13 августа 2003
2956

Вячеслав Синюгин: Дан старт реформе

Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов по электроэнергетике. После двухлетних дискуссий и согласований реформа переходит в практическую фазу. О ситуации в отрасли рассказывает Вячеслав Синюгин

Известно, что в ходе подготовки только ко второму чтению в Государственной Думе в законопроекты было внесено более полутора тысяч поправок. Понятно, что на финише тексты законов значительно отличаются от первоначального варианта, предложенного Правительством. Каковы Ваши главные замечания к законам в их окончательном виде?

Основное замечание к законопроектам - это то, что они стали более консервативными. Также появилась некая неопределенность для инвесторов, связанная с отсутствием конкретных сроков запуска конкурентного рынка.

Однако, что очень важно, внесенные поправки не меняют суть преобразований, а в некоторой степени позволяют Правительству лучше управлять переходным процессом. И поэтому мы в целом их приветствуем. Хотя, конечно, хотелось бы видеть реформу чуть более либеральной.

Какие принципиальные положения реформы электроэнергетики содержатся в законопроектах?

Законопроекты систематизировали принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, установили централизованный характер оперативно-диспетчерского управления и передачи электроэнергии, а также конкурентный характер производства и сбыта электроэнергии.

Определено регулирование оптового и розничного рынков электрической энергии, содержатся гарантии недискриминационного доступа и оказания услуг по передаче электроэнергии. В законах четко прописаны права акционеров компании - установлен принцип пропорционального распределения акций реорганизуемого общества между акционерами.

Какие проблемные области реформирования остались нерешенными в результате обсуждения пакета законопроектов по электроэнергетике в Госдуме и Совете Федерации? Какие ключевые проблемы, по-Вашему, необходимо решить в ближайшее время для успешного старта реформы?

Необходимо внести целый ряд изменений в корпоративное законодательство (в первую очередь - в Закон "Об акционерных обществах"), которые позволят достигнуть целей реформы и, в то же время, соблюсти права акционеров. Предстоит разработать Закон "О теплоснабжении". Это крайне важно для нашей страны, учитывая, что ее значительная часть находится за Полярным кругом.

Мы надеемся, что проект этого закона появится уже в ближайшее время.

По мнению аналитиков, треть российских электростанций устареют к 2005 г. Как РАО планирует замещать эти потери, и сколько это будет стоить?

Ремонт и техническое перевооружение объектов мы проводим, ориентируясь не на паспортные данные, а на фактический износ и физическое состояние оборудования. В этой связи надо отдать должное проектировщикам и строителям советского времени: запас хода, ресурс российского энергооборудования уникален. Тем не менее, если к 2005 г. мы не ожидаем лавинообразных выходов оборудования из эксплуатации, то прогнозировать то же самое на 2008 и 2010 гг., конечно, нельзя. В этом смысле запуск реформы электроэнергетики уже задача стратегического выживания нашей энергетики как основы, как хребта экономики страны в целом.

А каковы вообще потребности энергетического сектора России в инвестициях, необходимых для модернизации электростанций? Каковы источники инвестиций?

По оценке специалистов РАО "ЕЭС России", в ближайшие 5 лет в электростанции России необходимо вложить, как минимум, 21,17 млрд. долл. Уже сейчас 80% энергоблоков, производящих основной объем электричества в стране, наполовину выработали свой парковый ресурс. Через 15-20 лет эти энергоблоки уже просто будут неспособны производить электроэнергию, не говоря уже об обеспечении надежного и бесперебойного снабжения электроэнергией экономики России.

У государства нет возможности инвестировать в электроэнергетику такие средства. Поэтому источник модернизации только один - это частные инвестиции. Проводящаяся в стране реформа электроэнергетики как раз и направлена на привлечение средств частных инвесторов.

А какие инвестиционные требования заявлены в адрес Правительства?

Мы предъявили Правительству инвестиционную программу, которая, вследствие дефицита инвестиционных средств, к сожалению, не полностью нашла отражение при утверждении инвестиционной программы. Тем не менее, основные стройки (Богучанская ГЭС, Бурейская ГЭС, Калининградская ТЭЦ-2, Сочинская ТЭЦ, серьезные магистральные линии электропередач) будут продолжаться.

Какие преобразования РАО "ЕЭС России" намерено проводить в первую очередь? Какова последовательность событий?

В первую очередь - это реализация пилотных проектов реформирования АО-энерго и формирование инфраструктуры конкурентного рынка. Она включает в себя создание Единой национальной магистральной сети, создание Федеральной сетевой компании и ее региональных отделений. Кроме того, это восстановление единой вертикали диспетчерского управления, которое сегодня распределено между ЦДУ, с одной стороны, и Диспечерскими службами АО-энерго - с другой. Будут созданы так называемые региональные Диспетчерские управления, в которые войдут региональные филиалы Системного оператора.

Вы упомянули пилотные проекты реформирования АО-энерго. Когда будет дан старт этой программе? Какие задачи являются первоочередными? Каковы основные риски?

Старт фактически уже дан. Правительственная комиссия по реформированию электроэнергетики под руководством Виктора Христенко сейчас завершает подготовку документов по первым четырем проектам, которые стартуют в самое ближайшее время.

В рамках этих проектов выделены первоочередные задачи: проведение собраний акционеров, подготовка выделения соответствующих компаний, формирование этих компаний как отдельных юридических лиц. Основной риск при реализации данных проектов связан с тем, что миноритарные акционеры могут заблокировать решение по реорганизации АО-энерго. Также существует определенный риск со стороны кредиторов и некоторый технологический риск. Однако последний вид риска, с нашей точки зрения, минимизируется комплексом организационных мер.

Когда будет принято решение о запуске рынка 5-15%? Каков сценарий запуска свободного сектора рынка? Существует ли схема компенсации выпадающих доходов АО-энерго?

Решение о запуске рынка 5-15% примет Правительство РФ после утверждения Правил этого рынка. Точный срок сказать не берусь, но мы ожидаем, что это произойдет уже во втором квартале этого года.

Что касается выпадающих доходов АО-энерго, то они могут возникнуть на рынке 5-15% только там, где до сих пор не ликвидировано перекрестное субсидирование. Поскольку в подавляющем большинстве регионов РЭКи уже приняли программы ликвидации перекрестного субсидирования, то я надеюсь, что к 2004 г. проблема станет менее острой. Ее важность подтверждается цифрами: суммарный объем перекрестного субсидирования между потребителями электроэнергии оценивается в 24 млрд. руб., при этом доля средств, составляющих перекрестное субсидирование, в общей стоимости электропотребления колеблется от 2% до 28% в зависимости от региона.

Ситуация с выпадающими доходами индивидуальна в каждой региональной энергосистеме. Есть АО-энерго, где нечего компенсировать, - они равны нулю. Есть регионы, в которых субсидирование еще осталось в прежних масштабах. Поэтому создавать целую систему компенсации выпадающих доходов в рамках страны смысла нет. В переходный период регулирующие органы должны искать решение с учетом возможностей местных бюджетов, с учетом проведения реформы ЖКХ, перехода к адресным дотациям населения и т. п.

На какой основе будут устанавливаться тарифы для населения?

Тарифы для населения в переходный период устанавливаются как тарифы гарантирующего поставщика. Компания - гарантирующий поставщик будет покупать электроэнергию на рынке. Предполагается, что до 35% вырабатываемой энергии будет отпускаться гарантирующему поставщику в рамках долгосрочных трехлетних контрактов. Такие контракты, за счет специальных условий, дадут возможность застраховать гарантирующего поставщика от колебаний рыночных цен. Подчеркну, что цель заключения подобных контрактов - не обеспечение электроэнергией по сниженным ценам, не "благотворительная" акция, а лишь гашение возможных резких рыночных колебаний на переходном этапе.

Возможно ли экологичное решение проблемы перекрестного субсидирования в рамках существующей системы экономических отношений в электроэнергетике? Какова вероятность, что перекрестное субсидирование исчезнет при либерализации рынка?

Существуют примеры регионов, в которых уже сейчас удалось ликвидировать перекрестное субсидирование и при этом, что важно, избежать социальных взрывов. Вопрос лишь в слаженной работе регуляторов - местных законодателей, исполнительной власти, энергетиков и крупных потребителей.

Если либерализация рынка электроэнергетики состоится на уровне не только оптового, но и розничного рынка, то перекрестное субсидирование сохранится в минимальном виде. Вопрос в том, когда это произойдет, т. к. чем выше степень перекрестного субсидирования, тем тяжелее и болезненнее последствия от резкого введения конкуренции и массированного выхода на конкурентный рынок большого количества потребителей.

В результате реформы из структуры РАО "ЕЭС России" будут выведены генерирующие мощности. Предполагается ли особый порядок их продажи для крупных потребителей, в особенности - для предприятий алюминиевой отрасли?

Особых условий продажи для того или иного объекта генерации не будет ни для кого. Решения о продаже активов будут принимать акционеры и, на наш взгляд, они не будут с этим спешить. Ведь после запуска конкурентного рынка произойдет переоценка активов, рыночная цена которых сегодня (если отталкиваться от цены акций компании) гораздо меньше реальной стоимости.

Однако сейчас капитализация компании падает...

Это неверная информация. На 4 января 2003 г., по данным РТС, капитализация РАО "ЕЭС России" составляла 5,389 млрд. долл., на 21 марта - 5,590 млрд. долл. Так что никакого падения, как видите, нет.

Рынок акций РАО "ЕЭС России", особенно после прохождения пакета законопроектов через Госдуму и Совет Федерации, идет вверх. Проводимые нами опросы акционеров также показывают рост их доверия к деятельности менеджмента компании.

Известно, что в прошлом году РАО "ЕЭС России" привлекло к своей работе консультантов - "Альфа-Банк" и Merill Lynch. Каков результат работы консультантов?

Динамика курсовой стоимости наших акций и, соответственно, рост капитализации РАО "ЕЭС России" - это, в значительной степени, результат той систематической работы по укреплению доверия акционеров к менеджменту компании, которую мы ведем, учитывая и рекомендации наших консультантов.

Merill Lynch - это огромный мировой опыт реформирования электроэнергетики, специалисты компании проводили реформу электроэнергетики в разных странах. "Альфа-Банк" великолепно ориентируется в российских реалиях, правовых особенностях взаимоотношений российских инвесторов и менеджмента компаний.

Сейчас менеджмент РАО "ЕЭС России" вышел на прямой диалог с акционерами. Результаты заседаний Совета директоров или рабочей группы по выработке стратегии компании акционеры и инвестиционные аналитики узнают раньше, чем СМИ.

Совместно с консультантами из Merill Lynch и "Альфа-Банка" менеджмент РАО "ЕЭС России" разрабатывает программу стратегического развития компании на ближайшие несколько лет. Впервые программа будет обсуждаться на Совете директоров 28 марта этого года. Мы рассчитываем, что реализация данной программы даст толчок к планомерному повышению капитализации компании.

В последнее время много говорится о повышении качества корпоративного управления в РАО "ЕЭС России". Какие шаги предпринимаются менеджментом РАО "ЕЭС России" в этом направлении? Что сегодня является основной темой для дискуссии менеджмента компании с миноритарными акционерами?

За прошедший год для повышения качества управления сделано очень много. Приведу один пример. Советом директоров РАО "ЕЭС России" приняты и введены в действие Принципы взаимодействия с дочерними обществами. Этот документ - своего рода конституция корпоративных отношений внутри холдинга, т. к. он содержит механизмы принятия решений, исключающие злоупотребления с активами компании, что особенно важно накануне реструктуризации. Это касается не только продажи активов, но и любых других видов обременений, например, сдачи в аренду или передачи в совместное пользование.

Что касается дискуссии с акционерами, то центр тяжести смещается от принципов реформирования к регулированию текущих операций с активами. Мы придерживаемся принципа пропорционального распределения активов между акционерами компании.

13.08.2003
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?130803sin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован