04 июля 2007
1323

Водитель, вас снимает скрытая камера!

Наталья Мамедова: На этой неделе Государственная дума должна завершить работу над поправками в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в которых речь идет об ужесточении наказаний за целый ряд нарушений Правил дорожного движения. Изменений довольно много. Чтобы обсудить основные спорные и откровенно непопулярные решения в студию "Маяка" любезно согласился придти председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

Владимир Николаевич, теперь штраф за любое нарушение Правил дорожного движения начинается с суммы 100 рублей. Раньше было 50. И далее все по нарастающей. Размеры штрафа увеличены, но сразу успокою многих: от первоначальной, еще более жесткой версии законопроекта все-таки отказались. Вот вы лично, Владимир Николаевич, сторонник какого варианта - нынешнего или весеннего, который вызвал, откровенно говоря, возмущение у водителей и общественных организаций?

Владимир Плигин: Мы проводили достаточно подробные консультации с различного рода общественными организациями, правозащитниками, действующими в области защиты прав автолюбителей. Поэтому выработана взвешенная позиция.

Я должен сказать, что частично действительно штрафные санкции по предложению правозащитников были сокращены. Вместе с тем представители гражданских движений, в частности, обратили внимание на то, что необходимо усилить ответственность за те правонарушения, которые ведут достаточно часто к гибели людей.

Например, езда без ремня, то есть в тех ситуациях, когда люди не пристегиваются. В соответствии с законопроектом, принятым Государственной думой в первом чтении, это было 300 рублей, в настоящее время мы будем предлагать 500 рублей.

Увеличены были штрафы за использование мобильного телефона в том случае, когда отсутствует устройство для возможности пользоваться, не держа этот телефон в руках, до 300 рублей.

Таким образом, давайте оценим документ как взвешенный. Мне совершенно не нравится вот этот традиционный штамп, который сейчас приобрел значение, "ужесточение ответственности".

Этот документ касается не только вопросов ответственности, организации дорожного движения, организации взаимоотношений с административными органами. Поэтому в ряде случаев процедуры упрощается, и это улучшает ситуацию. В других случаях ответственность действительно усиливается.

Но это не некое желание Государственной думы, это просто реагирование государственных органов, а в настоящее время и представителей гражданского общества на ту ситуацию, которая существует на дорогах.

Н. Мамедова: Я поняла, что это ответ на статистические данные о гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях. Давайте начнем с самых серьезных правонарушений. Действительно, я думаю, ни у кого не вызывает возмущение тот факт, что наказание за них ужесточилось. Это, прежде всего, когда водитель пьян.

В. Плигин: Из-за состояния алкогольного опьянения, к сожалению, можно сказать, что в прошлом году, по данным статистики, это более миллиона человек. И еще более вызывает сожаление то, что среди них значительное число людей, которые были ранее лишены права управления транспортным средством. Затем они пренебрегают этим и вновь выезжают на трассу.

И чудовищные просто бывали ситуации, я не буду их повторять, действительно чудовищные ситуации со значительным числом пострадавших, погибших людей.

Поэтому государство, ответственное государство просто обязано реагировать на эти ситуации, кстати, следуя любых ответственных государств мира.

Н. Мамедова: Какой будет штраф за управление автомобилем в нетрезвом виде?

В. Плигин: За управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения предусматривается, в соответствии с действующим законодательством, предусматривается лишение права управления транспортным средством на срок до двух лет. Это безальтернативная санкция.

А в то же время была пограничная ситуация, которая не была урегулирована кодексом до настоящего времени. В том случае, когда человек уже был лишен права управления транспортным средством, единственной формой наказания был штраф до 2,5 тысяч рублей.

В настоящее время в кодексе, если Государственная дума примет данный закон и затем он пройдет все необходимые процедуры, в частности, предусматривается за это правонарушение административный арест. В том случае, если есть определенные люди (я, правда, не считаю, что они, скажем так, абсолютно нормальные, особенно среди них есть самая нормальная категория людей - это беременные женщины), так вот в этой ситуации, если они попадаются в таком состоянии...

Н. Мамедова: Ну это уже полуфантастическая ситуация, но тем не менее...

В. Плигин: К сожалению, имеющая место. Понимаете, мы же не выдумываем. Это все, к сожалению, отражение реальной жизни и реальной практики. В этой ситуации предусмотрен штраф до 5-ти тысяч рублей. Подчеркиваю, в том случае, если лица были уже лишены права управления транспортными средствами.

Н. Мамедова: Владимир Николаевич, насколько мне известно, в поправках есть и такой тезис, который разъясняет некие вещи. Ведь непонятно, как определить, что человек пьян, какая доза алкоголя допустима.

В. Плигин: Правильно совершенно. Там предусмотрены определенные медицинские показатели. И я сейчас не воспроизведу текст этого медицинского показателя, но, тем не менее, базовая цифра - это 0,3 промилле.

Подчеркиваю, это не приглашение выпить, а это норма, которая установлена в той ситуации, когда лицо находится в состоянии алкогольного опьянения. Это, в частности, международные стандарты.

А затем это была своеобразная форма реагирования на те ситуации, когда человек вынужден употреблять специальные лекарственные средства на основе спиртовых настоек. Поэтому вот эти 0,3 промилле полностью обезопасят ситуацию.

Н. Мамедова: Следующий момент. Те, кто бывали за рубежом, знают прекрасно, насколько серьезно водители относятся к факту фото- и видеосъемки, происходящей на дороге. У нас, даже если в каких-то местах стоит такая техника, не очень-то водитель с ней считается. Новый документ предлагает считать показания видео- и фотосъемки, специального оборудования доказательной базой для того, чтобы обвинить человека в правонарушении. Это новость, я так понимаю, и она, видимо, найдет подтверждение.

В. Плигин: Да, она найдет подтверждение, поскольку она решает сразу несколько задач. Прежде всего, это система объективного контроля. И достаточно часто жалуются на предвзятость, предположим, сотрудников ГИБДД.

Правда, я предлагаю сегодня о них не говорить, а сегодня их поздравить с их профессиональным праздником. И всегда помнить, что их участие спасло многие и многие жизни, здоровье огромного количества людей. Поэтому пусть они будут здоровы, и сегодня мы не будем их критиковать.

Н. Мамедова: Но тем не менее.

В. Плигин: И, тем не менее, это позволяет действительно наладить систему объективного контроля, когда ведется видеозапись, и как бы делает те или иные правонарушения, если они устанавливаются, очевидными, что позволит: первое - сократить необходимость формальных процедур.

В том случае, если человек не согласен с теми доказательствами, которые будут получены в результате использования специальной (подчеркиваю это слово) , не просто какой-то, а специальной фотовидеоаппаратуры, он получает право обжаловать все эти действия. Начинается обычная процедура исследования правонарушения в этой области. Это как бы такой существенный момент.

Достаточно часто подвергается критике второй момент. Он связан с тем, что законопроектом предусматривается в том случае, если данные фото- и видеосъемки устанавливается, что определенная машина участвовала в дорожно-транспортном происшествии и не установлено лицо, которое находилось за рулем в этот момент, ответственным в этой ситуации является собственник машины.

Хотел бы подчеркнуть. Первое. Собственник машины отвечает не автоматически, ему предоставлено право сделать необходимые заявления и сказать, что не я находился за рулем машины, и назвать то лицо, которое было.

Второй аспект. Машина находится в состоянии угона, ну это очевидные вещи. То есть таким образом появляется возможность говорить об этом, реально ситуация изучается, возможность обжалования...

И следующий момент. В этом случае, если лицо не установлено, предусматривается, что на собственника машины будет наложен минимальный штраф, предусмотренный санкциями той или иной статьи. Это в настоящее время 100 рублей. В ряде составов нижняя планка 300 рублей или 500 рублей. Но, тем не менее, это постоянно будет нижняя форма ответственности, нижняя санкция за то или иное правонарушение.

Н. Мамедова: Мы не говорим о самом популярном виде правонарушений Правил дорожного движения - это превышение скорости. Теперь за превышение скорости точно так же ужесточается наказание. Если на 20-30 километров превышается скорость, то от тысячи до полутора тысяч рублей. Уже немало, между прочим.

В. Плигин: Пять правонарушений, которые, по статистике Организации Объединенных Наций, являются причинами смертности. Это непристегнутый ремень, это превышение скорости, это выезд на встречную полосу, езда без шлема мотоциклистов.

Кстати, вот здесь я должен сказать, это действительно на основе подробных консультаций с представителями гражданского общества, за исключением части 4-й, санкции остаются практически теми же, то есть несущественное повышение санкций.

Однако превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60-ти километров в час повлечет наложение административного штрафа в размере от 2-х до 2,5 тысяч рублей. Или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Надо понимать, что 60 километров превышение скорости, я думаю, что это лежит на грани приемлемости или неприемлемости, на грани безумия. И уже точно так же надо понимать, что тормозной путь становится колоссальным совершенно, и практически лицо, которое попадается на дороге, оно даже не успеет среагировать.

Поэтому я считаю, что такого рода увеличение санкций именно в части 4-й (что, кстати, мало подвергается критике с чьей-либо стороны), оно является принципиально важным и позитивным.


Радио "Маяк", Наталья Мамедова
http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/2007-07-04/1364/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован