01 марта 2002
2498

Вячеслав Синюгин: Для населения тарифы могут увеличиться в два раза

В четверг в правительство был внесен пакет законопроектов по реформе электроэнергетики страны. С двухмесячным опозданием. О том, как продвигается реструктуризация отрасли в целом, корреспонденту "ГАЗЕТЫ" рассказал заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин.

- Вячеслав Юрьевич, какие задачи реструктуризации вы считаете главными в этом году?

- Их несколько. Первая - создание необходимой нормативно-правовой базы, на основе которой будет функционировать электроэнергетика в новых условиях. Вторая - создание инфраструктуры будущего рынка: Администратора торговой системы (АТС) или биржи электроэнергии, Системного оператора или системы диспетчерского управления, Федеральной сетевой компании (ФСК) - на базе магистральных сетей РАО "ЕЭС России", а также региональных сетевых компаний, призванных обеспечить недискриминационный доступ к сети. Важным элементом здесь будет и создание основных игроков среди производителей - генерирующих компаний оптового рынка и территориальных генерирующих компаний. Третья задача - это собственно внедрение механизмов конкурентного ценообразования на рынке электроэнергии: каждый производитель получает право 5 - 15% электроэнергии продать по ценам, не регулируемым тарифами, в качестве пробного переходного механизма. Четвертая задача связана со стартом инвестиционного процесса в электроэнергетике.

- Очевидно, реформа выбивается из утвержденного графика. Во всяком случае, в плане законодательной работы...

- Отставание не катастрофическое. Если пакет будет внесен в марте в Думу, у нас есть все основания полагать, что законопроекты вступят в силу в срок.

- Вы считаете, все остальное идет по плану?

- Приступил к работе АТС, сейчас идет разработка правил функционирования рынка. По ФСК приняты все юридические решения, образованы органы управления, утверждены принципы формирования имущественного комплекса. Совет директоров РАО принял решение о принципах формирования системного оператора. РАО "ЕЭС" внесло свои предложения о формировании десяти генерирующих компаний оптового рынка. Основные принципы, которых мы придерживались, - это равные стартовые условия с точки зрения технологии и финансов, экстерриториальность и невключение в состав одной компании станций, являющихся ценообразующими в регионах.

- Свои предложения по поводу формирования генкомпаний вы внесли уже давно, но они пока не утверждены. У правительства есть какие-то замечания?

- Альтернативных предложений от правительства мы не услышали. Но нам выразили пожелания включить в генкомпании объекты незавершенного строительства в гидрогенерации. Нам задавали вопросы и по поводу независимых энергосистем Башкирии, Иркутска, Татарии - почему они не попадают в состав генерирующих компаний и как вообще участвуют в реструктуризации. Но в некоторых из этих энергосистем государству вообще не принадлежит пакета акций... Нам поручили внести свои предложения. Мы пока думаем над ними.

- А как идут преобразования в региональных АО-энерго? Ведь приходится увязывать интересы региональных властей и акционеров.

- Пока совет директоров РАО одобрил единственный региональный проект реструктуризации - для "Белгородэнерго". Сейчас во всех АО-энерго идет предварительный этап преобразований. Мы решили проблему выхода на 100-процентный уровень оплаты, почти разобрались со своими кредиторами, решаем вопросы регистрации прав собственности, отделяем непрофильные виды бизнеса. Среди АО-энерго есть те, кто уже успешно осуществил большую часть мероприятий подготовительного периода реформирования и располагает детально продуманными проектами или предпроектами преобразований. Мы заинтересованы в том, чтобы региональные компании проявляли максимум самостоятельности в своих стартовых решениях. Сейчас там активно идут консультации с акционерами, потенциальными инвесторами и местными органами власти. Кроме того, мы пришли к мысли о целесообразности синхронизировать преобразования в электроэнергетическом секторе с реформами в ЖКХ.

- Много региональных компаний внесло предложения по своему реформированию? Вы же отпустили им срок до 31 марта?

- Пока около 20. Но время еще есть.

- С единственным на сегодня одобренным проектом для "Белгородэнерго" тоже ведь не все гладко? Вам удается договориться с внезапно объявившимся акционером этой компании - ЮКОСом?

- Мы конструируем схемы выполнения нашего решения. Действительно, все осложняется тем, что о своем блокирующем пакете ЮКОС заявил во время собрания, а до этого не проявлял себя как акционер, который претендует на какую-то позицию.

- Как быть, если согласие большинства акционеров недостижимо?

- В этом случае возможно создание финансовых холдингов. Это предполагает обособление сетевой и генерирующей компоненты в виде дочерних компаний. Здесь возможны варианты: либо во главе холдинга будет находиться управляющая компания, а все активы будут выделены в дочернее общество, либо у РАО остается генерация и сеть, а выделяется все остальное. Выбор зависит от стоимости активов, так чтобы по закону не требовалось согласия трех четвертей акционеров

- Вы сказали о том, что при этом вы приветствуете укрупнение энергосистем? Как это будет происходить?

- Да, мы считаем, что мелкие и средние энергосистемы целесообразно объединять по три-пять в территориальную генкомпанию под единым управлением. Как это именно будет делаться - следующий вопрос. Придется брать в расчет и технологические аспекты, и объем генерации, учитывать, как пойдут переговоры с акционерами и региональными властями. Разумеется, объединять в пучок мощные компании - подобные Кузбассэнерго - мы не будем.

- А будут ли создаваемы на основе тепловых станций генерирующие компании привлекательными для потенциальных инвесторов на фоне ГЭС и АЭС с их более низкой себестоимостью энергии?

- По нашему мнению, гидроэлектростанции и атомные электростанции не будут активными игроками на рынке в силу их технологических особенностей. Государство наверняка потребует повышенных гарантий их эксплуатации, что предполагает и повышение издержек. Немногие принимают во внимание стоимость утилизации ядерных отходов у АЭС и платы за затопление у ГЭС. При этом тепловые станции генерируют более 50% всей электроэнергии страны. Поэтому, с введением конкурентного рынка, для инвесторов будут привлекательны и эффективные тепловые станции.

- Правительство договорилось, что на рынке электроэнергии будут действовать две модели определения цены: на основе равновесия спроса и предложения и на основе прямых договоров. Как они будут сосуществовать?

- Действительно, часть учредителей АТС, прежде всего крупные промышленные предприятия, кровно заинтересованы в том, чтобы иметь сектор прямых договоров на рынке электроэнергии ради возможности договариваться непосредственно с производителем. Это снижает издержки для крупных промышленных предприятий. Но ведь надо учитывать, что в то же время повышает их для всех остальных. Внедрение сектора прямых договоров, с нашей точки зрения, может быть реализовано только при условии, что он встраивается очень аккуратно в процесс технологического регулирования рынка. Этот вопрос, действительно, очень сложный. Над тем, какой может быть конструкция рынка, бьются сейчас специалисты и в РАО, и в АТС. Когда есть прямые договоры между электростанцией и крупным потребителем, который к нему подключен, это просто. Когда же этот потребитель находится на расстоянии и энергию надо передавать через присоединенную сеть, то возникают проблемы. Потребитель и производитель заключают договор, о нем никто не знает... Как осуществлять диспетчирование? Может случиться так, что договор окажется невозможно выполнить технически. Пока эта проблема никак не решена.

- Представители РАО "ЕЭС России" и правительства не раз говорили, что перейти к рынку невозможно без устранения механизма перекрестного субсидирования. Какие шаги будут предприняты в этом направлении в этом году?

- План действий правительства предполагает создание программы ликвидации перекрестного субсидирования. Проблему надо решать быстрее. Ведь что сейчас происходит? Крупные потребители недовольны перекрестным субсидированием территорий - они не согласны снабжать всех на свете за свой счет. Они находят или создают свою сбытовую компанию и уходят от АО-энерго, оставляя его с грузом всего перекрестного субсидирования, без финансовой базы. Мое мнение, каждому региону нужно сегодня срочно принимать соответствующую программу. Одновременно надо сформировать критерии, по которым будут определяться категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

- Насколько могут вырасти тарифы для наиболее субсидируемых категорий потребителей?

- Категории, которые сегодня поддерживаются перекрестным субсидированием - это прежде всего население и сельхозпроизводители. Но в каждом регионе свой коэффициент перекрестного субсидирования. Есть регионы, где его уже нет, а где-то его величина достигает 40-50%.

- С учетом того, что будет расти средний уровень тарифов, для населения некоторых регионов они могут увеличиться в два раза?

- По сути - да. Потому так важно создать механизм адресного дотирования нуждающихся.

01.03.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?010302sin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован