14 марта 2013
1135

Восстановление позитивной истории

Сегодня основной задачей восстановления целостного видения истории России является рассмотрение ее с позитивных позиций. Это не отказ от признания противоречий и трагедий прошлого, а констатация простого и очевидного факта: наша страна существует более тысячи лет, большую часть своей истории она играет ключевую роль в развитии мировой цивилизации, и в любой ситуации сохраняет свой суверенитет, свою культуру и мощный научный и промышленный потенциал. Это позволяет утверждать, что при сравнении всех ее успехов и неудач, она обладает позитивным балансом.
Принцип позитивной истории предполагает, что история страны должна быть рассмотрена в целом как история успехов, преодоления препятствий и разрешения противоречий. Политическое значение развития классической исторической науки и принципа позитивной истории состоит в изучении объективного знания о прошлом, укреплении оснований для гордости за свою страну, воспитании национальной уверенности в ее силах и возможностях, сохранении ценностных стержней и историко-культурной самоидентификации.

Теоретически, единый учебник по истории - это хорошо и правильно. Потому что история, как и всякая научная и учебная дисциплина, должна, с одной стороны, познавать истину, а с другой - учить школьников и студентов тому, что соответствует именно истине, а не набору еретических воззрений и нелепых дилетантских суждений, зачастую рассчитанных только на эпатаж.

Появившаяся в стране четверть века назад вольная трактовка исторических событий и характеристик исторических персон позволяла слишком многое. Плохо, когда вся эта глупость просто публично кем-то провозглашается, но гораздо хуже, если этому учат в школе от имени официальной науки и государства. Потому что историческое сознание - это основа гражданского самосознания, и деформация этого сознания грозит разрушением нации и государства. История не только учит, она формирует личность.

История страны - это путь, пройденный страной и ее народом. И поскольку наша страна и наш народ существуют, это означает, что они прошли свой путь успешно. В этом отношении преподавание истории, особенно в школе, должно работать на формирование гражданской и национальной гордости за свою страну и ее историю. Однако здесь возникает потребность в уточнениях: чем, собственно, гордиться? Тем, что в истории твоей страны был Сталин, или тем, что память о нем официально низвергли? Ученые и политики, отвечая на этот вопрос, дают прямо противоположные ответы. Хотя, в конечном счете, критерий истины - это все же практика. Если есть успехи, есть и повод для гордости. Чем больше успехов, тем больше гордости.
При этом все же появляются две проблемы. Одна состоит в том, что и в эмпирически проверяемых науках подчас есть разные точки зрения и разные гипотезы по вопросам мироздания, химической, физической, биологической и прочей природы. В конце концов, даже утверждение о том, что две параллельные линии не пересекаются, верно лишь в рамках Евклидовой геометрии. Поэтому в преподавании истории нужно изначально указывать на пределы применения той или иной теории и давать относительно общепринятую трактовку. И уж во всяком случае, не ту, которая разрушает общее позитивное восприятие отечественной истории и судьбы страны.

Другая проблема - это то, что не может быть единой трактовки истории, в первую очередь, новейшей, если существует раскол в обществе по оценке ключевых исторических и политических событий. При этом нужно понять, что попытка единым учебником истории навязать исключительно нужную на данный момент власти и политически выгодную ей трактовку тех или иных событий - абсолютно бесполезна. Особенно, если существует массово укорененная и опирающаяся как на традицию, так и на развернутую историческую аргументацию иная точка зрения, отличная от официальной.

В этом случае общество с той или иной степенью эффективности будет переламывать школьно-государственную версию и тем самым - разрушать доверие к школе, как таковой. Там, где родители ученика уличат школу во лжи по истории, там ученик не поверит школе и в вопросах физики. Он просто перестанет воспринимать все то, что ему говорят учителя.

Если создавать единый учебник по истории, то нужно сделать его таким, чтобы ему верили. А чтобы он не превратился в вульгарное пособие для сдачи ЕГЭ, этот учебник должен опираться на следующие базовые принципы. Во-первых, он должен быть ориентирован на формирование позитивного восприятия пути, который прошла страна и гордости ее победами, что, однако, не исключает показа противоречий развития и цены, которую приходилось за эти победы платить. Но показывать эти противоречия необходимо только с позиций, не подвергающих сомнению то, что это были не поражения, а именно победы. И чем выше была цена, которую заплатили за эту победу, тем выше и значимость такой победы, и больше гордости за нее.
Во-вторых, этот учебник должен максимально выявлять и безальтернативно подавать те факты и события истории, по которым существует консолидированная оценка значимо большей части общества. Победа в Великой Отечественной войне и ее историческое значение, восстановление страны после гитлеровского нашествия, превращение ее в мощную индустриальную державу, освоение космоса и развитие науки - все это должно подаваться в единой трактовке, не допускающей разночтений и любых инсинуаций.
В-третьих, вопросы, по которым существует раскол в общественном сознании - события 1937 года и роль Сталина, гражданская война и коллективизация, экспромты Хрущева и брежневский "застой", трагедия "перестройки" и т.п. - должны подаваться именно как вопросы, по которым нет единого мнения, с указанием на это и изложением сути основных противостоящих версий.

И, наконец, общая линия преподавания истории и трактовка основных исторических событий должны вписываться в основные параметры конституционного устройства страны.

Если Россия - это демократическое государство с республиканской формой правления, значит школьная история принимает за аксиому, что демократия в ее сущностном, а не постмодернистском понимании, есть власть большинства, действующая в интересах этого большинства. И борьба за такую демократию народов России в течении веков - это хорошо, а подавление этой борьбы власть имущими - это плохо. Если Россия - социальное государство, то борьба трудящихся за свои социальные и экономические права - это хорошо, как и отстаивание интересов бедных слоев населения, а борьба против этого - плохо.

То есть, преподавание истории должно подтверждать значимость основных базовых параметров современного российского государства, закрепленных в Конституции. Точно также оно должно подтверждать значимость такой закрепленной в Основном законе цели и ценности российского государства, как "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". И показывать российскую историю нужно как историческое движение - со своими прорывами и откатами - именно к этой цели.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован