Второй язык

"После трех уже поздно" - считают многие родители, и опасаясь не развить в детях какой-то навык, стараются загрузить его дополнительными занятиями как можно больше и как можно раньше. В ход идет все: развивающие пособия, обучающие мультфильмы, и программы. И один из самых частых вопросов, который мучает взрослых - когда же все таки наступаетпора учить ребенка иностранному языку.
Main %d0%92%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9 %d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba

Мозг родившегося ребенка является tabula rasa, «чистой доской» и ресурс знаний и умений полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.

Выделяют самый первый этап способности к обучению от рождения до трехлетнего возраста  - через подражание (копирование, имитация). Обучение иностранному языку на этом этапе возможно автоматически, спонтанно, неосознанно, через впитывание из ближайшего окружения (родительской семьи) носителя второго языка (няня, бабушка, сами родители). В этом случае в семье должны присутствовать оба языка. Рациональное распределение их на родной и чужой произойдет позже. И также, как родители, ребенок не будет перемешивать их, автоматически разделяя.

Способности к овладению языком, речью максимальны до 9-тилетнего возраста. Это происходит в связи с наиболее высокой сензитивностью (чувствительностью), потребностью в познании нового, способностью к восприятию и воспроизведению (имитации) звуков, максимальной чувствительностью зрительных и слуховых анализаторов, мощной кратковременной памяти.

Также особенностями детей младшего возраста являются:

 - громадная игровая мотивация

- предрасположенность к телесно-эмоциональным формам работы

- быстрое запоминание и быстрое забывание

 - преобладание механической памяти над логической

 - преобладание образного мышления

 - отсутствие боязни делать ошибки

-  нуждаемость в положительном эмоциональном подкреплении.

К 6-ти годам в ребенке формируется способность совмещать игровую деятельность с учебной. При этом до 9-ти лет сохраняется потребность в игре, но параллельно появляется активный интерес к обучению, учебному процессу, к школе.

К 3-ем годам автоматическое впитывание ослабевает, поэтому процесс обучения возможен уже только через специальные занятия, но до 9-ти лет ребенок будет оставаться талантливым в вопросе овладения речью и языком. После 9-ти он по своим возможностям уравнивается со взрослым, теряя преимущества детства.

Современный подход преподавания второго языка учитывает также, что к 5-6-ти годам ребенок твердо освоил систему родного языка и к чужому языку будет относиться осознанно и дистанционно, но ему будет по-прежнему легко по-новому «кодировать» свои мысли. Максимальное пропитывание вторым языком возможно только тогда, когда он выполняет те же социальные функции, что и родной (необходимость общения со взрослыми, необходимость играть с другим ребенком с иным родным языком и т.д.). То есть важна внешняя среда с другим языком, вынуждающая и побуждающая пропитываться новыми свойствами. Как огурец в рассоле.

Занятия вторым языком надо построить как часть общего развития личности, с учетом его сенсорных, физиологических, интеллектуальных особенностей. Преподавателю, особенно с 5-6-тилетними детишками, уже придется их заинтересовывать, удерживать интерес учеников к происходящему. Даже в младшем школьном возрасте ошибкой будет подход «выучите слова». Игра, песня, танец, замаскированный фонетические разминки и упражнения, с акцентом не на «изучение языка», а на содержании игры, коммуникации – вот гарантия результата и гармонии ребенка.

И, конечно же, важно родителям, якобы под видом заботы о будущем ребенка, не пуститься в соревновательный процесс, реализовывая проблемы своего личного комплекса неполноценности и самоутверждения. Только в гармонично развивающемся ребенке, где присутствует умение общаться, знание и реализация конкретно своих потребностей, зрелая сексуальность, второй язык будет кирпичиком в фундамент Личности.

Заведующий психотерапевтическим центром «Мой Мир», кандидат медицинских наук, руководитель Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти А.В. Чубаркин.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован