30 июля 2007
2436

Возвращение учителя

Школа ректора Рябова: 75 процентов выпускников МГПУ идут работать по специальности
 
Будущие учителя технологии. Преподаватель Николай Твердынин

Когда в 90-е годы зарплату учителям в некоторых регионах не платили по нескольку месяцев, а совсем рядом — за стенами школы — расцветало предпринимательство и появлялись иностранные фирмы с совершенно не нашими зарплатами, кадры из образования побежали. В Москве каждый учебный год школы начинали с 5—6 тысячами вакансий. И вот в 1995 году, в самый разгар этого исхода учителей из школ, в Москве решили создавать свой городской педагогический университет. Ректором-организатором был назначен Виктор Рябов. Новый университет — в новое время, в новых условиях — масштабная задача. У Рябова был большой опыт: он был ректором Куйбышевского педагогического института и ректором Куйбышевского государственного университета, заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС. Опыт иногда может мешать новому, но, как рассказывают о Рябове его бывшие студенты, груза, от которого надо было бы отказываться, у Виктора Васильевича просто не было. Еще в советские времена в Куйбышевском университете при нем студентам позволялось мыслить, а смелые мысли он поощрял и поддерживал.

Сегодня наш собеседник — доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, ректор МГПУ Виктор РЯБОВ.

— Педагогические вузы в то время, когда вы создавали университет, считали хорошим результатом, если до школы доходили 30—40% выпускников. И сейчас есть педвузы, из которых до учеников доходят 6—7% специалистов. Пополнение учительских кадров было самой важной задачей при создании университета. Как вы собирались это делать?

— Я много поработал в педагогическом образовании, ведь и Куйбышевский университет в значительной степени был ориентирован на подготовку кадров для школы. Мне всегда казалось, что для того, чтобы учитель пришел в класс, чтобы он не сбежал в первый же год работы, он должен адаптироваться к профессии за годы учебы. С самого начала в МГПУ мы ввели непрерывную педагогическую практику. Для этого перестроили учебный план. Весь пятый курс студент работает в школе. У нас сейчас 250 базовых школ. Пятикурсники зачисляются на работу, им идет педагогический стаж, а во второй половине дня (или в первой — по графику) продолжаются занятия в университете, только становятся они совсем иными: вместе с доучиванием студента идет активное сопровождение начинающего учителя — обсуждение того, что происходит в школе, что получилось, что не дается. Консультации у психологов и педагогов, семинары, круглые столы приобретают новое качество: это уже не просто общение студента и преподавателя, это коллеги, которым есть что обсудить. За год студенты втягиваются в работу, проходят адаптацию, и школа узнает молодого учителя, зовет приходить после выпуска. И 90% выпускников, которые идут в школы, остаются там, где проходили практику: ну как оставить класс, с которым год отзанимался, ребята не отпускают! Кроме того, студенту, который прошел такую педпрактику, участвовал в конкурсе `Педагогический дебют`, аттестационная комиссия дает не 8-й разряд, как обычно выпускнику педвуза, а от 9-го до 12-го. Это повышает зарплату начинающему учителю в полтора—два раза.

А результат — 75% выпускников с педагогическими специальностями идут в школу! После трех лет их остается 60—65%.

— Учительское мастерство действительно не освоишь только в учебной аудитории. Оно во многом должно передаваться из рук в руки, от мастера к ученику. Но учитель — специалист в двух областях: в предмете, например в физике или в иностранном языке, и в методике его преподавания. Как удается совместить это?
— Учебный план педагогических институтов, давая мощную методическую подготовку, всегда страдал в теории предмета. В классических университетах — наоборот. Была фундаментальная подготовка, но мизерная педагогическая практика: две недели — на третьем и три — на четвертом курсе. Мы сразу были педагогическим, но университетом. Все свои учебные планы мы строили так, чтобы этих ножниц избежать. Еще одно объединение, к которому мы стремились, — это учебная и научная работа. В университете был создан Научно-исследовательский институт столичного образования — НИИСО.

— Наука в вузе — это важная тема. Одним из показателей, который влияет на место вуза в мировых рейтингах, является индекс цитирования научных трудов преподавателей. Но, как известно, у нас разорвана высшая школа и наука. 80% программ высшего образования не базируются на собственных разработках преподавателей. Финансирование науки в вузах составляет в среднем 10 долларов в месяц на одного преподавателя. Но если студент сам не вовлечен в процесс исследования, как он будет учить азам исследовательской деятельности детей?

— В нашем университете на фундаментальные и прикладные исследования в среднем на преподавателя приходится 26 585 рублей в месяц. Наши преподаватели ведут научную работу, выпускают учебники, монографии, работают над новыми технологиями. У нас создан университетский научно-образовательный округ — 60 учреждений образования, от детского сада до вуза, в которых отрабатывается модель непрерывного педагогического образования. Совмещение программ дошкольного и школьного образования, педклассов и педколледжей, педколледжей и университета разработано нашими преподавателями. 12 городских экспериментальных площадок работают над актуальными проблемами педагогики, психологии, воспитания, дополнительного образования.

Все научные разработки лабораторий нашего НИИ тут же попадают в студенческую аудиторию — не надо ждать, пока выйдет монография, реальные результаты исследований становятся известны студентам на лекциях, семинарах.

Понятно, что современному учителю необходимо владеть информационными технологиями. У нас есть кафедры информационных технологий и мультимедийных средств обучения. В университете полторы тысячи компьютеров, 43 компьютерных класса, столько же мультимедийных классов. Техника — самая современная, какая только возможна. Дело в том, что нашим ребятам работать в московских школах, а это учебные заведения самых разных типов и видов: школы с углубленным изучением дисциплин, лицеи, гимназии, школы для одаренных детей и школы компенсирующего обучения. Учитель должен быть на уровне. Выпускнику надо быть конкуренто-способным на рынке труда.

На базе университета создан ресурсный центр, мы учим информационным технологиям московских учителей, директоров школ, выиграли конкурс НФПК и учим учителей со всей страны.

Мы — разработчики программ `Столичное образование`-3, -4, сейчас будет разрабатываться пятая программа. Мы на острие всех проблем образования не только столичного, но и государственного. На базе университета работала в прошлом году рабочая группа госсовета по образованию. Мы предложили новую модель высшего педагогического образования, стандарт.

В столичном образовании работают около 10 тысяч наших выпускников. Рекламаций не получали ни разу. А в прошлом году Торгово-промышленная палата РФ выдала МГПУ свидетельство: уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отвечают требованиям для включения МГПУ в реестр Торгово-промышленной палаты РФ.

— Вы готовите специалистов не только по педагогическим специальностям?

— Мы готовим специалистов по 36 специальностям и направлениям, из них 23 — педагогические. У нас 18 тысяч студентов. Я никогда не соглашусь, что педвуз, который готовит специалистов по непрофильным специальностям, занимается не своим делом. И важно не только то, что непедагогические специальности позволяют вузу зарабатывать небюджетные средства, которые можно потратить, например на научные гранты. Дело в другом. Узость педвуза, который замыкается только в педагогических специальностях, накладывает отпечаток на выпускников, а им узость мышления противопоказана. У нас есть и юриспруденция, и социология, и менеджмент, и связи с общественностью, и управление персоналом, и государственное муниципальное управление, дизайн. То, что открыты такие специальности, позволяет и педагогам давать разнообразные курсы не силами приглашенных почасовиков, а преподавателей собственных кафедр. Например, правоведение читают всем будущим педагогам преподаватели с нашего же юридического факультета, психологию — с психологического. А вот на подготовку специалистов по государственному муниципальному управлению мы выиграли конкурс, и ежегодно правительство Москвы направляет к нам на экстернат сто госслужащих из префектур, управ, аппарата правительства города.

Любое общеуниверситетское или межфакультетское мероприятие, например конференция, позволяет общаться педагогам и другим студентам, они варятся в одном котле в студенческом научном обществе. Эта широта позволяет готовить другого специалиста. Разве педагогу не надо ориентироваться в экономической, социальной, правовой области? Да и специалистам по госуправлению очень полезно постоянно иметь в виду проблемы детства, образования.

— Я слышала, что ректор в вашем университете доступен не только для каждого преподавателя, но и для студента, откуда на это силы и время у первого лица университета?

— Первое лицо в нашем университете — студент. Это не просто красивые слова. Наши факультеты разбросаны по Москве, но техника позволяет, и мы проводим телеконференции: студенты задают прямые вопросы ректору. А с нового учебного года будут отдельный телефон и выделенное время, когда студенты смогут прямо звонить мне.

— Сейчас на федеральном уровне идут разговоры о том, что надо сократить число педагогических вузов, оставить один на округ.

— Это глупость. Никто из Москвы не поедет работать в Тулу. Или из Нижнего Новгорода — в Саратов или в Самару, а классические университеты никогда не были серьезными поставщиками учителей. Но педагогические вузы должны готовить так, чтобы учитель был не просто урокодателем, но человеком культуры.

Людмила Рыбина

Другие материалы по теме: Школа

30.07.2007

www.novayagazeta.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован