12 января 2004
3841

Вячеслав Белов: у Пермских налоговиков нет неприемных дней

Справка: Вячеслав Артурович Белов родился в Перми в 1963 году. Первое высшее образование получил по специальности "История" в Пермском педагогическом институте. Затем с отличием закончил Пермский финансовый техникум. Юриспруденцию изучал в Московской государственной юридической академии. В 1991 году В.А. Белов начал работать государственным налоговым инспектором отдела налогообложения физических лиц. Заместителем руководителя управления он стал в сентябре 1998 года и занимал эту должность до назначения руководителем управления в декабре 2003 года. Руководителем Управления области МНС по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу В.А. Белов назначен 25 декабря 2003 года.

Вскоре после вступления в должность Вячеслав Белов прокомментировал итоги 2003 года и обозначил основные задачи на будущее:

- Что касается общих итогов года, то стоит отметить, что для налоговых органов 2003 год был непростым. Дело в том, что были установлены достаточно жесткие бюджетные назначения. Несмотря на это, налоговым органам Пермской области их удалось выполнить. Поступления в консолидированный бюджет Пермской области в 2003 году составили 24 471,3 млн. руб., что на 15 % больше уровня прошлого года. Поступления в областной бюджет - 10 050,4 млн руб. (на 24 % больше показателей прошлого года). В 2003 году на 20 % снижена задолженность по налогам и сборам и пени во все уровни бюджетов. Я считаю, что это происходит вследствие повышения платежеспособности предприятий и стабильности экономической ситуации в регионе.

- Что нового вы могли бы отметить в работе налоговых органов в прошедшем году?

- Среди новшеств в работе налоговых органов следует выделить то, что в 2003 году по требованию федерального центра несколько крупнейших налогоплательщиков Пермской области были зарегистрированы на федеральном уровне. Так, с прошлого года на учете в Межрегиональных налоговых инспекциях в Москве на налоговом администрировании находятся ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефть", "ЛУКОЙЛ-Пермь", "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", ОАО "Пермтрансгаз", ОАО "Пермалко" и ОАО "Уралалко". Эти предприятия поставлены на учет в межрегиональных инспекциях в Москве и налоги в федеральный бюджет, уплачивают там. Поэтому, если, анализируя налоговые отчисления предприятий, вы вдруг увидите, что поступления в федеральный бюджет по нашей отчетности в 2003 году стали несколько ниже, по сравнению с 2002 годом, то это как раз и объясняется передачей налогоплательщиков на налоговый учет на федеральный уровень в город Москву. Повторяю, речь идет только о платежах в федеральный бюджет.

- По прогнозам в 2004 году уменьшатся налоговые поступления от ЛУКОЙЛ-Перми. Это вызвало недоумение властей. Есть ли по этому поводу вопросы у налоговых органов?

- В действительности все понятно. До 2003 года бизнес "ЛУКОЙЛ-Перми" включал в себя самые разнообразные виды деятельности - здравоохранение, строительство, социальная сфера и т.д, то есть были доходы и налоги, не связанные с добычей нефти. После вывода непрофильных активов в "ЛУКОЙЛ-Перми" остался только бизнес по добыче нефти. Поэтому связанные с этим уменьшение налоговых платежей не вызывает у нас вопросов, но нужно учитывать, что налоги по этим направлениям деятельности будут поступать от других юридических лиц.

- Какие наиболее важные задачи выполнялись налоговыми органами в 2003 году?

- Государственная регистрация юридических лиц, к которой приступили налоговые органы с 1 июля 2002 года продолжается. В 2003 году в Пермской области в единый реестр занесены сведения о более, чем о 36 тысячах организаций. Эта информация должна была регулярно обрабатываться налоговыми органами и предоставляться пользователям 13 федеральных ведомств. С этой, достаточно новой и сложной для нас задачей мы справились.

- Успешно ли внедряется система электронного документооборота?

- В 2003 году велась активная работа по переводу налогового администрирования на новые технологии. Сейчас 16 инспекций работает в системе ЭОД, готовы принимать отчетность по электронным каналам связи. Обеспечивая более быстрый и удобный режим приема налоговых деклараций, пытаемся заинтересовать налогоплательщиков, особенно крупнейшие предприятия внедрять новые технологии. Уже более 400 организаций области поддержали нас в этом. И их количество растет. В 2004 году мы планируем, что прием отчетности в электронном виде будет использоваться во всех территориальных налоговых инспекциях.

- Что еще нового предстоит делать налоговым органам в 2004 году?

- В 2004 году налоговые инспекции займутся государственной регистрацией предпринимателей без образования юридического лица.

Из наиболее сложных задач я бы отметил продолжение реализации идеи "одного окна" при государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, в текущем году также планируется завершить укрупнение территориальных налоговых органов. На территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа будут действовать не 32, а 23 инспекции.

Если сегодня есть инспекции численностью 40-60 человек, то в будущем самая маленькая инспекция будет численностью не менее 90 человек. Важно отметить, что сокращения штатной численности налоговых органов области и округа при этом не будет.

- Существуют ли какие-то оценки объемов, собираемых в области налогов?

- По разным оценкам экономистов, собираемость налогов в нашем регионе, как и в целом по стране, составляет порядка 60-70 процентов, тогда как в развитых странах - порядка 80-90 процентов. И это при том, что собираемость государственных сборов значительно выросла за последние 5-6 лет. Правда есть и другие методики расчета собираемости. Например, если соотносить начислено плюс доначислено к уплачено, показатель собираемости достаточно высок. Ведь недоимка в области сокращается.

- Кто относится к наиболее крупным неплательщикам?

- Объемы налогов, которые поступают в бюджет, по нашим оценкам, не свидетельствуют о том, что большинство налогоплательщиков что-то скрывают или значительно минимизируют их. Вместе с тем каждые две из трех налоговых проверок налоговых органов выявляют нарушения налогового законодательства.
На сегодняшний день предприятий, которые бы совсем не платили налоги, пожалуй нет. Если кто-то и не платит, то так уж сложилась ситуация. В Пермской области наиболее проблемными отраслями, регулярно задерживающими уплату налогов, являются жилищно-коммунальная сфера, система управления исполнения наказаний, ряд предприятий государственного сектора экономики.

- Можно ли определить разницу между оптимизацией и налоговым преступлением?

- Я думаю, что если оптимизация проведена в рамках действующего законодательства, то крайне сложно доказать есть ли в этом случае правонарушение. Но бывают ситуации, когда налогоплательщик показал большие затраты, но фактически не получил услуг, тогда можно говорить о налоговом правонарушении и неправомерной оптимизации. Например, когда организация оплачивает труд консультанта, а консультации не получает. Вообще функция налогового инспектора заключается не только в том, чтобы найти и взыскать налог. Функция как раз заключается в том, чтобы налоговый закон был исполнен правильно. Так, в нашей практике есть немало примеров, когда мы указываем, что налогоплательщик необоснованно переплатил. После сдачи уточненной декларации налоговая инспекция производит либо возврат, либо зачет.

- Вы считаете, что налоговики должны исполнять требования законов, не взирая на их содержание?

- Налоговые органы до отмены любого закона, пусть даже самого непопулярного, выполняют его требования.

Налоговый инспектор не имеет полномочий трактовать "правильность" или "неправильность" того или иного законодательного акта, чтобы не оказаться втянутым в разного рода политические дискуссии. Образно говоря, государство выступает в роли стража, который не вмешивается в сбор налогов до тех пор, пока налоги поступают нормально. Но как только установленный порядок нарушается, страж решительно устраняет нарушение. При этом, будучи исполнителем, он не вступает ни с кем в полемику, не комментирует действующее законодательство.

Мне этот образ нравится, поскольку наглядно показывает, что суть работы налоговых органов выражается вовсе не в стремлении к политическим дискуссиям, а состоит в том, что налоговые органы всегда остаются аккуратными и последовательными исполнителями действующего законодательства, государственными контролерами в полном смысле слова.

- В конце 2003 года налоговые инспекции Пермской области изменили режим работы с налогоплательщиками?

- Да, сейчас в налоговой инспекции нет приемных или не приемных дней. Мы ушли от того, чтобы налогоплательщик, придя в инспекцию, не может пообщаться с сотрудником специально созданного отдела по работе с налогоплательщиками

Материал подготовила Инна СУХОМЕСОВА.

www.telecom.perm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован