02 апреля 2002
2563

Вячеслав Синюгин: `Самое простое решение - продать федеральную сетевую компанию государству за деньги. Но где их взять?`

В РАО "ЕЭС России" уверяют, что эту проблему удалось решить, "корректно, не входя в режим национализации"

Реформирование РАО "ЕЭС России" снова оказалось в центре внимания, что, впрочем, вполне понятно. Реформа из стадии разработки проектов перешла в самую конфликтную фазу, когда речь идет о реальном и вполне конкретном переделе собственности. Основные дискуссии разворачиваются сегодня вокруг Федеральной сетевой компании. Принципы перевода сетевых активов из РАО в ФСК подверглись острой критике со стороны замминистра энергетики Виктора Кудрявого и юристов Главного правового управления президента. 3 апреля совет директоров энергохолдинга должен принять окончательное решение о том, как будет создаваться ФСК. Ситуацию Стране.Ru прокомментировал заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин.

Член совета директоров РАО "ЕЭС", замминистра энергетики Виктор Кудрявый три недели назад приостановил создание ФСК, проголосовав против ее учреждения. А в конце прошлой недели Главное правовое управление президента потребовало от Минэкономразвития изменить принцип создания ФСК (МЭРТ - разработчик законопроекта "Об энергетике"). Кремлевские юристы опасаются, что у государства не окажется денег для того, чтобы выкупить у РАО "ЕЭС" контрольный пакет акций ФСК, которая учреждается как стопроцентная "дочка" энергомонополиста.

- Что произойдет, если правительство согласится с замечаниями ГПУ? Не будет ли приостановлена и скорректирована реформа электроэнергетики?

- Я никакого трагизма не вижу. Идет переписка между двумя ведомствами: Главное правовое управление направило в Минэкономразвития свои предложения и замечания. Они обсуждались на комиссии по реформированию электроэнергетики при правительстве, и по каждому из замечаний были приняты решения. Во вторник Минэкономразвития должно было внести в правительство доработанный текст законопроекта. Часть замечаний планировалось учесть. Часть разногласий останется.

- А может ли быть изменен принцип создания ФСК?

- Вряд ли. Самое простое решение - какое? Продать акции ФСК государству за деньги. Но тут встал вопрос - а где их взять? Нам сказали: рассмотрите другие варианты, как без денег решить эту проблему, но сделать это надо корректно, не входя в режим национализации. Вот мы и предлагаем свои варианты. Нам надо решить две проблемы - передать в управление, а затем в собственность ФСК магистральные сети из АО-энерго и сохранить управляемость магистральными сетями.

- Какие предлагаются варианты?

- Рассматривается несколько вариантов. Один из них предполагает создание дочерних компаний на базе магистральных сетей АО-энерго, в том числе и на межрегиональной основе. Региональные энергетические компании учреждают межрегиональную магистральную сетевую компанию, активы которой затем переходят в управление ФСК. Таким образом, Федеральная сетевая компания будет представлять собой холдинговую структуру.

- А почему сразу магистральные сети не передаются в ФСК?

- В этом случае мы не сможем обеспечить стопроцентное участие РАО "ЕЭС" в ФСК и, соответственно, в 2004 году - передать государству контрольный пакет акций. Ведь посмотрите, миноритарные акционеры настаивают на том, чтобы иметь во вновь создаваемых компаниях долю, пропорциональную их участию в АО-энерго. И если мы будем делить акции ФСК пропорционально между всеми акционерами, то доля РАО "ЕЭС" уменьшится до 50%, и государству мы сможем передать только 25% акций и не сможем сохранить контрольный пакет в сетевой компании. Государство сегодня удерживает управляемость всей системой за счет холдинговой схемы.

- Такой сложный ход позволит сохранить стопроцентное участие РАО "ЕЭС" в ФСК?

- Да, позволит, и, во-вторых, мы сохраним управляемость магистральными сетями. Посмотрите, что получается: несколько АО-энерго учреждают одну межрегиональную магистральную компанию, акции затем распределяются между акционерами региональных энергокомпаний, пропорционально их доле. В результате этой операции РАО получает как минимум 49% акций в этих региональных компаниях магистральных сетей. И затем, на третьем этапе вносит их в уставный капитал ФСК. Таким образом, в ФСК будет единственный акционер под названием РАО "ЕЭС", и в результате мы получаем холдинговую структуру с магистральными сетями, которые находятся на балансе РАО "ЕЭС" и АО-энерго.

- 31 марта закончился прием заявок от АО-энерго. Сколько было подано заявок, сколько рассмотрено?

- Было подано 50 проектов реформирования, охватывающих 62 энергосистемы. Из этих заявок около 40 проектов предусматривает базовый вариант реформирования, который был принят советом директоров РАО "ЕЭС" 6 марта. 5 апреля на всероссийском заседании в Сочи мы будем подводить итоги.

- Какие претензии возникали у миноритарных акционеров к разработчикам проектов реформирования?

- Миноритарных акционеров не устраивала схема распределения акций в связи с созданием холдингов. Эта системная претензия была удовлетворена решением совета директоров от 6 марта. Тогда мы вышли на вариант пропорционального разделения акций и, соответственно, участия миноритарных акционеров во всех пакетах во вновь создаваемых обществах. Кроме того, миноритарные акционеры просят разрешить интеграцию по видам деятельности на втором, а не третьем этапе. Это связано, в частности, с привлечением инвестиций. Мы решили и эту проблему. Мы сейчас завершили подготовительный этап разработки проектов реформирования. В апреле переходим на новую фазу - принятие решений в реализации первого этапа реформирования АО-энерго.

02.04.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?020402sin.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован