27 июля 2009
1047

Вне черкизоны

Вот уже несколько недель не утихают страсти по Черкизовскому рынку. Но, увлекаясь деталями происходящего, мало кто задается вопросом о сути проблемы. Между тем, проблема эта - ровесница постсоветской истории России и корнями уходит в лихие 90-ые, когда вереницы "челноков" на своих плечах привозили в страну столь необходимый стране импортный товар. Тогда никому и в голову бы не пришло поставить этому барьер. Ведь "челноки" символизировали новое время, свободу торговли. Да и населению как нельзя кстати пришлись дешевые китайские товары.

Но вскоре за "челноками" последовали вереницы самолетов Ил-76. Эти "труженики" отечественной грузовой авиации выполняли десятки рейсов в день из Китая в Москву. И весь этот огромный объем ширпотреба, практически в обход таможни, попадал на Черкизовский рынок. Конечно, это было хорошим подспорьем для нашей гражданской авиации. А один из аэропортов Москвы превратился в современный частный терминал. Но казна недополучила миллиарды долларов таможенных платежей.

А еще большим злом оказалось отсутствие сертификации импорта. Товары народного потребления не проходили даже визуального контроля качества. Кто знаком с объективностью экономических законов, прекрасно понимает: где отсутствует контроль, не может быть и качества.

Следом за товарами потянулись китайские торговцы, замещая уже преуспевших российских челноков. Они брали в аренду торговые места в основном в "Черкизоне" и "Луже". Конечно, несправедливо называть их контрабандистами. Ведь они не нарушали границы под покровом темноты с товаром на плечах. Но, обращаясь к услугам сомнительных компаний-перевозчиков и, не получая от них товарно-сопроводительных документов, они оказались вне правового пространства. Незащищенность китайских торговцев породила еще более ужасное явление в наших торговых связях - конфискацию товаров. Ввиду отсутствия документов, огромные партии ТНП, по решениям судов признавались бесхозяйными и обращались в федеральную собственность, а уполномоченные компании РФФИ (Российский фонд федерального имущества) занимались их реализацией. На деле же это выглядело так: силовой операцией наших правоохранительных органов товар вывозился со складов, арендованных китайцами, и, уже на следующий день, продавался на тех же рынках в полцены. Понятно, что китайцы завалили жалобами свое посольство в Москве. Начались "разборки" на высоком правительственном уровне.

Надо отметить, что с этого высокого уровня первым с критикой таких форм торговли выступил как раз глава китайского правительства. В 2001 году тогдашний Премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи заявил, что объем нелегального импорта китайских товаров в Россию превышает 10 миллиардов долларов США и, на то время, сопоставим с объемом официального двустороннего товарооборота.

Но почему с разоблачением выступил именно китайский премьер? Дело в том, что г-н Чжу являлся выразителем интересов крупных китайских компаний, имевших уже известные в мире бренды. Ведь ежегодная торговля Китая с США или с Японией, или с Европой превышает по 300 млрд долл. Жители всего мира голосуют своими деньгами за китайский товар и не имеют претензий к его качеству. А торговля с Россией в прошлом году достигла рекорда всего лишь в 55 млрд долл.

Что же до качества китайских товаров, как уже отмечалось, в России оно стало понятием нарицательным. По имиджу бренда "Made in China" был нанесен колоссальный урон. А солидные китайские экспортеры не смогли попасть на перспективный российский рынок, так как были не в состоянии конкурировать с кустарным производством собственной страны, растаможенном в "сером" варианте.

Впрочем, заместитель г-на Чжу Жунцзи - "железная леди" китайского правительства - г-жа У И поставила вопрос несколько в ином свете. В 2002 году на межправительственных переговорах она заявила своим российским коллегам: "Если "серые" схемы легальны, то просим выдавать китайским торговцам соответствующие документы. Если они нелегальны, то закройте их, чтобы их не было. А пока Вы не определились, дайте команду своим правоохранительным органам не отчуждать товары у предпринимателей".

И вот наконец, в России началась борьба с контрабандой. Конечно же активными борцами стали прежде всего отечественные товаропроизводители. Ведь самый невосполнимый урон нелегальный импорт нанес российской легкой промышленности. Да и условия вступления в ВТО требовали жестких мер.

Глава государства фактически разогнал руководство российской таможни. Прошли "чистки" и в силовых структурах, а налоговая полиция и вовсе была упразднена. Статьи о громких делах, таких как "Три кита" до сих пор не сходят со страниц газет и журналов. В рамках рабочей группы по урегулированию "неорганизованных" форм торговли российско-китайской межправительственной комиссии новое руководство таможни пытается наладить электронный обмен информацией по перемещенным через границу товарам и транспортным средствам со своими китайскими коллегами.

И все же, уже опробованная возможность легкой наживы не давала покоя многим и в Китае и в России. И вскоре, уже под крышей "Ассоциации китайских предпринимателей Москвы", грузопоток пошел новыми путями - морем и сушей. Причем, что удивительно, больше чем из Дальнего Востока и Казахстана вместе взятых, китайские товары поступали прямиком на Черкизовский рынок через балтийские порты.
Фактически борьбе с контрабандой был брошен вызов, и в сентябре прошлого года Генеральная прокуратура РФ, проявив принципиальность, произвела аресты товаров на Черкизовском рынке на сумму более двух миллиардов долларов США. (По данным китайской стороны - около 7 млрд.) А в июне текущего года этот рынок был и вовсе закрыт, и, кажется, навсегда. Хотелось бы верить, что причиной закрытия рынка стал не какой-то "турецкий" случай, а - проявление политической воли.

Оппоненты скажут: данная форма торговли исторически сложилась в отношениях наших государств, и виновных в этом нет. Может быть. Но время этого явления прошло!

В 21 веке две великие державы Россия и Китай должны выстраивать свои торгово-экономические связи на высоком современном, технологичном уровне. Российско-Китайский Центр торгово-экономического сотрудничества, являясь выразителем интересов российского делового сообщества, от имени Российского Союза промышленников и предпринимателей и объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" призывает китайских партнеров воспользоваться случаем и возобновить импорт из Китая в Россию с "чистого листа". Нам необходимо заключать транспорентные контракты, достоверно декларировать на таможне грузы, привлекать транспортно-логистические компании рекомендованные российско-китайской Палатой. Вместо уличной торговли в антисанитарных условиях переходить в современные торговые центры. Сегодня мы предлагаем готовый комплекс на Юго-Востоке МКАДа для размещения всех нуждающихся китайских торговых компаний. Уже сейчас в комплексе имеется более ста тысяч квадратных метров площадей. При этом мы ведем переговоры с китайскими партнерами по расширению комплекса путем привлечения инвестиций из КНР.

Мы уверены, такое обновление послужит значительным вкладом в развитие наших двусторонних торгово-экономических отношений и увеличение торгового оборота.

P.S. На прошлой неделе официальная делегация Министерства коммерции КНР в целях защиты своих предпринимателей провела в Москве ряд встреч с государственными структурами России. На встрече были представлены китайские бизнесмены в лице все той же самой "Ассоциации китайских предпринимателей Москвы". Насколько известно, эта ассоциация предлагает перевести своих торговцев с Черкизовского в десятки других рынков Москвы. То есть, не просто продолжить все то же самое, но еще и распространить метастазы по всей Москве.

А вот российские деловые круги на переговоры допущены не были, несмотря на официальные письменные заявки. Российское бизнес сообщество ничего не имеет против китайского импорта. Напротив, мы стремимся развивать партнерские отношения и взаимовыгодное сотрудничество. Но очень хотелось бы надеяться, что пример китайских властей по защите интересов своих предпринимателей, станет показательным (может какое-нибудь другое слово) для наших отечественных чиновников.

Сергей Санакоев, председатель Правления Российско-Китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, заместитель председателя Общества Российско-Китайской дружбы

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 27 июля 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован