18 июля 2005
1052

Внешний долг КБР сравнялся с собственными доходами.

В парламенте Кабардино-Балкарии прошли публичные слушания, посвященные исполнению республиканского бюджета за 2004 г.
И.о. министра финансов КБР Азрет Бишенов сообщил, что формирование и исполнение бюджета проходило в условиях сохраняющегося кризиса неплатежей и убыточности экономики в целом. Общая задолженность во всех отраслях составила 6,8 млрд. рублей, кредиторская задолженность - 14,1 млрд., убытки - 581 млн. рублей: "В этих условиях собственные доходы консолидированного бюджета выполнены на 75%. Плановые показатели в целом не выполнены на 681 млн. рублей, в том числе республиканского бюджета - на 497 и местных - на 183 млн. рублей. Наиболее значительные суммы недопоступили по акцизам - 360 млн., налогу на совокупный доход 50 млн., неналоговым доходам - 107 млн. рублей. Фактические поступления от налоговых доходов в республиканский бюджет составили чуть более 1 млрд. рублей при плане 1 млрд. 480 млн., то есть исполнены на 68%. Более 32%поступлений обеспечено за счет налогов на доходы физических лиц, 23% - акцизов (по плану 31%), 20% - налог на прибыль предприятий и 12% - налог на имущество".
И. о. министра назвал крайне неудовлетворительной ситуацию с акцизами, где плановые показатели выполнены на 50%, а бюджет не получил 232 млн. Показатели по доходам в муниципальных образованиях выполнены на 62%, недопоступило 550 млн. рублей. План выполнен только в Черекском районе и г.Прохладный, худшие показатели в Зольском (57%), Майском (46%), Лескенском (36%), Урванском (33%), Чегемском (47%) районах и г.Баксан (57%). Помощь из федерального бюджета превысила 100% и составила 4,3 млрд. рублей - это 68% консолидированного бюджета КБР, сообщает "Газета Юга".
Говоря о государственном долге, Азрет Бишенов сообщил, что в 2004 г. он сократился на 50 млн. и составил 71 млн., а республиканский бюджет, по словам и. о. министра, выполнен с профицитом в 12 млн. рублей.
Подводя итоги, Азрет Бишенов отметил, что существует разрыв между реальными возможностями доходной части бюджета и потребностями его расходных обязательств.
Доклад вызвал несколько вопросов у заместителя председателя парламента Людмилы Федченко. Она напомнила, что сбор акцизов по спирту и водке не выполняется из года в год - при стопроцентных показателях по производству акцизы по водке собраны на 30%, спирту - на 12%.И.о. министра отметил, что эта проблема по большей части субъективна и в значительной степени зависит от налоговых и правоохранительных органов, которые должныконтролировать оборот алкогольной продукции: "В этом году в отличие от прошлых лет среди администраторов доходов по акцизам обозначено и МВД. Мы рассчитываем, что это должно дать эффект, хотя по первому полугодию существенных изменений нет". Одной из объективных причин слабого сбора акцизов Азрет Бишенов назвал то, что значительная его доля - 80% - переложена на сферу торговли, а это, на его взгляд, не совсем верно.
Людмилу Федченко интересовали также причины ситуации, когда одни отрасли финансируются на 70%, а другие на 90% утвержденных показателей. Азрет Бишенов ответил, что это связано с приоритетными статьями финансирования- заработной платой, питанием, медикаментами: "Отрасли, где удельный вес зарплаты больше, получают, естественно, большее финансирование".
Наконец, вице-спикер подняла вопрос, который интересует в последние годы всех, кто наблюдает за экономикой республики: почему при ежегодном росте объемов производства и увеличении валового регионального продукта не уменьшаются дотационность республики и кредиторская задолженность?
Подтвердив, что налоговые сборы не адекватны росту объемов производства, и. о. министра связал это со структурой экономики республики, где третью часть ВРП дает сельскохозяйственное производство, а налоги от него не очень большие.
Вице-спикер Натби Бозиев отметил, что бюджет оказался с профицитом в 12 млн. рублей, но в то же время многие статьи оказались не профинансированными: "Зачем нужно было так делать? Краснодарский край имеет больший экономический потенциал, а дефицит - более 1,5 млрд. рублей, в Ставропольском крае - около 1 млрд.".
"Когда Минфин РФ проводит мониторинг исполнения бюджета, -ответил Азрет Бишенов, - то наличие профицита - это положительный факт. С другой стороны, вы правы: если недофинансированы какие-то социальные расходы, по логике должен складываться дефицит. Но профицит сложился не за счет собственных доходов, а за счет заемных средств".
Говоря о внешнем долге, и. о. министра отметил, что он приближается к критической сумме собственных доходов, это недопустимо, на что указывает Минфин РФ: "Эти показатели не позволяют нам участвовать в программе фонда реформирования региональных бюджетов и получать финансовую помощь". Вместе с тем он подчеркнул, что основная часть этих долгов сложилась в предыдущие годы, а в последние 2-3 года республика в основном соблюдает все сроки по выплатам.
Председатель комитета по бюджету Каншаубий Ахохов указал на процедурные нарушения при внесении отчета о бюджете за 2004 г. в парламент. Согласно существующему законодательству отчет правительства должен быть опубликован, а затемпроводятся его публичные слушания. Говоря о профиците в 12 млн. рублей, Каншаубий Ахохов подчеркнул, что во многом это объясняется превышением объемов финансовой помощи федерального центра на 17,5%, или 524 млн. рублей: "В связи с этим дотационность республики возросла с 71% до 80%. Этот факт не очень красит нашу республику". Он отметил крайнюю неэффективность управления государственным имуществом: получено чуть более 50% от запланированных поступлений в бюджет.
По словам председателя комитета, на 1 января нынешнего года бюджетная обеспеченность каждого гражданина республики составила 7193 рубля в год. Среднероссийский показатель превышает 21 тыс. рублей. Он подчеркнул, что социальная направленность бюджета республики внешне выглядит вполне достойно, но при более пристальном внимании выясняется: из 62% средств бюджета, направляемых на социальные нужды, более 50% идет на зарплату, а на все остальные проблемы приходится лишь 12%. Каншаубий Ахохов подчеркнул два отрицательных итога 2004 г. Во-первых, внешний долг республики сравнялся по объему с собственными доходами, что является критическим моментом. Во-вторых, Кабардино-Балкария в 2004 г. перешла 80-процентный рубеж дотационности республиканского бюджета, хотя планировала уровень в 70%.
Председатель Контрольно-счетной палаты КБР Борис Рахаев указал на значительные ошибки, допущенные при подготовке отчета об исполнении бюджета-2004, и подчеркнул, что 12 млн. рублей, объявленные как профицит, являются остатками неиспользованных средств: "Этот остаток, если покопаться, будет несколько больше". Борис Рахаев отметил, что федеральный центр забирает наиболее собираемые налоги, а проблемные оставляет регионам.
При обсуждении показателей бюджета нынешнего года Натби Бозиев отметил, что в большинстве районов учителям не выплачена зарплата за апрель и май: "Выплачиваются отпускные, а эти два месяца зависли. Кроме того, существует 15 млн. долга по "сиротским".
Исполнительный директор Кабардино-Балкарского территориального фонда обязательного медицинского страхования Валерий Сижажев сообщил, что на физическую культуру и спорт из 24 млн. выделено лишь 10: "Ребята не могут поехать на чемпионат Европы". "Если мы, не выплатив отпускные учителям, будемфинансировать спорт, нас не поймут", - ответил Азрет Бишенов.
Людмила Федченко указала на недофинансирование питания в специальных медицинских учреждениях:"Как можно вылечить туберкулез или онкологическое заболевание, если нет достаточного питания?!"
И.о. министра подчеркнул, что ситуацию с бюджетом осложнилоповышение зарплаты бюджетникам не с 1 сентября, как по России, а с 1 апреля: "На это необходимо ежемесячно 32 млн., которые отвлекаются из других источников, что очень сложно".

18.07.2005
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован