08 ноября 2001
3006

Вячеслав Синюгин: `Инициативность регионов - еще один аргумент в пользу реформ`

Судьбы Вячеслава Синюгина и процесса реформирования энергетики связаны неразрывно. Бывший начальник Департамента Управления капиталом, бывший Начальник молодого "реформаторского" Департамента Корпоративной стратегии, 28 сентября 2001 года он назначен Заместителем Председателя Правления РАО "ЕЭС России". Говорить о блестящей карьере 32-летнего Зампреда Правления РАО "ЕЭС России" бессмысленно: пожалуй, не имеет значения, сколько лет генералу, важно, какова степень ответственности, которую он несет. Вячеслав Синюгин ответственен за реформирование. В каком состоянии сегодня процесс? Не растеряла ли реформа темпов и сути начатых преобразований за этот срок? Об этом сегодня наш разговор:

Вячеслав Юрьевич, со дня подписания Михаилом Касьяновым Постановления Правительства РФ N 526 прошло 3 месяца. За это время произошло много событий как в РАО "ЕЭС России" и отрасли в целом, так и вашей жизни. Поэтому, прежде всего, хочется поздравить Вас с назначением на должность Заместителя Председателя Правления РАО "ЕЭС России". И сразу вопрос, касающийся Вашей "зоны ответственности" - реформирования. Назовите процессы, требующие, на Ваш взгляд, пристального внимания.

- На данном этапе реформирования происходят процессы, связанные с установлением правил игры на новом формирующемся рынке электроэнергии. Поэтому я бы хотел выделить три ключевых направления, требующие постоянной оценки, контроля и продвижения. Первое - создание в течение ближайших полутора лет необходимой нормативно-правовой базы. Именно от этого зависит ход дальнейшей реализации реформы. Второе - создание непосредственных участников формирующегося рынка. В рамках этого направления сейчас происходят важнейшие процессы на федеральном и региональном уровнях, а именно создание Федеральной сетевой компании, Администратора торговой системы, генерирующих компаний, а так же процессы, связанные с реструктуризацией АО-энерго. Третье направление - привлечение инвестиций в отрасль. Сейчас в РАО "ЕЭС России" разрабатываются современные модели привлечения инвестиций. Уже создана программа "5000 МВт", которая предусматривает переход к сокращению инвестиционной составляющей абонентской платы и к увеличению доли частных инвестиций. В сегодняшних условиях это приоритетные направления, требующие постоянной оценки, контроля и продвижения.

В преддверии Постановления Правительства многие скептики прогнозировали серьезные дискуссии между участниками, вызванные изначальным конфликтом интересов, и, как следствие, замедление темпов реформирования...

- Любой конфликт может быть исчерпан, если стороны посмотрят на ситуацию с точки зрения здравого смысла. Полагаю, что Постановление Правительства, слишком компромиссное, на наш взгляд, станет последним в истории реформирования, влияющим на темпы и качество преобразований. Готовность обсуждать, идти на уступки, предлагать альтернативные варианты решения того или иного вопроса уже продемонстрировали практически все заинтересованные участники процесса. Надеюсь, тенденция к взаимопониманию и совместному поиску решений разовьется и укрепится со временем.

По-видимому, вы имеете в виду проект реформирования "Белгородэнерго", который стал причиной для критики РАО "ЕЭС России" в некоторых СМИ: дескать, снова энергохолдинг пытается подстегнуть установленные сроки реформ.

- Во-первых, проект "Белгородэнерго" - это совместная инициатива белгородских энергетиков и администрации Белгородской области, а не материнской компании. Мы же, изучив все предпосылки проекта, пришли к мнению, что не поддержать инициативу Белгородской области - значит многое потерять. В Белгородской области идет реформа ЖКХ, которая - с нами или без нас - все равно состоится. Администрация Белгородской области идет навстречу местным энергетикам и предлагает свою поддержку и участие в реформировании "Белгородэнерго". У энергетиков есть конкурент - "Белрегионгаз", который готов сегодня участвовать в реформировании ЖКХ. "Тормозить" инициативу "Белгородэнерго" в такой ситуации, ссылаясь на некое несоответствие этапам реформирования, означает, по сути, выхолащивание всей идеи реформ, которые проводятся ради улучшения состояния энергоотрасли, а не галочки в истории. Кроме того, не поддержав сегодня инициативу региональных АО-энерго, мы не просто обрекаем энергохолдинг на снижение капитализации компании, потерю потребителей, и в итоге - вытеснение с будущего рынка. Мы создаем предпосылки к полной инертности регионов в перспективе, когда их желание, силы, знание региональной специфики будут иметь первостепенное значение.

Вы говорили о высокой степени ответственности за решения, которые принимаются в процессе реформирования. Проект "Белгородэнерго" является примером такой ответственности?

- Конечно. Для того, чтобы все проекты, и не только "Белгородэнерго", были максимально взвешенными и учитывали адекватные требования всех участников процесса, создано несколько механизмов управления реформированием в широком понимании смысла этого слова. В частности, с августа действует Комитет по реформированию при Совете директоров РАО "ЕЭС России", куда вошло 3 представителя миноритарных акционеров, 3 представителя государства, 2 эксперта, 2 представителя РАО "ЕЭС России". Председателем Комитета является Дэвид Херн, представитель "Брансвик капитал менеджмент". Комитет создан с целью нахождения баланса интересов всех участников реформирования. На заседаниях Комитета происходит оценка адекватности предлагаемых проектов, высказываются позиции участников, и, как правило, мы находим оптимальное решение. Сегодня прошло уже 7 заседаний Комитета, стоит отметить , что именно благодаря его деятельности проект "Белгородэнерго" стал компромиссным по сути, но не уступающим в качестве преобразований.

Контрольный пакет акций региональной сетевой компании будет принадлежать холдингу. Права на аренду наших и муниципальных сетей будут переданы создаваемой региональной сетевой компании. На участие в тепловой компании мы не претендуем. То есть мы повышаем свою долю в электросетевой компании и понижаем свою долю в электротепловой компании. Еще одно перспективное, с моей точки зрения, направление для развития региональных ДЗО - это возможность участия в предоставлении комплексных пакетов коммунальных услуг, не исключено, что в некоторых энергосистемах это может быть применимо в будущем.

Но ведь за "Белгородэнерго" последуют инициативы других ДЗО....

- Они уже есть. Сегодня вопрос реформирования ДЗО стоит по важности в одном ряду с созданием Федеральной сетевой компании, Администратором торговой системы, подготовкой нормативно-правового поля реформирования. Вопрос о трансформации ДЗО был в свое время одним из предметов ожесточенных споров на заседаниях Рабочей группы Президиума Госсовета под руководством Виктора Кресса. Сейчас этот вопрос неоднократно рассматривается на совместных заседаниях с участием миноритарных акционеров. Как известно, Правительство в Постановлении No 526 от 11.06.01г. предложило компромиссный вариант трансформации региональных энергосистем, а именно - выделение сетевой компоненты. Стоит отметить, что механизмы реформирования ДЗО, определенные Правительством, трактуются по-разному и сегодня. В частности, недавно Виктор Кудрявый повторно заявил, что необходимо создавать вертикально - интегрированные АО-энерго. То есть дискуссия по поводу принципов и механизмов реализации правительственной концепции продолжается.

Энергохолдинг, заинтересованный в ясной и строго определенной структуре трансформации ДЗО, провел не одно обсуждение на уровне менеджмента компании с участием акционеров компании, генеральных директоров региональных АО-энерго с целью формулирования технологии проведения проектов реформирования ДЗО. В ходе дискуссий предлагались различные варианты - от предоставления полной свободы принятия решений в регионах до создания подробных стандартных проектов в головной компании. В итоге мы нашли "золотую середину" сформулировали это в программе, зафиксированной в приказе Председателя Правления "О мерах по реформированию" от 17.10.01 г. Эту технологию я назвал бы регулируемой демократией.

В рамках программы создан Проектный комитет по вопросам реформирования региональных АО-энерго под руководством А.Б. Чубайса, в комитет включены представители ведущих проектных групп по направлениям реформирования холдинга. В течение месяца регламент и методология приема и обработки проектов реформирования будет доработана и с 16 ноября начнется собственно прием заявок от дочерних обществ и других заинтересованных сторон.

На основе правительственных требований были сформулированы некоторые ограничения и требования к реформированию ДЗО, в соответствии с которыми до 31.03.02г. региональные АО-энерго должны подготовить и представить для рассмотрения "индивидуальные" проекты реструктуризации. Предусмотрена также возможность "принудительного" реформирования для тех ДЗО, которые не предоставят в указанные сроки своих проектов, то есть мы будем вынуждены сами спланировать эти проекты и организовать их реализацию. Все проекты после рассмотрения их комитетом должны быть представлены Совету директоров для окончательного утверждения.

Вы сказали о требованиях к реформированию ДЗО, заложенных в Постановлении Правительства. Перечислите их, пожалуйста.

- Наиболее приоритетное требование - это разделение потенциально конкурентной и монопольной деятельности ДЗО, то есть выделение сетевой компоненты, и создание электросетевых компаний на территории регионов, гарантирующих недискриминационный доступ всех производителей и потребителей энергии. Нужно отметить, что рассматривается возможность объединения сетей холдинга и муниципальных, создание единых электросетевых комплексов.

Следующее требование - выделение магистральных сетей и передача их в собственность Федеральной сетевой компании. Так как в настоящее время в Правительстве еще только обсуждаются критерии магистральных сетей, эта задача реализуется сейчас через регистрацию имущественных комплексов ДЗО.

Еще одной задачей, которую ставит правительство, является создание оптовых генерирующих компаний. В настоящее время разрабатываются критерии и принципы создания таких компаний, причем ключевым требованием является обеспечение фактора конкурентности создаваемых генерирующих компаний. Базой для формирования этих компаний станут наши оптовые федеральные станции.

Правительственная программа задает требование межрегионального укрупнения АО-энерго. После выделения региональной сетевой компоненты АО-энерго могут объединяться по видам деятельности в более крупные, межрегиональные комплексы. Так, представляется целесообразным объединение тепловой генерации по пяти субъектам федерации. Также существует возможность создания межрегиональных сетевых и оптовых компаний.

Еще одно требование, связанное с реформой ДЗО - создание сбытовых компаний. Этот процесс предусмотрен в программе действий, разрабатывается нормативно-правовая база.

Какова позиция РАО "ЕЭС России" в отношении требований к трансформации ДЗО?

- Главной задачей, базовым идеологическим требованием при реализации трансформирования ДЗО мы видим создание "живых", конкурентоспособных субъектов рынка, при этом важнейшим условием является безопасность перехода к рынку. Реформа должна происходить при свете и тепле, поэтому мы будем учитывать и предусматривать все возможные риски. Кроме того, все процессы реализации программы реформирования ДЗО должны быть максимально прозрачными и разъясненными для акционеров и общественности.

Как будет происходить реформирование "независимых" АО-энерго?

- Разработанная нами технология трансформации АО-энерго относится только к нашим дочерним обществам. Такие энергосистемы, как "Иркутскэнерго", например, будут разрабатывать собственные схемы перехода к рынку. Мы готовы поддерживать рабочие контакты с представителями "независимых" АО-энерго и принимать необходимое участие в выработке технологий реструктуризации, если оно окажется нужным.

Какие проекты реформирования ДЗО рассматриваются сейчас менеджментом холдинга как "пилотные"? Будут ли они рассматриваться как образец для других ДЗО?

- По сути, речь идет о любых первых пяти проектах, которые будут внесены для рассмотрения в Проектный Комитет. Хотелось бы подчеркнуть, что эти проекты не будут рассматриваться как типовые для других ДЗО. На них будет отрабатываться, скорее, процедура рассмотрения проектов. Сейчас у нас есть порядка 15-ти проектов разной степени готовности, разработанных региональными АО-энерго.

Хотелось бы еще раз вернуться к вопросу, обозначенному в начале интервью. Как Вы считаете, те события, которые произошли за последние четыре месяца, и в частности, инициативность регионов, не окажут негативного влияния на процесс реформирования электроэнергетики. Иными словами, не слишком ли быстро стартовала реформа?

- Те темпы, которые сегодня задают все участники процесса реформирования, активность в дискуссиях, проявляемая заинтересованными сторонами, конкуренция за право участия в будущем рынке электроэнергии - все этого еще раз подтверждает актуальность начатых преобразований. Идет нормальный процесс: российское сообщество освободилось от предрассудков и бесплодных дискуссий, суть которых зачастую сводилась к выяснению, что первично: курица или яйцо. И начало не просто рассуждать, но и работать по существу вопроса. А это вселяет надежду, что реформирование энергетики станет реальным процессом, способствующим возрождению и развитию экономики России. Нужно действовать.

08.11.2001
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?081101sin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован