10 марта 2002
3008

Вячеслав Синюгин: Реформирование электроэнергетики в 2002 году

Вступая в 2002 год, мы определили для себя три направления и, соответственно, три блока задач по реализации реформирования РАО "ЕЭС России".

Первое направление - это подготовка законодательства и нормативной базы реформирования. В этом году Правительство РФ разработало и внесло на рассмотрение в Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующих ход реформирования электроэнергетики, а также функционирование отрасли в том виде, который она примет по окончании реформ. РАО "ЕЭС России" выступало в качестве эксперта при подготовке законопроектов, мощная группа специалистов активно работала с правительственной командой. Безусловным достижением стало принятие этого пакета законопроектов Государственной Думой в первом чтении. Таким образом, основные положения реформирования, утверждённые Правительством в 2001 году знаменитым Постановлением No526 - либерализация электроэнергетического сектора, реструктуризация РАО "ЕЭС России" и дочерних компаний, новая система регулирования отрасли - были поддержаны депутатами Думы. Кроме того, весной было выпущено постановление Правительства о ценообразовании, которое содержит ряд совершенно новых положений, в том числе кардинальное положение о том, что в тарифы должна быть включена цена на вложенный капитал. Переход к тарифам, обеспечивающим возврат вложенного капитала, является принципиальной точкой на пути к повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

В целом можно отметить, что Правительство сегодня настроено на проведение реформы. В ряде случаев министры демонстрируют даже более либеральную позицию, чем реформаторы от РАО "ЕЭС России" - например, это касается функции гарантирующего поставщика - по мнению представителей Правительства, она должна быть возложена на сбытовую, а не распределительную компанию.

Второе направление реализации реформы - формирование инфраструктуры конкурентного оптового рынка электроэнергии. Этот год стал годом становления Администратора торговой системы. Мы являлись одним из самых активных участников формирования этой системы. На сегодня Наблюдательным советом АТС согласованы и утверждены базовые принципы финансовых расчетов сектора свободного рынка электроэнергии, разработана модель переходного рынка и осуществлен запуск имитационных торгов в секторе 5-15%. Что предельно важно, удалось установить конструктивный диалог с крупнейшими потребителями и независимыми производителями электроэнергии. Сейчас мы идём по пути к созданию единой торговой площадки, где будет функционировать и регулируемый, и свободный секторы рынка: в РАО "ЕЭС России" принято и уже практически реализовано решение о передаче ЗАО ЦДР ФОРЭМ в АТС.

Наконец, третье - собственно реструктуризация РАО "ЕЭС России" и дочерних компаний. В этом году созданы Федеральная сетевая компания и Системный оператор. Сейчас это юридические лица со всеми соответствующими атрибутами. Это имеет принципиальное значение в свете формирования новых, цивилизованных принципов тарифообразования. Так, абонентная плата, которую ряд потребителей воспринимали как некоторый налог на рынок, раскладывается на понятные потребителю составляющие. Это сетевой тариф, который предполагается ввести в действие с 1 января 2003 года и который будет обеспечивать функционирование Федеральной сетевой компании. Это диспетчерский тариф - источник для работы Системного оператора. Отмечу, что формирование прозрачной структуры и вертикали диспетчерского управления крайне необходимо для обеспечения стабильного перехода к рынку.

Кроме того, сегодня ведётся активная работа по созданию управляющей компании Волжский гидроэнергетический каскад - фактически, первый опыт формирования оптово-генерирующей компании.

В отношении реструктуризации АО-энерго, в 2002 году мы были сосредоточены преимущественно на доработке методологических принципов реформирования региональных энергосистем, анализировали опыт, приобретённый в ходе реализации пилотных проектов.

Помимо обозначенных выше трёх генеральных направлений реализации реформы РАО "ЕЭС России", в 2002 году мы были сосредоточены на выработке механизмов согласования проектов реформирования со всеми заинтересованными сторонами, но прежде всего с миноритарными акционерами компании и представителями региональных органов власти.

При всей сложности и напряженности переговорного процесса с миноритарными акционерами - с помощью наших консультантов Альфа-банком и компанией Меррил Линч - нам удалось выйти на согласованные решения по реструктуризации компании. Эти решения будут отражены в программе "3+3". По результатам многочисленных встреч с минаритарными акционерами, проведенных в последнее время топ-менеджерами компании, можно сказать, что программа реформирования нашла понимание и поддержку среди большинства акционеров компании. Наши акционеры поверили в то, что в результате прозрачной, проводимой максимально открыто реформы электроэнергетики, стоимость сектора вырастет на порядок, и это имеет принципиальное значение.

В течение уходящего года было много сделано для того, чтобы обеспечить акционерам возможность лучше контролировать сделки с собственностью. Я имею в виду, прежде всего, выстраивание вертикали корпоративного управления на уровне дочерних и внучатых компаний.

Мы преодолели сложную ситуацию на фондовом рынке - когда курс акций существенно снизился в результате неопределённости, которая возникла на фоне переноса первого чтения законопроектов с начала лета на осень. Но теперь, после первого чтения, мы наблюдаем кардинальное изменение тенденции на рынке: курс акций резко пошел вверх.

Как уже было отмечено, еще одна важная аудитория, с которой мы взаимодействовали в этом году - губернаторы. В течение года была выстроена система согласования интересов, работающая с помощью заместителей председателя правления компании. По подавляющему числу регионов мы вышли на обоюдное понимание и подписание договоров о взаимодействии. Я даже не могу назвать примеров, когда нам не удалось бы договориться.

Теперь о задачах, которые мы ставим перед собой в канун наступающего 2003 года.

Во-первых, мы планируем получить оформленное законодательное решение по реформированию электроэнергетики, я имею в виду окончательно принятый пакет законов о реформе.

Во-вторых, мы предполагаем вынести на обсуждение Советом директоров корпоративную стратегию компании, условно называемую "3+3". Предполагаем - потому что ее окончательное содержание безусловно зависит от принятия пакета законов.

В-третьих, мы ставим перед собой задачу перейти в секторе 5-15% от имитационных торгов к реальным.

В-четвёртых, мы планируем приступить к реализации проектов реструктуризации АО-энерго.

Наконец, мы надеемся выйти на конкретные договоренности со стратегическими инвесторами - основа для этого была заложена в ходе состоявшегося диалога с крупнейшими европейскими и американскими энергетическими компаниями.

Мы рассчитываем, что все наши планы будут осуществлены на фоне открытого и доверительного диалога со всеми заинтересованными лицами, чьё понимание и поддержка обеспечат эффективную реализацию уникального по масштабности и значимости проекта реформирования электроэнергетики Российской Федерации.

10.03.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/103-2002/show.cgi?Reforma.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован