора по научной части), ряд министерских должностей были поручены профессорам местного университета.
Из других государственных деятелей наибольшим авторитетом пользуются советник президента по экономической и социальной политике А.Уянаева, заместители Председателя Правительства Ю.Альтудов и Х.Сохроков, председатели палат Парламента З.Нахушев и И.Бечелов. Из числа активных на общественном поприще предпринимателей можно назвать М.Ахохова (двоюродного брата президента) и Б.Эндреева, председателя комбанка ²Нальчик⌡, депутата Совета Представителей Парламента КБР.



Официальная символика
и календарь

Государственная символика Кабардино-Балкарской республики стала разрабатываться после объявления о суверенитете республики в 1992 г. и была утверждена Парламентом КБР в июле 1994 г. В июне 1996 г. в соответствии с Указом Президента России Б.Ельцина ²О государственном регистре.⌡ Герольдия при Президенте РФ провела экспертизу Государственного герба, флага и гимна Кабардино-Балкарии. Гимн и флаг были утверждены, а герб, как оказалось, имел определенные недостатки. Закон КБР, принятый в июле 1994 г. допускал изображение герба республики в трех различных версиях, что по законам геральдики недопустимо. Эксперты также указали на спорность изображения орла при помощи контура. Специалисты Герольдии обратили внимание и на две декоративные каймы, окружавшие большой и малый щиты на гербе. Это, по их мнению, понижает статус герба: каймой традиционно выделялись гербы ²младших членов семей, подчиненных территорий⌡. С учетом этих замечаний герб был доработан и в конце 1996 г. Государственная Герольдия признала его соответствующим международным стандартам.
Государственный герб КБР представляет собой изображение золотого (желтого) орла в червленом (красном) поле щита; глаз орла лазоревый (синий, голубой). На груди орла . малый пересеченный щит, вверху . изображение серебряной (белой) горы о двух вершинах в лазоревом (синем, голубом) поле, внизу . золотой (желтый) трилистник с продолговатыми листами в зеленом поле. Графическое и цветовое решение герба было придумано художниками Якубом Аккизовым и Германом Паштовым. При выборе художников, учли что они представители кабардинского и балкарского народов. (Я.Аккизов . балкарец, а Г.Паштов . кабардинец).
Государственный флаг Кабардино-Балкарии представляет собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней . сине-голубого, средней . белого, нижней . зеленого цвета. В центре полотнища круг, пересеченный сине-голубым и зеленым полем; на сине.голубом поле . стилизованное изображение горы Эльбрус в белом цвете. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Флаг был выработан коллективно . комиссией по геральдике при парламенте КБР.
Государственным гимном КБР является торжественная песня, созданная с использованием интонаций и колоритов кабардинских, балкарских и русских народных песен. В 1992 г. был объявлен конкурс на создание республиканского гимна. В конкурсе победу одержало произведение композитора Хасана Карданова
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован