06 октября 2004
86

ВОПРОС О ДОВЕРИИ СЕБЕ ПОСТАВИЛ САМ АСКАР АКАЕВ

В интервью `Росийской газете` президент Киргизии Аскар Акаев рассказывает о новой конституции и предстоящем референдуме
- Киргизия первой в Содружестве Независимых Государств предприняла шаги по изменению конституции переходного периода. Какие позиции в прежнем Основном Законе будут пересмотрены и почему?

- В процессе обновления главного документа страны приняли участие тысячи киргизстанцев - от рядовых граждан до политиков, специалистов-экспертов и общественных деятелей. При широком участии общественности страны были проведены `круглые столы`, общественные слушания и теледебаты. Обсуждение шло на страницах газет, в городах и самых отдаленных селах. Кыргызстан еще не имел прецедента столь массового и активного обсуждения текста Основного Закона.
Процесс конституционной реформы, начатый в августе прошлого года, был проведен при участии различных политических сил страны. На конституционном совещании на основе консенсуса были выработаны основные принципы необходимых поправок в конституцию.
Не осталось без внимания мнение каждого, кто принял участие в ходе общенародного обсуждения поправок в конституцию. Я как президент Кыргызской Республики лично побывал во всех регионах страны, встречался с людьми и выслушивал их мнения.
Предложенный текст конституции является большим шагом вперед на пути дальнейшей демократизации общества. В составе экспертной группы работали видные ученые, выдающиеся профессора, юристы, политологи. За короткий срок они сумели, образно выражаясь, алмаз превратить в бриллиант и выработать в конечном итоге документ, отвечающий самым высоким требованиям демократии и международного права.
Если говорить о главном, то предлагаемые изменения обеспечивают реализацию пяти основных задач. Первая - укрепление конституционных гарантий прав человека, их конкретизация и расширение. Я бы особо отметил конституционное закрепление прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на альтернативную службу. А право на частную собственность подкреплено тем, что теперь государство может осуществлять отчуждение имущества для государственных нужд лишь в исключительных случаях и на компенсационной основе.
Вторая задача - демократизация, повышение роли выборных органов власти всех уровней. В то же время введенные поправки повышают ответственность депутатов за их законотворческую деятельность. Третья - корректировка баланса ветвей власти. В 2005 году мы будем выбирать однопалатный парламент в составе 75 депутатов, как того хотело большинство населения республики. Выборы впредь будут проходить по одномандатным округам, поскольку практика партийных списков не оправдала себя. В стране появилось множество политических партий, но так и не сложилась стройная политическая система. Новшество коснулось и исполнительной ветви власти, и органов местного самоуправления. Новая редакция конституции существенно расширяет участие и полномочия парламента в решении кадровых вопросов: он будет утверждать структуру правительства, давать согласие на назначение не только премьер-министра, но и всего состава правительства, председателей Центризбиркома, Счетной палаты, Национального банка, состава судей.
Предполагается ввести неприкосновенность для депутатов парламента и частичную неприкосновенность для депутатов местных законодательных собраний. Хотя это и не находит широкой поддержки в народе, но таковы консенсусные договоренности конституционного совещания. Впервые в конституционные обязанности правительства и местных государственных администраций вводится осуществление взаимодействия с неправительственными организациями, гражданским обществом, что отражает их заметно возросшую роль в управлении общественными делами.
Четвертая задача - судебная реформа, укрепление независимости и повышение качества работы судебной ветви власти. Проектом предусматривается объединение арбитражных судов с судами общей юрисдикции с последующей специализацией. Вводятся неприкосновенность и гарантии независимости судей. Увеличиваются сроки, на которые назначаются судьи.
И, наконец, пятая задача - повышение конституционной ответственности органов власти всех ветвей и всех уровней - от президента, парламента и правительства до местного самоуправления. Это отвечает пожеланиям людей и отражает возросший уровень их требований к деятельности власти. По проекту правительство подотчетно парламенту, и он может выразить недоверие правительству. Я уверен, что поправки в конституцию отвечают духу времени, их введение в жизнь сделает более эффективным государственное управление. В то же время Основной Закон Кыргызстана не может быть сориентирован на определенную, причем не самую многочисленную, часть общества. Пусть даже речь идет о нашей оппозиции. Конституция является компромиссом, платформой для выработки согласия всех слоев общества и политических сил страны. При положительном решении референдума принятая конституция вступает в действие со дня подписания закона. Но в ней определены некоторые переходные положения. Например, предусмотрено, что президент, парламент, правительство, судьи и иные должностные лица сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны или назначены.

- Референдум по принятию новой редакции конституции пройдет 2 февраля. В бюллетень для голосования включен и вопрос, будет ли президент Аскар Акаев оставаться на посту до окончания своего конституционного срока, то есть до декабря 2005 года. Чем вызвана необходимость подтверждения ваших полномочий через всенародное голосование?

- Юридической необходимости, равно как и других оснований для проведения досрочных президентских выборов, нет. Вместе с тем, следуя духу демократии, вопрос о подтверждении моих полномочий, которые существенно сократятся с принятием на референдуме новой конституции, я считаю принципиальным. Во-первых, это мой долг перед народом, который доверил мне в 2000 году президентский пост. Считаю необходимым получить мандат доверия граждан на претворение в жизнь позитивных изменений, намеченных новой конституцией, на реализацию одобренной международным сообществом Комплексной основы развития Кыргызстана и ее среднесрочной программы - Национальной стратегии сокращения бедности. Это позволит еще раз, получив доверие народа, подтвердить мое право продолжить начатые реформы и обеспечить преемственность власти.
Во-вторых, это и мой ответ на требования оппозиции, с которыми я также не могу не считаться, тем более что ее лидеры, требующие моей отставки, являются депутатами парламента и представляют интересы определенных слоев нашего общества.

- В последние годы мировое внимание все больше концентрируется на Центральной Азии. Насколько при этом остаются неизменными военно-политические ориентиры стран региона? Какая роль в региональном контексте отводится России, и в частности развитию киргизско-российского сотрудничества?

- Повышенное внимание обусловлено прежде всего проведением антитеррористической кампании в Афганистане. В связи с этим вопросы укрепления национальной безопасности и стабильности в регионе являются для нас, как и для всех стран Центральной Азии, приоритетными во внешнеполитической деятельности.
Вхождение в антитеррористическую коалицию отвечает интересам Кыргызстана, но все наши действия при этом постоянно согласовываются не только со странами коалиции, в том числе с Россией, но и со всеми государствами, входящими в существующие структуры безопасности на пространстве Содружества.
Усилена роль силовых структур СНГ (образованы комитет секретарей Советов безопасности, Антитеррористический центр СНГ), расширены функциональные возможности ДКБ (создание Коллективных сил быстрого развертывания центрально-азиатского направления). Кыргызстан инициировал создание региональной антитеррористической структуры с месторасположением в Бишкеке в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и сейчас идет активная работа по ее созданию.
Став одним из активных участников международной антитеррористической коалиции, Кыргызстан предоставил свое воздушное пространство, авиа- и инфраструктуру, развединформацию, другие ресурсы странам коалиции для оказания гуманитарной помощи многострадальному народу Афганистана. В рамках достигнутых договоренностей по укреплению безопасности стран ДКБ было принято решение о размещении военно-воздушного крыла Коллективных сил быстрого развертывания в военном аэропорту г. Канта. Россия предоставила свои первые военные самолеты.
Что касается Кыргызстана, то мы всегда считали и продолжаем считать Россию своим важнейшим партнером и союзником. Наши страны связывают не просто общие интересы в сфере безопасности, но историческая и культурная общность народов, что является незыблемой основой сотрудничества. Новые вызовы и угрозы - международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконная торговля наркотиками и оружием, организованная преступность и различные формы насилия - требуют еще большего сближения и координации действий на основе полного доверия.


`Российская газета` 24.01.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован