25 октября 2000
2098

Вячеслав Синюгин: `Обеспокоенность РАО по поводу состояния энергетики в правительстве воспринята`

Сейчас в министерствах и ведомствах идет работа над выполнением распоряжения премьера Михаила Касьянова No1072. Документ утвердил план действий правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы. Составной частью в этот план вошло реформирование естественных монополий, в том числе и электроэнергетики. Корреспондент "Энергии России" Михаил КЛАССОН попросил рассказать члена правления РАО "ЕЭС России" Вячеслава Синюгина о том, как намерения холдинга реструктурировать отрасль соотносятся с планами правительства.

* Прежде всего, хотел бы заметить, что обеспокоенность ситуацией в электроэнергетике, которую в начале года высказывало руководство РАО, в правительстве воспринята. Программа социально-экономических мер, утвержденная распоряжением No1072, как раз отмечает необходимость продолжения реструктуризации естественных монополий для повышения эффективности их деятельности и обеспечения воспроизводства основных фондов. Мы сейчас наблюдаем сложную ситуацию в "Газпроме", где инвестиционный процесс резко замедлился. Еще более критическая ситуация в электроэнергетике, где напрочь отсутствуют стимулы к воспроизводству.

- Почему нет этих стимулов?

*

Потому, что нынешняя система государственного регулирования сектора ориентирована на краткосрочную выгоду для потребителя. Тарифы для населения, ряда других потребителей все десять лет перехода к рыночной экономике искусственно занижались. Поэтому ограничены инвестиции в воспроизводство основных фондов. Эти фонды в электроэнергетике были созданы во времена плановой экономики, и многими сейчас воспринимаются как "упавшие с неба". Однако теперь за любое новое строительство надо платить.
Государство честно заявляет, что бюджетных средств на воспроизводство основных фондов в электроэнергетике не хватает. Поэтому необходимо привлекать частных инвесторов, обеспечивать им прибыль на вложенный капитал. Сегодня и бюджетных, и корпоративных средств с трудом хватает на реализацию крупных, но точечных проектов. Как, например, на завершение строительства Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге. После которого всем миром надо "навалиться" на достройку Бурейской ГЭС. Но и Северо-Западная и Бурейская ГЭС это всего лишь сотни, тысячи мегаватт мощности - в то время как в стране ежегодно необходимо вводить десятки тысяч. В противном случае, простите за метафору, нам действительно придется жить при свечках.

- Насколько надо увеличить тариф, чтобы в нем появилась полноценная инвестиционная составляющая?

* С учетом капиталоемкости сектора и при условии, что все инвестиционные средства будут получены за счет тарифа, он может возрасти в несколько раз. Естественно это негативным образом отразится на простых потребителях, населении. Поэтому надо искать баланс между участием потребителя и тех же потенциальных инвесторов (государства, частных фирм). Повышение тарифа, конечно же, не должно погубить потребителя.

- В каком объеме инвестиций нуждается электроэнергетика?

* Наши подсчеты, а также анализ академических и отраслевых институтов показывают, что за 10 лет (2001-2010 годы) необходимо привлечь, как минимум, 30-40 млрд. долл. Сегодня инвестиции в электроэнергетике находятся на уровне 700-800 млн. долларов в год.

- А что требует от вас распоряжение No1072, подписанное премьер-министром летом этого года?

* Прежде всего, необходимо решить финансово-экономические задачи, кроме того, развивать рынок электроэнергии, совершенствовать нормативно-законодательную базу. Финансово-экономические задачи направлены на искоренение неплатежей, перекрестного субсидирования. Менеджеры РАО неоднократно заявляли, что на подготовительном этапе реформирования надо оздоровить сектор: добиться, прежде всего, от потребителей оплаты деньгами на уровне 85-90%. Необходимо также обеспечить организационно-финансовую прозрачность деятельности предприятий электроэнергетики. К финансово-экономическим задачам относится и создание условий для установления экономически обоснованных тарифов. Пока АО-энерго не могут из-за этого перейти к нормальному хозяйствованию. В РАО работает соответствующая группа специалистов. Но эта деятельность касается только сферы тарифного регулирования, которое сегодня зависит от решений Федеральной энергетической комиссии, а также региональных энергетических комиссий.

- Вам известны планы правительства по рассмотрению программы реструктуризации сектора?

* Насколько я знаю, на 30 ноября намечено рассмотреть Энергетическую стратегию России до 2020 года. Эта программа должна определить на перспективу темпы развития секторов ТЭКа, соотношение добычи нефти, газа, угля, выработки электроэнергии на разных видах топлива. "ЕЭС России" тоже вносило свои предложения, и скоро проект Энергетической стратегии, после согласования в ведомствах, поступит в правительство. Следующий шаг - рассмотрение правительством планов реформирования электроэнергетического сектора. Произойдет это возможно в декабре. Если правительство примет решение, то в начале 2001 года удастся утвердить и внутрикорпоративный документ, уже как программу действий РАО.

- Будут ли менеджеры "ЕЭС России" участвовать в декабрьском заседании правительства по рассмотрению программы реформирования электроэнергетики?

* Да, конечно. Мы будем предлагать свое видение осуществления реформы в электроэнергетике. В частности, по развитию рынка электроэнергии. Кроме того, надо определить участие субъектов РФ, правительства, законодателей в реформировании энергетики. Ведь надо принять целый ряд законов и подзаконных актов. Таким образом, правительству предстоит в декабре выработать важное и взвешенное решение.


25.10.2000
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/25-2000/show.cgi?sinugin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован