13 октября 2004
272

Вячеслав БЕЗБОРОДОВ: В НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕТ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ВОПРОСОВ

На вопросы `Красной звезды` отвечает начальник Управления проблем оборонно-промышленной безопасности аппарата Совета Безопасности РФ Вячеслав БЕЗБОРОДОВ
Визитная карточка Безбородов Вячеслав Георгиевич родился в 1948 году. В 1972 году окончил Московский авиационный институт, в 1979 году - Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Служил в космических частях Министерства обороны, последняя должность - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Военно-космических сил (ВКС). В 1998 году уволился из Вооруженных Сил РФ. Генерал-майор запаса.

Вячеслав Георгиевич, в начале беседы давайте определимся со спецификой работы возглавляемого вами управления.

- Наше управление занимается информационно-аналитическим и организационно-техническим обеспечением деятельности Совета Безопасности РФ по реализации возложенных на него задач в военно-технической, оборонно-промышленной, научной и технологической сферах. В нашей компетенции находятся проблемы создания и развития отечественной системы вооружения применительно ко всем силовым структурам и всем этапам жизненного цикла - от рождения систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) до их ликвидации или утилизации. Мы также ведаем вопросами функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий. Другой немаловажный пласт нашей работы - военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами.

К числу приоритетных направлений деятельности управления относится координация разработки и реализации основных положений государственной политики в ключевых сферах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В частности, за последние три года совместно с аппаратом Правительства РФ,

Минобороны, другими федеральными органами исполнительной власти были разработаны и согласованы основы политики России в области ядерного сдерживания, морской, космической и авиационной деятельности, противоракетной обороны, развития оборонно-промышленного комплекса, создания системы управления войсками (силами) в тактическом звене. Все эти документы в 2000-2001 гг. утверждены Президентом РФ.

В соответствии с поручениями Президента РФ мы организовали разработку новых концептуальных документов, которые на десять и более лет вперед должны определить цели, приоритетные направления, принципы и основные задачи политики государства в таких важнейших областях, как развитие науки и технологий, элементная компонентная база, радиоэлектронная борьба, автоматизированная система управления Вооруженных Сил РФ, ядерная и радиационная безопасность, научно-технологическая безопасность, сохранение интеллектуальной собственности.

Такая работа не терпит отлагательства, поэтому эти и некоторые другие основополагающие документы предполагается представить Президенту РФ уже в нынешнем году.

Не секрет, что в 90-е годы образовался своего рода концептуальный вакуум во многих областях, связанных с обеспечением национальной безопасности. В том числе это касается всей системы вооружения и оборонно-промышленного комплекса, пережившего серьезный кризис. Что здесь изменилось?

- Эти области в силу их исключительной государственной значимости не могут и не должны развиваться вслепую, подчиняясь только законам рынка. Такого нет ни в одной стране. Государство просто обязано сформировать систему взглядов на их развитие, обеспечить эффективную поддержку и контроль. Подчеркну, что подобный подход стал возможен только в последние годы, когда в стране наступила политическая стабильность, а в области экономики уже можно строить более или менее достоверные прогнозы на обозримую перспективу.

Что же касается оборонно-промышленного комплекса (ОПК), то и здесь мы видим положительные тенденции.

Гособоронзаказ (ГОЗ) в последние два года финансируется примерно в запланированных объемах, правительством ведется работа по погашению накопившейся за прошлые годы задолженности за выполненные по ГОЗ работы. Буквально на днях Президент РФ утвердил долгосрочную Государственную программу вооружения до 2010 года, подготовленную Минобороны с участием заинтересованных министерств и ведомств и представленную Правительством РФ. Эта программа должна стать ориентиром как для госзаказчиков оборонной продукции, так и для всего ОПК.

Тем не менее в марте прошлого года на заседании президиума Госсовета РФ с озабоченностью говорилось о том, что у нас нет долгосрочной государственной политики в области развития ОПК. Президент России Владимир Владимирович Путин поставил задачу разработать проект `Основ политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу` и рассмотреть его на совместном заседании Совета Безопасности РФ и президиума Госсовета РФ. И это указание было выполнено: такое рассмотрение состоялось 30 октября прошлого года, а 10 ноября Президент РФ утвердил `Основы`.

О важности этого документа говорилось немало, но, к сожалению, его содержательная сторона осталась как бы за кадром. Давайте восполним этот пробел.

- `Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу` непосредственно подготовлены аппаратом Совета Безопасности РФ совместно с рабочей группой президиума Госсовета РФ во главе с губернатором Ярославской области А. Лисицыным. В нем изложена согласованная позиция Правительства РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ в отношении стратегии и неотложных мер в области развития ОПК на обозримую перспективу.

Этот концептуальный документ впервые четко определил цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи развития отрасли - все, без чего невозможно уверенно идти к намеченной стратегической цели: эффективной работы ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики России. Впервые сделан акцент на том, что развитие оборонно-промышленного комплекса относится к числу высших приоритетов политики государства. Да и как может быть иначе, ведь именно ОПК играет ключевую и системообразующую роль в решении оборонных, политических, внешнеэкономических, социальных и других задач государственного строительства. Именно эта отрасль аккумулирует передовые достижения научно-технического прогресса, обеспечивая России статус страны высоких технологий.

Нельзя забывать и о том, что ОПК является одним из наиболее крупных и устойчивых источников поступления финансовых средств за счет осуществления внешнеэкономической деятельности и самым крупным - в сфере торговли высокотехнологичной продукцией на внутреннем и мировом рынке.

НАША СПРАВКА.

Оборонно-промышленный комплекс России насчитывает более полутора тысяч организаций и предприятий, расположенных на территории 72 субъектов РФ. От уровня его развития зависит техническое перевооружение практически всех основных секторов экономики - транспорта, телекоммуникаций, ТЭКа, здравоохранения и других, а также сохранение стабильности в стране: в 32 субъектах РФ расположены 129 градообразующих организаций `оборонки`. В таких регионах, как Удмуртская Республика, Кировская, Нижегородская и Владимирская области, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Москва и Московская область, экономическая роль предприятий ОПК играет определяющее значение.

Доля ОПК в производстве высокотехнологичной продукции составляет: по космической, авиационной и электронной технике, оптическому приборостроению, промышленным взрывчатым веществам - 100 проц.; по судостроению, радиоэлектронной аппаратуре - 90 проц.; средствам связи - 70 проц.; медицинской технике - 60 проц.; высокотехнологическому оборудованию для топливно-энергетического комплекса - 30 проц. ОПК играет ведущую роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий - около 35 проц. экспорта машин и оборудования.

Около половины организаций ОПК составляют Государственные унитарные предприятия, которые производят около 50 процентов продукции, при этом в области производства научно-технической продукции доля госпредприятий является преобладающей. Доля гражданской продукции составляет около половины от всей продукции ОПК.

Думается, не случайно руководство страны озаботилось положением дел в ОПК: кризис 90-х подвел весь комплекс к черте, за которой могли начаться необратимые изменения. Каково нынешнее состояние российской `оборонки`?

- В силу обвального сокращения в 90-е годы государственного оборонного заказа объемы производства ОПК значительно уменьшились. Под угрозой распада оказались целые отрасли. Нормативная правовая база значительно отстала от жизни, в частности, не всегда действующее законодательство сегодня может сдержать передел собственности, осуществляемый путем искусственного создания условий для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) организаций ОПК - зачастую на основании незначительных по размерам исков, в том числе по искам `фирм-однодневок`.

Имеют место случаи деградации и развала акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности. Недостаточно контролируется проникновение иностранного капитала в такие акционерные общества, продолжается утечка интеллектуальной собственности и квалифицированных специалистов за рубеж.

Сложилась структурная избыточность ОПК как по количеству организаций, так и по масштабам использования их производственных мощностей. К числу невзгод, обрушившихся на `оборонку`, смело можно назвать и плачевное финансово-экономическое состояние значительной части организаций ОПК, отсутствие инвестиционных ресурсов на поддержание и развитие научно-промышленной базы. Не могут не вызывать тревогу моральное и физическое старение основных производственных фондов, деградация полигонов, экспериментальной и испытательной базы. А низкий уровень средней заработной платы - ниже средней зарплаты по промышленности России в целом и, как следствие, снижение уровня квалификации и `старение` научно-производственного персонала? Разве это не кричащие факты?

Острота этих проблем, конечно же, усиливалась отсутствием до недавнего времени единой государственной политики, единого понимания подходов, целей, задач реформирования и развития ОПК, недостаточной ориентацией на конкретные конечные результаты. Более того, многочисленные реорганизации ОПК на протяжении ряда лет отнюдь не способствовали его нормальной работе.

Говорю об этом еще и потому, чтобы понять, насколько важно было сформулировать четкие ориентиры в развитии оборонного комплекса и инструменты реализации государственной политики в этой области на ближайшие годы.

Хочется верить, что черная полоса в жизни нашей `оборонки` позади. Давайте вернемся к утвержденному Президентом РФ программному документу, о котором говорилось выше: какие приоритетные задачи ставятся перед ОПК?

- Таких задач несколько. Главная из них - удовлетворить потребности армии и флота, других силовых структур в современных вооружении, военной и специальной технике, военном и специальном имуществе, поддерживать необходимый уровень мобилизационной готовности. Также `оборонка` должна насытить внутренний рынок высокотехнологичной отечественной продукцией двойного и гражданского назначения. Благодаря ОПК планируется расширить участие России в мировом рынке товаров и услуг, в том числе на рынке торговли ВВСТ. Все это, конечно же, позволит укрепить социально-экономическую стабильность в стране.

За счет чего планируется решение этих задач?

- Эта работа будет включать ряд взаимосвязанных направлений. В первую очередь речь идет о создании системообразующих, а в перспективе - отраслеобразующих диверсифицированных интегрированных структур ОПК, которые будут ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции и способны обеспечить весь жизненный цикл создания и реализации продукции военного, двойного и гражданского назначения. Также предстоит провести многосложную работу по инвентаризации основных производственных фондов, материальных активов, финансово-экономического и имущественного состояния организаций ОПК.

Будет и далее развиваться система государственного управления ОПК под общим руководством президента по схеме: правительство - федеральные органы управления ОПК - интегрированные структуры ОПК и другие организации `оборонки`. Акцент предстоит сделать на активную и адресную бюджетную, инвестиционную и инновационную политику для обновления основных производственных фондов и расширения выпуска высокотехнологичной продукции. Максимальная концентрация финансовых - бюджетных и внебюджетных, информационных, трудовых и иных ресурсов - позволит заметно ускорить развитие всей отрасли. Также будут предприняты меры по защите внутреннего рынка товаров и услуг, ослаблению зависимости ОПК от иностранных производителей комплектующих изделий и поставщиков сырья. Предстоит сохранить кадровый потенциал, повысить социальную защищенность оборонщиков.

Одной из самых острых, по всей видимости, станет проблема создания холдингов: рынок в этом отношении диктует жесткие законы. Тем не менее какая при этом роль отводится государству?

- Создание интегрированных структур ОПК будет проходить в форме государственных унитарных предприятий или акционерных обществ с находящимся в федеральной собственности 100-процентным или контрольным - не менее 51 процента пакетом акций, распоряжение которыми осуществляется по решению Президента РФ. Это позволит, с одной стороны, сохранить контроль государства в важной для себя области, а с другой - гибко и эффективно управлять всем производством.

Сегодня процесс создания интегрированных структур набирает силу. Однако необходимо принять дополнительные меры по стимулированию и четкой организации этого процесса. Надо оказать всемерную помощь предприятиям ОПК в их естественном стремлении к интеграции. При этом такая интеграция может быть как `вертикальной` - с ориентацией на выпуск конечной продукции, так и `горизонтальной`, ориентированной на объединение предприятий, выпускающих однотипные комплектующие изделия, например, двигатели, системы управления, радиотехнические или оптико-электронные системы.

В последующем может осуществляться поэтапное создание межгосударственных интегрированных структур, в том числе на основе сложившейся кооперации с организациями и предприятиями государств - участников Содружества Независимых Государств.

В целом утвержденные Президентом РФ `Основы политики в области развития ОПК` и одобренная в октябре 2001 г. правительством `Федеральная целевая программа расформирования и развития ОПК` вместе составили фундамент развития ОПК на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Вячеслав Георгиевич, традиционный вопрос о ближайших планах вашей работы.

- Ближайшая задача - подготовка заседания Совета Безопасности РФ, на котором будут рассмотрены основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Оно пройдет в уже проверенном формате - совместно с президиумом Госсовета РФ. Кроме того, на это заседание будут приглашены все члены недавно образованного Совета при Президенте России по науке и высоким технологиям. Одновременно ведется подготовка и других основополагающих документов в этой области, которые предполагается разработать и в 2002 году представить на утверждение Президента РФ. К ним прежде всего относятся прогноз развития приоритетных направлений науки, техники и технологий на период до 2030 года и концепция научно-технологической безопасности России.

Как сообщалось, президент поставил и другую важную задачу - разработать основы долгосрочной военно-технической политики Российской Федерации. На какие вопросы должен будет ответить, на ваш взгляд, этот основополагающий документ?

- В первую очередь речь идет о следующих вопросах: какая система вооружения необходима государству, как обеспечить ее единство применительно ко всем силовым структурам, как и за счет каких ресурсов она должна создаваться, поддерживаться и развиваться? Немаловажно определиться и с такой проблемой, как предполагаемое оптимальное соотношение между ядерными и обычными вооружениями и между ударной и информационно-управляющей компонентами. Необходимо также расставить точки над `i` в вопросе о том, какие вооружения должны быть приоритетными, какие усилия и резервы на них сконцентрировать. Фактически надо описать оптимальную для России систему вооружения как минимум на 15 лет вперед, определить пути ее создания и развития.

Сегодняшняя система вооружений, к сожалению, еще не оптимальна. И связано это не только с недостаточным финансированием. Большие резервы заложены в упорядочении организации и номенклатуры работ, особенно в области НИОКР, унификации ВВСТ, устранении межведомственных барьеров, оптимизации количества и функций государственных заказчиков.

Главная опасность заключается в том, что нынешняя система вооружений стремительно устаревает, при этом доля современных ВВСТ неуклонно снижается, и перелома в ближайшее время не предвидится. Вот еще почему так важно сегодня осознать реальность угрозы национальной безопасности в этой области.

Создание эффективной системы вооружений - это жизненно важная для страны задача. Она должна базироваться на системном анализе и программно-целевом планировании. Ее решение может осуществляться только по единому замыслу и плану с четким пониманием конечных целей. В военно-технической политике, как в фокусе, должны быть увязаны угрозы национальной безопасности, задачи военной организации страны, вытекающие из этого требования к системе вооружений и ее составным частям, к развитию оборонно-промышленного комплекса, осуществлению военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Следует помнить, что системы и комплексы вооружений становятся все более сложными и дорогостоящими - за возрастающую боевую эффективность надо платить. В этой области быстрых решений нет. Если мы хотим через 10-15 лет получить высокоэффективные системы и комплексы, то решение о их создании необходимо принимать уже сейчас и только в рамках, очерченных единой долгосрочной военно-технической политикой.

Будет ли при этом учитываться опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе?

- Это тема особая, и о ней нельзя не сказать. В 2000 году аппаратом Совета Безопасности РФ и Минобороны России был проведен комплексный анализ недостатков в области вооружения, военной и специальной техники, тылового и технического обеспечения, выявленных в ходе контртеррористической операции.

Учитывая особую значимость этого вопроса для национальной безопасности, результаты анализа были доложены Президенту РФ с предложением разработать комплексный план организационных и технических мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Такой план был подготовлен и в октябре 2000 года утвержден Правительством РФ. Он охватывает все силовые структуры и включает более сотни различных мероприятий, направленных на совершенствование ВВСТ, способов применения и организационно-штатной структуры войск (сил). Часть из них уже выполнена, другие работы оперативно дополняют комплексный план с учетом реальной боевой практики. Центральное место в документе, конечно же, занимает Северо-Кавказский военный округ, в первую очередь - служба вооружения округа во главе с генерал-лейтенантом В. Недорезовым и оперативное управление штаба округа, возглавляемое до недавнего времени генерал-майором В. Тимченко.

Активное участие в этой работе принимают Управление начальника вооружения ВС РФ, Управление начальника связи ВС РФ, ГРАУ, Главное оперативное управление Генерального штаба и другие управления Минобороны России.

По поручению Президента РФ все мероприятия комплексного плана включаются в государственный оборонный заказ, Правительство РФ ежегодно представляет президенту доклад о ходе выполнения плана.

Для координации этой работы при аппарате Совета Безопасности РФ создана межведомственная рабочая группа, которая ежемесячно рассматривает накопившиеся здесь проблемы. В целом за последние два года сформирован действенный механизм обобщения и учета опыта применения ВВСТ в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Эта работа имеет особое государственное значение. Ни крупицы боевого опыта не должно быть утрачено. Слишком большой ценой он получен.

Вячеслав Георгиевич, хочу поблагодарить вас за интересную и насыщенную беседу.

- В свою очередь считаю необходимым заверить читателей газеты, что мы всегда заряжены на помощь Министерству обороны России, другим силовым структурам, предприятиям оборонно-промышленного комплекса в решении стоящих перед ними задач.

Анатолий АНТИПОВ


Красная звезда, 24.01.2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован